Ильин день – праздник 2 августа

Ильин день отмечают 2 августа. Католическая церковь чтит память Ильи пророка 16 февраля. Этот праздник посвящен самому первому Святому, которого стали почитать христиане на Руси. В честь пророка Ильи в IX столетии начали строить храмы. Первый появился в IX в Киеве. Там был построен соборный храм в честь святого. Княгиня Ольга тоже возвела храм во имя пророка Божия Илии на севере, в Тамбовской  области, в селе Выбуты.  В славянской (и не только, даже в византийской) народной традиции образ пророка Илии нередко переплетался с образом языческого бога-громовержца Перуна. Илья считался повелителем дождей, молний и плодородия.


Илия - один из величайших пророков и первый девственник Ветхого Завета. Илия (древне-еврейское אֵלִיָּהוּ (Элийя́ху), אֵלִיָּה (Элийя́) - «Бог мой Яхве») - (1-я половина IX века до Рождества Христова), имя пророка переводится как «Бог мой Господь», что выражает основное содержание его служения (ср.: 3 Цар 18. 36) - ревностна борьба за поклонение единому Богу. Он родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином, за 900 лет до Рождества Христова. Отцу его Соваку, при рождении сына, было видение, что благообразные мужи беседовали с младенцем, пеленали его огнем и кормили младенца сего пламенем огненным. С юных лет Илия поселился в пустыне и жил в аскезе, в посте и молитвах. Из пустыни Илия был призван Богом в пророческое служение в царствование язычника и идолопоклонника - царя Ахава. Будучи грозным борцом с идолопоклонниками, Илия не мог мириться с тем фактом, что царь Ахав подчинился своей жене Иезавель и избрал путь служения богу Ваалу и Астарте. Илия пытался вразумить правителя, который заставлял еврейский народ делать то же самое - поклоняться идолам. Бог Отец послал Илию к Ахава и повелел ему предсказать, что если Ахава и его народ не обратятся к истинному Богу, то его царство постигнет голод. Ахава не послушался пророка, и в стране случилась засуха и большой голод. Во время голода сам Илия прожил год в пустыне, куда  пищу ему приносили вороны и Ангел. А, затем, более двух лет он жил у одной вдовы в городе Сарепте. Через три с половиной года Илия вернулся в Израильское царство и сказал царю о том, что все бедствия израильского народа происходят оттого, что люди забыли истинного Бога и стали поклоняться идолу Ваалу. Чтобы доказать заблуждение израильтян, Илия предложил сделать два жертвенника - один Ваалу, а другой - Богу:  «Принесем жертвы, и если огонь с неба сойдет на жертвенник Ваала, значит, он истинный Бог, а если нет, то идол». Сначала конечно язычники возвели жертвенник Ваалу, приготовили дрова, закололи быка, и жрецы Вааловы стали молиться своему идолу: «Ваал, Ваал, пошли нам с неба огонь». Жрецы Ваала плясали, молились и кололи себя ножами весь день, но ничего не произошло, огонь с небес не сошёл. К вечеру святой пророк Илия воздвиг свой жертвенник из 12 камней, по числу колен Израилевых, возложил жертву на заготовленные дрова, приказал выкопать вокруг жертвенника ров и полил жертву и дрова водой. Когда ров наполнился водой, пророк обратился к Богу с пламенной молитвой и прошением, чтобы Господь ниспослал с неба огонь для вразумления заблуждающихся и ожесточившихся израильских людей, таким образом, обратил бы их сердца к Себе. Огонь сошёл с неба и возжег жертву пророка Илии. Народ закричал: «Воистину, Господь есть, Бог Един и нет другого Бога, кроме Него!». Тогда по повелению пророка Илии языческие жрецы все были убиты. После совершённой пророком Илии молитвы, Господь послал на землю обильный дождь, и засуха закончилась. «Божественный пророче, ты молитвою и милованием, паки небеса отверзаеши, и дождь жаждущим людем, богатно даруеши», так приветствовал и благодарил народ израильский пророка. Однако, несмотря на чудеса и великие знамения, которые свершились по молитве Илии, Иезавель, жена царя Ахава, желала убить его за то, что он предал смерти жрецов вааловых. И снова для святого Илии начались времена преследования и гонения. Илия бежит в пустыню. Этот сильный человек впервые впал в отчаяние - ему казалось, что лишь он один остался верен истинному Богу, что не осталось на земле никого, кому он мог бы передать и сохранить веру отцов в Единого Бога. И вот на горе Харив пророк удостоился, насколько это возможно для человека, созерцания лицом к лицу Бога. Господь утешил его, сказав, что остались еще люди на земле, никогда не поклонявшиеся языческим идолам, и указал Илии на Елисея, которого Он выбрал пророком после Илии. Это великое событие в жизни пророка Илии показало ему, насколько Господь милостив, а