Славянская нечисть. Часть 7

Приветствую постоянных и новых читателей! Продолжаю повествование о верованиях славян, о Навьих духах, о нечисти, к которой наши предки относились с должным опасением и осторожностью, старались мирно уживаться с ней, но, славяне обязательно делали специальные защитные ритуалы, амулеты и обереги. О защите от всякого вида славянской нечисти, которую использовали наши мудрые предки, о их умении восстанавливать свои силы и здоровье я напишу подробнее и позже в следующих статьях, интересующиеся, следите за публикациями.


Читатели моих статей уже знают, что все природные пространства у наших предков имели мифических хозяев. Все духи, жившие на природе, у восточных славян зависели от времени года. Лешие, русалки и водяные уходили зимовать. В период зимнего солнцестояния появлялась святочная нечисть. Убитые младенцы и проклятые матерями дети превращались в шуликунов - чёртиков чуть больше кулака, что цепляли прохожих калёными крючьями, толкали людей в грязь, даже заталкивали в проруби и топили. Вештицы — это горбатые косоглазые старухи с волосатыми ногами и крючковатым носом, вселялись в людей или наводили порчу, напускали голод и ненастную погоду. Святочницы — это покрытые шерстью безобразные духи-женщины, которые нападали толпой на девушек в банях и «расколупывали» им тела. Чтобы не допустить разгула всей этой нечисти, наши предки славяне постоянно поминали усопших Пращуров – защитников Рода, и соблюдали множественные запреты, поведенческие правила, от этого ничего не делали в праздники и в особые, отмеченные волхвами и ведунами, дни. Навья нечисть подчинялась так же и дневному распорядку – например, заложных покойников по ночам люди встречали куда чаще. Ещё сильнее от времени суток зависели духи полуденицы и ночницы. Полуденица выступала в роли персонификации полудня. Образ полуденицы часто разделяли на двух персонажей: добрую и злую полуденицу. Добрая, по поверьям, укрывала громадной сковородкой посевы от знойного полуденного пекла, а злая – наоборот, накаляла эту сковородку и ею жгла всё живое на своём пути. В основном духи полуденицы были злы. Они насылали солнечные удары, сжигали людей, наносили серпами людям раны, даже крали детей. Такой беспредел Навьи духи творили, если люди пренебрегали запретом на работу в полдень. Полудениц славяне представляли чаще всего как прекрасных девушек в прозрачных платьях, но иногда они могли принимать облик косматых старух и ужасных мертвецов. Даже, в некоторых славянских местностях, кроме южных, полуденицу порой считали ещё одним образом русалок. Ночью, согласно славянским быличкам, по улицам бродил жердяй – худой нечистый дух с очень длинными ногами. Он заглядывал в окна, грел руки в печной трубе и пугал криками и гулом людей. Если человек выходил ночью во двор, там его могли подстерегать ночницы. Однако, ночницы могли спокойно залезть и в дом через окно и даже сквозь мелкую щель. Они насылали на людей ночные кошмары и беспокойный сон, если у тех не находилось нужных оберегов против нечисти. А маленьким детям ночницы давали сосать молоко из груди, но, то было не молоко, а отрава, от которой ребёнку становилось противно. По ночам ночницы лазили на деревьях, крали птичьи яйца и птенцов. Могла ночница влезть и в колыбель к ребёнку, и тот плакал по ночам. Чтобы защититься от них, нужно было наделать из старой ткани кукол и поставить на каждом окне по 2-3, чтобы они стерегли дитя от ночниц. Ночницы, по поверьям славян, так же могли распространять жуткие болезни. Выглядели они как страшно некрасивые женщины в чёрных одеждах и с распущенными нечесаными волосами. В славянском фольклоре полудениц и ночниц всегда противопоставляют друг другу, считая полудениц всё же куда ближе к русалкам, а ночниц – к богине Маре и её помощникам – Страхам.


