Славянские обрядовые правила и действия. Обряд крещения ребёнка

Все те, кто знаком с моей страничкой в инстаграм или читает мой сайт-блог www.eniopsiholog.net поняли, что я являюсь изучателем и пропагандистом обрядовой культуры наших предков. Я православная христианка, но это не мешает мне любить, ценить и использовать в своей работе наследие наших предков-язычников и христианское славянское обрядовое наследие. Сегодня будете читать интересную, как мне кажется, и полезную, безусловно, информацию об обрядовом (ритуальном) действии. Многое и в нашем бушующем, динамичном мире, имеет свои ритуалы, выстраиваемые и придумываемые режиссерами мероприятий согласно традиций, принятых в культуре и в верованиях той страны, где они проходят. Например: коронация правителя страны, инагурация президента, сватовство, свадьба, крещение, похороны и прочие важные мероприятия в круге жизни человека, народа, нации, государства. Обряд - это, как правило, многосоставное действо, имеющее исторические корни и сложную структуру. Обряд может быть: ритуально-обрядовым мероприятием, мифо-ритуальным комплексом, фольклорно-этнографическим или религиозным действом. Во время проведения ритуала всегда учитываются такие составляющие, как: время и место действия; главные участники обряда; ритуальные атрибуты; обрядовые условности (действия, одежда, еда, погода, фаза луны, день недели, время суток, ключевые обрядово-магические слова). Обряд всегда жёстко регламентирован и не допускает ни малейших отступлений, искажений, неточностей и произвольного толкования. Любой обряд, ритуал – это особая конструкция, это объединение, переплетение энергий, сил, пожеланий. Обряд - это мир заповедей наших предков, рассыпанный в тех золотых правилах традиций, о которых говорят, что это многовековой опыт активного, взаимоуважительного диалога человека с Природой: с Солнцем, Луной, звёздами, миром животных, растений, земли с животворящими источниками, с целебными травами, кореньями, со священными местами нашей Родины. Этот многовековой диалог сформировал наш менталитет, предопределил наше мироощущение, оказал безусловное генетическое влияние на наше современное восприятие мира. В соблюдении тех или иных правил, ритуалов, обрядов и проявляется наша самобытность и неповторимость, как нации. Тот, кто положительно воспринимает и по достоинству оценивает духовное наследие предков и продолжает соблюдать традиции своего народа, тот почитает Божественный промысел того, что было создано руками его далёких прадедов. А за этим, я уверена, стоит семейное благополучие, плодотворность профессиональной деятельности, наше благосостояние и, самое важное, - здоровье. Вот почему я сегодня решила написать про важность в нашей современной жизни соблюдения традиций, обрядов, ритуальных действий, наработанных опытом наших предков. Каждый обряд является символом творения. Каждый обряд - это действо, необходимое для того, чтобы на очередном витке нашей жизни (новый календарный год, появление на свет нового человека, создание семьи, или уход из жизни человека и т.п.), повторилось всё то, что когда-то уже было совершено богами в нашей этнической группе.


По древним представлениям наших предков, у истоков создания мира стоял его Творец – Бог. У древних язычников было много богов и каждый из них «отвечал» за создание, поддержание и хорошее, достойное существование своих сфер жизнедеятельности человека. Самым главным богом считали Сворога. Власть на земле Сварог отдал Перуну, которому во всём противостоял бог-покровитель животного мира Велес. Боги учили людей соблюдать установленный единожды порядок. Наши предки действовали в строгом соблюдении правил, которые даны были им богами. Предки верили, что мир будет существовать до тех пор, пока последующие поколения будут свято соблюдать традиции. Богу всегда противостоял Чёрт, который, с помощью совращения людей, старался разрушить этот Божий миропорядок и вернуть мир в хаос.


Восточные славяне относились ко времени как живому организму, который имеет благоприятные и не очень периоды. Народный календарь не просто структурировал их хозяйственно-бытовую деятельность, но и определял дни проведения всевозможных праздников. Главным ритмообразующим фактором естественно было движение Солнца, которое и поспособствовало возникновению календаря. Особым статусом в течение года наделялись дни зимнего и летнего солнцестояния, весеннего и осеннего равноденствия. В сутках значимы были – восход и заход солнца, а так же полдень и полночь. По значимости, следующим ритмообразующим фактором являлась Луна, то есть её четыре фазы. Приоритетным было время первой фазы – «растущая» Луна и полнолуние. Наши предки воздерживались начинать новое и перспективное дело в фазе «убывающей» Луны. Новолуние – это особое время, когда Луна отсутствует на небе. Это время запретов, так как «пустота» Луны повториться и в земных делах.


