27 июля (червня, липеня) - праздник Чура (Паликопа, Поликопны)

27 июля (червня, липеня) - праздник Чура (Паликопа, Поликопны) - Бога оберегания, охраны собственности, сторожа РОДовых обычаев, покровителя границ, домашнего очага, поминание предков – праЩУРов.


Ныне слово Чур (Цур) стало междометием. Наверное, многие помнят, что, будучи детьми, играя в игры, мы говорили: «Чур, я в домике! Чур, я первый!. К нему часто взывают во время гаданий и игр ("Чур меня!"). Чур освещает право собственности – мы говорим: "Чур моё!". Он же определяет количество и качество необходимой работы - "Через чур!". Уверено думаю, что многие люди даже не задумывались, почему так говорится, просто так говорят все и всё. Оказывается, что - Чур, это древнеславянское языческое божество. В народном календаре 27 июля отмечается праздник Чура (Паликопа, Поликопны) - Бога оберегания, охраны собственности, сторожа РОДовых обычаев, покровителя границ, домашнего очага. Велесова книга так повествует нам о Чуре: "Усяк Род имел Чурив и Предков, которые умерли перед возрастами, - тем Богам почитання должны дать, и од них радости маемо". Так кто же он? Оказывается, Чур, покровитель границ и домашнего очага, он хранит обычаи рода и охраняет частную собственность. Русский историк, профессор Московского университета В. О. Ключевский писал так: «Обоготворённый предок чествовался под именем чура, в церковнославянской форме щура; эта форма доселе уцелела в сложном слове пращур… Предание, оставившее следы в языке, придаёт Чуру значение, одинаковое с римским Термом, значение сберегателя родовых полей и границ». В этот день наши предки раздавали детям печенье "сончата", прыгали через костёр. Чествовали 27 июля также Дажьбога (один из главных богов в восточнославянской мифологии, бог Солнца и его олицетворение, бог плодородия и солнечного света) - покровителя обжинок (день народного календаря славян и обряд завершения жатвы хлебов). Чур живёт в мире с домовыми, но преследует леших и кикимор (видя в них угрозу для человека). Славяне вспоминали всегда в этот день своих чуров-пращуров, и просили, чтобы те заботились о созревающем хлебе, хранили не только зерновые снопы, но и РОДину, и многовековую великую культуру предков. По славянским преданиям, Чур, является внуком Сварога и Лады, сыном Пелена (Пелен - Бог защиты, Бог оберегания), или Оберега. Под его покровительством и охраной были границы поземельных владений. В старину наши предки земледельцы на межах своих участков всегда насыпали земляные бугры, затем, огораживали их частоколом. И это ограждение считалось у славян неприкосновенным. И никто не смел его переступить, и тем более, разрушить, сровнять с землёй, под страхом вызвать гнев не только у хозяина земли, но и у охраняющего его божества. Позже наши предки стали устанавливать на границе своего земельного участка крупные камни или стволы деревьев на малом расстоянии друг от друга. Предки вырывали специальную яму, клали туда, по правилам, горячие угли, хлебные зерна, испечённый хлеб, лили в яму мёд, молоко и вино.


