Народные атрибуты в одежде

Сегодня стало модным носить расшитую вышивкой одежду, но, к сожалению, многие не знают историю национального славянского костюма. Не понимают так же современные славяне и смысловую нагрузку, которую несёт в себе рисунок вышиванок. Наши предки очень бережно и мудро относились к одежде и аксессуарам: поясам, очельям, и делали их именно для конкретного члена семьи с целью защитить, придать сил и здоровья. Вышитый на рубахах славянский орнамент всегда показывал силу владельца и его божественного Покровителя, защищал от бед, вражеских нападок и лютых болезней. В них есть Сила Славянская! Однако, многие люди всё же внутренне понимают, что каждая вещь накапливает энергетику своего владельца и способна на многое. И в день Купало, как и на других святках, славянские девушки всех возрастов ходили со славлениями и прошениями преподнести подарки: славянскую верхнюю одежду, рубахи с вышивкой, украшения из серебра с обережной символикой. Наши предки считали, что с помощью одежды каждый человек формируем свою собственную судьбу, мы, как бы, встраиваемся в определенные вибрации окружающего нас мира. Делаем ли мы это осознанно (в силу своих знаний) или нет (в силу своих предпочтений), зависит только от нас. Если разобрать само слово «одежда»: о (он - Бог) - де (яти - действовать) - ж (жива - жизнь) - да (ждь - сила Дажьбога, Солнца). Для славян, будем так далее предполагать, расшифровка понятия «одежда» — это «то, что позволяет нам действовать и приблизиться к состоянию Бога, дающего всякую благодать». Именно рубаха изначально была основой славянского гардероба и мужского, и женского, независимо от сословия, благосостояния, семейного положения и места проживания. Как я уже упоминала, во времена язычества любой предмет костюма играл свою обережную и ритуальную роль. А уж рубаха, как вторая кожа, в этом смысле, была особенно важна для любого человека. Народ о рубахе придумал немало пословиц и поговорок: «Всякому своя рубаха к телу ближе»; «На Святой вечер рубаха хоть плохонька, да беленька, на Рождество – хоть сурова, да нова»; «Рубаха к телу близка, а смерть ближе»; «С миру по нитке – голому рубаха»; «Одна рубаха – живешь без страха»; «Навеянный хлеб не голод, а посконная рубаха не нагота». Множество фразеологизмов посвящено этому предмету одежды: рубаха- парень, в рубашке родился, отдать последнюю рубаху… и ещё много, много других.


Рубаха в глазах наших славянских предков обладала магической силой: защищала и согревала наиболее уязвимые части тела - шею, ноги, руки. Я уверена, что наши далекие предки знали то, что озвучивается сегодня современными ВЕДАющими людьми – знахарями, целителями, ведунами, которые утверждают: человеческое биополе «впитывается» в одежду, и задерживается в ней. Рубаха сопровождала человека всю его жизнь и соотносилась с его судьбой. С момента рождения младенец получал свою первую рубашку: мальчика заворачивали в рубаху отца, непосредственно с него снятую, чтоб ребенок был здоров, не плакал, чтоб отец жалел его и защищал. Стирать ее не полагалось, чтобы не смылась отцовская любовь и сильная родительская энергетика хозяина Рода. Для девочки тот же ритуал проделывали с рубахой матери. Первые настоящие детские рубашки шились также из рубах родителей. Славяне считали, что так РОДовая энергия предков передастся малышам и обязательно защитит их. До определенного возраста одеждой славянских мальчиков и девочек были длинные до пят рубашки. Были они абсолютно одинаковыми, независимо от пола. Когда ребенку исполнялось три года, ему впервые шили свою рубашку из новой ткани. И в последний путь тоже человека обряжали в белую рубаху. Откуда же пошло название древнейшего и важнейшего предмета одежды славянина? Близкими по звучанию являются два старославянских слова: «рубъ» - «рубец», «рубищ» - «кусок, отрез, обрывок ткани», родственное слову «рубить», и «руш» - «отрывать». История славянской рубахи началась в глубине веков с простого куска ткани. Древние рубахи были предельно просты: оторванный руками кусок домотканой льняной или конопляной ткани перегибался пополам, а на сгибе делалось отверстие для головы. Руб мог быть сшивной - сшитый по бокам или не сшивной, но обязательно перехваченный поясом. Руб — это мужской вариант рубашки.


