19 июля славянское Летнее Макошье (Летние Мокриды) - Святодень Макоши-Мокрины

Древние языческие славянские традиционные праздники, главные памятные даты и обряды, значение которых было у славян важно для всего Рода, находились в календаре определенного числа или месяца не просто так. Все праздники славянских народов и традиции тесно связаны с Природой и ее ритмами. Наши мудрые предки из опыта понимали, что невозможно повернуть время вспять и бессмысленно переписывать старые стили на новые. Природный календарь славян основан на четырех главных точках - это днях осеннего и весеннего равноденствия, зимнего и летнего солнцестояния. Само же годовое Колесо - Коло Сварога состоит из двенадцати лучей-месяцев. Силой Богов и Рода оно запущено в непрерывное вращение посолонь и образует Круговорот Природы. Саму любовь славян к своей Земле отражают древние языческие названия каждого месяца. В одном емком слове отражена суть времени и ласковое обращение к Природе, понимание ее круглогодичной работы во благо людей и всего живого на Земле. Наши предки месяцы называли так: Январь - Просинец, Февраль - Лютень, Март - Березень, Апрель - Цветень, Май - Травень, Июнь - Червень, Июль - Липень, Август - Серпень, Сентябрь - Вересень, Октябрь - Листопад, Ноябрь - Грудень, Декабрь - Студень. Многие названия месяцев сохранились в белорусском языке и по ныне. Традиционные славянские языческие праздники были связаны с природой, а часто и вовсе отражали происходящие в природе явления. Народные праздники содержат и таят в себе глубокую сакральную суть и значение. Обряды, которые когда-то в старину совершали наш предки, призваны обеспечить мирное сосуществование и лад с Матушкой ПриРОДой, связь с нашими РОДными, и при этом, получить милость от славянских Богов. Кологод у славян разделён четырьмя временами года (зима, весна, лето, осень), в каждом из которых особо отмечаются великие праздники: два солнцестояния (солнцеворота) зимой и летом – время, когда перерождается Солнце. Когда старое Солнце угасает, но его место занимает новое - нарождающиеся, молодое. И два равноденствия - весеннее и осеннее. Солнце особо почиталось у славян как символ и источник жизни, дающий тепло и свет всему живому на Земле. И так происходит каждый год, постоянно, по беспрерывному колу (кругу), в виде которого древние славяне представляли нашу Вселенную. Каждый славянский праздник - это особливое обрядовое действо, приуроченное к почитанию какого-либо конкретного Божества славянского пантеона или событиям, происходящим в этот период времени в природе. Славянские праздники сопровождаются весёлыми и широкими народными гуляниями, песнями, хороводами и разнообразными гаданиями, молодёжными посиделками и смотринами невест, сватовством. Однако, есть и такие дни в славянском кологоде, где веселью нет места - это дни почитания усопших родных и близких людей, а также праздники, где почитались злые духи и божества. На празднествах где почитались злые духи, всегда обязательными атрибутами являлись маски и личины - это шкуры диких зверей, в которые обряжались славяне, чтобы нечисть их не узнала.


