1 сентября в православном календаре и в обрядности славян язычников

В церковном календаре на 1 сентября 2021 года приходится сразу несколько православных праздников, которые принято отмечать ежегодно. В первый день осени православная церковь вспоминает трех мучеников Газских – Тимофея, Агапия и Феклу. В 304-306 годах Святые мученически погибли, но от веры Христовой не отреклись. Верующие так же в этот день обращаются с молитвами к иконе Божией Матери Донской (1591 г.). Святая заступница помогает тем, кто был несправедливо обижен. К иконе необходимо обращаться с просьбами, защитить в сложной жизненной ситуации. Обращение должно быть искренним и исходить от сердца. Богоматерь сможет помочь. В православном календаре 1 сентября принято почитать память мученика Андрея Стратилата. В народе праздник в его честь получил название Стратилат Тепляк. При жизни святой был римским военачальником во времена правления Максимиана. Свой титул «стратилат» Андрей получил во времена боевых действий с Сирией. Он управлял своим небольшим отрядом, в котором воины были язычниками. Сам Андрей тогда еще не принял христианство, но он искренне верил в Бога, и ему хватило смелости убедить свое войско в том, что языческие божества – это бесы. Несмотря на военное ремесло, Андрея нельзя было назвать грубым и жестоким человеком, он всегда был верен своему слову, любил детей и приходил на помощь к нуждающимся. Достоверной информация о смерти святого нет, но в священных писаниях сказано, что Андрей после окончания службы в римской армии, стал священнослужителям. Преподобному Андрею люди молятся не только о хорошем урожае, но и о здоровье своих детей. Больше всего о здоровье своих малышей переживают, конечно, мамы. Поэтому наши пра-пра бабушки посвящали все свое свободное время молитвам о здоровье своих детей, мужей и других сородичей. Они делали целебные отвары, которые дети в этот день должны были выпить на ночь. Такие отвары помогали избавиться на будущее от простудных заболеваний, в качестве профилактики, в основе таких отваров были ромашка и полынь.1 сентября народные целители и знахари совершали ритуальные действия, направленные на сохранение дома и хозяйственных построек от порчи, зависти, от пожаров и поджогов. Для защиты всегда читают такой заговор: «Заряница, Заряница, Фёкла-девица, оглянись на мои стога, на мои закрома. Замыкаю на семь огней, на семь молний. Ключи у Фёклы. Аминь». Наши предки очень опасались молний и пожаров. Было принято всегда забирать с пожарища, в чётный день (это обязательное условие) уголёк, затем, завязать его в узелок, подвесить узелок к дымовой трубе печи и сказать: «Иди не на нас, а иди мимо нас. Спаси и сохрани, Господь от пожарища, от молнии, и огня добро моё и меня. Аминь». Ваш дом будет сбережен от пожара. Есть и такие сохранные слова для дома, подворья, и добра нажитого: “Святое Благавешчанне, Хрышчэнне, Батюшка-цудатворац, Дух, Тройца, Купала Іван, Казанская Божая Маці, Святая Марыя Багародзіца. Як агонь коціцца, так ад мяне раба Божага (імя) і злы дух вароціцца. Як пуля з ружжа вон, ды так і ў злыдня душа з касцей вон, а мне (імя) няхай на добрае здароўе Бог дае. Амен. Амен. Амен”.


