4 декабря славянский праздник Зари (Ушас и Весты)

Славяне этот день называли Введением, Введенщиной, Воденьем и Видением.


Колесо жизни крутится непрерывно, от рождения к смерти и дальше, к новому рождению. Оттого и праздники начала зимы наши предки славяне традиционно символизировали с умиранием старого и зарождение нового. Подведение итогов года и подготовка к году новому – вот чему посвящали славяне торжества декабря. 4-го декабря испокон веков на славянских землях отмечался праздник, посвященный богине Заре. Изначально считалось, что есть три сестры - Ушас, Заря и Веста, но впоследствии они все стали восприниматься единым целым, и в их честь остался праздник Зари. Декабрь - в самые короткие дни года очень важно было людям уважить светлых богов, призвать к себе их милость, поэтому славяне справляли день почитания Зари. Почитается славянами заря(зоря), которая символизирует собой борьбу светлых и тёмных сил. Легенда говорит о Заре, как о юной красавице, которая отпирает по утрам небесные врата и выпускает Солнце на небо. В другом народном славянском предании Утренняя Заря предшествует на небе Солнцу-Дажьбогу, выводит на небосклон его белых коней, а вторая сестра – Вечерняя Заря - возвращает коней вечером в стойло, когда Дажьбог закончит объезжать небеса. В день Зари славяне отмечали непрерывность смены дня и ночи, месяцев и лет. 4 декабря отмечался праздник "Веста". Веста- младшая сестра богини Марены. В день Весты оглашались имена девушек, которые достигли возраста половой зрелости и теперь уже могли быть просватаны. Происхождение праздника Весты среди историков спорно, так как Веста почиталась и у древних масонов в древнем Риме. Но, славяне в этот день славят звездное небо и всех Светлых Богов, однако, обязательно почитают и Богов Тёмных (светлое не бывает без тёмного). Утром старший мужчина в семье очищал дом четырьмя стихиями, этот обряд дожил до наших дней, и его можно провести, если вы захотите энергетически очистить своё жилище. Дом окуривали дымом различных трав, например, зверобоем, полынью что символизировало стихию Воздуха. Стихию Огня представляли свечи: с зажженной свечой дом обходили всегда против часовой стрелки, а в углах делали свечой еще и малые круги. Для магического очищения «земной стихией» использовали соль, прокаленную на сковороде, и тем самым усиленную стихией Огня. Такую соль рассыпали в углах комнат и под порог от сглаза. Для очищения дома Водой, трижды мыли полы соляным раствором, особенно важным считалось дочиста вымывать углы дома, чтобы там не копилось никакое зло (не стоит наказывая ставить ребёнка в угол – это энергетически плохое место). Каждая мать славянка, у которой есть дочка, должна была свято чтить Богиню Ушас (Утреннюю Зарю), потому что это она вместе с Матушкой Ладой приносит в душу девочки мир. Когда девочке исполнялось три года, ей проводился обряд посвящение в будущую берегиню своего рода. Наши предки славяне считали, что в это время приходит к людям Богиня Ушас – Утренняя Зоренька, и во время священного обряда в Храмах, на капищах Родовых огнищ, касается Богиня своим светом девичьих душ, и зарождаются с этого момента в них способности к женской мудрости и магии творения Родосвета (Родосвет – это система славянских духовных умений и практик, которые помогают человеку жить слаженно (в гармонии) с Родом Всевышним.). Давным-давно, когда наши славянские Храмы возвышались к Сварожьему Небу, проводились в них священные ведические обрядодействия. Каждый Бог у наших предков имел свою обитель. По легендам, так и Храм Богини Утренней Зари возвышался на горе священной. Заботились о нем жрицы Богини. И были в Храме места, где нельзя было ступать человеку простому, лишь жрицы Богини славу и хвалу в песнях посылали богиням Зари. В честь славянских Богинь Зари (утренней и вечерней) проводили обряд Зарницы, когда жрицы храма прокалывали уши девочкам и цепляли золотые сережки, которые имели форму колечек. А посередине тех колечек всегда был камешек. Цвет камешка определяли женщины-Волхвини. Перед обрядом, на протяжении года, родители водили девочку в Храм, где она вместе со жрицами училась прясть и вышивать. Видя те красочные узоры, которые составляла детская душа и рука, жрицы понимали по ним предназначение и нрав девочки. Так, красный камень в серёжке означал берегиню Рода своего, которая поддерживала огнище Родовое, будущую умную жену и добрую мать, жрицу Рода своего. Если одевали в ушко девочке камень зеленый – это была будущая жрица Богинь, имеющая талант к магии Родосвета, ведунья, целитель. Фиолетовый камень – это будущая женщина-воин. Если одевали девочке серёжки с белым камнем – то девочка посвящала свою жизнь служению какой-либо славянской Богине и уже сразу готовилась стать её Жрицей.
Сегодня обряд Зарницы проводят в кругу семьи. Обряд проводится подобно Пострижинам (это день первого возрастного посвящения ребенка, и проводится для детей, достигших годовалого возраста, когда происходит первый постриг детских волос). Однако, обряд Зарницы проводят с девочками трёхлетнего возраста, а ушки ребенку прокалывает бабка-повитуха (может проколоть косметолог), а ведунья проведёт заговор и обрядовые действия. Сережки покупают родители или Божатые (крёстные родители ребёнка), перед тем как надевать, их освящают и заговаривают силами Богинь – Ушас, Лады, Славы (Матерь-Сва-Слава - это Птица Предсказательница, одним из образов богини был именно образ птицы (обычно это была Гамаюн), чье радужное оперение вызывает восторг, и она в трудную минуту помогала героям), Мокоши и Доли. При этом часть волос с Пострижин достают с запечья и обрядово сжигают, как благодарность Богиням за благословение.