Многие люди время от времени поминают нечистую силу, не задумываясь о том, кто такие черти… Сегодня хочу поведать о довольно значимом персонаже в славянской мифологии о котором, я уверена, знают все люди от мала до велика – это чёрт. Знают о чёрте все, но, при этом сегодня мало кто может объяснить, кто такой черт, как он выглядит и чем занимается… Чёрт в верованиях славян однозначно злой дух, но при этом, он озорной, игривый и похотливый. Этот дух с различными прозвищами и синонимами является персонажем огромного количества сказок Восточной Европы, он самый популярный персонаж русской демонологии (Демоноло́гия (от др.греч. δαίμων «божество, дух, гений»+ λόγος «слово; рассуждение; наука») - общее название разнородных мифов о демонах; это ветвь теологии, изучающая сверхъестественное, не имеющее природу божества). Чёрт (в старой орфографии употреблялось также написание через «о» - чорт) - термин, употребляемый как родовое название для обозначения всякого рода злых языческих духов, а также (уже позже) в смысле христианского образа Сатаны и низших демонов («нечистая сила»). Однако, чёрт - не совсем то же, что и бес. Согласно А. Н. Афанасьеву (русский собиратель фольклора, исследователь духовной культуры славянских народов, историк и литературовед (1826 – 1871 г.г.)), слово «чёрт» происходит от «чёрный» - названия цвета, обычно ассоциирующегося у человека с грязью, со злом. Слово «чёрт» имеет множество синонимов - дьявол, Сатана, Вельзевул (Веельзевул), Мефистофель, Анчутка беспятный, просто «беспятный», козлоногий, бес, нечистый, лукавый. При этом, однако, значения этих слов не всегда тождественны. У черта нет пят, а лишь копыта, потому и называют его в народе беспятым. Как имя демона ада, имя чёрта в народе не полагалось произносить вслух, по крайней мере - без особой надобности, и даже ругая кого-то. Наши предки считали, что простого упоминания чёрта достаточно, чтобы он услышал это, и приблудил к неосторожно позвавшему его человеку, а то и навредил ему. Поэтому в обыденной речи, поминая чёрта, часто использовали другие эпитеты, например: лукавый, нечистый, неназываемый, враг рода человеческого, шут, враг, окаяшка, чёрный, немытик, анчутка, куцый, корнахвостик, лысой, пралик, мерек, стрел, ляд, шатун, костодер, кожедер и другие. Заблуждение считать, что образ чёрта появился в народе только после принятия на славянских землях христианства. Он появился ещё в дохристианской славянской языческой мифологии. А тот образ, представленный в большинстве народных сказаний и быличках – это, как раз, именно образ в основном, сложившийся под влиянием христианских представлений о дьяволе. Славяне язычники воспринимали чертей как природных, стихийных духов зла. Иван Нечуй-Левицкий (украинский писатель 1838 г.) свидетельствует, что в народе часто считали чертей олицетворением черных туч. Когда ветер в бурю шумит, то это черти свистят. Поэтому-то и говорят, что свистеть в хате грех, ибо свистом можно накликать в дом чертей: «Пусти черта в палаты – и лбом не вытолкаешь». Чёрт - человекоподобное существо, его образ как образ потустороннего враждебного человеку духа зародился, как я уже упоминала, в дохристианское время. После принятия христианства его черты стали считать антагонизмом всего доброго и светлого, Богу угодного. Чертей изображали покрытыми черной шерстью, с рогами, хвостами и копытами. Иногда изображается чёрт остроголовым или с волосами, стоящими дыбом-шишом (отсюда словообразования типа шиш, шишига), нередко наши предки его наделяли крыльями за спиной. Понятие «чёрт» у славян объединяет и включает в себя всю окружающую древнего человека нечисть и нежить: водяных, леших, домовых, банников, овинников и прочих (читайте мои статьи), включая их жён - кикимор, шишиг, чертих... Само происхождение нечисти в народных легендах (связанных с авраамическими религиями) имеет отношение к мифам о падших ангелах: сброшенные с неба, они попадали кто в воду, кто в лес, кто в поле, превратившись в духов этих отдельных урочищ.