Из традиций и обычаев дня 1 сентября известно, что наши предки предсказывали по этому дню погоду на ближайшие три месяца. Раньше в этот день отмечали Новый год (новолетие). Согласно данным википедии известно, что: «История праздника связана с правителями Римской империи… В 537 году император Юстиниан I издал 47-ю новеллу и ввел единообразие в летоисчислении; согласно документу, новый год должен указываться во всех официальных документах империи и начинаться 1 сентября, до этого, как указано в новелле, каждый город имел свою точку отсчета для летоисчисления... То есть этой новеллой Юстиниан на государственном уровне узаконил новый год - 1 сентября в империи. В дальнейшем значение слова «индикт» у греков претерпело изменение: «индикт» стал синонимом слова «год» или «лето». «Новый индикт» - это «новое лето» или «новолетие» на славянском, по-русски «новый год». В Восточной христианской церкви Юстиниановское новолетие (1 сентября) - было принято в церковный календарь, оно превратилось в церковный праздник. В этот день стали совершать молитвы, в которых Церковь просила у Бога благословение на наступивший новый год... После Крещения Руси, с конца X века, этот праздник стал православным праздником на Руси. Если годовое гражданское летоисчисление на Руси (в летописях и в иных государственных документах) велось, следуя римскому календарю с 1 марта, то православный календарь начинался с 1 сентября, праздничным богослужением. В 7000 году от сотворения мира (1492 год от Рождества Христова) на Руси гражданский календарь стал также начинаться с 1 сентября...». Поэтому в первый день сентября в городах и селах были шумные гулянья - люди встречали ночью Новый год. Сородичи и гости собирались в доме главы рода, семейства, а хозяева приветливо их встречали. На праздничном столе обязательно должно было быть вино, медовуха и малиновая бражка. В двенадцать часов ночи наши предки стреляли из вестовой пушки, это извещало о том, что Новый год настал. После выстрела были слышны звуки церковных колоколов, все обнимались и трижды (как русичи) целовались. Затем поздравляли друг друга с наступлением Нового года и желали всего самого наилучшего. В этот день принято было у предков просить прощения у тех, кого обидели. После этого все строили планы на следующий год и молились Господу о помощи в их осуществлении. В 1699 году Петр Первый (7208 год от сотворения мира) в России ввёл новый гражданский календарь, согласно которому год начинался уже с 1 января, а годы стали отсчитывать от Рождества Христова. Но для студентов, школьников и учителей первое сентября так и остался новогодним, то есть новым учебным годом. Особенно торжественным праздник всегда является для первоклассников и первокурсников. Поэтому я хочу дать всем родителям (матери или отцу), чей ребёнок отправляется 1 сентября на учёбу, такой заговор: “Іду, я, да серады, ідзе Хрыстос уперадзі. Ясна сонца перад вачыма, ясен месяц над плячыма. А вы, ангелікі, прычашчайце ды іспаведуйце і маёму дзіцяці ўм ў яго галоўку заведайце!”. Говорить этот заговор следует стоя на пороге, вслед уходящему ребёнку. Крестным знамением перекрестите своё дитя.


По наблюдением наших предков, чаще всего, в этот день стояла жаркая погода и дул теплый южный ветер. Из-за этого в народе появилось другое название торжества - Стратилат Тепляк. К этому времени в огородах поспевали морковь и свекла, и даже здесь нашёл еще один повод, как назвать первое сентября - Фекла-свекольница. К этому времени наши предки старались закончить все торговые сделки и дела. Существовала примета, что мальчиков, которым исполнилось 4 года, нужно именно сегодня первый раз сажать на лошадь (будущих мужчин наши предки приучали к работе очень рано, того требовала суровая жизнь). Предки знали и соблюдали правило, если собираешься в дорогу, не должны перед этим чинить обувь и одежду, иначе поездка может сорваться или окажется неудачной. Как и во время любого другого церковного праздника на 1 сентября запрещается нецензурно ругаться, оскорблять кого-либо, конфликтовать, ссориться, громко орать. Если преподобный Андрей поймет, что человек нарушил один из запретов, то будущий год для него пройдет печально. Запреты были следующие: нельзя 1 сентября делиться своими планами на будущее потому, что планы не осуществятся. Не рекомендуется в этот день работать с острыми предметами. В народе верили, что если пораниться в этот день, то рана будет сильно болеть и долго заживать. Нельзя 1 сентября завидовать, иначе это может привести к проблемам с деньгами. Приметы о погоде для этого дня тоже были у наших наблюдательных предков. Если на Фёклу редкие облака в небе - будет ясная и холодная погода. Если зорку Венеру отчетливо видно поутру – то, зима будет мягкая, а если только под вечер – то, суровая зима будет. По погоде в этот день народ судил о том, какая будет осень. Если дует южный ветер – то, он обещает хороший урожай овса. Отлет журавлей в период с первое по пятое сентября – значит, быть ранней зиме. А теплая осень – это хорошо, но предвещает долгую зиму. Если на 1 сентября Луна находится в первой четверти – будет тепло, а если в последней - будет ненастье. Если осень выдалась с частыми туманами – значит, жди много снега зимой. Если человек заболел в этот день – обязательно следует помолиться преподобному Андрею и просить его о быстром выздоровлении. Первого сентября начали болеть зубы, попробуйте приложить кусочек сырой свеклы к десне и все пройдет.