не только грозный карающий судия. Елисей стал учеником пророка Илии. Илия не скончался как простые христиане, и не почил, как другие святые. За свою пламенную ревность о Славе Божией пророк Илия был взят на небо живым в огненной колеснице: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо»  (4Цар.2:11). Согласно Библии, до него живым на небеса был взят лишь Енох, живший до Потопа (Быт.5:24). Апокрифическая Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова описывает это событие так: «Илия сокрыт был вихрем, - и Елисей исполнился духом его»  (Сирах.48:12). Согласно ей, Илия оставил пророку Елисею свою верхнюю одежду («милоть»), сбросив её тому с огненной колесницы. Поэтому мы знаем, что свидетелем этого чудного восхождения был пророк Елисей. Затем в Преображении Господнем Илия явился вместе с пророком Моисеем и предстал пред Иисусом Христом, беседуя с ним на горе Фавор. По преданию Святой Церкви, пророк Илия будет Предтечею Страшного Второго Пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть. Пророк Илия упоминается и в Новом Завете, удивительно также, что его почитают пророком и мусульмане. В Коране есть упоминание о пророке по имени Ильясин. В священной книге мусульман пророка Илию отождествляли так же и с другими людьми, которые избежали смерти и вознеслись на Небо живыми. Это было знаком особого расположения Бога к  большим духовным заслугам, на которые способны редкие праведники. Илия совершил немало чудес. Он низводил небесный огонь для вразумления грешников, воскресил отрока сарептской вдовы (который, предположительно, впоследствии стал пророком Ионой). И был удостоен даже говорить с Самим Богом, закрыв при этом свое лицо. В народной среде Илья-пророк принадлежит к числу самых популярных святых. Наши предки крестьяне в Ильин день в церквях совершали праздничные молебны. Принято было у народа приходить в храм с подношениями Пророку Илье (это могла быть баранья нога, мёд, колосья ржи). Утром предки в храмах освящали воду, несли её затем домой, и каждый лил немного этой освящённой воды в свой колодец, чтобы на протяжении года вода в нём не портилась. Современное православное понимание праздника далеко отошло от народных верований. Церковь строго следит, и постоянно напоминает христианам, что важно не забывать о том, что суеверия и обряды, схожие с языческими не относятся к Ильину дню в православном понимании. Однако, чтобы не говорили прихожанам на проповеди святые отцы в храмах, народные приметы на Ильин день имеют отчетливые языческие корни - особое внимание в праздник уделяется погодным явлениям: грозе и грому, которых, как верили наши предки, посылает на землю сам Святой Илья, чтобы уничтожить всю нечистую силу. Его небесное призвание – это очищение земли от всякой скверны, борьба с летающими змеями и нечистой силой. Предки свято верили, что Илья бросает на землю стрелы, а нечисть прячется от них под деревьями, на межах, под крышами сараев и других хозяйственных построек. При этом, в этот день, нечисть, иногда, принимает облик домашних животных и даже человека. Поэтому, восточные славяне на этот день имели некоторые правила и ограничения, согласно древним поверьям. Конечно, следует в этот день посещать церковь. В православных храмах на Илью проходят божественные литургии, а также устраивается праздничный крестный ход. Прихожане стремятся принять участие в этих мероприятиях. В этот день у славян было принято «Братоваться». Таким словом называли большие праздничные застолья, объединяющие несколько деревень, поселений. В этот день соседние деревни устраивали совместные трапезы. На столе присутствовали мясные блюда и хлеб, который выпекали из свежей молотой муки. Причем в этот праздник было принято раздавать еду бедным, «попрошайкам» и бездомным, таким образом помогать обездоленным. Как правило, такие застолья перерастали в народные гулянья и ярмарки с хороводами, песнями и плясками. Их обычно организовывали мужчины. Главная цель подобных посиделок - познакомиться, пообщаться, улучшить отношения с соседними деревнями, продемонстрировать свои добрые намерения. Сегодня столь масштабное мероприятие собственными силами, конечно, не организовать. Однако, можно устроить шумное (в рамках дозволенного законом) застолье и пригласить на него друзей и близких - это значит, проявить уважение к Святому Илье и достойным образом почтить его память. Прогонять гостей, быть не приветливым и не гостеприимным в этот день считалось дурной приметой - кто бы ни оказался на пороге, любого следует встречать гостеприимно и хлебосольно (даже тёщу или свекровь, зятя или невестку!).