Наши славянские бабушки, как я уже писала, славили две Зари. Утренняя Ушас, которая покровительствовала маленьким девочкам. Утрення Богиня опекала девочек до обряда Закосычения (обряд Закосычения – это посвящение для девочки от шести до двенадцати лет - когда девочке обрядово заплетают две косы. Одну косу заплетает мама, другую – отец. В косы заплетают красивые ленты, благоухающие травы. Девочке дарят гребешки, заколки, ленточки. Родители плетут две косички доченьке, так славянами выражалась опека матери и отца). А потом Богиня утренней Зари передавала девочку под опеку Лели – Богини девичьей нежности и кротости. После Лельника (обряд Лельник проводится в возрасте от 13 до 16 лет, родители расплетают косички, и старшая сестра, либо мать, либо Божатка (крёстная) заплетает уже одну косу девочке-подростку, таким образом, вкладывая в нее женскую суть, и с этого времени девушка уже может быть вестой (согласно родовым традициям славян, Веста – это девушка, обученная всем премудростям замужества, то есть ведающая/знающая, в будущем заботливая мать, хорошая хозяйка, верная, мудрая и любящая жена. Только после приобретения девушкой таких знаний у нее был шанс стать женой. Когда девушка обручалась с парнем, тогда она становиться НЕвестой. На свадьбе родители расплетают косу и муж, по одному из славянских обычаев, отсекает косу на дверном проеме своего дома, таким образом, отныне ее волосы уже не могут соблазнять и притягивать других мужчин. Однако, девичий пыл и магическая женская сила остается в этом доме, для этого мужчины.) После этого обряда отдавала Леля девочку под опеку Вечерней Зореньке – Весте, покровительнице девушек, которые должны выходить замуж. Ибо Вечерняя Зоренька забирает коня у Дажбога и ведет Ясное Солнышко на отдых. Именно Заря делает из дитяти девочку в три года, когда ей впервые надевают сережки. На заре выливают первую детскую купель, чтобы ребенок счастливым был и имел хорошую судьбу. Именно в день Зари наши предки готовили вареники, которые являются символом Бога Месяца (луны). В этот день нельзя было женщинам стирать, белить и глину месить, а только вышивать и прясть. Считается, что вышивать научила людей Заря-Зоренька. Образы зари и девушки у славян тесно переплетаются, заменяют друг друга и воспринимаются, как единое целое. Заря ещё является Богиней-заступницей семейных обетов, которые она слышит, когда ночью ими обмениваются влюбленные. На камне-Алатыре (Алатырь был для наших предков «всем камням отец», его восхваляли, как бога, и считали, что находится он в самом центре мира (мироздания)) любит сидеть красна девица Заря, которая зашивает раны кровавые, то есть каждое утро просветляет небо своей пеленой. Этот праздник для славян важен в цепи превращений как космического измерения, так и гармоничного взаимодействия между мужчиной и женщиной. Другие имена Зари: Утренница, Зарница, Денница, Мерцана. Образ этой Богини весьма сложен и многогранен. Она – Богиня Света, прогоняющая Тьму, Дева-Воительница. Она же – Небесная Заступница, защищающая от бед. В старинных славянских заговорах есть такие обращения к ней: «Еду на гору высокую, далёкую, по облакам, по водам, а на горе высокой стоит терем боярский, а в тереме боярском сидит зазноба, Заря-Заряница, красная девица. Ты, девица, зазноба молодеческая, иду за тебя во рать на супостатов моих, врагов-злодеев. Вынь ты, девица, Заря-Заряница, отеческий меч-кладенец, достань ты панцирь дедовский, отомкни шлем богатырский, отопри коня ворона. Мне, меч-кладенец, будь другом, мне, панцирь дедовский, будь родным братом, мне, шлем богатырский, будь венцом обручальным, мне, конь вороной, будь удалым молодцом. Выйди ты, девица, Заря-Заряница, в