Великие церковные праздники в 2018 году

Вербное воскресенье. Вход Господень в Иерусалим.

(в 2018 году приходится на 1 апреля)

Вход Господень в Иерусалим, либо просто Вербное воскресенье, – один из наиболее значимых двунадесятых праздников, которые отмечают православные. Первые упоминания о данном празднике встречаются в рукописях III века. Данное событие имеет большое значение для христиан, поскольку вход Иисуса в Иерусалим, власти которого были враждебно настроены к Нему, обозначает то, что Христос добровольно принял крестные страдания. Вход Господень в Иерусалим описывается всеми четырьмя евангелистами, что тоже свидетельствует о значимости этого дня.
Дата Вербного воскресенья находится в зависимости от даты Пасхи: Вход Господень в Иерусалим празднуют за неделю до Пасхи. Чтоб утвердить народ в вере, что Иисус Христос – это Мессия предсказанный пророками , за неделю до Воскресения, Спаситель с апостолами отправляется в город. По пути в Иерусалим Иисус посылает Иоанна и Петра в селение, с указанием места, где они найдут осленка. Апостолы пригнали Учителю осленка, на которого Он сел и, отправился в Иерусалим.
При въезде Иисуса в город, перед Ним, некоторые люди, стелили собственные одежды, некоторые, сопровождали Его срезанными ветками пальм, все приветствовали Спасителя словами: «Осанна в вышних! Благословен Грядый во имя Господне!», так как поверили, что Иисус – это Мессия и Царь народа Израиля.
Когда Иисус зашел в иерусалимский храм, Он изгнал из него купцов со словами: «Дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф. 21,13). Люди с восхищением слушали проповеди Христа. К Нему приходили больные и убогие, Он исцелял их. Дети в это момент пели Ему хвалу. Потом Христос оставляет храм и отправляется с учениками в Вифанию.
Вайями, или пальмовыми ветвями, в древности принято было встречать победителей, от этого произошло другое название праздника – «Неделя ваий». В нашей стране, где пальмы не растут, праздник получил свое третье название – «Вербное воскресенье» – в честь единственного растения, расцветающего в эту раннюю весеннюю пору - Вербы. Вербным воскресеньем заканчивается Великий пост и начинается Страстная седмица.
Что касается праздничного стола, то Вербное воскресенье позволяются рыбные и овощные блюда с постным маслом. А накануне, в Лазареву субботу, после вечерни можно отведать немного рыбной икры.

Светлое Воскресение Христово – Пасха

(в 2018 году приходится на 8 апреля)