Небольшое отступление в познавательных целях, надеюсь, что читателю будет интересно. Авраамические религии являются самыми популярными в мире. Иудаизм, христианство и ислам — это три самые известные авраамические религии, однако их существует гораздо больше. Слово "авраамический" происходит от имени библейского пророка Авраама, который жил примерно 4 тысячи лет назад, если верить иудео-христианскому преданию. Авраамическая традиция повествует, что Авраам был первым человеком, который поверил в единого и истинного Бога. Авраам был первым пророком, кому Бог обещал великое потомство. Евреи начинают историю своего народа именно с Авраама. В христианстве он является духовным родоначальником всех верующих в единого Бога. Авраам в исламе играет такую же ключевую роль, как в иудаизме. Они его называют Ибрагимом. По их мнению, именно Авраам построил самую важную святыню ислама – Каабу, которая находится в центре Заповедной мечети в Мекке. Таким образом, иудаизм, христианство и ислам являются авраамическими религиями, потому что основатели этих религий связаны родством и верой с библейским пророком Авраамом. Однако, пора вернуться к славянской нечестии. В демонологии славян образ черта можно рассматривать с двух сторон: как общее представление о нечистой силе, а с другой – как отношение народа к всякому неправедному злу. Собственно черти отличаются от прочей нечисти прежде всего местами своего обитания (преисподняя, где они мучают грешников, болото, перекрёстки и развилки дорог). А также черти отличаются свободой их передвижения (повсюду, вплоть до церкви ночью). Есть у чёрта и способность к оборотничеству – превращаются они в чёрную кошку, собаку, свинью, змея, чаще - в человека, странника, младенца, кузнеца, мельника, так же черти могут принимать облик знакомого человека - соседа, мужа и т. п. Черти в народных верованиях постоянно вмешиваются в жизнь людей, причиняют мелкие неприятности, принуждают к неоправданным поступкам («вводят во грех»), насылают морок («морок» – это затуманивание разума человека на что-либо, магические действия помрачающие рассудок, одуряющие, затмевающие сознание, очаровывающие, блокирующие здравомыслие). Черти заставляют плутать пьяных, провоцируют их на преступление, на самоубийство (самоубийца говорили наши предки – это «чёрту баран» или лошадь), так они пытаются заполучить душу человека. В народе веруют, что свои души продают чертям все колдуны, маги и ведьмы (чертихи). По одним поверьям черти могут жить семьями, по другим поверьям - они соблазняют женщин, отчего рождаются уродливые дети, упыри. Предки считали, что, если чёрт вселяется в человека, тот заболевает, начинает кликушествовать (читай статьи на эту тему на моём сайте www.eniopsiholog.net). Черти могут также насылать непогоду, метель, сами превращаются в вихрь, срывающий крыши, приносящий беды и болезни. В народе говорят: «вихри – это беснующиеся черти, чёртовы сваты («чёрт с ведьмой венчается»). Существует поверье, если бросить в такой вихрь нож, он окрасится кровью. Черти наиболее опасны в «нечистых» местах и в определённое время суток (от полночи до первых петухов, особенно в ведьмакский час – с 3 до 4 часов утра, реже – в полдень), особенно опасны они и в определённое время года (на святки и в канун славянского праздника Купало). В эти периоды есть возможность прямого общение с нечистой силой и иным миром – небеса открыты, границы Миров Яви, Прави и Нави стираются: именно тогда черти призываются колдунами и ведьмаками в заговорах, во время гаданий и других ритуалах. Какие же виды чертей есть у славян язычников. Анчутка – это злой дух, одно из древних славянских названий черта. Следует отметить, что различные злые духи, досаждавшие людям, у наших предков славян звались именно Анчутками. В отличие от духов природы или дома, которые могут не только вредить, но часто и помогать, Анчутки исключительно