19 июля (червня, липеня) отмечается Летнее Макошье (Летние Мокриды) - Святодень Макоши-Мокрины. В пору двоеверия на Руси в этот день отмечали Макринин (Мокринин) день. В народе примечали: "Коли Мокрида мокра, то и осень тоже, Мокрида суха - и осень суха", "Коли на Мокриду мокро, то страда ненастная", "Вёдро на Мокриду - осень сухая", "Коли на Мокриду дождь - вся осень будет дождливая, и не будет орехов - все повымокнут". День Летних Мокрид считается важным и для будущего года: "Коли на Мокриды дождь, на следующий год уродится рожь». Имен много у этого дня, а суть древнего народного праздника Мокрины одна - договориться с матерью-природой о дождях или, о ясной погоде, солнышке, что согреет, обсушит землю, и позволит собрать урожай. В праздничных обрядах на Мокрины участвуют только девицы и женки, мужчинам никак нельзя даже одним глазком подсмотреть. Кто такая эта Богиня Макошь в честь которой устраивали наши предки праздник? Богиня Макошь - Богиня Судьбы и Магии у славян. Макошь (Мокошь, Макоша, Макуша, Макешь, Ма-Кошь, Богиня Судьбы, Пряха Судеб) – славянская Богиня, почитаемая с древних времен до наших дней. Макошь почитают Пряхой Судеб, покровительницей женских ремесел, Богиней Магии. В некоторых обрядах Мать-Макошь упоминается как Богиня Плодородия, особенно когда обряд посвящен взращиванию льна, а лён используют для прядения и ткачества. К Богине Макошь обращаются Ведающие, чтобы обучиться ворожбе, а, затем ворожить, колдовать и тем самым влиять на судьбу любого человека. С Макошь связана северная магия веретена, вышивки, наузы (в славянском язычестве науз - обережный узел, завязываемый определенным образом). В христианской религии использование наузов воспринимается, как колдовство. Людей, которые занимались изготовлением наузов -«наузниц» и «наузников», нередко преследовали, как ведьмаков. У славянских народов наузы делали из кожаных полосок и шерстяных нитей). Обращаются к Богине Макошь и в других славянских обрядах. Макошь в пантеоне славянских Богов очень непохожа на других богов, не нашлось там ей пары. Вот так получается, что Богиня Пряха Судеб для себя не может спрясть ниточку и завязать на ней узелок встречи с суженым. Откуда пришла Макошь к славянам неведомо. По поверьям родни средь славянских Богов у Богини Судьбы нет. В хоромах Макошь живут вместе с ней две сестры Доля и Недоля. Иногда славяне их называли дочерями Макошь. По поверью Макошь-матерь прядет ниточки судьбы для людей и Богов, а Доля и Недоля нити в клубки сматывают. Чей клубок возьмет Доля, к тому судьба будет добрая, коли Недоля ниточку в клубок смотает, судьба будет худая у этого человека. Исторически известно, что идолы Макошь были установлены на древних капищах. Вот как упоминается об этом в «Повести временных лет: «Нача къняжити Володимер в Кыеве един. И постави кумиры на хълме въне двора теремьнаго: Перуна древяна, а главу его сьребряну, а ус злат, и Хърса, и Дажьбога, и Стрибога, и Семарьгла, и Макошь». И даже с принятиемвосточными славянами христианства Макошь осталась одной из самых почитаемых языческих Богинь. Обращались к ней наши предки под именем Параскевы Пятницы. Много сложено легенд и мифов о славянской Богине Макошь. Богиня Макошь - загадочная Богиня Судьбы. В её руках нити судеб людей и Богов. «Будет как Макошь завязала» - было принято говорить у славян, когда судьба человека неизвестна. В некоторых сказаниях Макошь приписывают родство с Велесом (Велес выступает самым чтимым божеством в языческом пантеоне славян. Его считают покровителем междумирья, ведь ему подчиняется и мир Нави, и Яви, и Прави, ибо в трёх мирах силу свою проявляет. Он, познавший свет Прави и тьму Нави, приведший энергию мира в движение, осуществляющий коловращение Вселенной. Он бессменный страж на границе миров, духовный