С рубахой у славян было связано множество примет и правил, например: свою рубашку нельзя было продавать, потому что вместе с ней можно было продать своё счастье. Испортив рубаху, можно было навести порчу на её владельца. Свадебной, венчальной рубашке приписывались целебные свойства. «Пришлась к телу» — это старинное выражение именно о нательной славянской рубахе. Нижняя рубаха, она же нательная, исподняя («из-под-неё-я») — это копия самого себя. Такие рубахи носили и мужчины, и женщины, зимой и летом, поскольку основная ее функция была оберегать, защищать здоровье и физическое, и душевное. Шили такую рубаху всегда из отбеленного мягкого полотна, что символизирует внутреннюю чистоту, дарованную Богами. У наших предков полностью обнажение тела означало открытие души и считалось исключительно сакральным действом – это было частью славянского культа бережного отношения к своей душе и к душе друг друга. Душа должна, не зависимо от возраста, сохранять свою чистоту и кровную связь с Богами и предками. Понятие «Родиться в рубахе» у славян означало иметь РОДовую защиту. Раньше у каждого Рода была своя символика (символы Родов), эта символика использовалась и в обереговой вязи на одежде, и при изготовлении домашней утвари. А также славянами использовались обереговые символы, притягивающие дополнительные природные стихии, именно поэтому к своим Родовым Богам добавляли ещё и символы вспомогательных Богов, чтобы и они помогали. На рубахе обереговая вязь шла по низу подола, низу рукавов, на груди и вороте. Так у славянских народов физическое тело и внутренние энергии полностью были защищены символами своего Рода - все деды, бабки, прадеды, в общем весь Род до изначалья, вся сила идёт в Обережь. При этом орнамент одинаковый по всей рубахе, был допустим, например: Коловрат (восьмилучевая право- и левосторонняя славянская свастика) и Цветок папоротника – эта обереговая вязь будет вышита и на рукавах, и на груди, и на поясе. Славянские мужчины здоровались оберучи - за предплечье (ритуал рукопожатия в древности выражал не столько смысл приветствия, сколько представлял проверку на наличие оружия в рукаве одежды незнакомца). Поэтому, при встрече сжимали не кисти, а запястья рук, чтобы убедиться в добрых намерениях друг друга. Подобным рукопожатием так же ещё и сравнивали обереговую вязь на рукавах, по которой сразу видно из какого Рода-Племени был человек и к какой касте профессиональной он принадлежит. Каста — это не хорошо и не плохо. Кто-то Жрец, а кто-то кузнец, это нормально. Каста — это профессиональный союз. Говоря языком сегодняшним — это профсоюз. Каждая Каста у славян имела свою символику и орнамент. Его наносили на повседневную и праздничную одежду, чтобы сразу было понятно, чем человек занимается. У Славян было девять каст. Волховники и Потворницы — это люди, которые занимались медициной, сбором трав, изготовлением снадобий. Вои и Радуницы, говоря на современном языке - воины и медсестры. Житничи и Житницы — это ремесленники, гончары, бондари, кожевники, кузнецы. Орачи и Живицы — это земледельцы. Пахари и сборщицы урожая. Чадники и Матери - воспитатели сирот, нареченные родители. Ведичи и Ведуньи, Знатки – это хранители сакральных знаний, что оставили наши мудрые Пращуры. Градари и Требницы – это переработчики и хранители сельхозпродукции. Жрецы и Жрицы – это служители Богов. В наши дни - Священники, Жрецы и другие служители культов. И ни одна славянская каста из вышеперечисленных не была лучше или хуже других. Просто они разные были и по наполнению, и по численности. Тема каст у славян интересная, возможно я раскрою её более подробно в одной из своих следующих статей. Интересующиеся, следите за моими печатными материалами на сайте www.eniopsiholog.net. Вернёмся к славянской рубахе. Рубаха нательная, исподняя, непосредственно прилегавшая к телу, шилась славянами с бесконечными магическими предосторожностями, ведь она должна была не только прикрывать тело, но, удерживая в этом теле душу, была должна отгонять силы зла. Поэтому, когда кроили ворот рубахи, то, вырезанный лоскут непременно протаскивали внутрь будущего одеяния: движение «внутрь» обозначало сохранение, накопление жизненных сил, а если «наружу» – означало затрату, потерю, что могло навлечь на человека беду. Другим названием рубахи было «сорочка», «сорочица», «срачица». Это очень старое слово, имеющее индоевропейские корни. Постепенно рубаха и сорочка стали выполнять разные функции: длинная рубаха из более грубой и толстой материи превратилась в верхнюю одежду и стала называться «кошулей», «навершником», а короткая и лёгкая сорочка из более тонкой и мягкой ткани превратилась в собственно бельё, «сорочку», «чехол». Произошло это лишь в XIII веке. Простой крестьянин-земледелец по-прежнему носил одну рубаху, а богатые люди и представители высших сословий – две: нижнюю сорочку и верхнюю рубаху. Князья и бояре дома надевали особую шелковую рубаху – горничную. Рубах у человека было много, на все случаи жизни. Традиционно одежда делилась на будничную, обрядовую и праздничную. Итак, мы теперь знаем, что были рубахи - исподки, нательные, холщовые. Но были и рубахи красные – верхние нарядны, отсюда выражение «красно платье».