злы, коварны, вредят всем живым существам. По своему образу Анчутка максимально схож с бесами и чертями христиан. Анчутка – это исключительно зловредный дух, демон в славянской мифологии. Но, однако, Анчутки и черти именно славянской мифологии не имеют ничего общего со злыми духами христианства. Это отдельные существа, хотя тоже воплощающие темное начало. Анчутка согласно поверьям связан с водой, его часто считают водяным и даже болотным бесом, и вместе с тем он иногда летает. Его славяне ещё прозвали «беспалый», «беспятый», «роговой», «хромотой» — это является одной из главных примет этой нечистой силы. В сказаниях он беспятый. Упоминать его не рекомендуется, так как он тут же отзывается на упоминание своего имени. К чертям наши предки относили Злыдей. Злыдни - злые духи, крошечные существа, которые, украдкой поселившись в доме за печкой, приносят дому и домочадцам всяческие несчастья. Многие народные пословицы и изречения упоминают Злыдней, чтобы наслать на кого-то несчастье и неудачу: «Бо вас злыдні пабілі». И богатство уходит из дома, и счастье покидает того, у кого прижились Злыдни, а вывести их из дома почти невозможно. Переруг — это тоже божество древних славян, тоже недобрый дух, подобный злыдням, в которых и сегодня некоторые люди верят. Недобрая природа Переруга следует из самого его имени. По легендам всех он норовил перессорить, во всякую семью или компанию раздор вносил. Жертвенник его никогда не пустовал, так как каждый славянин стремился задобрить этого сварливого бога: кому же охота, чтобы внезапные ссоры разрушали все начинания и замыслы, мир да лад в семье. Есть доказательства того, что в святилище Переруга всегда не хватало жрецов. По преданию волхвы (славянские жрецы) беспрестанно ссорились между собою, иногда дрались, а потому уходили служить другим славянским богам. Наконец, остался у идола один старый-престарый старик-волхв, чтобы класть требы Переругу, но и он иногда мог сцепиться с приходившим в храм народом. А когда никого не было, старик-волхв или бранился с самим божеством, или щипал себе руку, чтобы себя же разозлить и с собою же поссориться. Встречник – это у славян был особый вихрь, который несется по дорогам. Считается, что в нем черт и ведьма празднуют свадьбу. Их можно заставить служить себе, если, как я уже писала, не испугавшись, бросить в вихрь нож. Тогда, веровали наши предки, нечистая сила сможет обрести плоть и будет служить победителю. Встречник, в основном, ищет души убийц и преступников, но может утащить и неосторожного прохожего, поэтому этот дух считался у славян злым. Матохи — это бесенята – духи, производящие всякого рода беспокойства, беспорядки в домашней жизни, в семейных делах, всевозможные мелкие неприятности. Их нельзя увидеть, уследить за ними очень трудно. Имя их звучит до сих пор в словах «суматоха», «помехи», «промахи». Хотя больших бед бесенята матохи причинить не могут, но по мелочам покуражиться очень любят. В старинных быличках рассказывается о том, что чёрт может пристать к человеку ночью и заставить его сбиться с дороги, или завести в труднопроходимое место. Согласно поверьям, нечисть эта любит появляться на перекрестках или росстанях. Здесь не стоит поминать чёрта даже днем. Считается, что если кто захочет повидаться с чёртом, то пусть в полночь идет с черным котом на перекресток, там черти за большую сумму кота у смельчака и выкупят. Нужно идти уверенным шагом и нельзя оборачиваться, если обернешься, то могут изорвать в клочья (только зачем, кому это нужно?). Ещё одно важное замечание - черти пахнут. Некоторые прямо так и воняют. Как правило, человек может соотнести с чёртом какой-нибудь знакомый запах - псины, норки, медведя или горностая. По поверьям предков известно, что черти пахнут мерзко! Кожа чертей тоже бывает самой разнообразной. Бывает она серой, грубой, точно кирза, может быть мягкой, точно смазанной керосином. 


