Макошино Полетье с 1 по 7 сентября - "старое бабье лето"

«Род создал Макошь-матушку - Мать-богиню, Судьбу неминучую. Она нити прядёт, в клубок сматывает, Не простые то нити - волшебные. Из тех нитей сплетается наша жизнь - От завязки-рожденья и до конца, До последней развязки и смерти. Даже боги пред ней преклоняются, Как и все, они подчиняются Тем неведомым нитям Макоши».


До начала сентября, то есть, с середины по конец августа - шло Ладино полетье (молодое Бабье лето). Макошино Полетье - это "старое бабье лето", череда Святодней, посвящённых Богине Макоши-Прародительнице. Это последние тёплые дни лета, отмечаемые с 1 по 7 сентября. Уже падают первые желтые листья с деревьев на пока ещё зеленую траву. Разнотравье сменяется яркими красками ягод и плодов, все больше охры в зелени листвы. Дни становятся короче, ночи холоднее, все чаще ранним утром туманы клубятся молочными реками по посеребрённой первым инеем, траве. Небо становиться необыкновенно синим на фоне огненно-жёлтых, богряно-вишнёвых, ярко рыжих листьев на деревьях. Летает лёгкая паутина и щекочет нос и щёки людям. Еще на деревне в домах не топят печь, но окна на ночь закрывают плотно. Закончилось лето, наступила послелетняя пора - осень и самое ее начало Макошино полетье. Обожаю осень! Полетье, послелетье - это время, когда летняя легкая нега уступает место мудрости, зрелости, это, по сути, наступающая старость, но не дряхлость! Просто – это неизбежное и красивое увядание Природы. Это время, когда накопленный жизненный опыт предков славян востребован множеством потомков у которых еще достаточно сил для многого. Уже собрана бОльшая часть урожая, прошли все спасы и возданы почести духам земли, которые помогали взращивать людям урожай, и наступает пора полетья - приходит время работы с родом. Но не работы в Нави, а воздаяние уважения старшей женщине в роду. Той, которая заботится о роде и опыт свой передает младшим поколениям в силу своего возраста, ума, опыта и авторитета. Это может быть просто любая бабушка, которую уважают, любят дети, и обожают внуки. А, может быть и ведьма, ведунья, что по праву своёй магической силы является главой рода, является хранительницей рода. Кстати, это время называют бабьим летом, ещё и потому, что наши предки именно в этот период выдавали замуж тех женщин, что уже были замужем, но остались одинокими по какой-либо причине. Неважно по какой – погиб муж, развелись, пропал кормилец без вести и так далее, но это те женщины, которые обязаны были продолжить тот род, что был уже начат. Это были именно те женщины, кому нужна поддержка для того, чтобы вырастить уже рожденных детей. Или те славянки, кто еще не родил, а род надо продолжать. Дети – это всегда и во все времена большая ценность для рода, каждый род дорожил ими и старался приумножить свою численность. Если рождаются дети – значит, продолжается род, значит, не угаснет, не сойдет на нет, а, и дальше будет продолжаться он из поколения в поколение. Если молодые девушки по весне замуж выходили, то в Ладино время, замуж шли женщины, уже побывавшие замужем, вторично создавали семью именно в сентябре, во время Макоши - хранительницы и защитницы рода. С полетья начиналось много праздников, именно женских праздников. В этот правий месяц собирались вместе все три ипостаси женщины. Это и Лада со свадьбами молодых девушек, когда готовились все к этой свадьбе - и приданное перебирали и опытом делились, чтобы на Радогощь (22 (24) сентября славяне празднуют великий праздник - Радогощъ, (Таусень), приуроченный к Осеннему равноденствию и праздник прославления Рода) сыграть красивые славянские свадьбы с обрядами. Это и Макошь с женской судьбой, когда замуж выходили женщины повторно не только для семейного счастья, а и ради того, чтобы род не угас и продолжился. Это и Мара-ведунья (её кличут и Мораной, и Мареной), как олицетворение мудрости, ведовста, старшинства в роду, опыта и авторитета.


