18 июня – пятница, Дорофеев день

Седьмая неделя после Пасхи – Зелёные святки: Троица, Сёмуха.


18 июня – пятница, Дорофеев день.


От Пасхи до Троицы проходит семь недель, которые называются - Святая Пятидесятница (50 дней), их считают - Неделями «по Пасхе». Все семь недель православные приветствуют друг друга словами: «Христос Воскресе!» и отвечают: «Воистину Воскресе!», а перед вкушением пищи поют пасхальный тропарь. Хочу напомнить читателю, что на период от Пасхи до Троицы, в исчислении дней недели по церковному календарю, изменяется порядок: неделя начинается с воскресенья, а не с понедельника, как принято в календаре. В этот период нет обычного поста в среду и пятницу. Если, согласно церковной традиции, считать саму Пасху первым воскресеньем, то второе воскресенье после Пасхи в литургическом обиходе именуется неделей Антипасхи и посвящено воспоминанию о встрече с Воскресшим Христом святого апостола Фомы. Следующая, третья, неделя после Пасхи посвящена памяти святых жен-мироносиц, а также праведных Иосифа Аримафейского и Никодима. Четвертая неделя после Пасхи посвящается воспоминаниям исцеления Иисусом Христом некоего расслабленного при Овчей купели. Этим Евангельским сюжетом Церковь, прежде всего, напоминает нам, что все мы – расслабленные, так как каждый из нас болен грехом. Грех – это и есть та расслабленность, которая разрушает целостность человека и только смерть Христа и Его Воскресение освобождает человека от греха и смерти. Пятая неделя после Пасхи именуется Неделей о самарянине, и посвящена памяти о беседе Христа с самаритянкой Фотинией у колодца Иакова. Шестая неделя после Пасхи именуется - Неделя о слепом. Образом исцеленного Иисусом Христом, слепорождённого человека Святая Церковь представляет образ грешника, который есть слепец от рождения, «потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим.3,23). С 13 июня 2021 года, начало седьмой недели после Пасхи – это Зелёные святки: Троица, Сёмуха. На этой неделе у наших предков принято было украшать свои дома аиром, ветками берёзы, клёна, липы, цветами. Все эти ритуальные украшения назывались – «май». Обряд этот был так же важен, как и обряд внесения в дом вербы на Вербное воскресенье. Поэтому эту неделю и называют – Зелёные святки. Я стараюсь напоминать читателям о важных библейских событиях, днях почитания святых, а также других торжествах, которые чтят верующие христиане, и которые дошли к нам из глубины веков, как завет от наших предков. Надеюсь, что мои статьи помогут читателю узнать, не только об истории самого календарного праздника, но также о традициях, правилах и обрядах, которые издавна были связаны с той или иной красной датой в церковном и народном календаре. Сегодня 18 июня седьмая неделя по Пасхе, пятница - это День памяти благоверного князя Феодора Ярославича Новгородского (1233 г.). Он был старшим братом святого благоверного князя Александра Невского. Феодор родился в 1218 году, и княжеское служение принял на себя очень рано - уже в 1228 году. Святой князь Феодор был погребен в Юрьеве монастыре города Новгорода. В 1614 году шведы, разорив монастырь, разбили гробницу князя и, обретя его нетленные мощи, надругались над ними, поставив тело, "яко живо", у церковной стены. 18 июня так же - это день почитания Игоревской иконы Божией Матери (1147 г.), перед которой молятся в отчаянии, скорбях и гонениях. А ещё – это день памяти перенесения мощей благоверного великого князя Игоря (во Святом Крещении Георгия) Черниговского и Киевского. В этот день Православная церковь почитает и святого Дорофея Тирского, христианского мученика. По историческим сведениям, проживал святой Дорофей в III-IV веках на территории финикийского города Тира, где служил епископом. Во время гонений на христиан по приказу императора Диоклетиана, святой вынужден был скрываться от язычников. Смог вернуться епископ Дорофей в Тир только после того, как Римским императором стал Константин, известный своими лояльными взглядами на христианскую веру. Именно Константин издал Миланский эдикт, благодаря которому, в Римской империи была провозглашена религиозная терпимость. Около 50 лет после этого события Дорофей управлял своей епархией. Однако, во время правления Юлиана Отступника он принял мученическую смерть за веру во Христа, потому что новый император не был согласен с убеждениями своего предшественника Константина, и начал преследовать христиан. Юлиан стал рьяно притеснять церковь и старался везде возобновить жертвоприношения. Правил этот император в IV веке. Он настолько был одержим идеей восстановления языческого порядка в империи, что даже сами язычники начали высмеивать его. Однако, следует отметить, что Юлиан стремился привить язычникам и некоторый образ жизни, который был присущ христианам, а именно - это заботу о бедных, больных, нищих. Конечно, все подобные нововведения многим из языческих жрецов не нравились. Епископ Дорофей, с приходом к власти Юлиана, вынужден был вновь удалиться в пустынные места, где скрывался, но его все-таки выследили, заточили в темницу и предали пыткам. На то время Дорофей уже был старцем, ему было более 100 лет, и он не смог выдержать жестокие истязания и умер. Сам же Юлиан погиб в войне с персами, которые заманили его в западню, где император отступник получил тяжелое ранение и скончался бесславной смертью. Священномученик Дорофей при жизни написал много книг для того, чтобы нуждающиеся христиане, после его смерти, могли получать духовные наставления. Он также много потрудился над составлением житий святых пророков и апостолов. Историки религии считают, что именно святой Дорофей является автором «Синопсиса» - это собрания сочинений, повествующих о жизни пророков и апостолов. Также «Синопсис» содержит один из вариантов списка апостолов от семидесяти (учеников Христа, избранных Им в последний год жизни Иисуса).