чистое поле, а в чистом поле стоит рать могучая, а в рати оружий сметы нет. Закрой ты, девица, Заря-Заряница, меня своей фатой: от силы вражьей, от пищали, от стрел, от борца, от кулачного бойца, от ратоборца. Вы, дерева, от меня (имя наречённое) воротитесь, вы, железо и медь, отлетайте, вы, люди неверные, отбегайте. А буде я ворочусь поживу и поздорову, ино буду, красная девица, тобой похвалятися, своей молодеческой поступью выказыватися. Твоя фата крепка, как камень-горюч Алатырь, моя молодеческая поступь сильна, как вода мельничная». Обращались наши предки и Богине и так: «Заря-Зареница, красная девица, сама мати и царица (…). Или так: «Заря-Зареница среди ночи приди ко мне хоть красной девицей, хоть матерью царицей и сложи с меня (имя наречённое) и отведи от меня окаянную силу, все хвори, все невзгоды». Свет Зари, по народным поверьям наших предков, способствует плодородию зёрен, поэтому у крестьян существовал обычай выставлять семена, предназначенные для посева, на три утренние зори. В одном из заговоров на урожай говорится: «Умоюсь я (имя наречённое) Утренней Зарёй, утренней росой. Гой еси ты, Заря Утренняя! И ты, Заря Вечерняя! Пади ты светом своим на мою рожь, дабы она росла, как лес высока, как дуб толста! Будьте мои слова крепки и лепки!». К богине Заре наши предки славяне часто обращались с просьбами об исцелении: «Заря, зарина, Заря скорина, возьми с раба Божия младенца зыки и рыки дневные и ночные», или так: «Зоря-Зоряница, красная девица! поди ко мне на помочь, помоги мне (имя наречённое) золотуху выговорить. Поди, Золотуха-красуха! из (имя наречённое) в чистые поля, на синие моря: как чистые звёзды с неба сыплются, так бы золотуха из (имя наречённое) выкатилась». Образ Зари часто встречается в заговорах на остановку крови: «На море на Окияне, на острове Буяне, лежит бел горюч Камень-Алатырь. На том Камне-Алатыре сидит красна девица, швея - мастерица, держит иглу булатную, руду жёлтую, зашивает раны кровавые» . Зарю люди так же просили избавить их от бессонницы, и сон дать спокойный: «Заря-Заряница, красна девица, возьми свои ночницы от (имя наречённое). Дай сон, дрёму, да доброе здоровье», или так можно сказать: «Заря-Заряница, красна девица, дай сну и угомону мне (имя наречённое)». Представление у наших предков о том, что сон (и бессонница) находится во власти богини Зари, связано с тем, что в старину предки вставали рано утром: их будила Заря. К Заре обращались за помощью и в любовных делах – один из приворотных заговоров звучит так: «Заря-Заряница, Солнца сестрица! Ходишь ты высоко, зришь ты далёко! Пойди-позри, где мой любый, где мой суженный, где он ходит, гуляет, где он ест да пьёт, да там его возьми, спереди подстели, сзади подстяжи, абы не мог он без меня (имя наречённое) ни жити ни быти, ни думы думати, ни советы советовати, ни любовь любовати! Не мог бы он без меня (имя наречённое) ни хлеба заедати, ни медов запивати, да во ночи сном ни засыпати! Будь ты, мой приворот, крепче камня, крепче железа, век по веку, отныне и до веку!». Приворот делали на воду, а, затем, каждая из девушек потчевала ею молодого человека, который ей нравился, так привораживали красавицы парней. Наконец, и росу (целебную и дарующую силу) наши Пращуры называли слезами Зари, а это значит, что Богиня ими мыслилась ещё и хозяйкой росы. Светом Зари освящали воду - хозяйка с вечера ставила воду в траве посреди двора, «чтоб Заря посвятила!». Есть гадания по Заре, так, утром на Пасху, вытащив воду из колодца и неся её коровам, хозяйка ставила ведро перед дверьми хлева и «смотрела Зарю в воде». Если вода была красной (от Зари), то и «лето будет красное». Если Заря была бледной, - то и «хлеба будет бедно».