Макошь в славянской мифологии богиня плодородия и судьбы (кош, кошт - судьба, слог "ма" обозначает слово "мать"). Макошь покровительствует женскому плодородию и урожайности, хозяйственности и достатку в доме. С 1 сентября начинались первые холода. Это день у наших предков был днём запашек (заделка в почву органических удобрений – это навоз, торф, компост, зеленые удобрения, и семян культурных растений. Все это прозывалось в народе «опахивания полей». Опахивания полей наши предки делали ещё и для ограждения их от нечисти. Макошь - Небесная Богородица, Богиня счастливого жребия. Вместе с дочерьми Долей и Недолей определяет Судьбы людей и Богов, плетя Нити Судьбы. Богиня-Покровительница ткачества и рукоделия. Славяно-Арийское название созвездия Большой Медведицы – Макошь, то есть Мать ковша. Макошь прядет Нить Жизни человека – а Доля и Недоля вносят свой соответствующий вклад. Удивительной особенностью мировоззрения наших предков славян было отсутствие понятия фатализма. Наши мудрые предки считали, что человек сам влияет на то, как складывается его жизнь. Считали, что в основе жизни лежит божественная нить Макоши, из которой день за днем каждый человек сплетает именно свое кружево. И, что, в конечном счете, он получит, зависит только от самого человека. День за днем, сутки за сутками мы сами плетем кружево нашей жизни. В старославянском языке мера времени «сутки» звучало как «соткать», что отражало отношение славян к жизни как к ткачеству. Жить – это значит ткать кружево своей жизни. У славян всегда были так называемые «нАузники» - это волхвы (славянские жрецы), которые, совершая обряд плетения веревочных нАуз (специальных обрядовых узлов). Эти магические узлы и могли повлиять на течение жизни человека. Макошь – это Первая изначальная Богиня у славян, которая, как гласят легенды, помогла Роду и Сварогу (Сварог Бог славян - Бог-Творец, Справедливый Судья, его также называют Отцом Небесным, он считается «Отцом Богов», мужской ипостасью Бога Рода) оживить Землю. Богиня Макошь во все времена была очень внимательной и заботливой Покровительницей ткачества и всевозможного рукоделия, а также следила за тем, чтобы на полях, где орачи (крестьяне) тяжело трудились, вырастал хороший урожай. К тем Родам из великой славянской Расы и ко всем потомкам Рода Небесного, которые не ленились, а трудились в полях, в садах и огородах усердно, Богиня Макошь посылала свою младшую Дочь - белокурую Богиню Долю. К тем же людям, кто нерадиво трудился на своих полях (неважно из какого он Рода), доставался плохой урожай. Поэтому славяне говорили, что «от Макоши Доля пришла урожай мерить» или «Макошь Недолю послала урожай метить». В дни почитания Макоши хорошо проводить обряды на добрую долю, на искупление долгов прошлой жизни, просить славной судьбы себе, детям и всем своим родичам.


Сохранилась в летописи старинная славянская молитва: " Государыня Макошь-Матушка! Мать Небесная, Богородица, сопряди для нас жизнь укладную, жизнь общинную, вельми славную. Правь Славляем Тя, Мать-Наставницу, добродетельну и старательну, ныне и присно, от Круга до Круга! Тако Бысть, тако Еси, Тако Буди! "
Славянская богиня Макошь может быть соотнесена с верованиями древних греков в прядильщиц судьбы - Мойр, а так же с германскими пряхами судьбы - Норнами и Фригг - женой Одина, прядущей на своём Колесе. У древних славян днем поминовения Макоши всегда считалась пятница. Некоторые летописные источники утверждают, что культ Макоши возник около 40 тысяч лет назад. Как я уже писала, в период Полетья чествовали женщин старшего поколения, ходили к ним в гости и одаривали подарками. С особым уважением относились к беременным женщинам, считалось, что они находятся под защитой у Богини Судьбы. Незамужние и бездетные приносили беременным гостинцы и говорили хорошие, тёплые слова им. Это было добрым знаком.


Макошь связана с Землёй (в этом её культ близок к культу Матери Сырой Земли) и Водой (которая здесь также выступает в роли материнской, жизнезарождающей среды). По сути, этот период с 1 по 7 сентября можно считать подготовкой к осеннему равноденствию, с которого и начиналось у славян новое Лето (новый год). Особое внимание наши предки в эту пору уделяли насекомым - вестникам Макоши: муравьям, пчелам и паукам. Если их видели в своем доме в это время, то это считалось знаком добрых изменений в судьбе. Пауков предки никогда не убивали, потому что можно было прогневать Великую Пряху. Их просто брали и аккуратно выносили на улицу. А вот мух и тараканов изгоняли. На этот день приходится удивительный славянский языческий обряд - похороны мух и тараканов. Молодые девушки хоронили в землю в гробиках из моркови или репы горсть тараканов или мух. Иногда это делалось с плачем и причитаниями. Происхождение этого обряда объясняется тем, что с наступлением осени насекомые эти сами гибли от холода. По своему содержанию обычай этот несколько напоминает древнее русское почитание Белбога, который был у наших предков славян, как древний Вельзевул - бог мух, но, в отличие от этого демона, относился к божествам добрым.


