Часть 2. 31 декабря Щедрец «щедрый вечер». Новый год

На Руси язычество и христианство уже более тысячи лет, а точнее – это когда весь славянский люд с 988 года формально стали идентифицировать себя с христианами, являются, как два оппозиционных типа мировосприятия. И эти мировоззрения постепенно наслаивались друг на друга. Происходило сохранение языческой традиции в ее сочетании с христианским вероучением. Навязывание христианских традиций, постепенное наслаивание их на традиции древних славян, бережно хранимые в народе, и привело к возникновению у людей своеобразной дуализированной системы верований, двойной ритуальности в проведении праздников – так возникло двоеверие.


31 декабря отмечается Щедрец (Щедрый Вечер) - последний день славянских святок, который знаменит своими щедровками и праздничным пиром. В пору двоеверия Святки делили на две части: первые - длившиеся от Коляды – рождение Зимнего Солнца (25 декабря) до Щедреца, и Страшные (Ворожные, ВелесЧовы) дни и вечера, продолжающиеся до Туриц (6-8 января). День Коляды (25 декабря) не входил в число святочных дней. Значит, что славяне с 1 по 6 января отмечали Велесовы Дни или Страшные, Ворожные Вечера - вторая часть Больших Велесовых Святок, которые начинаются со Дня Морока (Мороза) и заканчиваются Турицами – 6 января (Славянские «Зимние Турицы» - древнейший обряд юношеских посвящений в мужчины, когда юноша должен был проявить свои охотничьи способности, воинскую отвагу и завалить своего первого крупного зверя. В этот день приносятся требы не только Велесу, но и Чернобогу). В народе эти шесть дней отмечены разгулом нечисти. Первая половина славянских святок была посвящена будущему урожаю и гаданиям о замужестве, а вторая была связана со скотом и зверьём. Велес мог выступать и в виде медведя - "лесного царя", и в виде быка-тура. На Велесовы святки пекли обрядовое печенье (смотри статьи на моем сайте) в виде домашних животных ("коровки", "козульки", "баранки", "рожки"), рядились в звериные шкуры и маски, плясали в вывороченных наизнанку тулупах (чтобы нечисть не узнала). Щедрец тоже знаменует череду игр и забав колядного периода в славянских праздниках и обрядах. Ha Pуcи вмecтo нынeшнeгo Нoвoгo гoдa пpинятo былo oтмeчaть щeдpый вeчep (щeдpeц). Пpaздник выпaдaл в нoчь c З1 дeкaбpя нa 1 янвapя. Имeннo в этoт дeнь предками нашими было пpинятo зaгaдывaть жeлaниe и нaкpывaть бoгaтый cтoл. Cчитaлocь чeм щeдpee будeт тpaпeзa и бoльшe угoщeний, тeм бoльшe дocтaткa в дoм пpидeт в тeкущeм гoду. Этот праздник исконно семейный и его принято отмечать в семейном, узком кругу в своём доме или квартире. Именно в этот день щедровщики (как колядовщики) собирают свой урожай сладостей исполняя значимые песни, которые по традиции вечера называют щедровки, отсюда, по одной версии, и название праздника. В славянских домах заранее готовились к празднованию Щедрого вечера. Само название «Щедрец» - «щедрый» говорит о том, что в этот праздник принято накрывать большой стол с хмельными напитками и вкуснейшим угощением, не скупиться на подарки и добрые дела. Обильный и богатый стол не обходился без различных блюд из свинины, так как считается, что в этот праздник именно блюда из хрюшек даруют благополучие, удачу и хорошее настроение людям. В старину люди называли именно из-за богатого стола этот вечер щедрым, толстым, жирным. Для щедровщиков-коледовщиков запасаются заранее сладостями и обрядовым печеньем в виде солнышка, для хмельного настроения ставят на стол молодую сурью ( священный напиток древних славян, богиня Лада научила варить питьевой мед (сурью)).