Согласно традиционным славянским представлениям, Заря – возлюбленная Месяца, это подтверждается и фольклорными текстами. В русской колядке поётся: «Ходя-походя Месяц по небу Клича-поклича Зарю за собой: «Пойдём, Зоренька, пойдём, ясная. Пойдём со мною богача шукать». В белорусской песне поётся: «Перабор-Місячек, перабор! Усех зірачэк перабраў. Одну сабе зірачку спадабаў. Хоць яна і маленька, ды ясненька! Між усіх зірачэк значненька». В славянском фольклоре существует также представление, согласно которому Солнце – женского рода и является женой Месяца: «Ясне сонце - то господыня Ясен Мисяц - то господарь Ясни зирки – то его диткы»; «А мой батька, а мой батька – ясен Месяц. И моя матка, а моя матка – красно Солнце». Такая версия существует в литовской и германской мифологии. В литовской народной песне Лада (как известно, являющаяся общим для балтов и славян Божеством) прямо именуется Солнцем («пасу, пасу мои овечки. Тебя, волк, не боюсь! Бог с солнечными кудрями верно тебя не допустит. Ладо, Ладо-солнце!». Есть и греческий аналог Лады (Лато) не ассоциируется с Зарёй (Эос) и с планетой Венерой. Наконец, Лада – это Богиня-Мать, жена Сварога, а Зарю-Заряницу в традиционной культуре всё же чаще называют «девицей», чем «матерью». От праздника Зари совсем недалеко было до Велесова дня (встреча славянского Деда Мороза), поэтому дети готовились к нему, рассказывали взрослым, какие умения и навыки приобрели за год, чем смогут похвалиться перед Велесом (Дедом Морозом). После принятия на славянских землях христианства появились новые правила и ритуалы на 4 декабря – день Зари. 4 декабря православная церковь празднует великий двунадесятый праздник – Введение во храм Пресвятой Богородицы. Так, с этой даты, по новой традиции повсеместно начинали работать ярмарки. Там наши предки покупали одежду и лакомства, и, конечно, от души веселились. Мужчины приобретали сани, которые тут же и проверяли на прочность и быстроту езды, устраивая на них катания. В основном на новых санях, по традиции, возили молодоженов. С этого дня, чтобы успешно бороться с холодом и болезнями, хозяин, приветствуя братьев Морозов, топил в доме печь очень жарко. Девушки в этот день освящали в храме воду, а затем каждая из них потчевала ею молодого человека, который ей нравился, так привораживали красавицы парней. Считалось у наших предков, что нечисть 4 декабря набирает силу и приносит вред людям и животным. Чтобы защититься от нее, на дверях домов и хозяйственных построек чертили кресты, которые затем обмазывали толченым чесноком. Для оберега во дворе сыпали маковые зерна и обкуривали двор отворотным зельем. Скот в этот день обязательно сытно кормили, чтобы он мог противостоять нечистой силе. Ещё одно из народных славянских названий этого праздника – Видение. Такое название объяснялось древним поверьем наших предков, что именно в эту дату у умерших людей была вероятность повстречаться со своим телом. И поэтому 4 декабря родственники относили на могилы украшения - платки с бусами для женщин и расчески с поясами для мужчин. На Видение проводились различные ритуалы, до начала которых нужно было обязательно поститься три дня. Например, есть такой денежный ритуал. Берут купюру, достоинство которой кратно числу пять, и меняют ее на монеты. Эти монеты помещают за икону за три дня до Видения (Введение во храм Пресвятой Богородицы), а 4 декабря, на праздник, их достают и кладут на стол. На столе стоит икона, изображающая Божью Матерь. Зажигают церковную свечу и, глядя на икону, произносят молитвенный заговор: «Матерь Божия в храм вошла, ничего не