Каждая славянская женщина в полетье обязательно делала обряд вытягивания нити хорошей судьбы. Обряд этот состоял из двух частей. Славянка брала моток натуральных ниток темного цвета и перематывала из мотка нить в клубок с мольбой к богине Макошь изменить нить ее судьбы в лучшую сторону, и убрать из жизни весь негатив (одиночество, бездетность, болезни, неудачи, бедность) вместе с этой темной нитью. Сматывая клубок, следует говорить такие слова наговора: «Тёмную, чёрную нить тяну-вытягиваю, скручиваю-закручиваю, всё, что мне негоже проговорено, нитью этой замотаю, из судьбы своей убираю. Да будет так мо». Такой клубок можно было скрутить в течение трёх дней, а можно и быстрей. Затем клубок следовало обязательно сжечь и, поблагодарив богиню Макошь за помощь, сделать ей подношение, обычно это был моток ниток. Через несколько дней женщина должна взять моток светлой натуральной пряжи и перематать нить из мотка в клубок, прося у Макошь счастливой женской доли (любви, ласкового, работящего мужа, здоровых деток, достатка в доме, здоровья и красоты). Этот клубок из светлой пряжи следует скручивать с таким наговором: «Нить светлую сплетаю, мотаю, слова добрые в судьбу свою заплетаю, всё, что мною загадано нитью светлою свет в судьбу свою вплетаю. Тако Бысть, тако Еси, Тако Буди». После этого следует из клубков этой светлой пряжи обязательно связать себе что-либо и носить часто. Одно важное условие для этого ритуала – нить наговоренную светлую, следует связать всю, и её нельзя разрывать в процессе вязания. Макошь считается покровительницей рукоделия. У меня на сайте www.eniopsiholog.net есть статья посвящённая богине Макошь с более подробной информацией о ней. Помогают богине Макошь, как я уже писала ранее, её дочки Доля и Недоля, поэтому в период осеннего полетья принято было у наших предков изготавливать обереговых кукол – берегинь (на моём сайте есть статья о славянских Берегинях). Во время полетья по традиции славянской следует помогать каждой женщине. А самим женщинам следует просить у Макошь счастливой женской доли, без одиночества, без бездетности, без вдовства и болезней.


В пору двоеверия на Руси 1 сентября отмечали день Симеона Летопроводца. Я упоминала уже в своих статьях, что ранее в 7000 году от сотворения мира (с 1492 год от Рождества Христова) на Руси гражданский календарь стал начинаться с 1 сентября, в этот день праздновали Новый год (новолетие). Наши предки особенно любили чествовать его память как летопроводца. Известно, что Борис Годунов, желая ознаменовать новолетие вступлением своим на престол русский, соорудил в память Симеона Летопроводца храм в Москве. В 1699 году Петр Первый (7208 год от сотворения мира) в России ввёл новый гражданский календарь, согласно которому год начинался уже с 1 января, а летоисчисление от Рождества Христова. Когда начало года перенесено было с сентября на январь, сам день Семена Летопроводца потерял прежнее свое значение. В настоящее время этот день известен в народе под именем Семенова или Семена дня. В народе говорили так: "Семён лето провожает, бабье лето начинает". С этого дня начинается листопад, а народ шёл в лес по грибы. Славяне старались сплести к этому времени много кузовков и корзинок. На крестьянских столах появляются: грибы жареные со сметаной, грибные пироги и грибные супы. Грибные кушанья, хотя и не считались у славян сытной едой («гриб да огурец в животе не жилец»), но часто выручали наших предков, были ими любимы и весьма популярны в народе. О грибах народ складывал много присказок: "Не смейся горох, ты не лучше грибов. Грибы пожарим, тебя оставим". Или так: "Ешь пирог с грибами, держи язык за зубами". Не меньше поговорок было у народа и про грибную охоту: "Назвавшись груздем, полезай в кузов!"; "На окошке грибы не растут"; "Кто раньше встает, тот грибов наберет, а сонливый да ленивый идут после за крапивой"; "Бояться волков - в лес не ходить, да быть без грибков"; "Пошла бы кума за грибами, да навстречу медведь с зубами". Между прочим, по урожаю грибов наши предки точно знали о том, какой будет зима. Если грибов в лесу было много, это предвещало долгие холода. Впрочем, сбором и заготовкой грибов дела в этот день не ограничивались. К этому времени созревает брусника и клюква. В жизни славян клюква была - источник здоровья и благополучия. Её заготавливали много, впрок, замачивая в бочках. Затем в течение всего года варили из этих ягод морсы и кисели. Клюкву используют народные целители, травники, знахари как противовоспалительное средство, при лечении малокровия, болезни сердца, при диабете и гинекологических заболеваниях. А еще клюква и брусника – эти ягоды богаты витаминами. Чтобы не заблудиться в лесу даю вам, мои читатели, два заговора. Эти слова можно написать на листике и вложить его в карман детям или старикам, чтобы они хранили их в пути. Первый заговор: «Блуди - волк, блуди – змея, а не я. Блуди – ветер, блуди – дым, блуди – серая сова, а не я. Спаси мя, и сохрани мя, ангел мой, хранитель мой, во всех путях, во всех дорогах, на всех сторонах, и перекрёстках дорог. Дай помощь, Бог, для моих ног. Приведи назад на родной порог. Аминь». Второй заговор: “Бог уперадзі, а я пазадзі Яго. Госпадзі, мяне па ўсіх дарогах правядзі за Сабой і вярні дамой. За пазухай з крыжом, а ўперадзі з Хрыстом Павадыром. Амен”.