По народному календарю 18 июня – это Дорофеев день. Другие названия праздника: День Волхва-Дорофея, День сон-травы, Ночь сон-травы, Воробьиные ночи. С Дорофеева дня ночи становятся самыми короткими в году - это «воробьиные» ночи, когда снятся вещие сны. В народе примечали, что в это время начинает цвести овсяница. Названия День/ночь сон-травы праздник получил за то, что в этот день распускается это загадочное растение, которую также называли прострелом. Желтые и голубые цветы сон-травы распускаются только по ночам. А, собирать ее просто так было нельзя. Для сбора сон-травы нужно было знать специальные заговоры. По поверью считалось, что узнать "правильная" ли попалась сон-трава, которая подходит для различных снадобий, можно, только опустив ее в ключевую воду в полнолуние. В воде сон-трава, если она была «правильная», то непременно должна была зашевелиться. С этим растением у наших предков были связаны и другие поверья. Есть поверье, что с ее помощью можно предугадать будущее и защититься от влияния нечистой силы. Люди свято верили в то, что любая нечистая сила обходит сон-траву за двенадцать верст: "Кто носит сон-траву при себе, от того дьявол бежит»; «В доме иметь сон-траву - добро наживать, горя не знать»; «Как хоромы строить - под угол следует сон-траву класть, в доме будет жизнь в сласть». В этот день можно положить под подушку сон-траву, чтобы во время сна узнать о своей судьбе. Сны в ночь на Дорофея считались вещими. Если снились добрый молодец или красная девица, то это хороший сон, к счастью. А вот, если 18 июня снится старуха, то это к беде. Хорошая погода на день Дорофея по приметам означала, что в этом году будет хороший урожай зерна. Если ветер 18 июня дует с восточной стороны – для наших предков это означало, что лето будет ветреным и дождливым. Если хозяйки видели много пустоцвета на огурцах – нужно было совершить один важный обряд: хозяйка волокла в огород ногой старый лапоть и бросала в огурцы со словами: «Как густо этот лапоть плела, чтобы и огурцы мои так густо плелись». Хорошие хозяйки знали и такую примету: если выполоть все сорняки утром на Дорофея, то они больше не появятся на грядках. Наши предки примечали, что если слышно ночью было сов или днём бегает много пауков, значит непременно, быть дождю. А туман над водой означал будущее обилие грибов. Сновидения с 17 на 18 июня, воплотятся в жизнь спустя какое-то время. Если во сне привиделось что-то плохое, то следует посетить храм или прочесть защитную молитву Божьей Матери: “Святая Мацер Божая, Царыца нябесная, прыйді к нам на помач, пакрый святой рызай ад людскія дурнаты, клевяты, ад дурного сна, ад усякага зла, ад начальнай смерці. Дапаможа і спасе Мацер Божая ва сне!”.


Хочу дать вам, мои читатели, заговор на добрый сон: «Господь со мной. Хранима Им моя избушка, вся до единого брёвнышка и колышка. От кладового бревна до верхней слеги. Богородица в головах, Христос с ангелами в дверях. Ворам и обидчикам яма на погосте. Вот так словам моим быть Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».


Если плохо спит ребенок, скажите такие слова над его кроваткой, когда укладываете дитя спать: «Заря-заряница, красная девица! Возьми бессонницу, а младенцу дай сон и доброе здравие». Перекрестите ребёнка. Пусть сладко спит.

Читайте также

Комментарии (0)

+375 29 689 46 47

Нужна помощь?

Оставьте заявку

прямо сейчас!