Крой женских же рубах в отличие от мужских был многообразнее. Однако, конструкция домашних ткацких станков позволяла производить полотно шириной не более 40 см. поэтому, все детали рубахи были прямоугольными или клинообразными, уменьшая расход материала. Рубахи были широкими и просторными за счет вставки бокового полотна или клина. Наши предки славяне считали, что насколько свободную одежду человек носит, то эта свобода влияет на его успехи и достаток (нет скованности и ограничения в действиях). Так одежда, в которой нет возможности свободно двигаться, не принесет душевного комфорта, равно как и физического. Рекомендую, и сейчас использовать эти знания-наблюдения наших мудрых предков по поводу одежды для своего развития и здоровья.


Рукава пришивались к центральной детали почти всегда под прямым углом. Форма рукавов бывала разной: они делались прямыми или суживающимися к кисти, пышными у плеч или у запястья, длина варьировалась от ¾ до чрезмерной, почти до пола. По-разному оформлялся у наших предков и низ рукавов рубах: сборка под узкую обшивку, манжеты и оборки разной ширины, отделка вышивкой, кружевом, тесьмой, «зубчиками». Пришивной манжет на женских рубахах и рукав в сборку появились у славян только в XVII веке. Свободу движений обеспечивала квадратная или клинообразной формы ластовица. Она укрепляла швы, соединяющие рукава с боковыми полотнищами и позволяла руке свободно выполнять крестьянскую работу. Женская рубаха, в отличие от мужской, обязательно имела сборки у ворота. Сборчатый ворот создавал мягкое движение ткани, свободно драпирующей женскую фигуру в области груди и живота. Украшение рубахи всегда было исполнено глубокого смысла и представляло собой иногда сложнейшее сочетание обережной и иной славянской языческой символики. Особенно старались предки защитить все отверстия: рукава, ворот, подол, а также и швы. Рубахи обшивались тесьмой, покрывались вышивкой, которая содержала языческие символы, украшались узорными лоскутными нашивками. По глубокому убеждению, наших предков, это оберегало и тело, и душу человека, который носил эту рубаху. Главное украшение славянской рубахи – это вышивки. Люди в древности передавали свои представления о мире, и свои отношения с ним условным изобразительным языком – рисунком, лепкой, чеканкой и вышивкой, конечно. Эта первая система кода, изобретенная человеком, имела для него магический смысл. Из поколения в поколение передавались узоры вышивки или ткачества, они не были случайными. И, совершенно не случайно наши предки покрывали орнаментом-оберегом горловину, низ рукавов, подол рубахи. Эти места и являются местами традиционного расположения орнамента на славянской одежде. Ворот был особенно магически важной деталью одежды – ведь именно через него в случае смерти, по поверьям предков, вылетала душа человека. Чтобы удержать душу, ворот так густо покрывали охранительной вышивкой, содержавшей у людей богатых и знатных золотое шитьё, жемчуг и драгоценные камни, что со временем он превратился в отдельную «наплечную» часть одежды - «ожерелок» или «оплечье». Оплечье предки славяне пришивали, пристёгивали или вовсе надевали отдельно. Разным возрастам соответствовали разные типы вышивок: наибольшее количество вышивок присутствовало на девичьей одежде. Бывало, что девушка до свадьбы ходила в рубахе, а «венчальная рубаха» считалась символом невинности невесты. Венчальной рубахе придавали особое значение, она использовалась в ответственные моменты всей дальнейшей жизни человека вплоть до смерти. В некоторых местностях женщина могла носить свою венчальную рубаху - «истеленницу» до рождения первого ребенка, а потом, после смерти, в этой рубахе ее клали в гроб.


