29 июля - Афиноген

Месяц июль наши предки славяне прозывали - Страдник (пора страды, сенокоса, убора урожая), сенозарник, липень или липец (месяц цветения липы), грозник (месяц летних гроз), червень (от «червленый» - красный, красивый), макушка лета. А, ещё июль – это «краса лета, середка цвета», то есть месяц цветов, ягод, когда все наливается соками и красками. И «солнце без огня горит». Но, в то же время, этот месяц, для земледельцев, был месяцем самой напряженной работы, обеспечивающий процветание крестьянского хозяйства, и сытость крестьянских семей на весь будущий год. Сравниться с ним может только месяц май, однако, если в мае все только засевают, то в июле приходит пора собирать готовый урожай. Большинство примет, пословиц и обрядов у славян про июль было связано с темой работы и сбора урожая: «Июль - макушка лета - устали не знает, все прибирает»; «Плясала б баба, плясала, да макушка лета настала»; «Не топор кормит мужика, а июльская работа»; «В июле на дворе пусто, а в поле густо»; «Сбил сенозарник спесь, что некогда на палати сесть»; «Собьет июль спесь, как неколи присесть»; «Июль - месяц ягод, зеленая страда». 29 июля отмечается Афиноген народно-христианский праздник Финогеев день. Православная церковь в этот день чтит память святого Афиногена и его учеников, пострадавших за веру. Они отказались принести жертву языческим идолам, и были за это казнены. Сам святой Афиноген был убит в монастыре. В своих молитвах он просил у Бога, чтобы его соратники оказались в раю. В народе имеется несколько названий этой даты: его называют Афиногенов день, Финогей, День Финогея, Финогены-зажинки и Афиноген. Народ считал святого Афиногена покровителем животных. Поэтому, в дату его памяти крестьяне приводили к церкви домашний скот, где над ним читалось особое последование для здоровья и умножения поголовья. Про этот день у наших предков были свои поговорки. «На Афиногена замолкают птицы»; «На Афиногена пташки задумываются»; «На Феногена птицы смолкают, а ночи холодают», - говорилось в народе. Люди верили, что птицы в этот день печалились об уходящем лете и думали о наступающей осени. Имелось поверье, что 29 июля по лесу бродит заря и подбирает птичьи перья. Считалось, что лето начинает клонится к закату и пора жать поспевший урожай. Сжатие первого снопа у наших предков славян было обставлено целым рядом обрядов, специальных ритуалов, и носило сакральный характер. Первый сжатый сноп назывался именинником, зажинать его полагалось старшей в роде женщине. Его украшали цветами, лентами, и несли с песнями в дом, затем, сноп ставили на видное место. Именно с него осенью начинали молотьбу, а зерна этого первого снопа у предков считались целебными и потом использовались всю зиму для лечения болезней, порчи у людей, и у домашних животных. Если у семьи такого зерна не было, то его покупали у соседей за деньги. Просили продать хотя бы 2–3 зернышка из именинного снопа. Зерна эти больной глотал, запивая их святой водой, и проговаривал при этом такие слова: «Яровое жито, не считай, сколько мной прожито. Прошу, годков моих не считай, а пожить мне подольше дай. Ключ, замок, язык. Аминь». Если же заболевала домашняя скотина или домашняя птица, зерна из первого снопа давали им в корм с таким заговорным словом: «Первый снопок, Божий дарок! Покорми мою скотинушку, Христианскую животинушку, Чтобы она не болела. И от этого зерна раздобрела. Спаси, Господи, мою скотинку, Христианскую животинку. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь».


По окончании жатвы пожилые женщины всегда заплетали на этой полосе косу из колосьев, им давали название «феногеевы володки». Их ни в коем случае нельзя было срезать, так как они служила особым жертвоприношением древнему богу Сварогу. Крестьяне выходили на жатву в поле рано утром и трудились до вечера. Говорилось: «Первый колосок Афиногена, последний Илье (2 августа) на бороду». Если кто-то находил колос с немалым количеством зёрен, то его называли счастливчиком. Такие находки хранили до посева на следующий год и считали, что они принесут счастливчику в новом году обильный урожай. С работы возвращались с песнями и плясками, первым шел хозяин, нёс сноп, за ним следовали остальные работники. Бывало, что первый сноп относили помещику, который встречал его в окружении всей семьи, это правило свято соблюдалось.