наставник, ведущий стезёй Прави, и ему ведомы все тайны мироздания). Однако, согласно северным славянским легендам Богиня Макошь одинока. Богиня всегда спокойна. Она ведает прошлое и будущее людей и Богов. По легендам, к Макошь обращаются за советом даже славянские Боги, причём, всегда прислушиваются к её словам. Человеку смелому, доброму, не желающему опускать руки в беде Макошь может вернуть счастливую долю. Макошь вмешивается в судьбу только тогда, когда это вмешательство не навредит общей картине судеб всего мира. Самый известный знак Богини Макошь - Родовик, свастика противосолонь. Он представляет собой сложную свастику, лучи которой несколько раз изогнуты. Смысл Родовика заключается в том, что Макошь прядет нити жизней всех Богов и людей. Эти нити позже сплетаются в целое полотно жизни. В давние времена изображение Родовика часто использовали в качестве оберега. Вращающийся оберег Макошь напоминает о постоянном перерождении душ людей, и о связи человеческих судеб. Этот знак Богини Макошь более предпочитаем в ношении женщинами, но носят его и мужчины. Оберег Макошь помогает развить интуицию и способности к магии, считывать и влиять на подсознание людей. Родовик Макошь сможет защитить от злого умысла, оговоров, злых чар, серьёзных колдовских проклятий. Атрибуты Богини Макошь: Растение – лён, это растение по значению считается самым близким к этому божеству. Животное – грациозная, серая, полосатая кошка, и пара птиц (обязательно одна из них белая и темная вторая). Геральдика и предметы – это нить, веретено, кичка («рогатый» головной убор, который носили на праздники, Макошь часто изображают именно в этом “рогатом” уборе), чередование светлых и темных предметов (подобно белой и темной полосе жизни). Днем недели этой богини считалась пятница. Именно поэтому славяне, поклоняющиеся Макоши, в этот день недели не занимались ремесленным делом и тяжелой крестьянской работой. Те, кто просил помощи и благосклонности богини, обязательно приносили ей дары. В качестве требы (подношение) чаще всего выбирали: серебряные монеты (серебро - металл Богини Макошь), пряжу, вычесанный лен, расшитые рушники или рубахи, холст льняной ткани. Самым ценным подношениями считались вещи, которые женщина соткала, расшила, украсила своими руками. Как я ранее писала, Богиня Макошь – покровительница женщин и женских ремесел. К помощи этой Богини часто обращались и те, кто хотел научиться магии и обрести, или получить доступ к тайным магическим силам. Макошь хранительница семейных уз. Макошь всегда станет покровительствовать тем, в чьей натуре есть: доброта, любовь, трудолюбие, усердие к учению, милосердие, мягкость, неторопливость и смирение. Такому человеку Макошь поможет настоять на своем и удачно разрешить конфликт, вразумит человека, как решить ситуацию с пользой для себя и окружающих. У славянских женщин считалось, что если попросить у Макоши помощи и защиты, то она поможет встретить любовь и создать крепкую семью, поможет научиться любовной магии, поможет собрать и сохранить богатый урожай. В славянском доме, где почитали это божество, всегда были изобилие и достаток. Этот праздник был известен и еще под несколькими названиями: Летние Мокриды, день Водяной матушки, Мокринин день. На Мокринин день девушке, которая давно мечтает выйти замуж и обрести женское счастье, стоит выполнить один несложный ритуал: ей нужно приготовить хорошее угощение и накрыть стол, пригласить к столу гостей и нравившегося парня тоже. Во время приготовления блюд следует тихо проговаривать шепоток: “Куры да каша - Макоши нашей! Над глечыками я колдую, Макошь могучая, мне сделай как лучше! Чтобы отведавший варева этого только за мной ухаживал. Со мной пусть будет, пусть меня целует, Кушай кашу – будешь нашим! Тако бысть, тако еси, тако буди!”.