Восточнославянские сказки, где присутствует чёрт, часто имеют сатирический характер: например, сказка, как солдат учил чёрта солдатскому ремеслу, или ездил на нём в родное село на побывку. В сказках сопоставляют чёрта так же с лихой бабой. Например, сказ, где мужик бросил лихую бабу в яму с чертями, а потом ее именем заклинает чёрта, или обманывает чёрта с помощью зловредной жены. Мораль всех таких сказок была одна – «баба хуже чёрта»! Представления о чёрте часто связываются с гаданиями. Девушки на Рождество, перед тем как приступить к гаданию, зажигают свечу и ходят с ней в поле «зачертиваться»: «Черти с нам, водяной с нам, маленькие чертяточки все по за нам, из черты в черту и девки к чёрту», а после слушают, кому отвечают колокольным звоном, та и замуж пойдет, кому доски тешут - та и помрет. В славянской мифологии для защиты от чёрта существуют многочисленные обереги. Самыми сильнодействующими из них являются нательный славянский крест. Изображение креста, нарисованное на окнах, дверях и предметах, также защищает от чёрта. Считается, что если на сосуд с водой или молоком, или сметаной положить сложенные крест-накрест соломинки, то черт никогда не залезет в него.


Кто же или что же такое чёрт с точки зрения христианской религии. Известно много легенд о том, откуда взялись черти. Например: «Когда Бог и сатана творили мир, то Бог позволил сатане создать себе помощника. Тот встряхнул палец, смоченный в воде, и увидел позади себя такого, как и он сам. Тогда сатана и натрепал много чертей, вот откуда они и взялись». Из легенды этой и появилось народное поверье, что, помыв руки, нельзя встряхивать (трепать ими), потому что чертей можно натрепать. В самой Библии нет конкретных описаний внешности чёрта, в христианской народной мифологии сложились давние и устойчивые представления о внешнем виде чертей, как злых духов. В представлениях о чёрте сохранились остатки индогерманской мифологии в смешении с христианскими представлениями о Дьяволе. Например, есть представления о чёрте как о кузнеце (во многих сказках и пословицах), в эпитете «хромой» прослеживается связь с греческим богом подземного огня, хромым кузнецом Гефестом. Так же, черти во многих народных поверьях принимают вид животных старого культа – козлов, волков, псов, воронов, змей и подобное. У верующих христиан считается, что черти имеют в целом человекоподобную (антропоморфную) внешность, но, однозначно, с добавлением некоторых фантастических или чудовищных деталей. Чаще всего: рога, хвост и козлиные ноги или копыта, иногда шерсть, свиной пятачок, когти, крылья летучей мыши и т. п.


