Третья неделя после Пасхи - неделя жён-мироносиц. Воскресенье - «Бабские свята» или Мироносицы

Время после Пасхи - это 40 дней праздника в честь Светлого Христова Воскресения до праздника Троицы. Хочу напомнить читателю, что на период от Пасхи до Троицы, в исчислении дней недели по церковному календарю, изменяется порядок: она начинается с воскресенья, а не с понедельника, как принято обычно. В этот период нет обычного поста в среду и пятницу. После Антипасхи апостола Фомы (первое воскресенье после Пасхи) наступает Фомина неделя (вторая неделя после Пасхи), на которую празднуется Радуница - Родительский день, праздник поминовения. Затем, в начале третьей недели после Пасхи наступает воскресенье - День жен-мироносиц. Праздник в честь жен-мироносиц считается православным Женским днем (вместо придуманного феминистками дня 8 Марта). Итак, православные христиане День жен-мироносиц празднуют во второе воскресенье после Пасхи. Согласно евангельским источникам, жены-мироносицы - это женщины, уверовавшие в Иисуса Христа, помогавшие ему, сопровождавшие Спасителя везде и первыми возвестившие о его Воскрешении. Жены-мироносицы ни разу не отступились от Христа. Они все время были рядом с Иисусом, за это они первыми удостоились узнать о Его Воскрешении. Слово «мироносицы» происходит от слова «миро» - то есть, эти женщины первыми пришли к Гробу Господнему с благовониями (с миром) для ритуального умащения тела умершего Иисуса. Когда мироносицы подошли, то увидели, что гробница пуста, и услышали слова ангела: «Зачем ищете живого среди мертвых? Он воскрес, как обещал!». Известны имена семи жён-мироносиц, последовательниц Иисуса: Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны, хотя историки полагают, что их было гораздо больше. Самая известная ученица Христа - Мария Магдалина, которая по своему служению Христу считается равной апостолам. Именно Марии Магдалине первой выпало увидеть воскресшего Христа. Согласно легенде, Магдалина первая произнесла пасхального приветствия «Христос воскрес!», с которым она обратилась к императору Тиберию и апостолам. С ней также связывают традицию дарить на Пасху красное яйцо - символ Воскресения и вечной жизни. Жены-мироносицы почитаются в христианстве за христианскую любовь и милосердие. У русичей день церковного почитания жен-мироносиц считается в народе праздником в честь женщины, как продолжательницы рода и хранительницы домашнего очага. По церковным обычаям в день этого праздника женщинам следует быть особо кроткими. Запрещалось перечить мужу, делать мужу замечания, а за нарушение этого правила приходилось потом долго класть поклоны и молить о прощении. А вот славянская народная традиция отмечания этого праздника, который называется в народе – «Бабий день», была ровно противоположная. Все женщины в этот день считались именинницами, а мужчины к ним прислушивались, а мужчины им потакали, ни в чем не отказывали, не перечили и вообще старались лишний раз не попадаться на глаза, или мужчины вообще были полностью отлучены от этого праздника. В «Бабий день» женщины и девушки собирались большими компаниями, без присутствия там сильного пола. Кумушки от души веселились и угощались традиционными весенними блюдами - круглыми, похожими на солнце блинами и огромной яичницей, как символ продолжения рода. Это блюдо, для приготовления которого все участницы застолья должны были принести яйца, называлось Бабьей яичницей. Ее делили поровну на всех участниц праздника. Это женское веселье не предусматривало не только пьянства, но и вообще употребления женщинами алкоголя - это не в славянской традиции. Славянские женщины выпекали яичницу и шли с ней в поле просить у Бога “каб лён урадзіўся кужалём”. Поскольку День жен-мироносиц — церковный праздник, по традиции в этот день не принято тяжело и много работать, конечно, под запретом скандалы, споры, ссоры, ругань, склоки и сплетни. Считалось, что нелюдимкам, просидевшим Женский день взаперти и в одиночестве, будет трудно найти себе пару, а значит - помешает ей продолжить свой род. Воскресенье после Пасхи, в праздничный день – это и есть самое подходящее время для хорошего застолья с мясными блюдами. Запрета на посещение кладбищ в это воскресенье нет, но делать это в праздник в честь жен-мироносиц не принято.


