Зачем нам нужна молитва

Понятие «молитва»  можно определить как общение (диалог) человека с Богом как на словесном, так и на мысленном уровнях.

В таком диалоге, как правило, инициатива находится на стороне человека, который выступает в качестве просителя и лица, благодарящего и славящего Бога и понимающего свою зависимость от воли Творца. Многие думают, что молиться – значит чего-то просить и что-то получать. Но молитва не стол заказов.

Молитва -  это живое общение двух личностей. И молиться стоит уже хотя бы для того, чтобы быть поближе к Богу.

Молитва – это разговор   с Тем, Кого мы любим и к Кому стремимся. Это общение с Отцом нашим Небесным, Его Сыном и нашим Спасителем Иисусом Христом, со Святым Духом - третьим лицом Божественной Троицы, присутствующим сейчас на земле.

Молитва – дело непростое, следует четко помнить молящемуся Божественную истину: если мы, дети Божьи, приближаемся к Богу в молитвах, то и Он приближается к нам (Иак. 4:8).

 

Замечательный проповедник 19 века Р. Торри в определении необходимости молитвы в жизни верующего привел следующие доводы:

-   раз есть дьявол, то противостоять ему нужно именно молитвой (Еф. 6:12,13,18);

-   Бог так задумал, чтобы именно по молитвам своим мы получали от Него то, что нам нужно (Лк.11:3-13; Иак.4:2);

-   именно в молитве Бог предназначил нам находить «благодать для благовременной помощи» (Евр. 4:16);

-   Бог дал нам молитву, чтобы мы, говоря с Ним и благодаря Его, освобождались от тревог и обретали «мир Божий» (Флп. 4:6,7).

 

Отрицать молитву – значит отрицать Самого Бога. Опыт истории человечества доказывает, что у каждого из нас есть врожденное ощущение Бога и Его  Божественная составляющая в сердце человека - это совесть, которую невозможно ничем истребить, ее можно лишь пригасить, и то на время. Ученым не удалось найти на земле ни одного племени атеистов, даже у примитивных народов непременно присутствовала вера и поклонение каким-то богам, и, чтобы убить веру в Бога, надо, вероятно, истребить этот мир, превратить его в хаос. Прекрасно говорит Писание на сей счет: «Сказал безумец в сердце своем: “нет Бога”» (Пс.52:2).

Поклоняясь Богу различными способами, верующий человек стремится к водительству Божьей волей, желает ощущать присутствие Его не только рядом, но и внутри себя, жаждет постоянного общения с Ним, надеется услышать голос Его, который укажет дальнейший путь и поможет разрешить возникшую проблему.

Молитва как одна из составляющих процесса поклонения имеет свои правила и принципы, которые определяются следующим:

-  общение с Богом предполагает веру человека в своего Спасителя и Господа Иисуса Христа;

-   осознание своего греховного состояния и невозможности выйти из него своими силами;

-   отказ от своего греха и надежда на прощение Богом;

-   формирование спасительной веры и упражнение в ней;

-   внедрение своей веры в повседневную жизнь, мысли и дела;

-   бескорыстное стремление исполнить волю Бога и прославить Его;

-   чистота помыслов и искренность слов.

Священное Писание не устанавливает строго определенного порядка построения и составных частей молитвы, на которые могут оказывать влияние конкретные повседневные условия и состояния души верующего. И тем не менее, на основании Писания можно определить виды или, точнее сказать, составные части молитвы: а) покаянная; б) славословная; в) благодарственная; г) просительная (за себя и за других).

Исходя из другой позиции, молитвы можно характеризовать как внешние (явно творимые, озвученные), так и внутренние (тайно творимые, безмолвные), а также как соборные (в которых участвует несколько или много верующих), так и творимые наедине. Молитвы бывают также канонические (творимые по церковному уставу и молитвослову) и произвольные (исходящие от духа верующего, руководимого Святым Духом).

Молитвы внешние - канонические, соборные - имеют положенное число псалмов, тропарей, канонов и действий священнослужителей и предполагают положение молящихся стоя на ногах или на коленях. Молитвы внутренние - уединенные и произвольные - предполагают и другое положение тела и совершаются не столько в храме Господнем, как первые, но в домашней обстановке и других местах.

Вот три самых простых правила:

  1. не приступай к молитвословию без предварительного, хотя бы краткого приготовления;
  2. не совершай его кое-как, а со вниманием и с чувством;
  3. не тотчас по окончании молитв переходи к обычным занятиям.

Итак, приступая к молитвословию, постой немного, или посиди, или походи и постарайся отрезвить мысль, отвлекая ее от всех земных дел и предметов.

