7 января – Коляда, Рождество Христово
Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа – великий христианский праздник. Бог-отец послал в греховный земной мир Своего сына – Иисуса Христа, чтобы спасти человечество от гибели. Это событие и стало для нас смертных грешных земных людей точкой отсчёта нового времени – от Рождества Христова. Католическая христианская церковь ведёт летоисчисление по григорианскому календарю с 1583 года и поэтому празднует Рождество Христово 25 декабря, что соответствует изначальной соотнесённости с годовым циклом движения Солнца, а православные христиане празднуют по юлианскому календарю – 7 января, то есть исчисление времени у православных христиан сдвинулось на 13 дней.
Коляда – древнеславянский праздник начало, которого совпадает с окончанием зимнего солнцестояния (с 18 по 23 декабря). В ночь с 24 на 25 декабря солнце поворачивает на новый годовой круг, день начинает прибывать, а ночь становиться короче. В христианской традиции день Рождества Христова не случайно был приурочен к рождению Ярилы – Солнца. Празднование Коляд у православных начинается вечером 6 января с обрядовой трапезы, которая по народному называется Первой, Постной, Бедной, Голодной кутьёй (по названию основного ритуального кушанья – кутьи). С 7 января во всех дворах ждут прихода «калядоўшчыкаў”. Вечером 13 января отмечают Вторую, Щедрую, Богатую, Толстую кутью, встречают Новый год (по старому стилю). Утром 14 января совершались «засеўкі» - очередной обрядовый обход детьми всех домов и подворий с песнями, частушками и пожеланиями в новом году щедрого урожая. И, наконец, вечером 18 января праздновали Третью, Постную, Голодную, Крещенскую кутью - канун Крещения Господня. Заканчивались Коляды 20-21 января.
Если в первый день Коляд все члены семьи будут вместе дома, то и на протяжении всего года семья будет вместе. Так как праздник Коляда является как бы переплетением двух культур – народной и христианской, всегда наши предки считались с двумя условиями. Во-первых, Иисус Христос появился на свет в яслях с сеном в овчарне, поэтому при сервировке рождественского обрядового стола всегда было принято на стол, под скатерть, класть пучок сена. Во-вторых, при приготовлении обрядовых рождественских блюд всегда учитывалось влияние только что завершившегося Рождественского поста, поэтому первая колядная кутья была постной. Готовить колядную кутью от начала и до конца Коляд должен был кто то один – хозяйка или другая женщина из родственных ей. Женщина сама должна была зёрна отобрать, помыть, сварить, остудить и поставить на стол. Первым кутью пробует хозяин дома, затем родственники и только потом гости. Тогда и в новом году в семье будут лад да единство. После колядного ужина сено с праздничного стола рано утром и на протяжении всех праздничных дней принято было добавлять в корм домашней скотине, чтобы животные были здоровы и плодовиты, а хозяева весь год были с молоком, мясом, яйцом. Колядный стол оставляли не прибранным до утра: «каб дзядам было з чаго і чым есці”.
В первый день Коляд хозяин дома вставал рано, набирал в миску зерна и обходил с ней своё хозяйство щедро посыпая всё этим зерном, разбрасывал по всем уголкам, тем самым призывал Господа послать в следующем году щедрый урожай. Считали наши предки, кто первый в это утро пойдет за водой, тот в течение года будет превым во всех делах и самым здоровым. Когда утром в первый день Коляд приносили свежую воду в дом, хозяин клал в ведро с водой серебрянную монету, затем мылся сам, а потом все остальные члены семьи. Это было ритуальное Рождественское омовение, приносящее здоровье и чистоту на весь год.
Вечером 7 января продолжали праздновать Коляды, по дворам и домам ходили “калядоўшчыкі”, “славильщики”, “колядники”, “ряженые” – вывернутые на изнанку кожухи из овчины, в масках ,изображавших животных, они “водили” за собой “козу-дерезу”, “журавля”, “медведя”, несли “звезду”, внутри которой была закреплена икона с горящей свечой. Ряженные – это души наших славянских предков, когда они заходили в дом, то всегда желали хозяевам здоровья, хорошего урожая, приплода домашней скотине, благополучия и достатка во всем. Персонажи животных у колядующих – это воплощение тотемных покровителей древних славянских племён. Например, на Витебщине тотемом-первопредком был, вероятнее всего, медведь; на Минщине – скорее всего коза; а на Полесье особым почтением пользуется “бацян” – аист, журавль. Звезда у колядовщиков была восьмиконечная, в центре ее ставили сито, к нему крепили восемь концов-лучей, обтянутых разноцветной бумагой или тканью. Эта звезда олицетворяет Вифлиемскую путеводную звезду, которая указала волхвам место и время рождения Спасителя. Колядники исполняли специальные обрядовые песни: “Добрый вечер, щедрый вечер добрым людям на весь вечер! Ангел с неба к нам спустился и сказал: “Христос родился”. Мы пришли его прославить и вас с праздником поздравить”. Здравницы всегда заканчивались просьбой щедро одарить певцов. А если хозяева отказывали колядникам в гостеприимстве, то их могли и проклясть.
Приметы на 7 января:
• В день рождения Христа принято было самому старшему в доме члену семьи обнести всех членов семьи молоком, говоря каждому: “Господь родился, народ крестился. Будь и ты, раб Божий(имя) весел и здоров. Аминь”.
• На кануне Коляд выходили в лес охотники за зверем, а по тому, что охотник добыл, судили на будущее об его охоте в течение всего года.
• В этот праздничный вечер запрещалось выполнять любую работу по дому. Все дела нужно было сделать на кануне.
• От Рождества до Крещения считали грехом охоту на птиц и зверей.
• От Рождества до Масленицы – самое благоприятное время для заключения устных или письменных договоров (аренда, займ и прочее).
• После праздничной Рождественской трапезы запрещалось прибирать со стола и мыть посуду.
• Рождество встречать в будничной одежде – это к бедности: “На святой рубаха хоть плохонька, да беленька: к Рождеству хоть сурова, да нова”. На Рождество не одевают одежду тёмных тонов или чёрную. Кроме того, “калі перад Раством Хрыстовым жанчына не дастала з куфра бялізны і строяў, то не адчыніць яго і на свята, бо лічаць, ўжо тады куфар цэлы год будзе пусты”.
• Что бы волосы у девочки росли густые и быстро, надо было в канун Рождества матери положить под подушку дочери на ночь верёвочку со словами: «чтобы коса у дочки была длинней и толще чем эта верёвка».
• Если семья бесплодна, надо было под Рождество поставить на ночь у иконы Божьей Матери церковную свечу, искренне помолиться и попросить Деву Марию подарить вам ребёнка. Свечу оставить догорать до утра.
Как всегда в конце статьи даю хороший и нужный заговор, чтобы муж и жена дорожили друг другом и не сорились. Нужно в ночь перед Рождеством зажечь две свечи белого воска, предварительно скрутить их между собой. Прочесть 12 раз вслух заговор и обязательно дождаться пока свечи сгорят полностью:
«Благослови, Господи, нас (имя мужа и жены), век по веку, отныне и довеку. Как эти свечи ярко горят, вместе с воском прольются, так и мы (имена) вместе чтоб прожили, яро, жарко друг друга любили. И пока люди Рождество не станут забывать, до тех пор нам (имена) друг друга не потерять. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».
С Рождеством вас, дорогие мои белорусы!
Іісус нарадзіўся! Стань нам на помач! Дай нам ў сэрца любоў, у цела здароўя, у деле ўдачу, а ў хату празднік!