Были особые приметы у славян на Летнее Макошье. Наши предки всегда обращали внимание на то, какая погода была на этот праздник. По ней предсказывали, что случится в скором будущем: если на День Мокриды дождь шёл, осень следует ждать дождливую. Солнечный тихий день на день Мокриды обещал такую же погожую солнечную осень. Пожившие люди говорили, что “если на Мокриду дождь - осенью орехов не будет, все вымокнут”. В народе ходила ещё и такая примета: ”Коли на Мокриды дождь - на следующий год уродится рожь”. Макринин день приходится на 19 июля. Солнышко только перевалило за макушку лета, а дело к осени близится. Славянское лето, особенно в северных областях, короткое. Растения наши, травы, ягоды лесные, жито на полях, силу должны за краткий срок набрать. Для того надобно и солнышко, и влага небесная, освежающие дожди. Некоторые поговорки для этого дня сохранили отношение славян к дождю и другим проявлениям природы: «Здесь дождя ждут, а он идет, где жнут». «Здесь дождя просят, а он идет, где косят». Славяне верили, что нет в природе зла и добра, есть лишь то, что к месту или не к месту пришлось. Коли надобно было с природой договориться, то на летние Мокриды проводился такой славянский обряд: выбирали самую красивую девушку в деревне. Ещё лучше было, коли в селе была девица, которая родилась в Макринин день. Девушку богато обряжали, да все женщины села провожали её на поле, где срезали ржаной сноп. С песнями все они затем шли к реке. Девушка, объявленная нынче Мокриной, заходила в воду и опускала сноп в реку. Ей следовало проверить, чтобы каждый колосок потонул. Тогда непременно будет благодатный дождь. В обряде таком мужчины не участвовали, причём они в это время даже носа из избы не показывали. Только тогда удастся женщинам с землей и водой договориться. Коли же на летние Мокриды лил дождь, то тогда следили, чтобы выбранная для обряда девушка не выглядывала из избы, пока другие женки не утопят сноп в местной реке. Иначе всю осень будут идти дожди, и не удастся собрать весь урожай. Примечал народ, что после летних Мокрид перестают кусаться оводы и другие кусачие насекомые. Если в ночь праздника увидеть звездопад – жди в августе сильных ветров на полях. Долгое засушливое лето предкам-земледельцам было не в радость. Значит, надобно обратиться к природным силам с просьбами о желанной погоде. Знали наши предки, что в это время в природе почти все, что растет и цветёт - это кладовая витаминов и минералов. С давних времен у восточных славян были в почёте соки-выжимки, квас, напитки на меду, чаи и настои на лекарственных травах. Как и к умению шить, прясть, так с малолетства, старшие в роду женщины, девочек приучали распознавать, собирать, правильно высушивать, и применять лекарственные травы. Каждая женщина рода должна была уметь оказать помощь своим «сямейнiкам». По писаному в старинных травниках, многие растения имеют душу, как и люди, являются носителями женского и мужского начала. Об их происхождении славяне сложили мифы. Например, о фиалке, что зовется в народе «браткi» - это цветок Иван-да-Марья. Этим цветком-двухколором стали брат и сестра, не знавшие о своем родстве и «ўзяўшыя шлюб». Ещё одна легенда гласит, что яснотка, или «чаравiчкi Божай Мацi», выросла там, где с ноги Богоматери случайно упала обувь. «Святаянскiм зеллем» называют зверобой, отвар которого из-за красноватого цвета ассоциируется с кровью. Все знахари, целители, травники знают, что лекарственные травы нужно срывать утром, в сухую погоду, когда сойдет роса. Многие растения, кроме способности прогнать хворь, применялись в магической практике – полынь, чертополох, крапива, берёза и другие. Зелеными ветками всегда по традиции славяне украшали свои дома на Троицу, сухими «зёлкамi» из полыни, крапивы окуривали помещения, убивая микробы. Чертополохом, имя которого говорит само за себя, окуривали деток от ночных «крыксаў» и «сполаху». Правильно засушенные травы сохраняли все качества, и даже сено играло обрядовую роль в праздники. Его клали под скатерть на ¬Коляды, оно символизировало вечную силу растений, возможность возрождения, плодородие. Будучи вовремя сорванной, и правильно засушенной, трава не будет мертвой, она сохраняет свою силу. В травах целебно все: листья, побеги, цветы, плоды, корневище. Во время Великой Отечественной войны многих людей, от авитаминоза и других болезней, при нехватке медикаментов, спасали съедобные травы, например - иван-чай, ягоды и грибы. В партизанском полку под руководством полковника В. Ничипоровича, исторически доподлинно известно, что ребята держались благодаря отварам, приготовленным медсестрой Анной Островской. Весной в отряде ели черемшу, а летом - полевой щавель, а чернику, малину лесную, бруснику, клюкву сушили и хранили. Ягоды сушеные выдавали по горстке зимой тем, кто шел в разведку. Например, черника, кустик которой живет много-много лет, как и клюква, по своей пользе приравнивается к черной икре. Малина и малинник имеют антисептическое и противовоспалительное действо на организм человека.


Теперь мы знаем, что Макошь – славянская Богиня Судьбы Она плетёт нити жизней: кому белую, а кому и чёрную. От этой ниточки зависит счастье человека. Но не только Боги создают судьбу! Богиня Макошь любит смелых, трудолюбивых и упорных людей. По нраву Богине Судьбы те, кто сам создаёт своё счастье. А нам, славянам-родноверам, по моему мнению, все эти народные праздники сегодня нужны: для приобщения к предкам и их традициям, для получения позитивного обрядового опыта, для живого общение с единомышленниками. Тако бысть, тако еси, тако буди! До скончания времен, пока светит нам Ярило солнце.

Читайте также

Комментарии (0)

+375 29 689 46 47

Нужна помощь?

Оставьте заявку

прямо сейчас!