Воскресенье, 27 июня 2021 года Собор Всех Святых

Сколько всего святых в христианстве точно никто не знает. Жития и описания святых не вмещаются в толстые тома церковных книг, и досконально о подвиге многих никогда не будет известно. Мы не знаем о мучениках первых веков христианской церкви, замученных истязаниями, разорванных дикими зверями на арене цирка за веру в Христа. Наверняка сокрытыми от нас останутся имена всех подвижников и монахов, живших в аскезе и удалении от мира, и так горячо молившихся за мир. Не счесть и имен верующих, расстрелянных в годы безбожия, и замученных в сталинских лагерях. Через неделю после сошествия Святого духа – Троицы, Церковь отмечает день Всех Святых, хотя в православном календаре практически каждый день посвящен или связан с каким-либо Божиим угодником. По преданиям и святым писаниям очевидно, насколько разными путями все святые шли к Богу. Собор Всех Святых, во вселенной просиявших, - это настоящий семейный праздник нашей Церкви, день памяти благодарных потомков всем своим предкам, посвятившим своё земную жизнь служению Господу. Молитва о святых: «Иже во всем мире мученик Твоих, яко багряницею и виссом кровьми Церковь Твоя украсившися, теми вопиет Ти Христе Боже: людем Твоим щедроты Твоя низпосли, мир жительству Твоему даруй, и душам нашим велию милость».


День всех святых – это словосочетание вошло в обиходную речь с британским Хэллоуином (чьё название означает All Hallows Eve – Вечер Всех Святых) - кельтским началом года, которое в средневековой Британии отмечалось с поминовения Всех Святых. Первое упоминание об этом празднике встречается в IV веке. В 609 г. римский папа Бонифаций IV 27 июня в день Всех Святых освятил римский Пантеон в честь Богородицы и всех мучеников, чтобы «память всех святых могла в будущем совершаться в месте, где почитали не богов, а демонов». Все святые неслучайно вспоминаются через неделю после Троицы - на Троицу была установлена Церковь, это день ее рождения. Все православные христиане видят, каким ярким цветом расцвел посаженный цветок веры во Христа - святые мученики и исповедники, преподобные и пророки, юродивые и святители. День Всех Святых соединен с первым воскресением после Пятидесятницы, этим показывается, что святость - это плод Духа Святого. Этот плод созрел не в каких-то полубогах, а в обычных людях, таких, как и мы с вами. Святыми не рождаются, ими становятся (как стал раскаявшийся разбойник Опта, основавший знаменитую Оптину Пустынь), «стяжая Духа Святого», по словам святого Серафима Саровского. По словам святого Иоанна Дамаскина: «В святых мы почитаем не безгрешность (безгрешен только Бог), не творимые ими чудеса, высказываемые предсказания, подвиги аскетики или ратного дела, а ту благодать Божию, которая в них просияла, сделав их чистыми жилищами Божиими». Как писал апостол Павел, «одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков» (I Кор. 12. 8-11). Согласно словам Апостола Павла, церковь почитает самых разных людей, получивших бесценный дар Святого Духа через свою жизнь или через свою смерть. По житию святых почти никто из них не становился таким мгновенно, но никто не обретал «помазание Божией благодати» внезапно и без своего сильного желания быть с Богом. Однако, не смотря на помазания благодатью, святые всегда оставались обычными людьми со своими привычками, сложными моментами в биографии, за которые они горько каялись, и человеческими физическими болезнями. В церковных канонах даже есть строгое предупреждение, запрещающее православному христианину считать, что святые безгрешны. Апостол Павел называет святыми всех верующих во Христа. Человек сотворен Богом по образу и подобию Божиему и смысл жизни верующего человека состоит в том, чтобы от образа, заложенного в каждом из нас, перейти к подобию Божию: «будьте святы, как Отец Ваш Небесный», говорится в Библии. История знает немало парадоксов: нередко святыми становились, нравственно потерянные для общества люди. Первым вошел в рай разбойник, который висел на кресте справа от Христа. Распят он был за свои «заслуги» сам это признал. Но покаявшись в последнюю минуту своей жизни и сказав слова, обращенные к распятому Христу: «Помяни мя, Господи, когда приидеши во Царствии Твоем», то это оказалось достаточно для того, чтобы войти в рай. Мария Египетская - еще один пример: она с ранней юности предавалась греху, утопала в разврате, соблазняла всех окружающих мужчин, зарабатывая богатство этим. Но, она захотела войти в церковь, куда ее не пустила сила Божия. Тогда Мария поняла весь ужас своей жизни и до конца дней своих каялась о своих прегрешениях. Церковная канонизация не определяет прославление святого у Бога. Для судьбы любого человека неважно, прославлен ли он Церковью, ведь это лишь признание факта, а официальное благословение в святости - это всенародное почитание.

