9 октября Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова

"В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог", - это евангельское изречение очень известно. Даже тем, кто не относит себя к людям верующим и никогда в жизни не брал в руки Священное Писание. Принадлежит оно святому Иоанну Богослову, которого считают самым загадочному из всех апостолов-евангелистов. Он считался любимым учеником Христа, чьи тексты, в первую очередь Евангелие от Иоанна и Апокалипсис (Откровение Иоанна Богослова), за последние два тысячелетия трактовались историками и представителями Церкви наиболее часто. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был сыном Зеведея и Саломии - дочери святого Иосифа Обручника (Святой Иосиф Обручник супруг Девы Марии, земной отец, воспитатель Иисуса Христа; прозван Обручником потому, что был, согласно христианским догматам, лишь обручен с Девой Марией и стал ее супругом де-юре, но не де-факто, храня ее девственность). Со своим старшим братом Иаковом Иоанн был призван Господом нашим в число Своих учеников на Геннисаретском озере и оставили своего отца. Апостол Иоанн был особенно любим Христом за жертвенную любовь и девственную чистоту. Апостол не расставался с Господом и был одним из трех учеников, которых Он особенно приблизил к Себе. По легендам, святой Иоанн Богослов присутствовал при воскрешении Господом дочери Иаира и был свидетелем Преображения Господня на Фаворе. Во время Тайной Вечери он возлежал рядом с Господом и по знаку апостола Петра, приникнув к груди Спасителя, спросил об имени предателя. Апостол Иоанн следовал за Господом, когда Его, связанного, вели из Гефсиманского сада на суд беззаконных первосвященников Анны и Каиафы. Апостол так же находился во дворе архиерейском при допросах своего Учителя и неотступно следовал за Ним по Крестному пути, скорбя всем сердцем. У подножия креста, на котором распяли Господа, он плакал вместе с Божией Матерью и слышал слова, обращенные к Богородице от распятого Господа: "Жено, се сын Твой" и к нему: "Се Мати твоя" (Ин. 19, 26, 27). И, с этого времени апостол Иоанн, как любящий сын, заботился о Пресвятой Деве Марии и служил Ей до Ее Успения, никуда не отлучаясь из Иерусалима. После кончины Божией Матери апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Ефес и другие Малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. По легенде, апостол с учеником отправились в путь на корабле, который потонул во время сильной бури. Все путешественники были выброшены на сушу, только апостол Иоанн остался в морской пучине. Прохор громко рыдал, лишившись своего духовного отца и наставника, и пошел в Ефес один. На четырнадцатый день пути он стоял на берегу моря и увидел, что волна выбросила на берег человека. Подойдя к нему ближе, он узнал апостола Иоанна, которого Господь сохранил живым. Обосновавшись в Ефесе, апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам о Христе. Каждая его проповедь сопровождалась многочисленными и великими чудесами, поэтому число уверовавших людей в Спасителя увеличивалось с каждым днем. В это время император Нерон (56-68) началось гонение на христиан. Апостола Иоанна задержали и отвели на суд в Рим. За проповедование веры в Господа Иисуса Христа апостол Иоанн был приговорен к смерти, но Господь сохранил Своего избранника. Апостолу пришлось выпить чашу со смертельным ядом, но он остался живым, затем вышел невредимым из котла с кипящим маслом, в который так же был брошен по приказанию мучителя. После этого апостол Иоанн был сослан в заточение на остров Патмос, где он прожил много лет. По пути следования к месту ссылки апостол Иоанн тоже совершил много чудес. На острове Патмос проповедь, сопровождавшаяся чудесами, привлекла к нему всех жителей острова. Апостол Иоанн просветил людей светом Евангелия. Он исцелил множество больных. Апостол Иоанн удалился со своим учеником Прохором на пустынную гору, где наложил на себя трехдневный пост. Во время молитвы апостола гора заколебалась, загремел гром. Прохор в страхе упал на землю. Апостол Иоанн поднял его и приказал записывать то, что он будет говорить. "Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, Сый и Иже бе и Грядый Вседержитель" (Откр. 1, 8), - возвещал Дух Божий через святого апостола. Так около 67 года была написана Книга Откровения (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова. В этой книге были раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира.


