10 февраля в народном календаре славян – Ефремов день

10 февраля в народном календаре славян – Ефремов день, ещё известный как День Домового (Велесичи, Кудесичи). Люди общались или просто веселились с Домовым при помощи кудес (бубнов). Отсюда пошло название праздника «Кудесы». В этот день также почитают бога Велеса. Домового считают его подчиненным. Отсюда еще одно название праздника – Велесичи. Традиция отмечать Велесичи (День Домового) 10 февраля появилась много веков назад. В этот день христианская церковь поминает Ефрема Сирина, богослова, поэта, философа IV века. Ефрем Сирин в своих трудах (а их более 1000) защищал семейные ценности, наставлял людей на путь истинный, много говорил о важной роли, которую нравственность и духовность играют в семье и обществе. Также он писал, что в каждом доме присутствует незримая энергетическая сущность (тот самый Домовой), который, в зависимости от поведения домочадцев, может стать и добрым помощником, и злым гением семьи. Так что обижать и сердить Домового крайне не рекомендуется, а вот угождать ему надо обязательно. Начну, как в сказке сказывать: предания старины глубокой говорят, что Домовой в доме есть всегда. И сегодня каждый человек хоть что-то о Домовом знает. Однако, что он несет в дом и семью, добро или зло, и кто он такой вообще? Современные учёные сейчас называют домовым – биоэнергетическое поле квартиры, то есть Домовой есть в каждом доме, везде, где живут люди. Но в современном обществе не все знают как себя вести с этой энергией. Название «домовой» появилось у восточных славян достаточно поздно (предполагается, не раньше XVII в.). Но сам образ Домового, связанный с культом предков, начал формироваться еще во времена славянского язычества. Домовой – у славянских народов астральное существо, чаще всего добрый дух, который не совершает злых поступков, но иногда может немного пошалить в доме, так он выражает своё несогласие с чем-либо. Научные умы, изучающие славянство, фольклор, языческую мифологию, так и не доказали, что Домовой существует, но и опровержения не дали. Домовой у восточных славян чаще всего именуется по месту своего обитания: у русских - это домовой, домовой дед, у белорусов – дамавік, хатнік, у украинцев – домовик. Его также называют по месту нахождения в доме: у русских – голбе́шник (голбец – перегородка за печью), запечник, у белорусов – падпечнік. Домового представляют старшим членом семьи. Домовые существуют не только в частных домах, но и в многоквартирных, ведь это дух жилья. В каждом доме есть своя энергетика, свой уют, своя атмосфера. Хорошему хозяину, Домовой испокон веков является хорошим другом и помощников. Любит Домовой и почёт и уважение, но не приемлет лести или попыток подкупить его. Магия славянская (Волшба) учит, что задабривать Дедушко надо, а вот пытаться подкупить нельзя, может рассердиться дух. Всегда можно найти время и момент, дабы обратится к Защитнику дома с добрым словом, в домашних условиях без свидетелей можно поговорить в голос с ним, или шепотом, песенкой, шуткой. По поверьям предков выглядит Домовой, как маленький старичок (ростом 20—30 сантиметров) с большой бородой. Однако, считается, что чем старше Домовой, тем моложе он выглядит, так как рождаются они стариками, а умирают младенцами. Покровительствует Домовым бог Велес, от которого Навьим  духам досталось несколько способностей, например, возможность предсказывать будущее, но главное, конечно, это мудрость и умение помогать, лечить людей и животных. Для справки тем, кто ранее не читал мои статьи (www.eniopsiholog.net): Велес – это бог циклического движения в славянском пантеоне богов, он сын Рода. Велеса нельзя отнести ни к добрым, ни к злым богам.

 

