1 августа - память святого Серафима Саровского

1 августа Православная церковь чтит память святого Серафима Саровского. В этот день совершается божественная литургия, на которой вспоминают старца. За любовь к людям и невероятную кротость духа Серафим Саровский особо почитаем у православных христиан. Он своим примером явил красоту христианской жизни и многих привел к Богу. Так кто же такой Серафим Саровский, что собою представлял и какую суть жизни земной имел? Сведения о жизни, бытии и высказываниях святого Серафима до сих пор очень противоречивы. Даже канонизация святого проходила очень трудно. Многие историки преподносят его личность, как анти-христианина и анти-церковника, и что настоящее его имя славянское - Ералик - подобный Солнцу, в честь славянского бога Ярилы. Сегодня я представлю вам версию христианской православной Церкви о жизни святого Серафима Саровского. Преподобный Серафим родился в Курске в 1754 году в семье богатого купца Исидора и Агафии Мошниных. Назван мальчик был Прохором. В раннем возрасте Прохор потерял отца и дважды миновал смерть. В семь лет он упал с колокольни строящегося Сергиево-Казанского собора и чудом остался жив. Затем, Прохор тяжело заболел. Во время болезни он увидел во сне Богородицу, пообещавшую его исцелить. Сон оказался правдивым: во время Крестного хода мимо его дома пронесли икону Знамения Пресвятой Богородицы, и мать вынесла болеющего Прохора, чтобы тот приложился к иконе, после чего он выздоровел. Мать Прохора была ещё благочестивее и милостивее его отца: она много помогала бедным, в особенности сиротам и неимущим невестам. Агафия Мошнина в течение многих лет продолжала постройку Сергиевской церкви и лично опекала рабочих строителей. В 1778-м году храм был окончательно отделан, а исполнение работ было так хорошо и добросовестно сделано, что семейство Мошниных приобрело особое уважение у православных жителей Курска. Старший брат Прохора, Алексей, занимался торговлей и имел свою лавку в Курске, и малолетнего Прохора заставлял приучаться торговле в этой лавке, но к торговле и барышам не лежало сердце у отрака. Молодой Прохор не пропускал ни одного дня без посещения храма Божия. Так, из-за невозможности быть у поздней литургии и вечерни, потому что был занят в лавке торговлей, Прохор вставал рано и спешил на утреннюю службу. Прохор в храме познакомился с городским юродивым и всем сердцем прилепился к Божьему человеку, а, последний, в свою очередь, возлюбил Прохора и своим влиянием ещё больше расположил душу юноши к благочестию и уединённой жизни. Умная мать Прохора всё примечала и душевно радовалась, что её сын так близок к Господу. В 1776 году Прохор совершает паломничество в Киев в Киево-Печерскую лавру, где старец Досифей благословил его и указал место, где он должен был принять послушание и постриг, о котором мечтал юноша, - это была Саровская пустынь. Серафимом Прохор назвал себя тогда, когда общался с духами или с энергиями живыми, невидимыми простым глазом – это ангелы, архангелы, серафимы, и есть ещё другие. Более всех он общался с серафимами и поэтому назвал себя Серафим, а Саровским его прозвали люди, потому что последнюю часть своей жизни святой проживал в селении с названием Саров. В 1778 году Прохор стал послушником у старца Иосифа в Саровском монастыре в Тамбовской губернии. В 1780 году Прохор тяжко заболел, и всё тело его распухло. Ни один врач не мог определить вид его болезни, но предполагали, что это сделалась водяная болезнь. Недуг мучил его на протяжении трёх лет, не менее половины из них Прохор провёл в постели. Однако, в скором времени он выздоровел, что весьма удивило всех обитателей Саровского монастыря. Никто не понимал, как мог он столь скоро оправиться, и только позже Прохор открыл тайну некоторым монахам о том, что после причащения Святых Таин ему в бреду явилась Пресвятая Дева Мария в святом сиянии, с Апостолами Иоанном Богословом и Петром и, обратясь к Иоанну и указывая перстом на Прохора, Владычица Мать сказала: «Этот Нашего рода!». Прохор после болезни, молодой ещё послушник, был посылаем настоятелем монастыря за сбором денег в разные места на сооружение церкви. Благодарный за своё исцеление и попечение начальства, он с охотою нёс трудный подвиг сборщика. Странствуя по ближайшим к Сарову городам, Прохор был и в родном ему Курске, но не застал уже матери в живых. Брат Алексей, со своей стороны, оказал Прохору немалую денежную помощь для построения церкви. Вернувшись, Прохор, как искусный столяр, построил собственными руками престол из кипарисного дерева для нижней больничной церкви в честь преподобных Зосимы и Савватия. Так, в течение восьми лет юный Прохор был послушником. Наружный вид его к этому времени изменился. Он был высокого роста, около 2 аршин и 8-ми вершков, несмотря на строгое воздержание и подвиги, всё же имел полное лицо, прямой и острый нос, светло-голубые глаза, весьма выразительные и проницательные, густые брови и светло-русые волосы. Лицо его было с окладистою бородою и густыми усами. Он был мужественного сложения, обладал большой физической силой, увлекательным даром слова и отличной памятью. Теперь он прошёл уже все монастырские степени искуса и был способен и готов принять монашеские обеты. В 1786 году Прохор принял монашество и был посвящён в иеродиаконы, в 1793 году рукоположен в иеромонаха. Сделавшись иеромонахом, отец Серафим возымел намерение совсем поселиться в пустыне, так как пустынническая жизнь была его призванием и назначением свыше. С 1794 года, имея склонность к уединению, стал жить в лесу в кельи в пяти километрах от монастыря. Будучи в аскезе он носил одну и ту же одежду зимой и летом, сам добывал себе пропитание в лесу, мало спал, строго постился, перечитывал священные книги и ежедневно подолгу молился. Около самопостроенной кельи преподобный Серафим развёл огород и устроил пчельник. Однажды на протяжении трех с половиной лет затворник питался только травой снытью. Позднее тысячу дней и тысячу ночей отец Серафим провел в подвиге столпничества на каменном валуне. Некоторые из приходивших к нему за духовным советом видели огромного медведя, которого преподобный кормил хлебом с рук (по словам самого отца Серафима этот медведь постоянно приходил к нему, но кормил святой Старец и других животных). Доподлинно известен случай с разбойниками. Согласно описанию жития святого, некие разбойники, узнав, что к Серафиму часто приходят богатые посетители, решили ограбить его келью. Застав его в лесу во время ежедневной молитвы, они избили преподобного и обухом топора проломили ему голову, причём святой не дал отпора, хотя был в то время молодым и сильным человеком. В его кельи разбойники ничего ценного не нашли и удалились. Преподобный Серафим чудом вернулся к жизни, но после этого случая навсегда остался сильно сгорбленным. Позже эти разбойники были пойманы и опознаны, но отец Серафим простил их, и, по его требованию, эти люди были оставлены без наказания.