А ещё, в народном календаре 16 мая – день почитания мучеников Тимофея и Мавры (ок.286 г.), которым молятся о семейном счастье и любви. Мавра и Тимофей – это муж и жена, молодожёны. Во время христианских гонений за непоколебимую веру во Христа их схватили и истязали. Но супруги не отреклись от Спасителя, за что поплатились своими жизнями - они были распяты. Брак молодоженов длился всего 20 дней.
В народном календаре 16 мая называется днем «зеленых щей», днём «Мавры-молочницы», днём «Рассадницы», «Маврушка - коровьей заботницы», «днём Тимофея и Мавры». Одно из названий народного праздника 16 мая – «Рассадница». В этот день высаживают рассаду, первым делом капусту и огурцы, и сеют семена овощей. Чтобы саженцы не ели гусеницы и тля, наши предки всегда грядки окропляли святой водой. Они считали, что тогда будущий урожай будет хорошим. После посадки крестьяне всегда обращались к Господу за благословением, просили Господа даровать хороший урожай, чтобы не было голода. Наши предки, когда пересаживали рассаду 16 мая, не ели хлеб, иначе куры будут ее выклевывать. Если праздник «Рассадница» приходится на четверг, капусту не сажают, иначе ее съедят черви. Если праздник приходится на другой день, сеять капусту можно, но делали это предки, сначала пересыпав семена из руки в руку. Считалось в народе, что если не соблюсти это правило, то уродится вместо капусты брюква. Коровы в это время уже на выгуле и едят сочную зеленую майскую траву, и поэтому дают вкусное и густое молоко. В народе день 16 мая называется также «молочным» или «Марфа-молочная». Майское коровье молоко всегда наши предки считали самым питательным и целебным. Ещё одно название дня 16 мая – «день Мавра», «день «зеленые щи», потому как на огородах уже много молодой зелени. Хозяйки к этому времени щи варят уже не из кислой капусты, а из щавеля, лебеды, крапивы. Наши предки считали, что в этот день обязательно следует похлестать себя крапивой, причём, крапиву для этой цели они рвали руками, так, по поверью, крапива не утрачивает своей целебности. Крапива – травянистое растение, которое само защищает себя тем, что жжёт и жалит. В народной культуре наших предков крапива всегда выступала, как растение – надёжный оберег от нечистой силы. Помните сказку Андерсена «Дикие лебеди», в которой сестрица спасает своих братьев от колдовства (когда их превратили в лебедей) тем, что плетёт голыми руками (по условию колдуньи) им рубахи из крапивы. Согласно легендам славян в крапиву превращались души проклятых кем-то людей, а ещё веровали, что крапива может расти на месте гибели невинного человека. В народе говорили, что крапиву проклял сам Господь, а дьявол в наказание людям рассеял её семена по всей земле. Так, обильно разросшаяся крапива в людском сознании стала ассоциироваться, как символ запустения, как разруха, смерть. Поэтому про дом, который построили в плохом месте, люди говорили: «Крапива там скоро прорастёт». Однако, при первом выгоне скотины в поле наши предки старались, чтобы корова перешагнула через молодые побеги крапивы. А, как оберег от сглаза и порчи, листья крапивы хозяйки бросали в подойник. Если корова-кормилица болела, молоко её процеживали через крапиву и протирали крапивой коровье вымя. В некоторых регионах Беларуси и сегодня у хозяек есть правило: всю молочную посуду (подойник, маслобойку, др.) мыть мочалкой, сделанной из стеблей крапивы. Крапиву сушили и подмешивали в еду домашней скотине. Крапиву использовали, как впрочем, и другие растения в весенне-летних обрядах Семицко-троецкого цикла: на Полесье, когда происходил обряд проводов русалки, то ряженной в русалку деве следует обязательно вплести в косу длинные стебли крапивы. А на Русальной (Граной) неделе молодёжь проводила игры, в которых водящий обязательно должен был хлестать всех участников игрища крапивой. Стоит вспомнить и праздник Купалье, когда вешают на шею специальные небольшие ладанки с крапивой, как оберег от нечистой силы и русалок. Восточные славяне хорошо знали целебные свойства крапивы, и употребляли её в пищу, начиная с ранней весны - они варили отменные щи из крапивы. Считалось у наших предков, что молодая крапива обновляет кровь, помогает при наружных и внутренних кровотечениях и воспалениях так, как в её составе есть натуральные коагулянты – крапива сгущает кровь.


Народные приметы на 16 мая у наших предков были такими: если поутру много росы, а в течение дня тепло – это к хорошему урожаю огурцов; если утром росы нет, а днем задождит, и черемуха вся в цвету – это значит, что похолодает в ближайшие дни. Предки знали примету, что чем пышнее цветёт черёмуха, тем дождливее стоит ждать в этом году лето. На день «Мавры-молочницы» надо было осторожно обращаться с молоком: пролил молоко, значит, будут проблемы, нельзя, чтобы даже капля упала. В этот день наши предки не готовили и не ели блюда из молока, кисломолочных продуктов. В этот праздник, по поверьям, следует надевать желтые наряды. Нельзя было строить и ремонтировать дом.


16 мая, воскресенье, начало третьей недели после Пасхи, День памяти святых жён-мироносиц. Святитель Иоанн Златоуст когда-то написал: «И не столь удивительно, размышляя о подвиге жён-мироносиц, – что они привязались своим сердцем ко Господу Спасителю в те дни, когда сквозь пелену Его смирения и уничижения проступала Божественная слава в Его чудесах, когда раздавалась еще неслыханная на земле проповедь. Но для нашей мысли изумительно видеть их не поколебавшихся в своей любви ко Господу, когда Он, истерзанный, оплеванный, был предан на смерть».


Молитва святым жёнам-миронисицам:
«О святии Марфу и Марие и причии святые жёны-мироносицы! Умолите Возлюбленного вами и вас возлюбившего Сладчайшего Иисуса, Его же вы исповедовали есте Христа, Сына Божия, да даст и нам, грешным рабам Божиим (имена), грехов оставление, в вере правей нелицемерное и твёрдое стояние. Вселите в сердца наша дух страха Божия, смиренного на Бога упования, терпения и ко ближним милосердия. Избавите нас молитвами вашими от искушений житейских, бед и напастей, да тихое и мирное житие поживши зде, с помыслы непорочными и сердцем чистым предстанем на оный Страшный Суд, и добрый ответ на нём воздавшее, радости неизреченныя во Царствии Небесном сподобимся во веки веков. Аминь».

Читайте также

Комментарии (0)

+375 29 689 46 47

Нужна помощь?

Оставьте заявку

прямо сейчас!