Наиболее ключевым христианским праздником является Пасха - Светлое Воскресение Христово из мертвых. Пасха считается главным между преходящих двунадесятых праздников, поскольку в пасхальной истории заключено все, на чем основывается христианское знание. Для всех христиан Воскрешение Христа значит спасение и попрание смерти.
Страдания Христа, крестные мучения и смерть, смыли первородный грех, и следовательно, дали спасение человечеству. Именно поэтому христиане именуют Пасху Торжеством торжеств и Праздником праздников.
В основу христианского праздника легла следующая история. В первый день недели жены- мироносицы пришли к гробу Христа, чтоб помазать тело благовониями. Однако большая глыба, запиравшая вход в гробницу, была сдвинута, на камне сидел ангел, который сообщил женщинам, что Спаситель воскрес. Спустя некоторое время Иисус явился Марии Магдалене и послал её к апостолам известить их, что пророчество свершилось.
Она побежала к апостолам, и сообщила им радостное известие и рассказала им послание Христа, что они встретятся в Галилее. До Своей смерти Иисус говорил ученикам о грядущих событиях, но известие Марии повергло их в смятение. Вера в Царствие Небесное, обетованное Иисусом, снова ожила в их сердцах. Однако Воскрешение Иисуса вызывало радость далеко не у всех: первосвященники и фарисеи пустили слух о пропаже тела.
Однако, невзирая на ложь и тягостные испытания которые легли на первых христиан, новозаветная Пасха стала основанием христианской веры. Кровь Христа искупила грехи людей и открыла им путь к спасению. С первых дней христианства апостолы установили празднование Пасхи, которую в память о страданиях Спасителя предваряла Страстная седмица. Сегодня им предшествует Великий пост, длящийся сорок дней.
Длительное время спорили и  дискутировали о истинной дате празднования памяти описанных событий, пока на I Вселенском соборе в Никее (325) не договорились о праздновании Пасхи в 1-ое воскресение, грядущее за первым весенним полнолунием и весеннем равноденствием. В различные годы Пасха имеет возможность праздноваться с 21 марта по 24 апреля (старый стиль).
На кануне праздника Пасхи начинается служба в одиннадцать часов вечера. В начале служат полунощницу Великой субботы, потом звучит благовест и проходит крестный ход, который возглавляется священнослужителями. Все верующие выходят из церкви с зажженными свечами и, благовест сменяется праздничным перезвоном колоколов. Когда крестных ход возвращается к закрытым дверям церкви, которые, символизируют гроб Христа, звон прерывается. Начинает звучать праздничная молитва, и дверь церкви отворяется. В это время священник первый раз возглашает: «Христос воскресе!», а верующие вместе отвечают: «Воистину воскресе!». Так наступает утреня Пасхи.
В момент пасхальной литургии читают Евангелие от Иоанна. В завершении пасхальной литургии освящают артос – большие просфоры, похожие на кулич. В течение Пасхальной недели артос находится вблизи с царскими вратами. После литургии, в последующую субботу, обычно служат особенный чин раздробления артоса, и кусочки его раздают всем верующим.
По завершению пасхальной литургии пост считается завершонным и православные могут угоститься кусочком освященного кулича или пасхи, крашеным яйцом, мясным пирогом и прочими явствами, запрещенными для вкушения во время поста.
 В первую неделю Пасхи (Светлая седмица) полагается подавать  и особо помогать нуждающимся. Христиане приходя в гости к родным, обмениваются возгласами: «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!», и обнимаются и целуются. В Пасху полагается обмениваться и дарить крашеные яйца. Данная традиция принята в память о визите Марии Магдалены к императору Рима Тиберию. По преданию, Мария первая сообщила Тиберию известие о Воскресении Спасителя и в качестве дара принесла ему яйцо - как символ жизни. Но Тиберий не уверовал в весть о Воскрешении и сказал, что поверит Марии, в случае если принесенное ею яйцо покраснеет. И в этот момент яйцо покраснело. С тех пор, в память о случившемся, верующие стали красить яйца, которые стали символом Пасхи.

Полезная информация:

Чистый четверг

день, в который, по предписаниям церкви, необходимо очистится физически и духовно. Как правильно православному человеку вести себя в этот день?


Последняя неделя перед Пасхой – самая важная и ответственная часть Великого поста. Каждый день наполнен особым смыслом, и начало приготовлений к Воскресению Христову начинается именно в Чистый четверг.
Именно в четверг Иисус собрал своих учеников, сам совершил омовение их ног, показывая тем самым пример смирения. Поэтому главный смысл Четверга – в смирении, терпении, искренности и сострадании к ближним.
В Чистый четверг желательно верующему человеку посетить храм: в этот день в церкви читаются молитвы, посвященные Тайной вечере и 12 апостолам, ученикам Христа. В этот день хорошо причаститься и исповедаться.

Обычаи, связанные с Чистым четвергом

Именно в Чистый четверг положено печь куличи и красить пасхальные яйца. А еще – это день очищения телесного. Если у вас есть возможность, желательно на рассвете омыться в купальне, святом источнике или принять очистительный утренний душ.
В этот день хозяйки особенно тщательно убирают свою квартиру. Генеральную уборку перед Пасхой важно проводить именно в Чистый четверг. Учтите, что ни в пятницу, ни в субботу устраивать уборку уже нельзя, иначе «пыль и грязь могут попасть в глаза Иисусу».

Чего нельзя делать в Чистый четверг?

Чистый четверг – это день начала самого строгого поста перед Пасхой. Нельзя в этот день устраивать вечеринки и праздники. Старайтесь в этот день вкушать минимум пищи, лучше ограничиться хлебом и выпить немного красного вина.

Приметы Чистого четверга

Главная примета Чистого четверга связана с выпечкой пасхального кулича. В народе примечали, что если тесто получилось «тяжелым» и рыхлым, год до следующей Пасхи будет сложным и тяжелым. Если же кулич выдался на славу, то и год предстоит легкий, без особых трудностей.
В этот день не рекомендуется выносить на улицу или кому-то отдавать что-то из предметов домашней утвари – плохая примета.
А еще в этот день, согласно народным приметам, хорошо стричь волосы ребенку. Остриженные локоны не выбрасывали, а сохраняли в особом мешочке: народное поверье, что они являются оберегом для малыша на целый год. Для того чтобы у вас волосы стали гуще и пышнее, подстригите на Чистый четверг кончики волос.