В 1807 году преподобный принял на себя иноческий подвиг молчания, старался ни с кем не встречаться и не общаться. В 1810 году он возвратился в монастырь, но ушёл в затвор до 1825 года. После окончания затвора преподобный стал принимать многих посетителей из монашествующих и мирян, имея, как написано в его житии, дар прозорливости и исцеления от болезней. Его посещали также знатные люди, в том числе царь Александр I. Ко всем приходящим к нему святой обращался словами «Радость моя!». Святой Серафим Саровский стал основателем и постоянным покровителем Дивеевской женской обители. В 1831 году святому было ниспослано видения Богородицы ( это был уже двенадцатый раз в своей жизни) в окружении Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и 12 дев. Божия Матерь запретила отцу Серафиму обязывать послушниц чтению долгих акафистов, чтобы этим не подвергать лишней тяжести немощных. В описаниях жизни святого Серафима приводится много свидетельств его благодатного дара прозрения, который помогал ему людей побуждать к раскаянию во грехах, и ставить на путь нравственного исправления. Преподобный Серафим считал необязательным длинные молитвенные правила и своей Дивеевской общине сам дал молитвенное правило легкое. Но при этом святой строго напоминал, что молитва не должна быть формальной: "Те монахи, кои не соединяют внешнюю молитву со внутренней, не монахи, а черные головешки!". Знаменитым стало Серафимово правило для всех мирян, которые в силу жизненных обстоятельств не могут читать обычные утренние и вечерние молитвы: утром, перед обедом и вечером следует трижды читать "Отче наш", трижды - "Богородице Дево, радуйся", единожды "Верую". А после этого можно заниматься необходимыми делами, с утра до обеда творить молитву Иисуса: "Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного" или просто "Господи, помилуй", а от обеда до вечера - "Пресвятая Богородице, спаси мя грешного" или "Господи, Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешного". Святой Серафим говорил: "Нет хуже греха и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния». Он сам светился радостию духовной, и этой тихой, мирной радостью он с избытком наполнял сердца окружавших, приветствуя их словами: "Радость моя! Христос воскресе!". Всякое жизненное бремя становилось легким вблизи этого Божьего подвижника, и множество скорбящих и ищущих Бога, болеющих людей постоянно толпилось около его кельи и пустыньки, ожидая общения со святым. Преподобный Серафим по праву может быть назван учеником Божией Матери. Пресвятая Богородица трижды исцеляла его от смертельных болезней, многократно являлась ему в видениях, наставляла и укрепляла его. Отдавая много своих сил обустройству девичьей монашеской общины в Дивееве, он всегда говорил, что ни одного указания не давал от себя, делал все по воле Царицы Небесной. Скончался в 1833 году в Саровском монастыре, в своей кельи, во время коленопреклоненной молитвы. После блаженной кончины старца память о нем бережно сохранялась в верующем православном народе. Рассказы и предания о его жизни и духовных подвигах записали и сохранили для нас сестры Дивеевской обители.