С появлением христианства на хронологию событий у славян стало влиять христианское времяисчисление, в основу которого, кроме ритмов влияния Солнца и Луны, положены события из земной жизни Иисуса Христа и Богородицы, его матери. Поэтому, параллельно с празднованием языческих, народных праздников (Коляды, Громницы, Масленица, Купалье, Богач, Бабьи каши и других) славяне начали отмечать праздники христианские (Рождество Христово, Крещение, Сретенье, Ивана Купала – рождество Иоанна Крестителя, Рождество и Успение Богородицы и другие). Очень большое влияние на хозяйственно-бытовую и нравственную деятельность наших предков оказывали посты и постные дни. В это время запрещается заниматься зачатием детей (вообще сексом) и проводить свадьбы. Наибольшее влияние оказала христианская Пасхалия, которая подчинила себе весь цикл весенних важных праздников. Так празднование и проводы Масленицы заканчиваются за семь недель до Пасхи, а Троицу празднуем после Пасхи через семь недель.


Важнейшее место в традициях наших предков занимали ритуалы похоронно-поминальной обрядности, так называемый ритм 0-3-9-40-1 год. Этот ритм чётко просматривается и в структуре православной Пасхалии: Пасха празднуется 3 дня, Радуница всегда отмечается на 9-ый день после Воскрешения Христа – во вторник, а Вознесение Христа празднуют в четверг на 6-ой неделе от Пасхи, а это 40-ой день.


Оказывает на деятельность человека и ритуальность семидневной структуры недели. Понедельник – день «тяжёлый». Вторник и особенно четверг – это дни для успешных начинаний. Среда и пятница – это дни постные, дни воздержания, аскета. Суббота – это день почитания предков. Воскресенье – это святой день, Божий день, самый счастливый день на неделе.


В центре всех обрядовых событий всегда оказывается человек. Логично, что за набирающим силу Солнцем в круговорот событий включались представители того поколения, которое в социальной жизни выходило на первый план. Например: развитие календарного года и жизненного круга женщины, начинается от её рождения, взросления – это весна, середина жизни – это лето и заканчивается старостью – это осень, а смерть – это зима. Так, у наших предков, в очередном годовом цикле каждой возрастной категории членов семьи была отведена своя, иногда решающая, роль. Вот, например, на Коляды – праздник, отмечаемый в дни зимнего солнцестояния, всегда по домам ходили ряженые – колядники. Эту роль играли дети и подростки. Их маски, одежда и песни свидетельствовали, что в деревню пришли духи предков с вестью о рождении нового Солнца. А представители старшего поколения - деды и бабки, в праздник Каляда объединяли в пары молодёжь предсвадебного возраста, этот ритуал называли «Женитьба Терешки». Затем следовал период «Мясоедных» свадеб, когда в дни празднования Масленицы, изготавливали соломенные чучела «деда» и «бабы», которые принято было хоронить за околицей или уничтожить как то по-другому. А девушкам репродуктивного возраста в это время необходимо было совершать обход деревни с благодарными словами тем парням, которые создали семью. Этот ритуал должен был способствовать продолжению рода. А в дни празднования Пасхи был другой обычай обходить деревню. Совершали этот обход волочебники – это были старцы, которые волокли по земле мешок с подарками. То есть, своим действием они передавали земле, людям силу продолжения жизни, силу плодородия. Затем, опять на первый план выходила молодёжь, которая уже была готова создать семью. На Сёмуху юноши и девушки проводили обряд кумления – переход к брачному периоду, начало которого совпадает с окончанием сбора нового урожая.


В обрядах семейно-родового характера – родины, крестины, тоже были свои ведущие персонажи: роженица, новорожденный, бабка-повитуха, кумовья – крёстные родители. Особо надо отметить свадебные обряды. В них участвовало большое количество людей - родственников, друзей, соседей с обеих сторон: жених, невеста, их родители, сваты, крёстные родители, посажённые родители, шафер и шаферка, гости, музыканты, заводило (тамада). Каждый знал свою, традиционную роль и исправно её исполнял. Точно так же строго проводились и похороны. При проведении обряда похорон учитывался целый ряд обстоятельств: степень родства, возраст, положение в обществе, семейное состояние, даже беременность. Но, всегда был круг людей, которых традиционно «исключали» из ритуальных действий (это большая и интересная тема для отдельной статьи). Для примера: близкие родственники не имели право обмывать умершего; если мать жениха или невесты была вдова, то она не провожала молодую пару под венец.