Перед большим пиром традиционно было принято веселить и веселиться. Все празднество больше походило на представление уличных попрошаек. Как и на Коляду, в этот день ходили по домам ряженые колядовщики, напевая хозяевам: «Щедрый вечер! Добрый вечер! Добрым людям – на здоровье!». За веселье хозяевам приходилось давать колядовшикам деньги или гостинцы. Хитрые весельчаки не покидали дом без какой-либо «платы», считалось позором и стыдом, если хозяева ничем не одарили колядовщиков. На таких жадных людей весельчаки насылали шуточные проклятия, пели с шуточными угрозами: «Щедрик-ведрик, дайте вареник, грудочку кашки, колечко колбаски. Матушка-сударушка, подай пирожка, не подашь пирожка, не родишь тебе сынка. А родишь девицу-расчерепицу. Не будет она ни шить, ни ткать, а только помелом махать». После полученных угощений колядовщики отправлялись домой, где уже в тесном семейном кругу и отмечали праздник. Также в этот день принято оставлять угощения домовым и духам предков. Кроме того, именно от Щедреца появилась новогодняя традиция ставить и украшать елку, поскольку именно это дерево считалось у славян символом потусторонней жизни и связи с духами. Отчасти этот праздник напоминает кельтский Хэллоуин, где принято также наряжаться, ходить по домам и выпрашивать сладости. Это происходит из-за того, что многие славянские обряды и праздники в призме разных языков и народностей видоизменялись, но продолжали жить. Получается, что западный Хэллоуин изначально – это праздник восточных славян Щедрец. Итак, взрослые сидят за столом, причём старшему в роду нужно всяческими способами развеселить домочадцев. Дети и молодёжь же ходят по домам и поют щедринки: «Щедрый вечер! Добрый вечер! Добрым людям – на здоровье!» После этого наступает череда торгов с хозяевами в игровой форме. Где колядующие должны устрашающими песенками вынудить дать им сладости. В Щедровках так же принято величать хозяев дома и их детей, высказывать пожелания богатого урожая, благосостояния, приплода скота, хорошего роения пчёл. Поэтическое слово в щедровках, как и в колядках, выполняет магическую функцию. В этот день и в эту ночь было принято гадать. Гаданием занимались обычно незамужние девушки. А парни тем временем воровали у их домов двери и калитки. Отцам девушек чтобы их вернуть, надлежало уплатить магарыч (вознаграждение). Некоторые Новогодние гадания Щедреца: - по первому встреченному девушкой на улице животному судили, гадали какой характер будет у её будущего мужа, если встретилась собака – плохой муж и жизнь собачья, если овца – тихий, послушный муж и т.п. (по вашей фантазии); - по насыпанным кучкам зерна у дома гадали, какая будет семейная жизнь: если к утру останется нетронутая кучка зерна – жизнь будет полная и богатая; - на ночь под подушку клали гребешок и произносили: «Суджаны-ряджаны, раздчашы мне касу!». Кто приснится – за того и придется выйти замуж, а если ни кто не приснился – ещё целый год оставаться в девках; - на ночь в тарелку с водой клали соломинки и произносили: «Суженый-ряженый, переведи меня через мостик». Если утром соломинки подплыли к краю, то замуж девушка выйдет за того, кто приснился.