День Илии пророка был связан с завершением покоса сена и началом жатвы. На ильин день просили благословления на семена будущего урожая, приговаривали так: «Батюшка Илья, благослови семена». Считалось, что именно в Ильин день заканчивается лето и начинается осень. Праздник Ильи у наших предков считался крайним сроком сенокоса: «Сенокос надобно кончить до Ильина дня: после Ильи на вилах сено сушить». На Ильин день скот в поле не выгоняли, опасались гроз и молний, а так же «гадов, коим в этот день дана воля». На Илью предки считали небезопасным ходить в лес по грибы и ягоды, а так же стрелять и охотиться. В этот день, по поверьям предков, необходимо вынести из дома все блестящие предметы, чтобы обезопасить себя от козней Ильи пророка – удара молнии. Нам в наследие от предков славян остались заговоры-обереги от пожара, читать следует в Ильин день или во время грозы в другие дни: “Сцеражы, Божа, тучу гразавую, зберажы, Божа, ніву хлебную трудавую, дай, Божа, ў добры час”. В тоже время “Ильинские” грозы в народе считались целебными. Дождевую воду во время грозы в этот день, обязательно собирали, умывались ею, обливались ею с головы до пят от сглаза и порчи. На Илью можно было собирать травы, хотя в народе существует запрет работать в этот день, но он не распространяется на заготовку трав. Ранним утром женщины отправлялись в луга, чтобы собрать целительные растения, которые потом следовало засушить и использовать в течение всего года. В этот день выполняли знахари, целители, ведуны ряд магических действий, которые помогали исцелить людей от многих недугов. Например, от припадков (приступ эпилепсии), к Ильину дню нужно было для больного сшить рубаху – одна половина которой должна быть пошита из мужской рубахи, а другая половина – из женской рубахи. Как только больной человек проснулся утром, следует на него надеть эту рубаху и подвести к зеркалу, затем, трижды произнести слова заговора: «Не в женском, не в мужском, не в рубахе, не в платье, а в рубище. Как мир людской помнит день Ильин, так и раб Божий (имя) с этого дня будет жив, здоров. Как Илья исцелял, так и раб Божий (имя) исцелится. Слово моё крепко, как камень. Аминь». Так лечить болезнь-порчу в этот день следовало трижды: на утренней заре, в полдень и на вечерней зорьке. Хорошей приметой для болеющего человека считается, если в этот день пойдёт дождь – это значит, что наступит облегчение в болезни, и его ждёт долгая жизнь. Можно в этот день сделать и такой ритуал, чтобы снять сглаз, порчу, “сурокі”: налить в ведро воды, опустить туда правую руку больного человека, в левую руку следует дать горящую свечу. Голову больного следует повязать новым платком так, чтобы волос не было видно и читать заговор вслух 9 раз: «Илья, ты, которого Господь и Николай Угодник исцелили, ты, который пил из рук Христа, ты, который стал, милостью Божьей, Ильёй Пророком. Заступись за болящего раба (имя), молись за его истинное исцеление. Во имя отца и Сына и Святого Духа. Аминь». Затем эту воду нужно выплеснуть за порог на землю. А ещё наши предки говорили: кто в пяток (пятницу) перед Ильиным днём поститься, от вечных мук избавлен будет. У пророка Ильи наши предки просили всегда о семейном благополучии. Илья считается не только небесным громовержцем, но и покровителем плодородия. Поэтому к нему обращались женщины. Они просили о беременности и детях. А девушки в эти дни молились о замужестве, так как Ильин день сопровождался традиционным периодом свадеб. После Ильина дня перестают купаться: «До Ильи мужик купается, а с Ильёй с рекой прощается». Это, пожалуй, самый главный и наиболее известный запрет, связанный с днем святого Ильи. Славяне верили, что в Ильин день оживает всякая нечисть, в том числе подводная. Поэтому ходить в Ильин день на реку или озеро считалось дурным делом. Запрет на купание уже  распространялся и на все дни после Ильина праздника. В северных регионах он был связан с тем, что в это время менялась погода, вода остывала, и при купании можно было заболеть. А, в южных регионах после 2 августа обычно вода в водоемах зацветала. Сохранилось много поговорок связанных с этим запретом. «С Ильина дня ночь длинная, а вода холодная». “Ілля кінуў у ваду кавалак ільда”. Говорили в народе и так: “Илья-Пророк ездил на конях по небу, и от быстрого бега одна из лошадей потеряла подкову, которая упала в воду, и вода сразу стала холодной”. По народным поверьям в этот день, вся нечистая сила, спасаясь от огненных стрел Пророка, обращается в различных зверей: зайцев, лисиц, собак, кошек и т.