В таком виде черти изображены на многочисленных картинах, христианских иконах, фресках и книжных иллюстрациях как в Западной, так и в Восточное Европе. Не описывается в Библии и определенное местопребывание черта. Он может появиться везде, поэтому верующий человек боится, что чёрт неожиданно встанет на его пути, если он будет грешить. В сказках чёрт всегда является врагом главного положительного героя, и обязательно стремится расставить перед героем ловушку или вовлечь его в какие-то неприятности. В иных сказках чёрт может выступать в виде многоголового чудовища, но все коллизии героя с чертом заканчиваются уверенной победой над ним. Довольно много народных быличек есть о том, как черти похищают маленьких детей, а подкладывают вместо них своих чертенят. Такие дети называются обменышами. По поверью, чтобы матери получить своего ребенка обратно, нужно обрызгать чертенка святой водой или прочитать трижды над ним молитву «Отче наш». При третьем чтении молитвы чертенок исчезнет и появится родной младенец. Сюжет вселения в ребенка черта (беса) часто используется кинематографистами. Известна, например, версия американских режиссеров – фильм «Омен». Курение табака и употребление алкоголя всегда считались у наших прадедов вредными привычками и не поощрялись, поскольку считали, что именно черт дал человеку эти зелья во искушение. Курильщики и пьяницы считались в народе потенциальными помощниками черта. Уберечь себя можно было от напасти всякого рода нечисти крестным знаменем и различными оберегами (образок, серебряный крест). Можно сказать такой молитвенный оберег: «Враг-сатана, отступись от меня, есть у меня и почище тебя», потому как назначение чёрта - искушать человека, толкать его на дурные поступки, склонять к лени, жадности, злобе, воровстве, лжи и прочим порокам, и грехам. Раньше наши предки в своих конюшнях всегда козла держали, и на коноводных фермах, заводах тоже, где, бывало, пар до ста лошадей. Козёл – чёртов двойник, по преданию чёрт его боится. Но, в народе всегда говорили: «не так страшен чёрт, как его малюют». Универсальное средство борьбы с чёртом для многих на сегодняшний день – это святая вода, крестное знамение и молитва к Господу, к Пресвятой Богородице, Ангелу хранителю, святому, имя которого носишь. Где же, ненароком, можно повстречать чёрта (пишу без шуток, занимаюсь эзотерикой более 30 лет и знаю наверняка, о чём пишу)? Водятся черти обычно в безлюдных местах, которые называют в народе «нечистыми»: в оврагах, бурьянах, пропастях, на руинах-развалинах домов, в камышах, на болотах: «Не ходи возле болота, черт уши обмолотит». Часто сидит чёрт в дымоходе. Подстерегает невнимательных прохожих злой дух в мельницах, пустынных местах, на раздорожье. Выпивох - в кабаках, азартных людей - в казино. Ходит черт с пером и ножом, которым пускает кровь из пальца того, кто подписывает с ним договор, когда продает чёрту душу. Любит лукавый забирать вещь из-под рук. Когда ищешь потерянное, нужно сказать: «Возьми свое, отдай мое!». Тогда вещь сразу найдется. Январь – это самый удачный месяц для чертей. На Святки в «страшные вечера» — это время между Новым годом и Крещением, нечистые становятся очень активными. Они появляются среди празднующего народа в образе парубков и устраивают вечерницы. Ставят вообразимые дворцы, заманивают девчат и музыкантов деньгами. Целую ночь танцы, веселье, гулянье. А как петухи запоют – всё исчезает. Обманутые люди оказываются посреди степи или в болоте, а вместо денег – в кошеле черепки и на руках договор с Диаволом о продаже души… «Где свадьба или какой-нибудь праздник, там и нечистый как уродился; придут и засядут на печи, а когда начнут хозяева подавать на стол не благословенную пищу, они вмиг подхватят то блюдо к себе, все наготовленное съедят, а вместо пищи подсунут на блюде всякую погань. То же самое и с напитками: вино или мед подадут, не благословившись, – они дочиста опустошат посудину, да и нальют туда такого, что хуже и не придумаешь! Вот почему в наших селах всегда прикрывали ведра с водой и кувшины с молоком. Если же под рукой не было крышки, то сверху клали две щепки крест-накрест, чтобы черт не влез» (А. Афанасьев). Во всех славянских мифологических системах чёрт занимает ведущие позиции и является одним из центральных персонажей. С одной стороны, он осмысляется людьми как воплощение всей нечистой силы в целом, а с другой - как особый мужской персонаж со своим индивидуальным набором мифологических характеристик. Миром владеют две взаимосвязанные силы, с которыми необходимо считаться: «Богу молися, да чорта не гневи! Акаянный завладел всеми людьми»; «Йе Божья сыла, а то – лукава сила прыде». Тогда, когда заменой слова «чёрт» служили названия «пустый/пустэ», люди говорили: «Бог не жыве без пустóго, а пустэ не жыве без Бога», – имея в виду их постоянное противоборство. Чёрт никогда не умирает, только молния может его сжечь. Например, считалось, что гром бьет только туда, где сидит чёрт, а при ударах грома надо креститься, чтобы отогнать от себя ищущего укрытия беса. Нельзя прятаться от молнии под мостом, так как это излюбленное место пребывания чертей. Нельзя брать на строительство дерево-«громобой», ибо в нем укрывался дьявол. Громобой – дерево у народа – это дерево, пораженное громом (молнией), и приобретающее от этого, по народным поверьям, магические свойства. Таким деревом, считалось, чаще всего оказывался дуб, затем сосна, береза, редко или никогда осина. Громобой не используют, как я уже упоминала, в строительстве и на дрова как опасное дерево, притягивающее гром и чертей.


Следует знать нам, современным людям, скептикам, а иногда и циникам, что если чёрт выберет себе жертву, то он может свести с ума человека и даже толкнуть его на самоубийство. Именно черти управляют людьми, когда они решаются на нечестные поступки: «бес попутал». Азартные иглы, алкоголь, наркотики, сигареты – это инструменты, которые использует нечисть, чтобы уничтожить человека, его личностное внутреннее «Я».


Продолжение следует…

Читайте также

Комментарии (0)

+375 29 689 46 47

Нужна помощь?

Оставьте заявку

прямо сейчас!