Любящие славянские матери всегда старались украсить и детскую одежду вышивкой. Вышивка славянская обережная не должна была содержать ни одного узелка. Нитку закрепляли особым способом, без узлов. Считалось, что узлы делаются для порчи. Обычными для рубах были вышитые обережные мотивы: кони, птицы, дерево Жизни, растения и растительные орнаменты, славянские Берегини – это такое изображения женских фигур с солнечными знаками или птицами в руках. Они несли счастье и оберегали здоровье хозяина. Петухи – это было украшение для рубахи мужчины-хозяина, главы семьи. Гирлянды из листьев и плодов означали молодость и любовь и проявляли защитную силу на одеждах юношей и девушек. Маки по славянским преданиям берегли от любого зла и колдовских чар. Этими цветами обязательно расшивали свадебные наряды молодоженов. Вышивка, конечно, была поскромнее для повседневной рубахи, а праздничная рубаха всегда обильно украшалась вышитыми мотивами. Узоры, орнамент, детали и цветовая гамма в различных местностях, в различных славянских общинах, имели свои особенности. Самые нарядные – обрядовые рубахи – надевались только несколько раз в году. Были рубахи ворожбенные, свадебные и похоронные, для матерей, кормивших младенцев, порукавки или длиннорукавки. Рубахи, предназначенные для сельскохозяйственных или иных работ, называли по роду этих занятий – «покосница», «рыболовка». Крой славянской рубахи удивительно рационален. Годы идут, меняется мода, но не перестаешь поражаться тому, как мудры и дальновидны были наши предки.