По преданиям славян бог Чур не только охранял границы их земли, но и мог показываться в местах освящения родовых границ. Чура боялись не только люди, желающие захватить чужое добро, но и враждебные духи. Позже славяне стали на своих межах ставить изображение самого Чура. Олицетворяли они Чура в деревянном изображении, имевшем форму кругляша - короткого обрубка толщиной в руку. Бога вырезали из брёвен, рядом ставили и свои семейные знаки, чтобы все видели и знали, кому именно принадлежит земля и кому покровительствует защитник Чур. Порубежный камень наши предки прозывали - Куммиром. В специально установленные дни глава семейства проводил специальный ритуал: по граничной черте, он обходил владения рода, пел гимны и приносил дары божеству. Этот ритуал у славян земледельцев сохранялся очень долгое время. На праздник Чура по поверьям нельзя было уходить далеко от дома, а работать полагалось только у себя во дворе, так отдавалась дань почитания Чуру. Чуру подчиняются и все домовые. Поэтому, ставя блюдечко с молоком для домового или угощая его кусочком пирога, наши предки оказывали этим уважение и самому Чуру. Есть и такая древняя славянская легенда, что когда-то давным-давно Велесово войско защитников нашего мира разделилось на две части. Половина этого войска осталась на небе, а вторая половина спустилась на землю, чтобы помогать людям, защищаться от всевозможных бед. Среди тех, кто спустился с неба был и бог Чур. Когда Сварог создал землю, он поручил своему внуку Чуру разделить её между людьми. И вот, когда Чур появился перед людьми, они стали кричать – «Чур, мне! Чур, моё». И с тех пор люди не могут успокоиться и всё выкрикивают эти фразы. Чур раздал людям наделы земли и повелел выстрогать из деревьев бревна, которые обозначили бы границы каждого землевладения. Передвигать эти брёвна и захватывать чужую собственность он запретил под страхом своего гнева. Говорят, что сначала люди боялись божественного гнева и эти брёвна называли Чурами. А потом потеряли страх, стали отнимать землю у ближних и дальних сородичей, а знаки, что называли Чурами, стали называть чурками. Но, как гласят славянские легенды, бог Чур никуда не делся, этот строгий небесный хранитель по-прежнему хранит Рубежи и Межи и пишет в свою небесную книгу имена всех нарушителей. Вот только со времён сотворения земли и раздачи её в собственность расам и родам прошло так много времени, что стёрлись не только порубежные межи, но и все неприкосновенные границы и никто не знает, переступает он их или нет. И где теперь стоит Куммир, ведает, наверное, только сам всеведущий Бог-Охранитель Чур. Однако, славяне верили, что душа преступившего чужую межу, или передвинувшего межевой камень, обречена на вечное скитание без пристанища. Эти души носят камни, либо мечутся среди полей одинокими огоньками. Бог Чур, по древним сказаниям, охранял не только имущество человека, но и его самого от тёмных сил, лихих людей и всего недоброго. Для того чтобы заручиться защитой Чура, знахари, целители, ведуны знают, что и сейчас достаточно только произнести вслух: «Чур, меня!» то есть «Чур, оберегай меня!». И он охранит вас от недобрых помыслов, от чужих злых и завистливых мыслей, от сплетен, сглаза и воздействия тёмных энергий. А если дело касается имущества, то следует просто сказать вслух: «Чур, моё!». Даже наши тайные мысли Чур охраняет. Если кто-то сказал вам что-то неприятное, зачурайте его словами: "Чур тебе на язык!", тогда злое пожелание не сбудется. Но, помогает Бог-Охранитель Чур тем, чьи собственные помыслы чисты, кто не занимается колдовством, и не желает зла своему соРОДичу. Мудрые старики говорили, что Чура боятся и черти, и мелкие бесы, и земные злодеи. Просто в последние столетия редко кто обращается к нему за защитой. В древности же у славян без Бога Чура не проводился ни один обряд очищения и защиты. При желании мы и сегодня можем уважить Чура и 27 июля, например, положить угощение на границе своего дачного, земельного участка (кто его имеет, конечно). Чур не откажется от молока, мёда, хлеба. Можно, на границе участка, как это делали наши предки, вырыть ямку и положить все подношения туда. А, самое простое - это угостить домового (в моих статьях есть описание такого ритуала), а он уж передаст гостинец Чуру. Кстати Чура у славян принято угощать не только 27 июля, но и 29 марта; 30 июня; 3 сентября. День почитания Чура у целителей