Простить?! Когда и как.
Прощение - есть одно из самых человеческих качеств, наряду с пониманием и чувством юмора. В христианской и иудейской, религиозных традициях, прощение - это не свобода выбора, - это моральный долг для каждого правоверного члена общины, которые не должны ставить никаких условий для прощения.
Традиция прощения, всё же, у нас связывается с покаянием. Повинуясь некоему негласному психологическому, общечеловеческому закону сохранения энергии, уже в древние времена люди, желая загладить свою вину перед богами, приносили им жертвы. Современные люди каются перед своей совестью. В социальных связях, можно обойтись простым извинением, компенсировать нанесенный ущерб. Суть осталась прежней: навредил – загладь свою вину, покайся искренне, возмести потерю. Кающийся человек, таким образом, создаёт предпосылки к продолжению отношений. Вторая сторона, тоже желая продолжать общение, порой чувствует себя вынужденной простить. Сама традиция подталкивает решить дело миром, даже если чувства еще не успокоились. Приоритет – это восстановление и поддержание отношений.
Американский исследователь философии и психологии Р.Энрайт выявил признаки, по которым можно определить уместность прощения. Делюсь с вами.
• Когда произошло неоправданное ущемление интересов человека – дискриминация, нарушены представления человека о справедливости и причинен личный ущерб. Т.е., мне не уместно будет просить у вас прощение за то, что не причинило вам личного вреда. Пример: жена не может простить мужа, потому что тот плохо обращается с её детьми от первого брака. Ущемлены интересы детей, а не ее личные. Если дети малые, то мать может отстаивать их интересы. В противном случае, прощать могут только они сами.
• Обида должна иметь объективное выражение. Например, аресты невинных людей без следствия и честного суда – это очевидная несправедливость. Трудно подобное простить, но в принципе это могло бы быть уместно. А вот прощать человека за то, что вы неверно поняли его слова и обиделись (!) – довольно нелепо.
• Прощение не противоречит справедливости, а дополняет его. То есть, когда мы решаем простить обидчика, мы как бы отказываемся наказывать его в той степени, в которой он это заслужил. Значит, мы с вами вносим свою личную поправку в процесс реализации справедливости: казнить нельзя, помиловать!
• Прощение уместно не только в случае намеренной обиды, но и если она невольная, случайная. Если человек причинил ущерб другому человеку по неосторожности, т.е., когда заранее не намеривался причинять кому-то вред, только пострадавший может решать – даровать прощение или нет.
Не всегда можно однозначно понять и решить, кто кого обидел, и кто должен просить прощения. Часто мы раним друг друга одновременно или в отместку. А это значит, что ставшие уже расхожими и формальными слова «простите», «извините», «пардон», «сори» – это нормальный и неплохой способ внесения в наше бытовое общение, ноток взаимной терпимости и деликатности. Тем самым мы показываем, что готовы, в случае чего, просить прощения и даровать его другим.