Основными условиями для канонизации являются праведное житие, православие безукоризненное, почитание народом и чудотворения, совершаемые в жизни людей по молитвам святого. Для канонизации святого Церковью важно и то, сколько времени прошло со дня смерти кандидата на святость. Иначе, слишком велик риск, впечатлиться и увидеть святость там, где ее нет. Так происходит, например, с предложениями по прославлению царя Ивана Грозного и Григория Распутина. Церковь неоднократно сообщала о невозможности их прославления. Однако, некоторые люди упорствуют и собирают народные голоса и документы в поддержку канонизации. Обычно канонизация совершается не раньше, чем через 50 лет поле смерти святого, так, например, благоверный князь Андрей Боголюбский и Димитрий Донской были прославлены только в год тысячелетия Крещения Руси – это много веков спустя после их смерти. Святые почитались с самых ранних веков христианства. Вначале это были апостолы. Затем мученики, принявшие смерть, но не отказавшиеся от веры во Спасителя. Затем стали почитать выдающихся церковных деятелей, прославившихся дарами Святого Духа (все мы знаем самого почитаемого у народа святителя Николая Чудотворца). На Руси чтили, как святых и благоверных правителей и правительниц (благоверный князь Александр Невский, сын его Даниил Московский, святой покровитель столицы). Чтили и преподобных монахов (Сергий Радонежский и Серафим Саровский). Сегодня исторически нам известны имена тысяч людей, пострадавших за веру во Христа в годы репрессий советской власти. Эти святые нам близки как никогда. Они практически наши современники, они проживали на соседних улицах, слушали радио, ездили в автомобилях, ходили в магазины, ели мороженое и жили обычной жизнью, такой же, как и мы сейчас живем. Но, своим мужеством и верностью христианству, они сумели показать всему христианскому миру верующих людей, насколько близко от нас находится благодать Божия, стоит лишь захотеть и обожение, теозис, - главная цель жизни христианской – становиться реальной и достижимой. Поэтому, в День Всех Святых мы празднуем память тех обычных людей, кто стяжал Духа Святого и обрёл помазание благодати. Святые помогают нам понять, как должно и нужно жить по заповедям. Церковь хранит молитвенную память о наших прославленных Богом предках. Заметьте, памятть не музейную, архивную, летописную, историческую, а живую. Каждый христианин в крещении получает имя святого, который становится его молитвенником и ангелом хранителем. Мы обращаемся к угоднику Божию, в честь которого названы, всегда: в радости, с благодарностью, а в печали – с надеждой. Мы молимся им в скорбях, болезнях, в житейских обстоятельствах, именно, как к помощнику и другу, с которым связаны по любви и заботе от наших родителей. Воскресенье, 27 июня 2021 года, Собор Всех Святых Воскресенье - это выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Божиим делам, в первую очередь следует посетить храм, чтобы участвовать в литургии. Церковь бережно хранит для нас жития многих святых, что дает нам возможность познакомиться с их словами и поступками. Почитание святых никак не умаляет величие Бога, если мы в них видим Его друзей, подвиги которых совершались силой Его благодати и ради любви к Нему. От личного выбора каждого из нас зависит то, какой будет встреча со своим святым перед лицом Живого Бога.


Ещё раз напомню, что традиция праздновать Собор Всех Святых в конце сплошной седмицы (недели) накануне Петрова поста не имеет ничего общего с «Хэллоуином».

Читайте также

Комментарии (0)

+375 29 689 46 47

Нужна помощь?

Оставьте заявку

прямо сейчас!