Вознесение Господне

(в 2018 году приходится на 17 мая)

Вознесение Господне празднуют на сороковой день после Пасхи. Традиционно данный праздник приходиться в четверг шестой недели пасхалии. События, связанные с Вознесением, значат завершение земного пребывания Спасителя и начало Его жизни в лоне Церкви. После Воскресения, Учитель, приходил к своим ученикам в течение сорока дней, проповедуя учения об истиной вере и пути спасения. Спаситель наставлял апостолов, что они должны делать после Его Вознесения.
Потом Христос пообещал ученикам спустить на них Святой Дух, которого они должны дожидаться в Иерусалиме. Христос произнес: «И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, пока не облечетесь силою свыше» (Лк. 24, 49). Вместе с апостолами, они вышли за город, где Он благословил учеников и стал возноситься в небеса. Апостолы поклонились Ему и вернулись в Иерусалим.
Что касается поста, то в праздник Вознесения Господня разрешается, вкушать любую пищу, как постную, так и скоромную.

День Святой Троицы – Пятидесятница

(в 2018 году приходится на 27 мая)

В День Святой Троицы посвящается истории, которая рассказывает о сошествии Святого Духа на учеников Христа. Святой Дух явился апостолам Спасителя в облике языков пламени в день Пятидесятницы, то есть на пятидесятый день после Пасхи, отсюда и название данного праздника. Второе, наиболее известное название дня приурочено к обретению апостолами третьей ипостаси Святой Троицы о Триедином Божестве получило совершенное толкование.
В день Святой Троицы, апостолы намерились встретиться, для того чтобы вместе помолиться. Внезапно они услышали грохот, а потом в воздухе начали возникать огненные языки, которые, разделяясь, сходили на учеников Христа.
После того, как пламя сошло на апостолов и осуществилось пророчество «...исполнились... Духа Святаго...» (Деян. 2, 4) и они вознесли молитву. С сошествием Святого Духа, у учеников Христа появился дар говорить на разных языках для того, чтобы нести Слово Господа во всех странах мира.
Шум, исходящий в доме, где молились апосталы, собрал большую толпу любопытных. Народ был паражен тем, что апостолы заговорили на разных языках. Среди людей были и люди из других народов, они услышали как апостолы возносят молитву на их родном языке. Большинство людей были исполнены благоговейного трепета. Но в тоже время, среди собравшихся были все же и люди, скептически воспринявшие происшедшее чудо, – якобы благоговеющие «напились сладкого вина» (Деян. 2, 13).
В этот день апостол Пётр сказал первую свою проповедь, в которой рассказал народу, что произошедшее в этот день событие было предсказано пророками и знаменует последнюю миссию Спасителя в земном мире. Проповедь апостола Петра была недолгою и простой, однако через него говорил Святой Дух, и речь его дошла в души многих людей. По окончании речи Петра, многие люди приняли веру и крестились. «Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч» (Деян. 2, 41). С давних времен День Святой Троицы почитают как день рождения христианской Церкви, сотворенной Священной благодатью.
В День Святой Троицы принято украшать дома и храмы цветами и травой. Относительно праздничного стола - поста в этот день нет.

Двунадесятые непреходящие праздники

Рождество Христово (7 января)