Есть три способа, кроме молитвенного правила, научить душу молитвенно к Богу возноситься:

-     посвящать утром некоторое время Богомыслию;

-     всякое дело обращать во славу Божию;

-     часто обращаться к Богу краткими воззваниями.

Следующим правилом, определяющим эффективность молитвы, является степень веры молящегося. Фактически, это самый главный критерий, ставящий в прямую зависимость друг от друга молитву и веру; рост одного неотделим от роста другого, впрочем, как и падение тоже.

Люди больше склонны верить в чудо, не занимаясь  исследованием Библии и не пытаясь изменить свое внутреннее «Я», а просто произнести вслух прочитанное и даже не заученное наизусть предложение и тут же сразу получить желаемый результат. Эта устремленность к «магическому слову» из разряда сказок и народного эпоса типа «по щучьему велению, по моему хотению» ни к чему хорошему не приводит. Такая устремленность демонстрирует эгоцентричную природу человеческого ума, пытающегося, ничего не делая, поставить себе на службу не только силы природы, но и самого Бога. Надо понять, что самое чудо – это ваша вера, она определяет эффективность молитвы и творит чудеса (Мф.21:21-22; Лк.22:32; 1Ин.5:15; 3:21; Рим.10.9; Ис.38 глава; Иак.1:5,6 и др.). Слова не будут работать без веры, как и вера не будет работать без слов; требуется и то, и другое, чтобы привести в действие Божий план спасения человека!

Многие считают молитву магическим заклинанием, произнеся которое в любой ситуации можно получить желаемое. Подобные, хотя и не всесильные, способности можно получить от дьявола, но взамен на заклад своей души. Божественная сила и власть дается только тем, кто «отверг себя», прошел через лишения и страдания и «сораспялся со Христом».

Если вы просите, то должны  ясно знать и представлять, что вы  желает получить от Бога, и не просить того, что Бог уже 2-3 тысячи лет назад дал, а  нагнуться и взять то, что дано. А если не видно, где лежит, то об этом и просить, чтобы Бог не дал, не поднес, не вручил, а указал, где искать. Если вы сделаете это, ваши молитвы обретут силу, и вместо того, чтобы ходить по кругу вокруг своих проблем, вы сможете успешно их разрешить

Чаще всего молящийся просит Бога решить проблемы, которые окружают его, в то время как Бог желает решить проблему, находящуюся внутри верующего. Не получая ответа на свое обращение, молящийся со временем опускает руки и ставит под сомнение силу молитвы, а надо-то было всего лишь заглянуть внутрь себя.

А что внутри – это ваше умение прощать обиды и правильно определять того, кто является вашим врагом, и есть ли вообще такие! «Наша брань не против плоти и крови», то есть не против человека, обидевшего нас. Мы должны бороться против того злого духа, который сидит в обидчике, а не строить планы отмщения против людей, причинивших нам боль. А так как физические меры воздействия на духовном плане бесполезны, то надо научиться пользоваться духовным оружием (молитвой). Но браться за него следует только после того, как простите всех своих обидчиков и сами попросите прощения у них, ибо в противном случае духовное оружие ваше окажется незаряженным.

Молитва – это свидание с Богом. Пусть каждый собирающийся молиться  воскресит в своей памяти свое первое свидание с любимым человеком. Вспомните, какие чувства любовного восторга переполняли вашу душу, как, что называется, на «крыльях летели» на такое свидание и имели желание продемонстрировать свои лучшие качества, когда перехватывало дыхание от одного прикосновения рук. Но ведь это свидание было с земным человеком, которого вы, по Слову, должны любить «как самого себя», а насколько возвышеннее должно происходить свидание с Богом, Который стоит пред всем и над всем и Которого мы должны возлюбить больше всего на свете!

Следующим правилом, определяющим эффективность молитвы, является степень веры молящегося. Фактически, это самый главный критерий, ставящий в прямую зависимость друг от друга молитву и веру; рост одного неотделим от роста другого, впрочем, как и падение тоже.

.Молиться – это не только просить Господа сделать что-то, даже Ему угодное, а прежде всего, заставить волевым усилием  наш дух работать и укрепляться.

Просить и желать  - это не одно и то же. Когда в центр молитвы ставиться Бог, то выполняется главное предназначение человека в общении с Творцом: славить и поклоняться Ему. Бог лучше нас знает, что нам во благо, поэтому и не всегда получаем исполнение просьб. Поэтому в центре молитвы верующего должно стоять: «На все да будет воля Твоя, а не моя!» Главной целью молитвы следует считать очищение от грехов.