п. Поэтому, в этот день не пускали наши предки в свой дом уличных животных, и не принято было отпускать на выгул  домашний скот. Наши древние предки славяне считали, что в свой день Святой Илья мечет молнии в нечистую силу, которая имела неосторожность оказаться у него на глазах. Нечисть старалась спрятаться от глаз громовержца. Чтобы не впустить случайно в свой дом демонов и не навлечь, таким образом, на крышу своего дома или сарая, бани, хлева громы и молнии, наши предки не позволяли входить внутрь уличным животным, и выходить наружу - домашним. В этот день наши предки считали плохим делом ловить рыбу. Потому, что, во-первых, ловля рыбы означала близость к воде, а  во-вторых, в улов могла вселиться нечистая сила. Поэтому рыбаки в Ильин день оставляли все снасти дома. Работать тоже предки в этот день не могли. Такой запрет существует для многих церковных праздников, но в день почитания Ильи-Пророка запрет был особым. Верили, что суровый и вспыльчивый святой Илья может обрушить свой гнев на головы тех, кто не достаточно сильно уважает его память, не празднует и не почитает его, и позволяет в этот день себе отвлекаться на мирские дела. Наши предки считали, что даже один работающий человек может навлечь беду и гнев Ильи на всю деревню. Итак, давайте подытожим: 2 августа нельзя: заниматься какими-либо работами; трудиться в поле; купаться в водоемах; распивать спиртные напитки; выпускать на улицу животных; впускать в дом бездомных животных; надевать блестящие украшения; хвастаться; кричать и громко разговаривать; охотиться и стрелять; рыбачить; ходить в лес за ягодами и грибами. Конечно, у наших предков были приметы погоды на Ильин день. В день почитания памяти "грозного Святого" закономерными считались грозы и ливни, а вот хорошая погода в этот день предков удивляла. Если слышится глухой гром на Илью – это к слабым дождям, а если гром звонкий, раскатистый – это к сильным ливням. Славяне говорили: «Попадешь в этот день под дождь - здоровья на год вперед обретешь». Или так:  «На Илью до обеда лето, а после обеда – осень». После Ильина дня обычно насекомые перестают кусаться и впадают в спячку. Наши предки считали хорошо если умыться  в этот день под дождем -  сглаз уйдет. Если на Илью выпадал сухой день, значит, еще шесть недель будут без дождей. В Ильин день всегда молились об избавлении от засухи, ведь в те времена это означало неурожай и голод. Народ говорил: «погода 2 август такая же, как на Воздвижение». На Илью часто бывают "воробьиные ночи", это когда гроза столь сильная, что птицы теряют ориентацию, животные не могут найти себе места от беспокойства, а человеку в такую погоду очень сложно уснуть. Запрет на купание в Ильин день действует только по отношению к природным водоемам, поэтому, хоть и смешно будет вам это прочитать, но пренебрегать личной гигиеной не стоит. А плавать можно в бассейне. Праздник почитания Ильи-Пророка приходится на период между Петровым и Успенским постами, поэтому особых ограничений в пище нет, кроме среды и пятницы – постные дни. Главное в этот день, как и в любой другой день, не предаваться чревоугодию и ограничить количество алкоголя. Ильин день обычно выпадал на границу сезонов и считался серединой лета, когда время близится уже к осени, а затем к зиме.


Ильин день - праздник дождя и урожая. Поэтому желаю вам, чтобы добродетель возрастала под ливнем благодати Божьей, а добрые помыслы не оставляли ваш разум. Пусть на вас прольется дождь из удачи, здоровья и благополучия. Пусть в вашем доме всегда будут достаток и счастье. В этот день подайте нуждающимся, а родным людям пожелайте всего самого доброго и светлого. Давайте будем ЖИТЬ, не гневая Господа, под покровительством святого пророка Илии!

Читайте также

Комментарии (0)

+375 29 689 46 47

Нужна помощь?

Оставьте заявку

прямо сейчас!