Циклическое движение приносит в этот мир и то и другое, заставляя добро и зло, постоянно сменять друг друга. С образом бога Велеса у славян связано два животных: бык и медведь. В капищах посвященных  Велесу  волхвы зачастую держали медведя, который играл ключевую роль в проводимых ими славянских языческих обрядовых ритуалах. Внешне Велес выглядит как худой старик с тонкой длинной седой бородой до самых пят и черными глазами с зорким взглядом мага-мудреца. Одет всегда Велес в черно-белые одежды. Но людям чаще является в облике огромного медведя. Вооружен бог Велес деревянным посохом, по сути, он не воин,  его можно назвать магом-повелителем. Именно с помощью магии он и атакует и защищается. Велес имеет много помощников, один из них – Домовой. Как я уже упоминала, разные славянские племена называли Домового по-разному. Так русичи называли Домового хозяин, избенной большак, дедушко-браток, хозяйнушко мохнатый, кормилец. Белорусы – дамавы хазяін, гаспадар, самый на́йбальшой, дяденька, браток, дед, свойскі. Украинцы называют его хозяин, дiд. Однако в названиях Домового часто, всё же, так или иначе, но подчеркивается его принадлежность к нечистой силе: у русских – лихой, другая половина, жировой черт, у белорусов – чорт дамавы, не свой дух, ліхадзей, у украинцев – домовий дябел, нечистий. Женские подобные персонажи в мифологической традиции соответствующе носят имена: домовиха, модовиха, домовилиха, домаха, хозяйка. В одних случаях они воспринимаются как жена и дочь Домового, в других – как самостоятельные персонажи, мифологические хозяйки дома. Кузьмич - до наших дней сохранилось выражение «подкузьмил», то есть подшутил, потому что домовой любит баловаться, пошалить, про таких говорят: «что старый, что малый любит поиграть».  Нафаня – от слова Навь, то есть Мир, который граничит с нашим Миром Яви. Согласно быличек и приданий, обладает Домовой и способностью превращаться в различных животных. Врагами домового является навья нечисть, которая, как и он, предпочитает селиться в людских домах, однако такие навьи духи гораздо слабее Домовых и потому победить не могут, но если Домовой ослаблен, то навья нечисть всё, же может проскользнуть в дом и довольно долго прятаться в нём  от Домового. Так же, наши предки веровали, что иногда случаются стычки у Домового  хозяина с разбушевавшимися банниками, водяными или лешими, которые пытаются проникнуть в дом. Если же уже и сам Домовой начинал проказничать без причины, предки  прибегали к более жестким методам усмирения: хозяин дома брал в руки железный прут или любой другой достаточно длинный железный предмет и, постукивая им по стенам, мебели, полу, суровым голосом говорил: «Знай, своё место, знай своё место. Ты домовой должен дом стеречь, хозяйство беречь, да хозяевам угождать, а не воевать. Знай, своё место, знай своё место». Существует и другая версия, что Домового как сущность создал сам Господь из последнего дыхания основателя каждого из родов на Земле, и что такой дух изначально предназначен каждому дому. Некоторые источники пишут, что Домовым становился после смерти один из родственников, первый старший некрещеный из предков мужского рода: умерший без крещения или без отпущения грехов мужчина. В других вариантах это предок женщина, спутавшаяся с дьяволом - ведьма.  Христианские  священники призывают паству не обращаться к нечистой силе Домового. Есть православное определение этому понятию. Так,  в Священном Писании сказано «все боги народов - идолы, а Господь небеса сотворил» (Пс.95:5). И поэтому то, священники  людей запугивают, говорят что Домовые – это бесы, от них надо избавляться, не пользоваться их помощью и прочее.

 