Первые женские рубашки считались нижней одеждой и надевались под платья и сарафаны. Крой их был свободным, именовалась такая одежда «стан». Длина рубах обычно приходилась ниже колен. По обычаю, славянские девушки до пятнадцатилетнего возраста, и «даже до самой свадьбы», носили только подпоясанную рубаху. Надевание поясной одежды - поневы, связывалось с замужеством и переходом в разряд женщин. Каждая женщина в своем сундуке имела большой выбор рубах на любой случай жизни: для ворожбы, для работы на поле (покосные), для кормления младенцев, обрядовые или праздничные. Особенно интересной моделью женской рубахи, с точки зрения истории, считается рубаха-порукавка. Особенность ее заключалась в особо длинных рукавах, которые нередко доходили до пола. В них были прорези для того, чтобы свободно висящие рукава можно было завязывать за спиной, или же рукав собирался в складки и закреплялся специальными наручнями (вспомните сказку «Царевна-лягушка»). Такая модель рубахи, в основном, предназначалась для ворожбы и всевозможных магических ритуальных славянских обрядов, а вот работать в ней было крайне неудобно. Именно такая рубаха родила всем известное выражение: «Работать спустя рукава!». Прядением и ткачеством полотна занимались женщины. Славяне верили, что только женским рукам, не державшим оружия, можно доверять изготовление одежды. До нас дошли, из глубины веков, некоторые правила декорирования нашими предками своей одежды, например: - так, именно белый цвет сорочки — это общеславянская традиция, восходящая к глубокой древности. А, основным цветом ниток для вышивки считался красный или его оттенки (алый, брусничный, вишневый, кирпичный, смородиновый). Швы, которыми шьется и вышивается рубаха, должны быть обязательно счетными, то есть для каждого стежка нитки считаются. Известными счетными швами считаются такие, как «роспись», «набор» или «счетная гладь». Нитка вышивки из хлопка наделяла рубаху обережными свойствами от сглаза, порчи и завистливых взглядов. А, шелковые нити вышивки помогали хозяину добиться успеха, сохранить ясность ума и хладнокровие в опасной ситуации. Шерстяная же вышивка рубахи, по поверьям наших предков, помогает излечить от телесных и душевных болезней. Вышитое на рубашке шерстью солнце помогает хозяину в холода согреть и тело, и душу. По правилам, вышивая рубаху, мастер должен выбрать орнамент, в котором каждый символ находится в одной тематике, дабы не нарушить обережную энергетику вышивки. И, как я уже писала, обережная вышивка на рубашке не должна была содержать узелков, чтобы не нарушить магическую РОДовую связь с Богами-защитниками.


Славянские рубахи (сейчас их почему-то называют русскими) – это один из символов нашей славянской народности, и – это ещё признак принадлежности и единения славян среди жителей всего мира. Славянская рубаха наглядно демонстрирует неповторимый никем Дух и сплоченность, мужественность и искренность, самобытность и верность, искренне, с понимание носящего её человека, Славянским Традициям. А ещё одним из самобытных признаков принадлежности к Славянской нации является славянское очелье. Славянские очелья (очелье - обрядовая специальная повязка на голову) – это защитный оберег от морока (морок - воплощение злого обмана и предательских иллюзий). Его «наводят» или «напускают», когда нужно ввести в заблуждение врага, когда нужно кого-то обмануть или кому-то что-то внушить. Наводится подобная порча, конечно же, при помощи магии и любого другого негативного воздействия. Такие тканые ободки с орнаментальной символикой Родных Богов и призывом их встать на защиту издревле носили на праздники, при совершении обрядов и в повседневной жизни наши предки славяне. Очелье закрывает Око - главную Чару, отвечающую за духовную связь с Покровителями и за ясновидение. Очелье выполняло и практическую функцию: удерживала волосы или челку, украшала созданный гардероб. Славянские очелья носили мужчины, женщины и даже дети. Сотканные вручную из натуральных хлопковых или льняных нитей, они в каждом утке полотна имели РОДительскую силу. Завязанный узел ленты означал закреп проделанной работы или поставленной защиты. Прочитать назначение очелья было просто, поэтому многие даже не пытались навредить человеку с таким обережным украшением. Второе его назначение было - это обращение к Родным Богам и просьба о помощи в конкретном деле: излечении, даровании детей, победы над врагом. При ручном ткачестве славянских очелий для мужчин и женщин наши предки часто добавляли крапивные нити для восстановления энергетики после болезни. Вообще, все праздничные и ритуальные обряды нашими предками проводились в славянских рубахах с поясом или без него. В такие праздничные дни влияние миров Нави, Яви и Прави было очень ярко выраженным.


Надеюсь, что прочитав мою статью, многие станут уже более ясно понимать, что вышивка на славянской одежде наших предков не есть просто украшение, а вышитые на всех женских и мужских рубахах славянские орнаменты имели сакральное обережное значение. Доподлинно исторически известно, что часто вороги, прочитав вышитый славянский рисунок на одежде воинов, как страницу книги, предпочитали ретироваться и забыть мысль о нападении. Они знали, понимали – насколько сильной может быть такая защита Рода.


Продолжение следует, до новой встречи, друзья.

Читайте также

Комментарии (0)

+375 29 689 46 47

Нужна помощь?

Оставьте заявку

прямо сейчас!