В этот день все люди старались обходить стороной лес. Согласно народному поверью, 29 июля по лесу гуляет нечистая сила. Нельзя было охотиться, рубить дрова, собирать грибы и ягоды, петь и кричать рядом с лесом. Если все же нужно было пройти мимо леса, то это делали очень тихо, не привлекая к себе никакого внимания. Считалось, что с этой даты жара идёт на убыль, а ночи делаются холоднее. После Финогеева дня на столе постоянно появлялись блюда их грибов. Днем, пока взрослые работали в поле, дети уходили в лес собирать грибы. В это время появлялись маслята, лисички, белые грибы, и все они шли на стол. Наступала пора дождей и летних грибов. Грибы – бесценный дар наших славянских лесов. Предки веровали, что, поедая грибы в любом виде – сырые, варёные, печёные, солёные, мочёные, сухие перемолотые, то, человек обретает вечную молодость. Славяне считали, что когда бог Громовержец Перун (после крещения – святой Илья Громовержец) гневается, наказывая своих детей, то он сбрасывает людей с небес в подземное – грибное царство. Поэтому наши предки грибы соотносили с потусторонним миром. И, когда люди отправлялись в лес за грибами, то нельзя было загодя молиться и осенять себя крестом. Согласно поверьям восточных славян, всё, что родится в лесу, принадлежит хозяину леса. Поэтому ягоды, грибы, травы, коренья, орехи нужно собирать осторожно, чтобы ненароком не разгневать лесного хозяина. В лесу запрещалось петь, громко кричать, ломать ветки орешника и других деревьев, сбивать ногой грибы, топтать ягодник, то есть – нарушать покой леса и его хозяина. Так же люди свято верили, что не каждый человек может из леса придти с грибами: «Без счастья и по грибы не ходи». Вместо молитв, перед походом в лес, предки читали заговор, обращённый к хозяину леса: «Хозяин-лесовой, Хозяюшка-лесовая, откуда взяли, туда и приведите, грибов-ягод собрать пособите». Либо так сказывали: «Как в лесу Божьем полно кустов, так в моём кузове будет полно грибов. Аминь». Леса в то время были нечета теперешним - густые, непроходимые, с диким зверьём. Поэтому наши предки знали и слова-обереги: “Хажу па лясам, па кустам, па мхам, па балотам, па лыкадзёрам, па гніляцям, па чарніцам, па малінам, куду у лесе не хаджу, ніколі не блужу. Сонца – па сонцу, луна – па луне, пры частых звёздах, пры вячэрніх зорках, хаджу не блужу, а табе, лясны гаспадар, пакорнасьць аддала, ад мяне, рабы Божай (імя), адшатніся, у бярозку абярніся. Амэн”. Были у славян и особые ритуалы, правила для грибного везенья, например: первый найденный гриб, следует поцеловать; три найденных первых гриба следует положить в дупло дерева; заходя в лес, следует в карман положить три различные травинки или веточки с трёх разных деревьев. Никогда не собирали грибы беременные женщины. В народе были убеждены, что грибы следует собирать на молодик, «если луна убывает – следует дома сидеть, лапти плести». Никогда предки славяне не собирали грибы, выросшие по кругу – это «ведьмовские кольца», значит ведьмы «кружат» человека, чтобы тот заблудился в лесу. Было и такое правило, что если найденный гриб не сорвать, то он больше не вырастет, и человек оставит рядом с грибом свою удачу. Среди грибов есть две группы: съедобные и несъедобные. Целители и знахари, ведуны и колдуны, знают точную дозу ядовитого гриба, которая может вызвать у человека галлюцинации, то есть – изменённое состояние сознания. Иногда такое действо применяется в лечении недугов. Так же в древних народных лечебниках прописано, что людям, страдающим картавостью, заиканием следует искать и употреблять самые ранние грибы – говорушки, строчки. В почёте у славян были выросшие на стене дома грибы – это, по поверьям, сулило хозяевам богатство и благополучие в семье. Конечно, у наших предков были и свои народные приметы на 29 июля. Так считалось, что с Финогея день идёт на зной, а ночь на холод. Если на Финогея туман, то пора собираться в лес по грибы. Если на 29 июля льет дождь – значит, сено запреет, но дождливый этот день – это к хорошему урожаю. Если мыши-полевки в этот день поедают колосья, то зима будет затяжная и морозная. К удаче у наших предков считалось отыскать 29 июля в поле раздвоенный ржаной колос. Тот, кому повезёт, будет жить в богатстве и сытости всю оставшуюся жизнь. «На Феногена молись солнышку, а проси Бога о вёдрышке» говорили в народе. Роса в этот день в траве держится до обеда, то это к жаркой погоде. Славяне верили, что если в этот день помолиться Солнцу - ясная погода установится надолго. Люди говорили: «Придет Финогей с теплом и светом - загодя со жнитвом разберешься, а коль Финогей с дождем явится - хлеб в снопе прорастет». Как я уже писала, первый и последний сжатые снопы имели огромное значение в ритуальной практике восточных славян. нередко их называли «именинными», и, как дорогого гостя, их встречали на пороге дома всей семьёй, торжественно вносили в дом и ставили в красный угол под иконы. Всегда у наших предков жатва начиналась с таких слов: “Шышка-супурыжка, абайдзі вакол палаці, пасабі мне жаці, зайдзі да нас палуднічаць, ды з сваёю лустачкаю”.


Пусть всегда у каждого из нас в доме будут мир, любовь и достаток. Господи, помоги!

Читайте также

Комментарии (0)

+375 29 689 46 47

Нужна помощь?

Оставьте заявку

прямо сейчас!