После длительной ссылки апостол Иоанн вернулся в Ефес, где продолжал свою проповедническую деятельность. Около 95 года апостол Иоанн написал в Ефесе и Евангелие. Он призывал всех христиан любить Господа и друг друга и этим исполнить заповеди Христовы. В трех Посланиях, написанных апостолом Иоанном, говорится о значении любви к Богу и ближним. Святой апостол Иоанн скончался в возрасте ста с лишним лет. Он намного пережил всех остальных очевидцев Господа, долго оставаясь единственным живым свидетелем земных путей Спасителя. Легенда так же повествует, что когда пришло время предстать апостолу Иоанну пред Богом, он удалился за пределы Ефеса с семью учениками и повелел им приготовить для себя в земле крестообразную могилу, в которую лег, сказав ученикам, чтобы они засыпали его землей. Ученики с плачем целовали своего любимого наставника, но, не решились ослушаться. Они закрыли лицо святого платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики апостола пришли к месту его погребения и раскопали могилу, однако, могила была пуста. Каждый год из могилы святого апостола Иоанна 8 мая выступал тонкий прах, который верующие собирали и исцелились им от болезней. Церковь празднует память святого апостола Иоанна Богослова, кроме 9 октября еще и 8 мая (21 мая по н.ст.). Орел - символ высокого парения Богословской мысли - иконографический знак евангелиста Иоанна Богослова. Наименование Богослова Святая Церковь дала из всех Христовых учеников лишь только святому Иоанну. Сам Господь дал апостолу Иоанну имя "сын грома" за пламенные проповеди, потрясающие людей, как гром и молнии. Сегодня именуют богословами всех, кто получил хоть какое-то теологическое образование. Но в православной традиции лишь трое святых носят это высокое имя: Иоанн Богослов, Григорий Богослов и Симеон Новый Богослов. Основная мысль, которую Иоанн Богослов стремился донести до всех людей, предельно ясна. Учение апостола очень простое. Он говорил людям о том, что Бог есть Свет, и нет в Нем никакой тьмы. И что главное Имя, которым можно назвать Бога, - это Любовь. «И познавший Бога как Любовь проявляет свою веру в любви к ближним и не творит греха, потому что тот, кто творит грех, тот не знает Бога и он не Его...»


Для православных людей это день традиционного поминовения умерших перед праздником Покрова Пресвятой Богородицы. С Покровской родительской субботой связан исторический случай. Эта родительская суббота была установлена в XVI веке по указу царя Ивана Грозного, который назначил её без ведома православной церкви для того, чтобы почтить память о солдатах, убиенных во время штурма Казани. В течение 40 лет поминальная суббота не имела официального статуса до тех пор, пока православного духовенство в лице патриарха Иова не приняло решение сделать Покровскую родительскую субботу днём ежегодного поминания. Так и был установлен поминальный день - Покровская родительская суббота. Однако, православные христиане в этот день чтят память не только погибших воинов, но и своих умерших родственников, посещая могилы усопших и храмы. В церквях и храмах проходят заупокойные панихиды и богослужения. Верующие читают молитвы об упокоении усопших. Поэтому Покровская суббота считается родительской. В Беларуси субботу перед Покровом верующие люди, как правило, тоже начинали с посещения храма, где заказывали поминальные службы об усопших, а затем отправлялись на кладбища. Могилы близких родственников убирали, подновляли и готовили к зиме, закрывая ветками от снега. В Родительскую субботу у наших предков необходимо было, как следует уважить усопших близких, чтобы достойно проститься с ними до весны (в старину зимой кладбища без острой надобности не посещали). В Покровскую субботу считалось правильным помянуть усопших на семейной трапезе. Во многих местностях до сих пор на Покровскую субботу сохраняются древние славянские языческие обряды на покойников – это «кормление покойников» или «кормление мертвых». Поминая близких людей, предки раскладывали еду прямо на могилах, «угощая» дорогих покойников хлебом из зерна нового урожая. Застолья бывали всегда обильны: на кладбища приносили хлеб, пироги, иногда даже мясо, а также напитки из фруктов и меда. Люди ели и пили, «приглашая» усопших присоединиться к трапезе. Напиваться, на кладбище было не принято. Однако, брага, медовуха и самодельное пиво нередко лились при «кормлении покойников» рекой. Наши предки хмельной напиток не только пили, но и лили на могилы. На могилках наши предки всегда на Покровскую субботу оставляли угощение. Эта традиция в народе жива и поныне, на Покровскую субботу на православных кладбищах, помимо зажженных свечей и лампад, можно увидеть на могилах сладости, кусочки хлеба и иногда полные рюмки. Поминальные трапезы на кладбище церковь изначально не одобряла, относя эти традиции к язычеству. Верующим людям священники рекомендуют проводить Покровскую родительскую субботу за домашним столом, вспоминая близких не злоупотреблять алкоголем. Однако, простой люд, всё же, после поминовения на могилах, общие трапезы продолжали за кладбищенской оградой - в поле, на сельской улице, в самой большой избе села. Дома в этот день на стол готовятся постные блюда, а в центре почетное место должна занимать кутя. С нее начинается поминальная трапеза. Ее необходимо съесть три ложки, а потом приступать к основным блюдам. Считается, что на обед или ужин в этот поминальный день спускаются с небес души родственников, поэтому принято на стол ставить пустую тарелку и стакан. Однако, священнослужители такое действие признают языческим, не подобающим православным людям. С Покровской субботы, согласно приметам, осень начинает постепенно сворачивать на зиму, наступает пора готовиться к холодам. К этому дню полагалось заканчивать посев озимых и другие полевые работы: “дасее да Івана Багаслова, той не варты Божага слова”. Повсеместно на Беларуси считали, что “у дзень Багаслова земля атрымлівае нябеснае благаслаўленне за прынесённые дары. Благаслаўленне даецца таксама ёй на маючы быць спакой да вясны”. Іван Журавіны – на Беларуси с этого дня ходили собирать клюкву (журавіны), очень полезную ягоду. Ягоду замачивали на зиму в бочках, варили из неё кисели, делали настойки. В это время заканчивали наши предки утеплять избы и хлева, переводили скотину в теплые помещения, укрывали от заморозков посадки. В это время скотоводы начинали осенний забой скота, ели вдоволь мяса, засаливали мясо на зиму. Апостол Иоанн Богослов считается покровителем супружества, ему молятся о сохранения чистоты и целомудрия, о семейном счастье. На Беларуси этот день был особенным для свах, так как с этого времени начинались переговоры с женихами о невестах: “свахі сакрэтна шапталіся с жаніхамі”, чтобы на Покров сыграть свадьбу: “Іван Багаслоў дружкі разаслаў, а на Пакрова дзеўка гатова”. Чтобы поспособствовать замужеству, нередко наши предки прибегали к магическим действиям. Был такой ритуал: невесты открывали погреб и читали девять раз такой заговор. “Хозяин мой дворовой, будь мне сват дорогой. Сосватой ты мне, Божьей рабе (имя), во мужья (имя). Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь”. Можно сказать и подругому: “Госпаду Богу памалюся, Прачыстай Божай Мацеры пакланюся. Божая маці з прыстола ўставала, рабе Божай Дар’і на помоч давала. На небе ёсць тры зарніцы, яны ўсе тры сястрыцы: адна прывара, другая – прынуда, а трэйця – прысуша. Як прывара прыварыла, прынуда прынудзіла, прысуша прысушыла раба Божага Івана да рабы Божай Дар’і. Як не можа маці без дзіцяці, карова – без цяляці, асліца – без асляніцы, каб так Іван не мог пражыць без Дар’і. Колькі ў годзе празднічкаў, прынясі, Госпадзі, Дар’і столькі ж памошнічкаў. Госпада Бога ўпрашаю, Прачыстую Матку на помач жалаю”.