А каким же был день 1 сентября для наших далёких предков славян. Славяне язычники этот день посвящали богу Семарглу. Ещё этот день славяне называли - Праздник Свечи. Семаргл – бог славян, подаривший огонь людям. Семаргл - имя земного (домашнего огня). Семаргл являлся охранником ладьи Храма, его образ устанавливается на носу ладьи с восточной стороны в виде собаки. В ночь с 31 августа на 1 сентября на площади сходились люди, каждый приносит свечи, и начинались гуляния. В этот день сдавяне сосновые деревца украшали свечами. Исполняли обрядовые песни, которые касаются первого разжигания печи и свеч. Огонь, который зажигается в этот день, святой и имеет большую очистительную силу. Дом наполняется новым Духом. Отныне, когда постепенно начинает уже холодать, огонь в доме выступал в роли домашнего охранника. Веником из полыни в этот день славянские женщины выгоняли из дома насекомых, приговаривая: «Кыш, мухи, к Сепухе, а вы, блохи, к Явдохе». Веник затем всегда оставляли возле порога, чтобы насекомые уже назад не возвращались. Это знаменовало переход к осени и отмирание насекомых, способствовало избавление дома от них. После Семаргла уже меньше молодёжь ходит гулять на улицу, начинают проводить вечорки - вечерние посиделки. Утром, возле жертвенного Капища, собирался весь люд и волхвы проводили праздник Комына. Это праздник священного семейного очага, который бережет каждая берегиня - женщина в своем доме. Богиня Слава несет на крыльях частицу Огня Великого Солнца Даждь-Бога, который переходит в невидимое состояние и прячет свое тепло от человеческих глаз. После молитв и славлений Родных богов волхвы принимали тот огонь с крыльев Матери Славы и зажигают священный огонь (не напоминает ли этот ритуал христианский ритуал схождение Святого огня на Пасху?). Все праведные славяне приносили пожертвования (требы) богам за хорошие урожаи и достаток. Обязательно в этот день славяне освящали свечи для защиты и оберега дома. После этого славянская община проводила братчину: - это, когда каждый хозяин и хозяйка приносили кушания на большой общий стол. После такого обеда славянские женщины шли с детьми малыми домой готовить праздничный стол для своей семьи, а мужчины оставались на совет и решали дела общины: кому нужна помощь, какие урожаи собраны и другие. Когда начинало смеркаться, каждый хозяин дома зажигал от священного костра свой факел (или свечу) и нес этот огонь в свой дом. Женщинам нести священный огонь было нельзя, внести его в дом должен был только мужчина-хозяин рода. Если в семье нет ни отца, ни сына, ни деда, это мог сделать кто-то из сородичей или соседей мужчин.


Вот так я вам рассказала о дне 1 сентября, о правилах наших предков, о их верованиях, о Святых, которые почитаются в этот день христианской Церковью и всеми верующими людьми. Нам самим выбирать как провести этот день. По вере нашей нам и дано будет.

Читайте также

Комментарии (0)

+375 29 689 46 47

Нужна помощь?

Оставьте заявку

прямо сейчас!