Всегда нашими предками выбиралось обрядовое место. Это могло быть открытое пространство (поле, луг, самое высокое место). Это мог быть предмет, наделяемый сакральной силой - столетний дуб, камень-валун, печь и т.п. Часто для обряда выбирают так называемые пограничные зоны: порог дома, красный угол, чердак, крыша, погреб, перекрёсток, баня, хлев, гумно. Обряды могли носить ситуационный характер, то есть обряд по случаю, например: первое купание ребёнка, первый постриг ребёнка, ритуал, чтобы остановить пожар, ритуал переодевания покойника и т.д. у наших предков одним из самых распространённых обрядовых действий можно считать – это обходы. Обходы совершали с целью защиты, например, чтобы защитить на зимний период деревню от духов холода и тьмы, девять женщин выполняли ритуал опахивания – обходили с плугом вокруг деревни. Ритуал обхода совершали, когда хотели этим действием положить конец чему-либо, «закрыть» какой-то период жизни. Обходом как бы открывали перспективу развития на новом этапе. Например: перед венчанием отец невесты трижды обводил свою дочь вокруг стола, тем самым давая осознать ей и всем присутствующим, что она прощается со своим домом. Или ещё пример: перед обрядом крещения, крёстные родители должны трижды обнести младенца вокруг стола.


Существует много обрядов, проведение которых будет символизировать разрушение связи с прошлой жизнью. Обряд сжигания: Масленица, костёр на Купалье и т.п. Обряд разбивания предметов: молодые, во время их встречи родителями на пороге дома, разбивали о порог свои пустые чарки; если оказывалось, что невеста не была девственницей, родственники жениха в доме родителей невесты устраивали погром; на крестинах крёстный отец должен был выкупить горшок с бабиной кашей и разбить его о стол. Существуют ритуалы переворачивания предметов, например: табуретки на которых стоял гроб с умершим человеком, нужно было тут же, после выноса тела из дома, перевернуть; на поминках всегда пьют три рюмки и затем их следует перевернуть. Есть обряды, направленные на продуцирование, например: перед венчанием родители обходили свадебный кортеж и обсыпали его зерном жита; перед купанием новорожденного ребёнка в купель обязательно клали несколько зёрен жита, чтобы род продолжался; в утреннюю воду для умывания принято было класть праздничные атрибуты - серебряную монету или пасхальное яйцо, для крепкого здоровья. Многие обряды, ритуалы кажутся нам, современным прагматикам, очень наивными, нелепыми, глупыми, но наши предки свято верили в них, выполняли согласно точного предписания, касающегося времени и места действия. Обряды были очень сильной частью их жизни. Вот как раз, вера в силу обряда и в его результат, часто нашим предкам помогала, спасала, выручала, давала надежду. Так как я почти тридцать лет работаю с обрядами, ритуалами, древними практиками, то давно убедилась в том, что наши предки возможно и были простодушны и доверчивы, но они не были бураками, и оставили нам в наследство очень много полезного через обрядово-ритуальные действия.
В структуре обрядового священнодействия важное место занимает ритуальное слово. Главная роль обрядового, заговорного слова и в давние времена и сегодня – это магическое воздействие на сознание человека вербальными, значит наиболее понятными средствами, с целью достижения желаемого результата. Обрядовое слово может быть в виде архаического мифа, обрядового сказания, сказки или загадки, в виде стиха, речёвки, притчи, заговора, поговорки, заклинания и даже проклятия. Однако главенствующая роль отдана была обрядовой песне, что и повлекло за собой образование пословицы: «Из песни слов не выкинешь». И истории известно, что сначала главным был сам обряд, потом добавилось к нему слово, а уже позже слово стало одной из главных составляющих обряда, а ещё позже обрядовое слово стало выполнять самостоятельную магическую функцию. Вот почему в сказках произносят сакральные, волшебные слова типа: «Сим-салабим», «Тох, тиби-тох», «По щучьему велению, по моему хотению» (вспомнила только эти!) и что то волшебное, загаданное происходит.


В статьях на моем сайт-блог www.eniopsiholog.net я стараюсь предоставить для читателя значительное количество слов-оберегов, исцеляющих ритуалов, профилактических и защитных заговоров, молитв о помощи в лечении недугов, защите о порчи, от зависти и злобы. Используйте их только во благо. Всё доброе многократно умноженное, вернётся вам признанием, любовью и добром от людей.