Согласно преданиям, Господь Бог еще в раю пообещал согрешившему Адаму пришествие Спасателя. Многие пророки тоже предвещали приход Спасателя . Так пророк Исайя, пророчествовал о рождении Мессии иудеям, которые позабыли Господа и поклонялись языческим идолам. Перед рождением Иисуса, правитель Ирод издал указ о переписи населения, для этого иудеи должны были явиться в города, в которых они родились. Иосиф и Дева Мария тоже отправились в города, где они родились.
До Вифлеема они добирались трудно. Дева Мария была в положении, и когда они пришли в город, пришло время рожать. Но в Вифлееме из-за переписи и множества людей, все места были заняты. Иосифу и Марии пришлось остановиться в хлеву. Ночью Мария родила мальчика, назвала Его Иисусом, спеленала и положила в ясли – кормушку для скота. Недалеко от их ночлега, находились пастухи пасшие скот. К пастухам явился ангел, который сообщил им: «...я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк. 2, 10–12). Услышав это, сразу же пастухи отправились в Вифлеем, где нашли Святое семейство. Поклонившись Иисусу, они рассказали о явлении ангела и его знамении.
В эти же дни, в Иерусалим пришли волхвы, которые спрашивали людей о родившемся иудейском царе, так как в небесах сияла новая яркая звезда. Узнав от волхвов, что родился новый царь, царь Ирод приказал волхвам выяснить место, где родился Мессия. 
Волхвы направились следом за звездой, которая привела их к хлеву, где родился Спаситель. Войдя в хлев, волхвы поклонились Иисусу и преподнесли ему дары: ладан, золото и смирну. ««И получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою» (Мф. 2, 12). В туже ночь сам Иосиф получил знамение: ему во сне появился ангел и произнес: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать младенца, чтобы погубить Его» (Мф. 2, 13). В ту же ночь Иосиф с Марией и с Иисусом отправились в Египет, где и пробыли до смерти Ирода.
Впервые праздник Рождество Христово начали отмечать в IV столетии в Константинополе. Праздник предваряет сорокадневный пост и сочельник. В сочельник, принято употреблять лишь воду, а с появлением на небосводе первой звезды можно разговедь сочивом – вареной пшеницей или рисом с медом и сухофруктами. После Рождества и до Крещения празднуют Святки, во время которых отменяются все посты.
В это время церковь попускает даже языческие гадания, так как считается, что в этот период «небеса открыты» к милости Божией.
Крещение Господне – Богоявление (19 января)
Христос начал служение людям к тридцати годам. Предзнаменовал приход Мессии Иоанн Креститель, пророчивший пришествие Мессии и крестивший людей в Иордане для очищения грехов. Когда Спаситель явился к Иоанну для крещения, Иоанн узнал в Нем Мессию и сказал Ему, что он сам должен креститься у Спасителя. Но Христос ответил: «...оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 15), то есть сделать то, что говорили пророки.
Христиане именуют праздник Крещения Господня Богоявлением, при крещении Христа, люди впервые увидели три ипостасии Троицы: Господь Сын, сам Иисус, Святой Дух, сошедший в облике голубя на Христа, и Господь Отец, говоривший: «Сей Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 17).
Первыми праздник Богоявления начали отмечать еще ученики Христа, о чем и свидетельствует свод апостольских правил. За день до праздника Богоявления начинается сочельник. В этот день, как и в Рождественский сочельник, православные едят сочив, но только лишь после освящения воды. Крещенская вода обладает целебными свойствами, ее употребляют натощак при различных болезнях и недугах, ею окропляют дома.
В этот праздник, праздник Богоявления, также служат чин великой агиасмы.  Совершатся крестный ход к водоемам с Евангелием, хоругвями и светильниками. Крестный ход сопровождается колокольным звоном и пение тропаря праздника.
Сретение Господне (15 февраля)
Праздник Сретение Господне посвящен событиям, случившимся в Иерусалимском храме при встрече Младенца Иисуса со старцем Симеоном. В сороковой день после рождения Дева Мария принесла Иисуса в Иерусалимский храм. По преданию старец Симеон жил при храме, где переводил Священное Писание на греческий язык. В одном из пророчеств Исаии, где рассказывается приход Спасителя, в месте  где описывается Его рождение, было сказано, что Мессия родится от не от женщины, а от Девы. Старец предположил, что в оригинале текста имеется ошибка, но в тот же миг к нему явился ангел и сообщил, что Симеон не умрет, пока не увидит своими глазами Деву и Ее Сына.
Когда Дева Мария с Иисусом на руках вошла в храм, Симеон сразу же увидел их и узнал в Младенце Мессию. Симеон взял Его на руки и произнес следующие слова: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля» (Лк. 2, 29). Вот теперь старец мог спокойно умереть, ведь он только что собственными глазами увидел и Матерь Деву, и Ее Сына-Спасителя.

Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля)

С древних времен Благовещение Богородицы именовали и Началом искупления, и Зачатием Христа. Это длилось VII столетия, пока этот праздник не приобрел название, под которым есть в настоящий момент. По своему значению для христиан, праздник Благовещения сравним лишь с Рождеством Христова. В народе до наших дней существует пословица, что в данный день «птица гнезда не вьет, девица косу не плетет».
История говорит о следующем. Когда Дева Мария достигла пятнадцатилетнего возраста, Ей предстояло покинуть стены Иерусалимского храма, потому что по, бывшим в эти времена законам, целую жизнь служить Всевышнему имели возможность лишь мужчины. К этому времени родители Марии уже умерли, поэтому священники приняли решение обручить Марию с Иосифом из Назарета.
Однажды к Деве Марии явился ангел - это был архангел Гавриил. Он приветствовал Марию словами: «Радуйся благодатная, Господь с тобою!». Мария была смущена, так как не знала, что значат слова ангела. Архангел растолковал Марии, что Она избранница Господа для рождения Спасителя, о котором говорили пророки: «...и вот зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк. 1, 31–33).
Услышав откровение Архангела Гавриила, Дева Мария смутилась: «...как будет это, если я мужа не знаю?» (Лк. 1, 34). Архангел ответил, что на Деву снизойдет Дух Святой, поэтому и родившийся у нее Младенец будет свят. Мария была покорна и ответила: «...се раба Господня; да будет мне по слову Твоему» (Лк. 1, 37).
В честь этой Благой вести от Архангела Гавриила и празднуем мы этот светлый праздник.

Преображение Господне (19 августа)

Спаситель говорил апостолам о том, что для спасения людей, Ему предстоит претерпеть страдание и смерть. Чтобы более укрепить веру учеников, он показал им Свою Божественную славу, которая ждет Его и других праведников христовых по завершению их земного существования.
Однажды Христос поднялся на гору Фавор с тремя учениками – Петром, Иаковом и Иоанном – чтобы помолиться Всевышнему. Но усталые за день апостолы заснули, а когда пробудились, увидели, что Спаситель преобразился. Одежда Его была белоснежной, а лик Его сиял подобно солнцу.
Рядом с Учителем, находились пророки – Моисей и Илия, с коими Христос говорил о собственных страданиях, которые Ему предстоит претерпеть. И в тот же миг вдруг апостолов охватила такая благодать, что Пётр предложил: «Наставник! Хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, – не зная, что говорил» (Лк. 9, 33).
В этот момент, вдруг всех их окутало облаком, из которого был слышен глас Божий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте» (Лк. 9, 35). Как только все услышали слова Всевышнего, ученики опять узрели Христа одного в Его обыкновенном облике.
Когда Христос с апостолами возвратился с горы Фавор, Он наказал им не рассказывать  до времени о том, что они узрели.
На Руси Преображение Господне в народе получило название «Яблочный Спас», так как в данный день в храмах освящают мед и яблоки.

Успение Божией Матери (28 августа)

В Евангелии от Иоанна говорится о том, что перед смертью Христос повелел позаботиться о Матери апостолу Иоанну (Ин. 19, 26–27). Так, после смерти Христа, Дева Мария жила у Иоанна в Иерусалиме. Там апостолы и записывали повествования Богородицы о земном существовании Иисуса Христа. Богоматерь ходила на Голгофу для преклонения и молитвы. В одно из таких посещений архангел Гавриил сообщил Ей о Ее близкой кончине.
Поэтому в город стали приезжать апостолы Христа, для последнего земного служения Девы Марии. Перед смертью Богородицы, к Её одру явился Христос с ангелами, присутствующих охватил страх. А Богородица воздала славу Богу и, как будто засыпая, приняла спокойную кончину.
Апостолы взяли ложе, на котором была Божья Матерь, и понесли его в Гефсиманский сад. О кончине Богородицы узнали иудейские священники. Они ненавидели Христа и не верили в Его воскрешение. Первосвященник Афония догнал траурную процессию, и схватился за ложе, пытался перевернуть его, чтобы осквернить тело. Но в момент, когда он прикоснулся к ложе, его руки были отсечены невидимой силой. Только после этого Афония раскаялся и поверил, и сразу обрел исцеление. Тело Божией Матери положили в грот и прикрыли его большим камнем.
 Среди присутствовавших в процессии похорон не было одного из учеников Христа – апостола Фомы. Он прибыл в Иерусалим только через три дня после похорон, долго плакал у грота Богородицы. Поэтому апостолы приняли решение открыть Гробницу, чтобы и Фома мог приложился к телу умершей Богоматери.
Когда они отвалили камень, то внутри обнаружили только лишь похоронные пелены, самого тела Богородицы не было внутри гробницы. Божию Матерь Христос забрал на небеса в Ее земном естестве.
На том месте впоследствии был сооружен храм, где до IV века сохранялись похоронные пелены Богородицы. После этого святыню перевезли в Византию, во Влахернский храм, а в 582 году император Маврикий издал указ о всеобщем праздновании Успения Божией Матери.
Данный праздник среди православных считается очень почитаемым, как и все другие праздники, связанные с памятью о Богородице Деве Марии.

Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября)

Праведные родители Девы Марии, Иоаким и Анна, очень долго не могли иметь детей.  И очень печалились об этом. У иудеев отсутствие детей считалось, как кара Божия за тайные грехи. Но Иоаким и Анна не утрачивали веры и молили Бога о ниспослании им ребенка. Так они дали клятву, что в том случае, если у них появится ребенок, они обязательно отдадут его на служение Всевышнему.
Бог услышал их просьбы. Но перед этим, подверг их испытанию. Когда Иоаким пришел в храм чтобы принести жертву, священник ее не взял и упрекнул старика в бездетности. После этого случая Иоаким отправился в пустыню, где постился и вымаливал прощение у Господа.
В это время Анна тоже подверглась испытанию. Ее тоже укорила в бездетности ее же служанка. Тогда Анна, будучи очень опечаленной, пошла в сад и, заметив на дереве птичье гнездо с птенцами, стала размышлять о том, что дети есть даже у птиц, и расплакалась. Пред Анной в саду вдруг явился ангел и стал ее успокаивать, обещая, что скоро у них будет ребенок. Тогда же и перед Иоакимом, тоже предстал ангел и сказал, что Господь его услышал.
После этого Иоаким и Анна встретились и рассказали друг другу о радостной вести, которую сообщили им ангелы, а спустя год у них родилась девочка, которую они назвали Марией.

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня (27 сентября)

В 325 году мать императора Византии Константина Великого, царица Лена отправилась в Иерусалим с целью посещения святых мест. Она посетила Голгофу и место погребения Христа, но наиболее всего она хотела найти тот Крест, на котором Мессия был распят. На Голгофе отыскали три креста, и, чтоб найти, тот на котором Христос принял страдания, решили провести испытания. Каждый из них прилагали на умершего, и вот один из крестов воскресил покойного. Это и был, тот самый Крест Господень.
Когда народ узнал, что нашли Крест, на котором распяли Христа, то на Голгофе собралась очень большая толпа. Христиан было так много, что большинство из них не могло подойти к Кресту, чтобы приклониться святыне. Патриарх Макарий предложил воздвигнуть (поднять) Крест, чтобы все могли его увидеть. Так в честь этих событий был положен праздник Воздвижения Креста.
У христиан Воздвижение Креста Господня считается единственным праздником, который празднуют с первого дня его существования, то есть того дня, когда Крест был найден.
Общехристианское значение Воздвижение получило после войны между Персией и Византией. В 614 году, Иерусалим разграбили персы. При этом в числе увезенных ими святынь был и Крест Господень. И только лишь в 628 году святыню вернули в храм Воскресения, построенный на Голгофе Константином Великим. С тех времен праздник Воздвижения стали праздновать все христиане мира.

Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря)

Введение во храм Пресвятой Богородицы христиане отмечают в память о посвящении Девы Марии Богу. История гласит, что когда Марии исполнилось три года, Иоаким и Анна выполнили свою клятву. Родители Богородицы привели дочь в Иерусалимский храм. На изумление родителей и других людей, маленькая Мария пошла по лестнице сама навстречу первосвященнику, после чего он ввел Ее в алтарь. С того времени Пресвятая Дева Мария жила при храме до своего пятнадцатилетия пока не пришло время Ее обручения с праведным Иосифом.