Покровская суббота считается важным церковным праздником, поэтому в этот день у народа не принято было работать, разрешалось только разогревать приготовленную заранее пищу. Согласно приметам, нельзя было стирать. Рекомендуется в этот день лучше держаться от воды подальше, а женщинам запрещается рукоделие, чтобы ненароком не «поранить» дорогих покойников. Категорически запрещено сквернословить, особенно в пьяном виде, и вообще злоупотреблять алкоголем. Не допускались у предков злые слова и мысли в адрес усопших. По легендам, в отместку на обидные слова, покойники зимой не станут тихо лежать на кладбище, а будут являться обидчикам в кошмарах и даже могут задушить злословца во сне. Поплакать о дорогих усопших разрешается, но слишком сильно рыдать и напоказ убиваться у народа считается большим грехом. По народному поверью, встревоженные громкими слезами покойники из жалости к страдающим близким могут остаться на земле, отказаться возвращаться в царство мертвых. Христианская подоплека запрета на громкое публичное горевание объясняется тем, что Спаситель Иисус Христос своей жертвой «отменил» смерть, и физическая кончина для верующих - это только миг перед жизнью вечной. Покровская суббота считается кануном Покрова Пресвятой Богородицы, даже если сам праздник наступает только через несколько дней. В храмах служат особую службу, а верующие молятся о душах ушедших близких. Желательно также подать милостыню всем, просящим её. Прочитать молитву можно и дома у иконы. Кроме того, можно сходить на кладбище и убрать у могилы, однако священнослужители всегда подчеркивают, что наиболее важно в этот день побывать на богослужении.


Практически у каждого человека есть усопшие родственники или знакомые, за которых нужно помолиться. Сделать это можно в Покровскую Родительскую субботу. Молитвы, которые нужно читать на родительскую субботу.


Молитвы: 


"Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное. Аминь".


«Господи, услышь наши мольбы о родителях, что покинули эту землю и отправились в Царствие Твое, где жизнь вечная. Лишь Ты способен утешить души наши скорбящие. Прошу, отпусти все грехи ушедшего и подари ему жизнь в радости и счастье на Небесах. Плачу я и молюсь за душу раба Божьего (имя) с верою и надеждою на утешение. Не оставь меня одного в печали скорбящей, помоги пережить утрату. Отпусти ему все грехи, позволь душе упокоиться и обрести жизнь вечную. Помолюсь же я за него и восславлю имя Твое, Господь наш! Ибо ты Отец наш, и лишь ты знаешь, когда пробьет последний час наш на земле, чтобы забрать после души наши в Царствие Небесное. Да обретем мы вечность рядом с тобой. Во веки веков. Аминь».

Комментарии (0)

+375 29 689 46 47

Нужна помощь?

Оставьте заявку

прямо сейчас!