Вот и сейчас в конце статьи тоже даю вам, мои дорогие читатели, полезную информацию. Обряд крещения младенца. Регламентирующие поведение моменты для этого обряда:
- крестить ребёнка желательно в воскресенье – самый светлый, самый святой день недели. Можно крестить в день годового церковного праздника, кроме праздников связанных со смертью, например Успение Богородицы.
- Близнецов и двойняшек крестят в разные дни, каждому малышу выбирают своих крёстных родителей. Первым крестят того, кто родился «вторым» и лишь через неделю следует крестить того, кто родился «первым».
- Выбирать день крещения ребёнка, учитывая положительный период роста Луны (“маладзік”). Запретом в народной традиции для обряда крещения считается день 13 февраля.
- Чтобы не навредить самому себе – не «передать» собственное счастье супружества следуйте золотому правилу народной традиции: женщина (девушка) может покрестить первым только мальчика; мужчина (юноша) первым должен покрестить девочку.
- В крёстные родители никогда не брали: - беременных женщин, - женщин на протяжении 40 дней после родов, - тех, кто овдовел или после развода, - тех, кому за сорок лет и он(она) не создала семью или не имеют детей, - тех, чьи имена совпадают с именами родителей ребенка, - тех, кто похоронил своих детей, - тех, у кого умер крестник.
- Если в семье ранее умирали дети, по разным причинам (“не гадуюцца”), так говорят в Беларуси. То в крёстные принято было приглашать: - брата или сестру отца или матери ребёнка, - если таких людей нет, то брали «стрэчных», то есть первых встречных людей, первого, кого встречали на улице. Очень удачным считалось взять в крёстные старого мужчину.
- Если девушка «засиделась в девках», то изменить свою судьбу она могла став крёстной незаконнорожденного ребёнка – как только мальчик начинал ходить, она выйдет замуж.
- Не имея веских причин отказываться от кумовства нельзя.
- В день крещения ребёнка нельзя заниматься грязной работой по дому, в огороде, забивать скот, рубить дрова, стирать, шить, вязать, прясть и т.п.
- Нельзя сориться с родственниками в день крестин.
- В день крестин следует угощать людей пирогами, подавать милостыню, жертвовать деньги на храм, тогда малыш будет счастлив, удачлив и богат. Перед выходом в церковь стоит пересчитать дома все деньги, какие есть.
- Перед тем как ехать в церковь, ребёночка купали, одевали во всё белое, перевязывали красным поясом-оберегом и трижды по солнцу (по часовой стрелке) обносили его вокруг стола. На столе лежали хлеб и соль. Потом ребёнка отдавали крёстным родителям со словами: «Бярыце нехрышчонае, а прывязіце пасвячонае”. Или так: “Даем вам народжаннае, а нам прынясіце хрышчонае”. Родители благословляли ребёнка хлебом-солью. Кум и кума целовали каравай и трижды кланялись родителям. Крёстные родители просили благословления у всех присутствующих в доме: «Бацькі, дзчцькі, цёткі, суседзі, благаславіце дзіця да Хрысту”. Кто-нибудь должен ответить: «Няхай яго Бог гадуе, шчасце, долю гатуе, бацьку і матке на пацеху і на паслугу”.
- Если в день крещения идет снег или дождь, то это хорошая примета.
- При крещении ребёнка кровные родители в храме не присутствовали. Крещение – это духовное рождение человека, поэтому они должны уступить своё место на время духовным родителям.
- Если во время обряда крещения погасла свеча – это считалось плохим знаком. После крещения, сразу крёстные родители должны купить сорок свечей и зажечь их около сорока икон святых, а дома после заката нужно умыть ребёнка наговоренной водой: «Иван-Креститель и Сам Иисус Христос. Спасите, сохраните и обороните. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Не дай, Господи, лампаде жизни угаснуть. Аминь. Аминь. Аминь».
- Крёстные родители должны приобрести для крестника «именную» икону – икону святого, в честь которого назвали ребёнка. Крёстные родители до конца своих дней моляться за своих крестников, а крестник обязан проводить в последний путь своих крёстных родителей.
- На праздничном столе основным блюдом считалась «Бабина каша». Каша – кутья – обязательная обрядовая еда. Кашу варила бабка-павитуха. Сегодня её роль может исполнить одна из бабушек ребёнка или самая старшая женщина в семье. Прежде чем поставить кашу на стол она просила за неё выкуп. Кашу выкупал крёстный отец. Затем он должен был так поставить горшок на стол, чтобы тот раскололся на несколько частей. После этого каждый из гостей должен попробовать эту сладкую, вкусную ритуальную кашу.
- Заканчивался обряд крестин обменом подарками между кумовьями и родителями крестника. А затем они троекратно целовались.


Еще больше интересной, полезной информации вы сможете найти в моих статьях на сайт-блоге www.eniopsiholog.net или узнать при нашей личной встрече на приёме у меня. Приходите, буду рада вам помочь.

Читайте также

Комментарии (0)

+375 29 689 46 47

Нужна помощь?

Оставьте заявку

прямо сейчас!