Великие праздники

Праздник Обрезания Господня (14 января)

Обрезание Господне как праздник был утвержден в IV веке. В этот день вспоминают событие, связанное с Заветом, заключенным с Богом на горе Сион пророком Моисеем. По этому Завету все мальчики на восьмой день после рождения должны были принять обрезание как символ единения с иудейскими патриархами – Авраамом, Исааком и Иаковом.
По совершению данного ритуала Спасителя назвали Иисусом, как и повелел архангел Гавриил, когда принес Деве Марии благую весть. Согласно толкованию, Господь принял обрезание в знак неукоснительного выполнения законов Бога. Однако, в христианской Церкви ритуала обрезания нет, так как согласно Новому Завету, этот ритуал уступил место таинству крещения.

Рождество Иоанна Крестителя, Предтечи Господня (7 июля)

Празднование Рождества Иоанна Предтечи, пророка Господня, принято Церковью в IV веке. Среди всех наиболее почитаемых святых Иоанн Креститель занимает особенное место, так как он должен был приготовить иудейский народ к принятию проповеди Мессии.
В годы правления Ирода в Иерусалиме жил священник Захария с супругой Елисаветой. Они с усердием выполняли все, что указывал Закон Моисея. Но Бог все никак не давал им ребенка. И вот однажды, когда Захария вошел в алтарь для каждения, он увидел ангела, который сообщил священнику благую весть о том, что очень скоро его супруга родит долгожданное дитя. Дитя следует назвать Иоанном: «...и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей...» (Лк. 1, 14–15).
Но, в ответ на данное откровение, Захария только скорбно усмехнулся. Потому что и он сам, и его жена Елисавета были в преклонных годах. Ангел представился архангелом Гавриилом и в наказание за неверие наложил запрет на Захария - он не сможет разговаривать до тех пор, пока Елисавета не родит дитя.
Скоро Елисавета забеременна, и ну никак не могла уверовать собственному счастью, поэтому до пяти месяцев скрывала свое положение. У нее родился сын. Когда младенца на восьмой день принесли в храм, священник сильно удивился, узнав, что его назвали Иоанном. Потому, что ни в роду Захарии, ни в роду Елисаветы никого не было с таковым именем. Захария только кивком головы подтвердил желание жены, после этого он снова стал разговаривать. И первыми его словами – это были слова проникновенной благодарственной молитвы.

День святых первоверховных апостолов Петра и Павла (12 июля)

В этот день Православная церковь поминает апостолов Петра и Павла, претерпевших мученическую кончину в 67 году за проповедование Евангелия. Данному празднику предшествует многодневный апостольский (Петров) пост.
В древности церковные правила принимал Собор апостолов, а Пётр и Павел занимали в нем верховные места. Поэтому и жизнь этих апостолов имела огромное значение для развития христианской Церкви.
Однако первые апостолы шли к вере несколько разными путями, что, осознавая их, непроизвольно можно задуматься о неисповедимости путей Господних.

Апостол Петр

Перед тем как Петр начал апостольское служение, он носил иное имя – Симон, которое получил при рождении. Симон был рыбаком на озере Геннисарет, до тех пор, пока его брат Андрей не привел молодого человека к Христу. Радикальный и сильный Симон сразу смог занять особенное место среди учеников Иисуса. Он первым познал в Иисусе Спасителя и за это приобрел от Христа новое имя – Кифа (евр. камень). По-гречески такое имя звучит как Пётр, и собственно на этом «кремне» Иисус собирался воздвигнуть здание Собственной Церкви, которую «не одолеют врата ада». Но каждому человеку присущи слабости. Слабостью Петра было троекратное отречение от Христа. Но, тем не менее Пётр раскаялся и был прощен Иисусом, троекратно подтвердившим его предназначение.
После сошествия на апостолов Святого Духа, Пётр первый прочел проповедь в истории христианской Церкви. После этой проповеди к истинной вере примкнули более трех тысяч иудеев. Петр проповедовал Евангелие в различных городках и государствах, находящихся на берегах Средиземноморья. А сопровождавший Петра апостол Марк писал Евангелие, беря за основу проповеди Кифы. Не считая этого, в Новом Завете имеется книга, написанная лично апостолом.
В 67 году апостол отправился в Рим, однако был пойман властями и принял крестные страдания, как и Христос. Однако, Пётр посчитал, что недостоин точно такой казни, как и Учитель, поэтому попросил палачей распять его на кресте вверх ногами.