В рождественские праздники у наших предков обязательным символом являлся Дидух (сноп жита – рай, Дидух - древнейший славянский, дулибский, роський, украинский, белоруски новогодний, рождественский символ, знак бессмертия предков, оберега рода, благополучия, достатка, хорошего урожая), который изготовляют из обжинкового (Обжинки – это народный праздник завершения жатвы, который отмечается в конце августа) снопа. Дидух торжественно вносили в горницу и ставили на Бабу - охапку соломы, которой застилают пол. Дидух символизирует культ рода Предков. Считается, что добрые души Предков должны в новом году оберегать посевы и урожай от всевозможных бед: наводнения, града, бури, огня и тому подобного. Поскольку на время рождения солнца Каляды, то есть на Рождество, духи пращуров с наступлением сумерек приходят в дома соРОДичей, то в их честь и ставят на почетное место (покуть) Дидух, возле которого обязательно должны быть кутья и узвар, которые у славян являются поминальными блюдами. А 31 декабря на 1 января Дидух выносят из дома. В некоторых славянских родах его сжигали, в других - обмолачивали и семена смешивали с теми, которым засевают дома на Новый год или держат до Благовестника (Благовестник – это уже христианский праздник, отмечаемый в апреле, 8 числа. Он идет сразу вслед за Благовещением (7 апреля), праздник посвящен чествованию архангела Гавриила) и смешивают с посевным зерном. А, ещё, для того, чтобы с миром в согласии жить, предки часто использовали различные обереги, которые притягивали светлые силы или отводили нечисть. Например, из крупных ржаных стеблей нарезают разных размеров соломинки. Просовывая через полость соломинок нить, делают из них разнообразные кубики, пирамидки. За основу берут самую большую фигурку, затем, к ней приобщают по бокам фигурки поменьше (иногда внутри центральной фигурки находилось несколько маленьких ромбов или квадратиков). Боковые стебли обматывали разноцветными ленточками (сейчас цветной бумагой) или бусинками. В канун Рождества наши предки из соломы изготавливали именно таких «пауков» и подвешивали их к центральному сволоку в доме, или на выходе напротив дверей. Соломенные обереги держались на длинном волосе из лошадиного хвоста (или на нитке) и, поэтому, от движения воздуха, постоянно вертелись, будто живые. Эти игрушки названы были нашими предками «пауками» из-за того, что они были чем то похожи на этих насекомых и на паутину, которую они выплетают, они олицетворяют трудолюбие и Всевышнего Бога, который «выплел» мир. По древнему поверью, если рядом с вами спустился паук, то это должно предвещать какую-то новость. Рядом с «пауками» у славян были еще и «ежики». Их делали предки из теста или глины. В вылепленную форму густо втыкаются небольшие колосья, олицетворяя иголки ежа, потом все это сушат на дымоходе. Между двойными рамами окон наши предки клали разнообразные украшения. Их тоже делали из стеблей соломы разных оттенков, цветных лоскутков ткани, ленточек, продевали через них нить и подвешивали между стеклом.


Щедрый стол с 31 декабря на 1 января должен быть действительно щедрым. Традиционно – это не менее 12-ти блюд, и мясные обязательно. В некоторых местах Беларуси и Украины и по сей день сохранился обычай делать Вторую кутью и заправлять её не медом, а топленым салом (то есть смальцем). Мясо, кстати, приветствовалась нашими предками свинина, а не курятина, и уж тем более не петух (в святочные дни предки считали за распоследнее дело забивать символ солнца и ставить его на стол, это стоит и нам учесть). За таким щедрым столом собирались семьей, к этому времени, до заката, всем соРОДичам полагалось вернуться домой, и никакие дела оправданием не могли служить. Звали за стол и всех Навьих родных (духов умерших предков), для них и своя ложка на стол, и огонь на окне, чтоб нашли дорогу домой, согрелись, разделили еду с РОДичами, что живут в мире Яви. Знак единства, равенства, общности, верности Роду. А то ведь Марена (богиня Зимы, холода, смерти) придет и проверит, как дела обстоят. Ладно ли всё у хозяев дома, хорошо ли они потрудились в светлое время года, уважают ли Род свой, блюдут ли обычай гостей привечать, послушны ли их дети, да и муж с женой ладят ли, мирятся, или как кошка с собакой живут. Такой вот ответственный вечер, можно даже сказать, вечер-экзамен перед Родом и Богами. А сдали его или нет – наутро будет понятно: если мужчина в гости первым пожалует в дом, в дверь постучится, значит все хорошо. Это в его обличие сам Велес пожаловал в гости, на задел, засевать новым зерном хозяйское поле. А вот если женщина первой придет на порог, жди беды, так веровали наши предки славяне. Это значит, что в дом вернулась Марена, и пришла гостья не с пожеланиями добра да здоровья, а счет хозяевам предъявить. Значит это, что весь год у хозяев плахой будет, что только считай убытки. А всех ведь мудрые славянские Боги предупреждали: добрым людям - на здоровье, не так ли? Пусть неудачники мотают на ус, где оплошали, где недоброе совершали, чтоб хотя бы на будущий год исправиться и успешно все сдать, пройти испытание.