Молитва преподобному Серафиму Саровскому:
«О пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отыде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися. Егда же призва тя Бог от земных трудов к небесному упокоению, николиже любы твоя преста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя, умножившаяся, яко звезды небесныя: се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления. Тем же и мы вопием ти: о претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николиже призывающия тя отреваяй! Вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу сил, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию да научит нас, во еже беспреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу во веки веков. Аминь».


Ещё при жизни батюшка Серафим получил всенародную любовь и веру в силу своих молитв. А после смерти старца в 1833 году началось массовое паломничество к его могиле. Тысячи людей притекали к Серафиму Саровскому, чтобы найти утешение в горе, попросить совета, поблагодарить за помощь в исцелении от недуга. Его рисованные и фотопортреты использовались Церковью, как иконы. Однако вопрос о канонизации подвижника решался почти 70 лет. К лику святых Серафима Саровского причислили во многом благодаря последней царской семье России. Императору Николаю II, который упорно настаивал на прославлении Саровского старца, пришлось столкнуться с определёнными трудностями. Главным оппонентом государя стал учреждённый ещё Петром І Святейший Синод. Контролировал этот орган светский чиновник - обер-прокурор (во времена Николая II это был Константин Победоносцев). Это конечно ставило Церковь в формальную зависимость от императора и создавало почву для специальных проволочек и трений при решении спорных вопросов. Так случилось и в ситуации с канонизацией Серафима Саровского. Результаты работы следственной комиссии, изучавшей случаи исцелений по молитвам отца Серафима, долго лежали в Синоде. Свидетельств о деяниях подвижника Саровского было огромное количество («слишком много чудес»), что члены комиссии стали считать, что часть из них – ложь. Сдвинуть дело с мёртвой точки помог архимандрит Серафим Чичагов, который впоследствии был расстрелян (в 1937-м) и причислен Церковью к лику священномучеников. Ему удалось собрать и систематизировать многие сведения о деяниях преподобного Серафима Саровского. Свой труд архимандрит передал Государю Николаю II лично, в обход Синода. Ознакомившись с представленными ему материалами, весной 1902 года Николай II предложил приглашённому на семейный завтрак обер-прокурору в течение нескольких дней составить текст указа о прославлении Серафима Саровского. Возражения К.Победоносцева были решительно отвергнуты как императором, так и его супругой. «Государь всё может», – безапелляционно заявила Александра Фёдоровна, и обер-прокурору пришлось подчиниться. Император Николай II и его жена Александра Федоровна страстно желали сына-наследника. Императрица Александра была очень набожной женщиной, но при этом была суеверной, и верила в чудеса и мистику. В попытке зачать долгожданного сына, она обращалась к различным старцам, пророкам и юродивым Божьим. Все они обещали императрице сына, она же родила четырех дочерей подряд - Ольгу, Татьяну, Марию и Анастасию. Александра Федоровна жаждала «чудо», чтобы подарить стране наследника. В 1896 году священник Леонид Чичагов опубликовал «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», большая часть книги была посвящена Серафиму Саровскому. В то время о Серафиме Саровском при дворе уже знали. Знали в царской семье, что келью Саровского посещал сам император Александр I, а спустя много лет одна из монахинь вылечила императорскую дочку, накрыв ее куском мантии преподобного Серафима Саровского. К 1903 году старец уже более полувека был мертв, однако, многие верили, что он продолжал оказывать помощь нуждающимся, просящим, страдающим людям - помогал исцелять и дарил утешение. Императрица верила, что мощи старца помогут ей наконец-то родить наследника. 30 июля 1903 года в обитель прибыл Государь Император с Августейшей Семьей и свитой. А вечером следующего дня началось Всенощное бдение, имеющее особенное значение, - это была первая православная церковная служба, на которой преподобный Серафим Саровский стал прославляться в лике святых. При пении литийных стихир из Успенского собора направился крестный ход к церкви преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, где находился гроб с мощами преподобного Серафима. Гроб поставили на носилки, которые взялись нести сам Государь Император, Великие князья, митрополит и архиереи. Шествие направилось к Успенскому собору, возле которого были произнесены литийные ектеньи. Затем гроб был установлен посередине храма. Всенощная продолжалась. Настало время полиелея. Запели все «Хвалите Имя Господне», и зажгли свечи. Митрополит, архиереи и все духовенство сделали троекратные земные поклоны. Затем митрополит Антоний открыл гроб, и все находящиеся в церкви люди опустились на колени. Наступила минута прославления преподобного Серафима Саровского. Торжественно и трогательно, задевая все струны человеческих душ, зазвучало величание «Ублажаем тя преподобне отче Серафиме». После чтения Евангелия митрополит и архиереи прикладывались к святым мощам. Затем прикладывались Их Императорские Величества, Великие князья и остальное духовенство. Государь Николай Александрович преклонил колени перед новым заступником Земли Русской - преподобным Серафимом. Царь земной молился великому предстателю за Отечество наше у Престола Царя Небесного. На следующий день была совершена Божественная литургия. На малом ходе с Евангелием святые мощи обнесли вокруг престола и положили в заранее приготовленную раку. По окончании Литургии был совершен праздничный крестный ход со святыми мощами вокруг монастырских храмов. Народ живой стеной стоял по пути хода. Торжеств, подобных Серафимовым, Россия не помнит. Люди плакали от радости, видя, как Государь, Великие князья несут на своих плечах мощи угодника Божия Серафима. По возвращении крестного хода молящиеся преклонили колена, и митрополит Антоний прочитал молитву преподобному Серафиму. Служба закончилась, но молебне пение не прекращалось всю ночь. Императрица Александра Федоровна искупалась в святом источнике на территории монастыря. А Николай II пообщался с блаженной Пашей Саровской. Позже возникнут легенды, что старица предсказала императору гибель империи и его собственную в 1918-м. С этого времени, уже на протяжении столетия, преподобный Серафим прославляется и ублажается Церковью в лике святых Божиих, а его святые мощи открыты для всенародного поклонения. Святой старец почитается верующими как один из величайших подвижников святой Русской Православной Церкви, еще при жизни получивший от Господа дар чудотворений и исцелений. Даже после своей кончины преподобный Серафим не оставляет без содействия своего всех просящих у него помощи и предстательства перед Господом нашим. Спустя немного более года, после канонизации Серафима Саровского, Александра Федоровна родила долгожданного сына. Императрица до конца дней была уверена, что наследника ей даровал святой Серафим Саровский. После этого счастливого судьбаностного события преподобный Серафим Саровский стал главным святым для царской семьи.