Некоторые люди, устремленные в  эзотерику, особенно на начальном этапе своей духовной работы, настраивают себя на какие-то необычные ощущения, видения и голоса и занимаются по «специальным методикам» для разработки своей чувствительности. Считаю это ненужным. Охота на таких «устремленных» со стороны темных сил доставляет последним чрезвычайное удовольствие. Темные силы большие мастера на всякого рода видения и голоса, которые, как правило, ведут «посвященных» такого рода к психическим расстройствам, а то и к самоубийству. Не заигрывайте с Тонким миром, пока не утвердились в вере!

Наша молитва – это обращение к Богу. Если это обращение несет в себе что-то, что человек хочет отдать Ему (славословие, поклонение, благодарность, покаяние и так далее), то эта молитва будет услышана, для такой молитвы и был сотворен человек, она дает Богу и приятна Ему. Если же человек в молитве постоянно только чего-то просит, особенно для себя, и просит то, на что он не имеет прав на данной ступени своего духовного развития, то такая молитва остается без ответа, так как человек настроился брать у Бога, ничего не давая взамен. Подумайте, как бы вы отнеслись к человеку, который ежедневно при встрече с вами все время у вас что-нибудь просил и домогался, никогда не возвращая взятое и не давая ничего взамен. Наверняка,  вы очень скоро перестали бы ему давать. Не думайте же, что если Бог Всемогущий и Любящий, то Ему ничего не стоит давать всем и все налево и направо! Научитесь сначала сами  давать, чтобы затем получать! Только молитвы смиренных слушает Господь!

В православной традиции понятие молитва и икона, были и есть, неразрывно связаны между собой. Но не всегда так было.

Иконоборчество VIII века, возглавляемое византийскими правителями, ортодоксальными евреями и исламом, привело к большим потерям в рядах истинных христиан. Отрицая божественные изображения, иконоборцы тем самым отрицали возможность воплощения Духа и одухотворения материи, что противоречило основам православного учения. Следует отметить также и тот факт, что в рядах христиан иконам стали воздавать порой такие почести, что это стало похоже на элементы идолопоклонства.

Здесь важно каждому из нас понять, как он сам, верующий, воспринимает икону и чем в сознании его она является. Если икона является  Богом,  то это настоящее идолопоклонство, а если только изображением невидимого Бога, способствующим лучшему общению с Ним  в своей молитвенной практике,  то это то же самое, чем служили урим, туммим и эфод в облачении первосвященника иудеев для установления связи и общения с Богом.

А великие подвижники веры предлагают такое поклонение: «Молясь Богу, лучше не воображать Его никак, а только веровать, что Он есть – есть близ, и все видит и слышит. К Нему и взывайте молитвенно, без всякого образа. Во время молитвы никаких образов держать не следует» (свт. Феофан Затворник).

Чтение молитвы и размышление над прочитанным, должны соотноситься как муравей и слон, то есть на минуту чтения должны приходиться часы размышления.

Размышление – это безмолвная молитва, продуктом процесса размышления является мыслеформа, представляющая собой информационно – энергетическую субстанцию, работающую на человека или против него в зависимости от того, в какой направленности она создана. Посмотрите, какую замечательную цепочку показывает апостол Петр во втором Послании для формирования христианских добродетелей: «…покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа. А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих» (2-е Пет.1:5-9).

Для верующего нужна не голова, полная фактов, а сердце, полное веры.

На мой взгляд, действие молитвы следует рассматривать как минимум с трех сторон: 1) что дает она тому, за которого молятся; 2) что дает она тому, кто молится; 3) что несет молитва в окружающие миры (пространства).

 

Приведу несколько молитв и стихотворений, звучащих как превосходная духовная молитва  для помощи вам  в духовном совершенствовании.

Из среды русского православного монашества – от Оптинских старцев – вышла следующая известная молитва, обычно включаемая в утреннее правило:

 

«Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой. На всякий час сегодня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душой и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя. Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня каяться, молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать, благодарить и любить всех. Аминь».