Так как я пишу о переплетении языческих верований и христианской религии в жизни народной, то следует обязательно разъяснить, что в христианской Руси этот день имел название преподобной Мелании, и отмечался (отмечается) по новому стилю 13 января. После того, как власть языческого славянского бога Корочуна (21 декабря) ослабевала, как я уже писала ранее, наши предки славяне начинали отмечать Большие или Велесовы зимние святки, которые длились двенадцать дней - с 26 декабря по 6 января по старому стилю. Святки делились на две шестидневные части - светлую и темную. Первую часть Святок завершал Щедрый вечер или Щедрец, приходившийся на 31 декабря по старому стилю, по новому - это 13 января (Старый Новый год), по христианскому календарю в этот день и почитают преподобную Маланию Римлянку. Именно по этому народное название праздника 13 января – Маланка, Мала́нья, Ще́дрый ве́чер - это отдание праздника Рождества Христова и канун Старого Нового года 31 декабря (13 января) - читайте первую часть статьи на моём сайте www.eniopsiholog.net или в инстаграм. Русские называют Васильева коляда, Маланья, украинцы - Маланки, Маланія. Для белорусов – это Малання, Меланьи-желудочницы, Маланья толстая. С этого вечера начиналась Щедрая неделя, или Богатая Коляда. В Западном Полесье - этот вечер назывался Куготы, Гаготы или Агатуха. Происхождение названия связано с обрядом: бросали в колодец кашу - тогда же гадали и кричали в колодец: «Ку-гу-гу!». По другой версии «Агатуха» происходит от глагола «гагатать» (веселиться, смеяться). В отличии от Колядований, в которых принято было участвовать только парням, Маланка – это обряд также и девичий. В этот вечер девушки ходят щедровать. Они, как правило, не заходят в дом, а поют песни-щедровки под окнами. Парни в этот день выбирают промеж себя лучшего затейника, переодевают его в женские лохмотья - и он исполняет роль Маланки. Выбирают еще и других персонажей. Выйдя на улицу, начинают шутить. Вдоволь позабавившись, ватага молодёжи идет в дома господарей, у которых есть дочери на выданье. Входя в дом, парни проводят игры, в правилах которых принято создать беспорядок в доме. Особенной проворностью отмечается «Маланка» (переодетый юноша): она разбрасывает мусор, заглядывает в горшки, чтобы отыскать посуду с молоком и измазать им печь, именно поэтому хозяева заранее прячут всякую утварь от вредной «Маланки». Парни в это время припевают: «Наша Меланка селезня пасла. Пока вечерняя заря не погасла. А как вечерняя заря погасла, Наша Меланка селезня напасла». После одаривают того, кто носит мешок, всех приглашают к столу. Девицы также рядят свою «Маланку» и «Василя» («Меланка», одетая в свадебную одежду невесты, и «Василий» - одетая юношей девушка в жупане, шароварах, шапке, сапогах), но щедруют они, не входя в дома, а во дворах и под окнами: «Ой, да вчера вечером пасла Меланка два качура. Пасла, пасла, потеряла. Пошла домой - заплутала. Ой, приблудила в чисто поле. А там Василий конем пашет. Ой, Василий, Василечек, Выведи меня на тропиночку. Буду тебя почитать, Каждое воскресенье угощать». Хозяева выходят и одаривают казначея деньгами - «Меланке на венок». Девичьи щедрования прекращаются в полночь.


В настоящее время славянский Щедрец практически никто не помнит, так как 31 декабря во всём мире наступает Новогодний праздник, и так как Новый Год является новым праздником, не имеющим глубоких корней и собственных традиций. Наш современный Новый год, к радости, заимствовал многие черты у древнего, загадочного, весёлого, шумного, богатого, хлебосольного славянского Щедреца.


И какую бы веру не исповедовали вы, дорогие друзья, счастья вам в хату, достаток в кошель, здоровья и силушки: «Щедрый вечер! Добрый вечер! Добрым людям – на здоровье!». Да будет так, пока светит нам Ярило Солнце!


С Новым годом!

Читайте также

Комментарии (0)

+375 29 689 46 47

Нужна помощь?

Оставьте заявку

прямо сейчас!