боялась. Так и мой достаток денежка к денежке будет крепиться. Ничего не боюсь, Божьей силой заручусь». Затем деньги берут и подносят к пламени свечи. По завершении обряда монеты прячут в мешочек белого цвета, зашивают его и кладут возле других денег или в том месте, где идет торговля. Есть обряд на суженого, который следует сделать в ночь с 3 на 4 декабря. Девушка ложится спать с распущенными волосами, умывшись родниковой водой, надев новую ночную сорочку. Перед сном она произносит такие заговорные слова: «Пресвятая Богородица, я причесалась, в воде родниковой умылась, и красиво нарядилась. Хочу, Матушка, чтобы ты мне помогла, жениха мне в сон привела». После того как эти слова ею сказаны будут, запрещаются любые разговоры до утра. Утром девушки вспоминают свои сновидения, в которых Богоматерь показала будущего мужа. Рассказывать об увиденном во сне нельзя. Если же сон не запомнился, значит, время замужества еще не пришло. Было принято гадать по человеку, который в этот день переступил порог дома первым. Если первой приходила женщина, стоило ждать проблем с деньгами и достатком в доме. Если это был мужчина, то можно было надеяться на стабильность во всех делах. Если приходила в дом первой девушка - ожидали любви, благополучия; если парень - крепкого здоровья всех членов семьи; если ребенок – много хлопот и суеты. Если на пороге появлялся нищий - это предвещало скверные болезни. А вот появление свиньи или коровы сулило удачу. Поэтому, наши смекалистые предки крестьяне в этот день вставали пораньше, чтобы завести скотину в дом, а с ней и удача придёт. Гадали и на варениках, для которых обычно делали ягодную или фруктовую начинку. Если же кому-то попадался вареник с капустой или картошкой (которые делали по пару штук специально), считалось, что такого человека ожидает сюрприз. Для испытания судьбы использовали и баранки, которые готовили особым образом. В тесто для баранок добавляли различные предметы, которые предвещали следующее: зубок чеснока - здоровье; монета - прибыль; кусочек лука - слезы; соль - неприятности; сахар - радость; перец – испытания в будущем; мак - счастье в семье; тмин - неожиданность; кунжут или орех – пополнение семейства. Существовало даже гадание по вязаным вещам. Для его проведения требовалось связать небольшой лоскут, но в полной темноте, и, затем, положить связанное на ночь под подушку. А утром смотрели, как хорошо он выглядит. Если полотно было красивым, ровным, считалось, что девушку ждет жизнь счастливая да гладкая. Если же лоскут оказывался кривым, следовало ждать неприятностей. Если петли были пропущены, это означало потерю чего-то важного. А если были узелки, то они сулили новые знакомства. После гадания вязание распускали, а нитки сжигали, пепел же развеивали по ветру.


Славяне этот день называли Введением, Введенщиной, Воденьем и Видением, так они обозначали окончательное наступление зимы. Отмечали наши прадеды этот день, как я уже писала ранее, катанием на санях, играми, гаданиями и проведением различных ритуалов. Наши предки слово «введение», после принятия христианства, связывали не только с православным праздником - Введение во храм Пресвятой Богородицы, но и с вводом (или началом) зимы. В народе даже сложили поговорку: «Введение пришло – зиму привело». Поэтому, после церковной службы, народ устраивал праздничные гуляния с зимними забавами. Давайте праздновать, радоваться и восхвалять Богиню Зарю, приносящую солнечный свет в каждый наш новый день! Да будет так!

Читайте также

Комментарии (0)

+375 29 689 46 47

Нужна помощь?

Оставьте заявку

прямо сейчас!