 

Молитва от осквернения, святого Василия Великого

 

«Многомилостиве, нетленне, нескверне, безгрешне Господе, очисти мя, непотребного раба Твоего, от всякия скверны плотския и душевныя, и от невнимания и уныния моего прибывшую ми нечистоту, со инеми всеми беззаконии моими, и яви мя нескверна, Владыко, за благость Христа Твоего, и освяти мя нашествием Пресвятаго Твоего Духа: яко да возбнув от мглы нечистых привидений диавольских, и всякия скверны, сподоблюся чистою совестию отверсти скверная моя и нечистая уста, и воспевати всесвятое имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

 

Святой Ефрем Сирин предлагает нам такую молитву:

 

«Как зеницу ока сохрани меня, Господи Боже, защити и под крылами Твоими укрой меня от искушений. Будь стражем ока, чтобы не смотрело оно татски; будь стражем уха, чтобы не внимало оно неправде. Будь стражем устен, чтобы не исходила из них клевета, осуждение, хула и даже праздное слово. Будь стражем сердца, чтобы оно не уклонялось в лукавство и не делало беззаконий. Даруй нам, Господи наш, познание  и  приложи нам ведение. Даруй нам, Господи наш, быть для Тебя приятнее благовоний и ароматов. Даруй нам, Господи наш, возлюбить Тебя и возненавидеть мир. Даруй нам, Господи наш, вместо переходящих имений приобрести Тебя, единаго. Даруй нам, Господи наш, вознесь Тебе три избранные дары. Даруй нам, Господи наш, воскурить пред Тобою три благоуханные кадила. Даруй нам, Господи наш, возжечь Тебе три ярко горящие светильника: дух, душу и тело, сии три дара Единой Троице. Дух посвятить Отцу, душу посвятить Сыну, тело посвятить Духу Святому, - Духу, Который вновь возставит его из праха».

 

 

Вопль к Богоматери

 

О чём молить Тебя, чего просить у Тебя? Ты ведь всё видишь, знаешь Сама, посмотри мне в душу и дай ей то, что ей нужно. Ты, всё претерпевшая, всё премогшая, - всё поймёшь. Ты, повившая Младенца в яслях и принявшая Его Своими руками со Креста, Ты одна знаешь всю высоту радости, весь гнёт горя. Ты, получившая в усыновление весь род человеческий, взгляни и на меня с материнской заботой. Из тенет греха приведи меня к Своему Сыну. Я вижу слезу, оросившую Твой лик. Это надо мной Ты проливала её и пусть смоет она следы моих прегрешений. Вот я пришёл, я стою, я жду твоего отклика, о Богоматерь, о Всепетая, о Владычице! Ничего не прошу, только стою пред Тобой. Только сердце мое, бедное человеческое сердце, изнемогшее в тоске по правде, бросаю к Пречистым ногам Твоим, Владычица! Дай всем, кто зовет Тебя, достигнуть Тобою вечного дня и лицеем к лицу поклониться Тебе.

 

Слова – призыв к размышлению о тленном и вечном звучат в поэме графа

А. Толстого «Преподобный Иоанн Дамаскин»:

 

Средь груды тлеющих костей                                 Все – пепел, дым, и пыль, и прах,

Кто царь? Кто раб? Судья иль воин?                     Все призрак, тень и привиденье

Кто Царства Божия достоин?                                 Лишь у Тебя на Небесах,

И кто – отверженный злодей?                                Господь, и пристань, и спасенье!

О, братья! Где сребро иль злато?                           Исчезнет все, что было плоть,

Где сонмы многие рабов?                                       Величье наше будет тленье…

Среди неведомых гробов                                        Прими усопшего, Господь,

Кто есть убогий, кто богатый?                               В твои блаженные селенья!

 

Слова прощения говорит наш поэт Борис Пастернак:

 

Учись прощать. Молись за обижающих,                        Учись прощать, прощать не только словом,

зло побеждай лучом добра,                                              Но всей душой, всей сущностью своей.

Иди без колебаний в стан прощающих,                          Прощение рождается любовью.

Пока горит Голгофская Звезда.                                        В борении молитвенных ночей.

Учись прощать, когда душа обижена,                          Учись прощать. В прощеньи радость скрыта, И сердце словно чаша горьких слез                              Великодушье лечит как бальзам.

И кажется, что доброта вся выжжена,                           Кровь на Кресте за всех пролита,

Ты вспомни, как прощал Христос.                                Учись прощать, чтоб ты был прощен сам.

 

А вот прекрасные слова - молитва замечательного высокодуховного поэта России Ивана Никитина, которые он назвал «Молитва дитяти»:

 

Молись, дитя:  сомненья камень                         Тебе глядеть на Божий свет!

Твоей груди не тяготит;                                       Но если жизнь тебя измучит,

Твоей молитвы чистый пламень                         И ум и сердце возмутит,

Святой любовию горит.                                       Но если жизнь роптать научит,

Молись, дитя: тебе внимает                                Любовь и веру погасит –

Творец бесчисленных миров,                              Приникни с жаркими слезами,

И капли слез твоих считает,                                 Креста подножье обойми:

И отвечать тебе готов.                                          Ты примиришься с небесами,

Быть может, Ангел, твой хранитель,                  С самим собою и с людьми.