считается - каждый понедельник. Наши предки славяне в старину на любые семейные праздники ставили угощение не только членам семьи, но и Чуру. А каждые 12 лет по старинным славянским правилам хозяин земельного участка должен выражать Чуру своё особое почтение и благодарность за защиту и покровительство. Обходя границы своих владений, хозяину земли следует произносить древний заговор наших предков: «Чур - чурила, стар - перестар. Ты ходи-ходи похаживай. Ты води-води поваживай, Ты гляди-гляди поглядывай. Всяко зло от мене отваживай! Чур, Чур, Чур!». К сведению всех, Бог Границы был не только у славян. Например, у древних римлян богом границы был Термин. В честь этого бога и незыблемости границ римляне устраивали праздник - Терминалий. Проходил праздник этот 23 февраля. Славянский бог Чур неведом большинству современных потомков славян, но, всё-таки память о нём осталась в нашем языке. Например, в слове вычурный. Из уроков истории мы помним, что князь Святослав говорил - «Иду на Вы!». Значит, получается, что вычурный - это за границами Чура. Есть слово чересчур, смысл его - это переходить все границы. Есть слово - чураться - отгораживаться, проводить границу между чем-то или кем-то и собой, возможно с умыслом уберечь себя. По вере славян, предки - Чуры постоянно присутствуют с нами. Душа человека никогда не умирает, не исчезает навсегда. Вот так думали и веровали наши предки-славяне. Для славян жизнь человеческая была не прямой линией, а кругом (Сварожий Круг – это условный путь по небу, который за одно Лето проходит Ярило-Солнце. Сварожий Круг - глубокая и многогранная система). Сварожий Круг – это интересная тема для отдельной статьи. Предки наши были гораздо ближе к природе, ее неизменным циклам, потому, что их жизнь была зависима от явлений природы. За зимой всегда приходит весна, и жизнь на земле начинается заново с пробуждением природы. После переломного момента (Солнцеворота) жизнь опять идет на убыль, постепенно, понемногу увядает. И, наконец, совсем прекращается – наступает холод, зима, время злого духа Мороза. А, затем возрождается всё в природе вновь – жизнь торжествует буйным цветением, теплом, урожаем, сытостью и достатком. И у человека тоже происходит всё так же - он рождается, растет, зреет, увядает и уходит. Но не бесследно. Человек обязательно вернется на землю - это порядок вещей. Он не теряет связи с Родом своим, а его потомство помнит его, почитает его, и знает, что пращур все видит, пусть его и нет физически с ними. Вот и проводили славяне календарные обряды поминовения предков, как светлые, а не как печальные. Календарные обряды почитания Чура - родоначальника семьи, который бережет ее, охраняет добро и благополучие, стоит на страже родового гнезда принято проводить 27 июля. День его поминовения, а также воспоминания всех родичей, пращуров, и тех, кто был близок нам при жизни своей, недаром празднуется в конце июля, когда дни еще стоят знойные, лето в разгаре, но скоро уже природа начнет увядать. Увядание - это переход в осень. Такой период напоминает нам, людям, что наша жизнь не вечна, надо подумать о будущем. А в грядущем у всех итог один – переход в иной мир. Но, душа не уходит бесследно, не пропадает в пространстве Вселенского Космоса, а продолжает жизнь – но уже в ином качестве и измерении, не разрывая связи с ныне живущими кровными и духовными РОДичами, а подчас и возвращаясь к нам в другом обличье. Славянская мифология даёт объяснения того, что происходит с нами за пределами явной жизни. Чуры - это души ушедших предков, святых и священных, уже перешедших в Правь («Явь, правь и навь» - трёхчастное деление мира в славянском неоязычестве (родноверии). «Правь» - мир светлых богов, «Навь» - обитель тёмных божеств, «Явь» - явный, земной мир, мир людей.), но не переставших следить за жизнью своих родственников и потомков, охраняя их, помогая им всячески. Сила Чура сильнее человеческой силы, но слабее Божественной силы. Имя этого божества до сих пор повсюду в нашей речи, его знают и чествуют все славяне, которые не хотят терять вековую связь со своими славянскими корнями. Пусть в нашей жизни будет поменьше того, чего нам пришлось бы ЧУРаться и путь нас всегда бережёт и хранит Бог-Охранитель Чур. Ныне и присно и от круга до круга! Тако бысть, тако еси, тако буди!».

Читайте также

Комментарии (0)

+375 29 689 46 47

Нужна помощь?

Оставьте заявку

прямо сейчас!