Преподобного Серафима почитают в православии. Верующие христиане считают, что преподобный Серафим является духоносным святым, потому что он учил самой величайшей христианской добродетели - смирению. После канонизации старца, его мощи чуть было не потеряют из-за исторических событий. В 1920-м уездный съезд Советов принял решение вскрыть раку с останками Серафима Саровского, 17 декабря 1920 года было произведено вскрытие мощей. Через два года их изъяли и перевезли в Музей религиозного искусства в Донском монастыре. А, через 70 лет, в 1990-м, в запасниках Музея истории религии были обнаружены неизвестные останки. После тщательного изучения акта освидетельствования останков Серафима Саровского, и акта вскрытия мощей, было доподлинно доказано, что эти останки принадлежат преподобному Серафиму саровскому. 11 января 1921 года началась передача мощей: крестным ходом мощи доставили сначала в Богоявленский кафедральный собор, а потом - в Дивеевский монастырь. Серафим Саровский был основателем и покровителем Дивеевской женской обители. 17 июля 2006 года Священным Синодом принято решение об открытии Успенской Саровской пустыни на месте, где подвизался преподобный Серафим.


И сегодня, в день памяти святого, мы грешные Божьи создания вопрошаем: «Батюшка Серафим, моли Бога о нас!». Радость моя!!!! Христос Воскресе!

Читайте также

Комментарии (0)

+375 29 689 46 47

Нужна помощь?

Оставьте заявку

прямо сейчас!