Все эти слезы соберет,                                          И вновь тогда из райской сени

И их в надзвездную обитель                                 Хранитель Ангел твой сойдет

К престолу Бога отнесет.                                      И за тебя, склонив колени,

Молись, дитя, мужай с летами!                            Молитву к Богу вознесет.

И дай Бог, в пору поздних лет

Такими ж светлыми очами

 

И на последок приведу фрагмент утреннего молитвенного правила, выработанный за годы поклонения, который нельзя принимать как эталон, так как происходит его постоянное  изменение и совершенствование. Не могу также и навязывать его вам, мои читатели, но можно принять его как пример «собственной» молитвы, которая особенно ценна в глазах Творца, ибо она всегда будет исходить от индивидуальности молящегося и является продуктом деятельности его духа, водимого Духом Святым. Такую «собственную, личную» молитву полезно составить каждому верующему, на каком бы уровне духовного развития он ни находился, и совершенствовать ее в течение всей своей земной жизни. Ибо как всякая птица имеет свою песню, пусть даже в примитивной форме «чик-чирик», так и каждый верующий должен иметь свою молитву, составленную его умом и его сердцем при участии Духа Святого.

 

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Боже! Творец, создавший меня! Моя любовь к Тебе есть высшее счастье и смысл моей жизни. И все, что со мною происходит, я понимаю как данное Тобой, и душа моя принимает это с любовью, благодарностью и смирением.

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, Спасителю мой! Я славлю Имя Твое и поклоняюсь Тебе! Прими мою сердечную благодарность за еще один день, который даруешь Ты мне в моей жизни, за тот путь праведный, на который Ты меня наставил и по которому меня ведешь, за силы, дающиеся мне для преодоления всех трудностей и лишений, выпадающих на моем пути. Прими мое искреннее покаяние в грехах моих вольных и невольных и мою смиренную благодарность, что очищаешь меня от всех грехов моих Святою Кровью Твоей.

Избави меня от дурных и блуждающих мыслей, мешающих моей молитве, а также от всех злых действ освободи меня, ибо без Тебя я ничего не могу, Господи! Укрепи мой дух, душу и тело, укрепи мою веру, смирение и любовь к Тебе, Господи, ибо я все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе!

Благослови меня на труд сегодняшнего дня во славу Твою, Господи, направь мои мысли и силы на лучшее решение всех дел, Тебе я посвящаю весь мой труд сегодняшнего дня и его результаты. Помилуй мя, грешного, и помоги мне стать таким, как Ты.

Святой Дух, Утешителю и Заступниче мой! Наставь  и веди мои мысли, сознание и воображение на познание истины Слова Божьего и руководства Им в моей жизни, ибо уже не я живу, но живет во мне Христос, а что ныне живу во плоти, то верою живу в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. Я славлю Имя Твое, Святой Дух, и с благодарностью следую за Тобой.

Отче наш Небесный, убежище мое и крепость моя, на Тебя уповаю во все дни жизни моей и славлю Имя Твое. Моя сердечная благодарность Тебе, что открываешь мне каналы духовного видения и готовишь к принятию плодов и даров Духа Святого и принесения их в окружающий меня мир, что расширяешь и утончаешь мое сознание на моем пути к Тебе, Боже, что мое сердце, разум, воля, чувства мои и тело исполняются Духом Твоим Святым для служения и поклонения Тебе, Боже, и выполнения той миссии, что Ты возложил на меня в этой жизни. Мир, благодать и милость Твоя да пребудет со мною всегда.

Я благодарен Тебе, Отче, что ограждаешь от воздействия злых и темных сил, воров и разбойников, вредителей и болезней, стихийных бедствий, пожара, непрошеных посетителей, оскверняющих место (перечислить пространства и места). Я благодарен Тебе, что ограждаешь от воздействия этих же сил (перечислить людей). На все да будет воля Твоя!

Со смирением, радостью, верой и любовью, с готовностью выполнить волю Твою, в духе и истине, я поклоняюсь Тебе, Боже! Аминь!

(Следует наложение крестного знамения и поклоны).

 

Пусть Бог будет с вами и в сердце вашем, в ваших мыслях и поступках.

Читайте также

Комментарии (0)

+375 29 689 46 47

Нужна помощь?

Оставьте заявку

прямо сейчас!