Апостол Павел

Апостол Павел – родился в городе Тарса (Малая Азия). От рождения у него было другое имя – Савл. Он был одаренным молодым человеком и приобрел хорошее образование. Однако он рос и воспитывался в языческих обычаях. Кроме этого, Савл был знатным римским гражданином и открыто восторгался языческой эллинистической культурой.
 Павел также был гонителем христианства и в Палестине, и за ее пределами. Данными возможностями его одарили фарисеи, ненавидевшие христианское учение и ведшие жестокую борьбу с ним.
Однажды, когда Савл ехал в Дамаск с разрешениями для здешних синагог на аресты христиан, его вдруг сразил яркий свет. Будущий апостол упал на землю и услышал глас, говоривший ему : «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна» (Деян. 9, 4–5). После этого Христос повелел Савлу отправиться в Дамаск и положиться на провидение.
Когда ослепший Савл приехал в город, он нашел священника Ананию. После беседы с христианским пастырем Савл уверовал во Христа и крестился. Во время обряда крещения к нему вдруг снова вернулось зрение. С этого дня и началась деятельность Павла как апостола. Подобно апостолу Петру, Павел много путешествовал. Он посетил Аравию, Антиохию, Кипр, Малую Азию и Македонию. В тех местах, где бывал Павел образовывались христианские общины. Сам первоверховный апостол прославился своими посланиями к главам основанных с его помощью церквей. Среди новозаветных книг есть 14 посланий Павла. Благодаря этим посланиям христианские догмы обрели стройную систему и стали понятны каждому верующему.
В конце 66 года апостол Павел приехал в Рим, где через год как гражданин Римской империи был казнен от меча.

Усекновение главы Иоанна Предтечи (11 сентября)

В 32 году от рождения Иисуса царь Ирод Антипа, правитель Галилеи, заточил Иоанна Предтечу в тюрьму за то, что тот рассказывал о его близких отношениях с Иродиадой, женой его брата.
При этом царь опасался казнить Иоанна, так как это могло вызвать недовольство его народа, который очень любил и почитал Иоанна.
Однажды во время празднования дня рождения Ирода устроили пир. Дочь Иродиады - Саломия подарила царю наикрасивейший танец. За это Ирод пообещал перед всеми, что выполнит любое желание девушки. Иродиада подговорила свою дочь выпросить у царя голову Иоанна Крестителя.
Просьба девушки смутила царя. Но прилюдно пообещав выполнить желание девушки, Царь Ирод не смог не сдержать свое слово. Поэтому Царь отправил в тюрьму воина, который, обезглавил Иоанна, и принес его голову на блюде Саломии. Девушка приняла страшный подарок и дала его собственной матери. Апостолы узнали о казни Иоанна Крестителя и захоронили его обезглавленное тело.

Покров Пресвятой Богородицы (14 октября)

Поводом для праздника явилась история, случившаяся в 910 году в Константинополе. Город осаждала бессчетная армия сарацинов. Горожане спрятались в Влахернском храме – в месте где сберегался омофор Богородицы. Напуганные жители горячо молились Божией матери о защите. Однажды, во время молитвы, юродивый Андрей заметил над молившимися Богородицу.
Божия Матерь шла в сопровождении воинства ангелов, с Иоанном Богословом и Иоанном Предтечей. Дева Мария благоговейно протягивала руки к Сыну. И в это время ее омофор покрывал молящихся жителей города, как будто оберегая людей от грядущих бедствий. Кроме юродивого Андрея, удивительную процессию увидел ученик Епифаний. Чудесное видение вскоре исчезло, но благодать Ее пребывала в храме. Вскоре и армия сарацинов оставила Константинополь.
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы на Руси стали праздновать при князе Андрее Боголюбском, в 1164 году. А чуть позднее, в 1165 году, на речке Нерли в честь этого праздника освятили первый храм. Это Храм Покрова на Нерли.

Полезная информация:

Традиционно благоприятным временем для венчания всех вступающих в брак считается период от Крещения до Масленицы зимой, а также Красная горка, так у нас называется первое воскресенье после Пасхи. Летом – промежуток от Петрова до Успенского поста, а также весь осенний период, исключая дни скорби: 11 сентября (день Усекновения главы Иоанна Крестителя) и 27 сентября (День воздвижения Креста Господня).

 

Комментарии (0)

+375 29 689 46 47

Нужна помощь?

Оставьте заявку

прямо сейчас!