НО! А как же тогда – милый лохматый Кузя из советского мультика? Помните, я уже писала: Нафаня – от слова Навь, то есть Мир, который граничит с Явью. Именно эти образы легли как прототипы к мультфильму «Домовёнок Кузя». Там есть Кузя, Кузенька - он ещё не Кузьмич, а его наставник – это Нафаня. Христианские отцы всё же очень не любят Домовых, у них даже есть такой ритуал – ходить крестить квартиры, очищать их от нечести, от Домовых. Однако, наши с вами предки славяне всегда жили с Домовыми дружно, заботились друг о друге, то есть был так называемый симбиоз - взаимопомощь, взаимная поддержка. Но, вот так, единожды приняв православие в водах Днепра, славянский народ, уверовав в догмы святого князя Владимира, на протяжении веков затем должен был изживать из себя наслоения своей древней языческой культуры и Веры. К сожалению, с активной помощью христианской Церкви, большую часть славянский народ все-таки смог из себя изжить, но, однако многое осталось. Очень многие приметы и суеверия имеют славянские языческие корни. Домовой, каким бы добрым и безобидным он ни был (а это далеко не всегда так), несомненно, в народных верованиях относится к нечистой силе. Однако и здесь есть ряд оговорок. К примеру, это единственный представитель потустороннего Мира Нави, который не боится икон, молитв и крестного знамения. Поэтому домовые спокойно могут жить в домах верующих. И в наш век высоких технологий, где, казалось бы, не осталось места суевериям, вера в домовых живёт и крепнет, как и столетия назад среди наших предков славян. Мало того, о встречах с ними сегодня могут рассказать нам не только легенды и былички, но и наши современники, и даже поделиться полезным опытом такого контакта. Домовой, оказывается, следит за отношениями между домочадцами, наказывая зачинщиков ссоры. Домовой любит мир и лад в семье, поэтому нельзя ругаться. Если кто-то из домашних скандалил, ему говорили: «Я расскажу домовому, он тебе правило даст, как с людьми жить». За Домовым испокон веков у славян признавалось право поучать людей, осуждать или одобрять их поступки, контролировать их работу. Он может принимать облик любого члена семьи, особенно отсутствующего. Может обратиться и в животное, особенно в змею, ласку, кошку, петуха или большую крысу. В обычное время Домовой невидим и показывается людям только как предвестник, какого - либо события. Если переезжают в новый дом, просят Домового с собой пойти. Восточные славяне верили и передавали эту веру потомкам, что, забытый своими хозяевами, Домовой остается в старом доме и без приглашения не может его покинуть. Он мстит новому хозяину, изводя у него скотину, причиняя убытки в хозяйстве, плачет и воет по ночам в печных трубах, скрипит половицами, стучит дверями. А семью, не позвавшую его в новый дом, ждут несчастья, болезни, падеж скота и разрушение хозяйства. Славяне считали, что перед каким либо событием в семье Домовой давит спящего человека в грудь. Если в этот момент его спросить: «К добру или к худу?» – он ответит, если к добру, а если к худу – промолчит или пропыхтит: «кху-кху!». В других случаях предки полагали, что если он давит на грудь голой рукой, то это к плохому событию, а если мохнатой – к хорошему событию.  По правилам, нельзя ложиться на любимое место Домового или класть на него что-либо. Нельзя ночью работать и  ложиться спать без ужина. Человека, нарушающего правила поведения, домовой может покарать. Чтобы Домовой хорошо относился к семье, в определенные дни ему совершали приношения. Домовому наши предки  приносили в дар цветные лоскутки, монеты, овечью шерсть, молочные продукты и сладости. Славяне свои приношения Домовому оставляли в хлеву, в сенях, за печкой, на чердаке дома или выносили на перекресток. Угощение Домовому оставляли и на столбе, на котором держатся ворота.

 