В этот период предкам крестьянам нужно было заняться и зерном: "Грибы грибами, а молотьба за плечами" - приговаривали рачительные хозяева и опахивали свои поля, ограждая так их от всякой нечисти. Предки наши работали, да приглядывали за природой: если, луга в этот день опутаны тенетником, или гуси гуляют стадами, если скворцы не летят на юг, то это хороший знак - и вся осень будет сподручной для деревенский работ. С Симеона дня мяли и трепали пеньку, молотили лён и начинали ткать, затевали супрядки – это посиделки, на которых пряли. Со дня Летопроводца до дня Гурия (28 ноября) обычно справляли свадьбы. Сохранились народные пословицы и народные приметы, посвящённые 1 сентября: «Семен-день - севалка с плеч!», «Семен-день - и семена долой!», «На Семен-день до обеда сей-паши, а после обеда на пахаря вальком маши!», «Счастливое новолетье - сухая осень, коли на Семена сухо!», «Бабье лето ненастное - осень сухая». Ныне с Семена дня начинались у славянок так называемые засидки - это женщины и девушки начинали засиживаться над разным рукодельем при огне, который для этого дела особенным образом вытирают из дерева. Называли такой огонь наши предки - новым огнем. Есть ещё интересные исторические факты про день Семена. Из грамот царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича видно, что монастырским людям и крестьянам назначалось три срока в году ставиться на суд царский, именно: Семен день. Троицын день и Рождество Христово. Кроме того, в старину на Летопроводца в сельском быту наших предков принято было оканчивать все торговые и хозяйственные условия и сделки. С этим же днем связан был один довольно важный для предков обряд - так называемые постриги и сажание мальчика на коня при переходе его из младенчества по четвертому году (то есть в четыре года).


Ну вот теперь мы знаем, что по обычаю наших предков славян Вересень (сентябрь) начинается с Макошиного полетья - череды Святодней, посвящённых Богине Макоши-Прародительнице. Считается, что чем больше паутины в эти дни - тем счастливее будет год. Ведь из тонкой паутины прядет Макошь нить судеб человеческих. И вплетает Макошь все нити в канву Мироздания, и складываются все наши дела воедино. А посему помните: все, что есть в нашем мире - это результат наших дел. Давайте творить добрые дела - и Мир ответит нам добром.


Берегите себя и всего вам хорошего. Благодарю вас за дочитывание моих статей и за то, что вы со мной. Буду рада, если вы оцените мою статью, поставите мне сердечко, и подпишитесь на мою страничку в инстаграм, станете постоянным посетителем моего сайта www.eniopsiholog.net. Буду рада вам помочь, если возникли трудности в жизни в партнёрских отношениях, со здоровьем, в бизнесе при личной встрече у меня на приёме в Минске. Запись по тел.+375 29 689 46 47; +375 33 633 09 06. До новых встреч!

Читайте также

Комментарии (0)

+375 29 689 46 47

Нужна помощь?

Оставьте заявку

прямо сейчас!