Под печку и в углы хлева клали хлеб, на печке оставляли крашеные яйца. Домовому отдавали верхнюю корочку каши, которую клали в подпечек, а по праздникам специально для него готовили горшок круто посоленной каши. Самой вкусной пищей считалось молоко, сметана, сливки, поэтому их всегда подносили Домовому. Если добавляли блины, оладьи или сладости, то ставили ещё одну чашку, чтобы не бросать еду в одну кучу.  В каждом доме наших славянских предков был Хозяйский угол – это угол Домового, он всегда с правой стороны от входа. Здесь славяне язычники устанавливали малый приступочек (возвышение), чтобы домовому было удобнее трапезничать. На приступочке стоял Куммир Домового и требница (чаша), в которую ему приносили требы. С древних времен наши предки изображали образа различных Богов, такие изображения делались из камня, дерева, драгоценных металлов и т. д. Изображения назывались по-разному: те, что в виде статуи – Кумиры, в виде рельефного изображения на плоскости – Образа, в виде живописи – Лики. Кумиров, стоящих в долине, называли «ИДОЛ» (Истина в долине), а само слово Кумир означает: «кум» – родственник, «мир» -вселенная, то есть Кумир - Вселенский Родич. То есть в домах у славян был слева Красный угол (красивый) – в нём стояли Куммиры Рода, а справа Хозяйский угол – здесь стоял Куммир Домового. Любой гость, заходя в дом, делал два поклона: один в Красный угол, второй в Хозяйский угол, выражая так уважение Богам, хозяевам дома и Домовому. Если человек просился на постой, то есть переночевать, да ещё потрапезничал в доме, то кроме поклона приносил Домовому требы, чтобы уважить Хозяина (не мужчину главу Рода, а именно Домового). После принятия христианства, в избе в Красном углу уже висели иконы, а вот правый угол  крещённые называли «чёрный угол», ставили там веник, как бы против домового, причём веник ставили рукояткой вверх, хотя славяне, всегда ставили веник у порога и обязательно рукояткой вниз. Во-первых, чтобы Домовому (помним, что он маленького роста) удобнее было брать веник, дабы нечисть всю вымести, а во-вторых, чтобы достаток в доме был. По правилам, чтобы подружиться с Домовым - надо с ним потрапезничать. Когда садитесь потрапезничать (поужинать), возьмите из Хозяйского угла чашу Домового, поставьте рядом со своей, и из своей чаши своей ложкой отложите Домовому кашу или салатик, то есть поделитесь пищей с Домовым. Затем представьте образ Домового (поставьте перед собой Куммир домового и сосредоточьтесь на нём, или просто закройте глаза и представьте доброе лицо домового) и скажите фразу: «Домовой, Домовой, сядь, поужинай со мной» (или «Домовой, Домовой, вечерять садись со мной», «Домовой, Домовой, потрапезничай со мной»). Прикормка должна находиться в блюдечке не менее 12 часов или сутки. Допустим, вечером поужинали, и следующим вечером можно дать Домовому что-то свеженькое. Если в современных квартирах площадь или планировка не позволяют сделать Хозяйский угол, блюдечко ставят за холодильник, газовую плиту, шкаф или под кровать. Кстати, ваша кошка никогда ничего не возьмёт из требницы Домового. При каждом обращении к Домовому, его обязательно надо подкормить. Например, когда ребёнок не может уснуть, плачет, встаньте лицом в Хозяйский угол, закройте глаза, представьте образ домового и скажите: «Домовой, Домовой, моё дитя успокой» . Если беЗсонница у вас, не можете уснуть, ворочаетесь, положите в блюдечко домового прикормку, ложитесь в постель, закрываете глаза, представляете образ Домового и произносите фразу: «Тук-тук, чок-чок, домовой, домовой, повернись на другой бочок», и через пару минут уснёте. А если у вас не спорится дело, всё из рук валится, тогда чтобы дело пошло, встаньте лицом в Хозяйский угол, представьте образ Домового и скажите: «Домовой, Домовой, будь в делах со мной» (или «помози в делах моих»). Потом не забудьте гостинец положить, и поклон обязателен при каждом обращении. Возможно, некоторым  знакома при пропаже вещи такая христианская фраза: «Чёрт, чёрт, поиграл и отдай» - никогда её не произносите в своём доме, Домовой не любит когда его называют чёртом. Чтобы потерянная вещь нашлась надо встать спиной в Хозяйский угол, зарыть глаза, представить добрый образ Домового и сказать: «Домовой, домовой, поиграл и отдай». Ищите 3 минуты, если не находите – положите угощение в блюдечко, и уже меняете интонацию на более строгую: «Домовой, Домовой, ну поиграл и отдай!». Если через 3 минуты не нашли – ещё добавьте угощений, и уже жёстко проговорите: «Домовой, Домовой, ну поиграл, а сейчас отдай!». Должны найти. Если не нашли через 3 минуты, значит этой вещи в доме нет. То есть обращаемся три раза: первый раз спокойно, второй – требовательно, третий – властно, грозно. Домовой бывает как ребёнок, любит поиграть, пошалить. Для наших предков славян важно было постоянно задабривать своего хранителя, поэтому то, они и придумали особый праздник – День угощения Домового (Кудесы, Велесичи), который традиционно отмечают 10 февраля. В этот день Домового полагается задабривать всевозможными лакомствами. После ужина за печкой славяне обязательно оставляли горшочек каши, предварительно обложив его горячими углями – чтобы каша не остыла, когда все уснут, а Домовой выйдет из своего укрытия. Кроме того, Домовые считались большими сладкоежками, поэтому в подношениях использовали пироги, конфеты и пряники. И, конечно, не оставляли «дедушку» без стакана парного молока, а то и чего покрепче – домашнего вина, тогда его расположение будет точно гарантировано. Если вы заметили, что муж начал уделять вам меньше внимания, то положите под плиту, холодильник или печь новую булавку, со словами заговора: «Домовеюшка, хозяюшка мой, помоги, пособи, мужа ко мне поверни. Чтоб с другими не мотался, не шатался, а за меня держался. Велес, прикажи! Да будет так!». Потом поставьте угощение для Домового - молоко и хлеб. Через три дня достаньте булавку и приколите ее к одежде мужа, на внутренний шов головкой вниз. Если вам начала надоедать необоснованная ревность мужа, тогда, на убывающей луне поставьте возле печи или на кухне за плитой любое угощение для Домового и скажите пять раз заговор: «Хозяин-батюшка мой! Помоги, ревность мужа усмири, угомони! Чтобы он меня боле не ревновал, а свободу дал. Да будет так!». Через пять дней скормите угощение (если оно останется) животным или птицам. Кстати, остатки подношения для Домового, всегда нужно скармливать животным, но не домашним.


Многие не верят в существование домовых, христианская церковь запрещает верующим поклоняться и верить в духа дома, но праздник существует! Мне праздник этот нравиться, я верю, что бог Велес дал нам надёжного и милого защитника дома! В моём представлении – это славный и симпатичный домовёнок Кузя, лохматенький и безобидный. А вы верите и как представляете Домового?!

Читайте также

Комментарии (0)

+375 29 689 46 47

Нужна помощь?

Оставьте заявку

прямо сейчас!