Пятая неделя после Пасхи – Неделя о самарянине. 5 ИЮНЯ, СУББОТА - ДЕНЬ ПАМЯТИ ПРЕПОДОБНОЙ ЕВФРОСИНИИ, ИГУМЕНИИ ПОЛОЦКОЙ

Практически каждая область бывшей Руси славится своими, местночтимыми святыми. Почитаемых святых может быть несколько или один, но эти святые оказывают помощь не только ее жителям, но всем приезжающим поклониться их святым мощам, попросить о заступничестве за себя перед Всевышним. По свидетельству очевидцев, так происходит у мощей Матроны Московской, Ксении Петербургской, старцев Киево-Печерской Лавры, мученицы Варвары, Николая Чудотворца и других канонизированных святых. В данном ряду перечислении обязательно следует упомянуть и святую Белорусской земли, о спасительной поддержке которой известно за пределами страны - преподобную Евфросинию Полоцкую. Есть в значимом прошлом Беларуси личности, без которых нельзя представить нашу богатую историю. Одну из самых почитаемых белорусских святых – преподобную Евфросинию, игуменью Полоцкую (1173г.), вспоминает 5 июня Православная Церковь. Жизнь преподобной является образцом христианской духовно-нравственной силы, а подвижническая деятельность проникнута любовью, милосердием и самоотверженностью. Многие мыслители и просветители, которые родились в Беларуси, на протяжении XII-XX веков обогатили своими знаниями, мыслями, талантом отечественную и мировую науку, культуру. Несла свет знаний и святая Евфросиния Полоцкая - княжна, монахиня, игуменья монастыря Святого Спаса в Полоцке, паломница, канонизированная святая, просветительница. Просветительская деятельность Евфросинии Полоцкой имела большое значение для общественной и государственной жизни Полоцкого княжества. Дело прославленной половчанки развили Франциск Скорина и Василий Тяпинский, Сымон Будный и Спиридон Соболь, Симеон Полоцкий и братья Зизании. Преподобная Евфросиния Полоцкая для народа Беларуси - это символом родной земли, и заступница. О жизни святой почти не сохранились документальные сведения. Основным источником является "Житие Евфросинии Полоцкой...". Святая Евфросиния до пострига носила имя Предслава. Родилась святая около 1101 года в Полоцке Витебской области. Она была внучкой полоцкого князя Всеслава Брячиславича (Чародея), дочерью полоцкого князя Георгия (Святослава) Всеславича и княгини Софии, дочери Владимира Мономаха. Родители княжны были для того времени людьми образованными. Отец её, Святослав, владел большой библиотекой. Княгиня София рассказывала дочери об истории и культуре древней Греции. С раннего детства Предслава слышала от родителей предания о славных предках, ведь её близкими родственниками можно было гордиться, - это были князья киевские, туровские, смоленские, ростово-суздальские, владимиро-волынские, императоры Византии и короли Венгрии. Училась Предслава в школе при Софийском соборе. Ее учителями были монахи, а учебниками - "Библия", Псалтирь, Священное Писание и многие другие духовные книги. В двенадцатилетнем возрасте Предслава узнала о намерении родителей отдать ее замуж и тайно сбежала в монастырь, где настоятельнице монастыря была её тётка, которой и сообщила о своем желании принять монашество под именем Евфросинии. Монашеское имя преподобной Евфросинии в переводе с греческого означает "Радость". Слово это упоминается в надписи, сделанной жителями Полоцка на одном из образов Евфросинии, так как именно ею и была основана эта Божья обитель: «Гряди, радосте наша - преподобная Евфросиния». Приняв монашеский постриг, она поселилась в келье Полоцкого Софийского собора. В монастыре монахиня Евфросиния интересовалась литературой, в которой богословы рассуждали про сущность человеческой жизни, про отношения между людьми, о борьбе сил добра и зла.

Большинство книг, читаемых Евфросинией, были религиозными. Евфросиния вела Полоцкую летопись и собирала библиотеку Софийского собора, которая, впоследствии, стала духовным сокровищем восточнославянских земель, вызывая неподдельное восхищение у просвещенных людей. Евфросиния Полоцкая старалась содействовать расширению просвещения в Беларуси того времени. Примерно в 1124 году полоцкий епископ Илия официально благословил Евфросинию на основание женского монастыря, определив для будущей обители место Сельцо недалеко от Полоцка, где находилась церковь Спаса. Это было святое место погребения полоцких епископов. Евфросиния поселилась при церкви Преображения, которая послужила для основания женского монастыря. Было это около 1128 года, и стала наставницей и руководительницей для женщин, избравших иноческий путь. В монастырях, основанных Евфросинией, существовали иконописные мастерские, где изготовлялись оклады для икон и другие предметы церковного обихода. Молодые монахини учились переписыванию книг, пению, вышиванию и другим ремеслам. Под её покровительством Спасо-Преображенский монастырь год за годом расширялся и укреплялся. В этом монастыре приняли монашеский постриг родная сестра Евфросинии Градислава (с именем Евдокия) и двоюродная сестра Звенислава (с именем Евпраксия). В обители на месте бывшей деревянной церкви Евфросинией был построен в 1161 году каменный собор. Около 1125 года Евфросиния отправилась в Сельцо, чтобы обустроить там новый монастырь, и заложила первый камень в строительство церкви в честь Всемилостивого Спаса, стены которой расписали лучшие мастера того времени. Спасский храм считается вершиной архитектурного мастерства Полоцкой земли, его строительство повлияло на дальнейшее строительство древнерусских храмов. В 1161 году в Спасский храм «на вечное хранение» был привнесен Крест–ковчег, изготовленный по просьбе Евфросинии ювелиром Лазарем Богшей. Этот крест являлся шедевром мирового искусства и христианской святыней. Крест в течение веков кочевал по разным монастырям, несколько раз возвращаясь в Полоцк, но был утерян в годы Великой Отечественной войны. Настоящее местонахождение этой реликвии остается загадкой. Во время празднования тысячелетия Полоцкой епархии и Православной церкви в Беларуси в 1992 году было решено, по-новому, воссоздать Крест-ковчег. 24 августа 1997 года митрополитом Филаретом была освящена изготовленная копия креста Евфросинии Полоцкой, которая сейчас находиться в Спасо-Преображенском соборе Полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского монастыря. Около 1155 года недалеко от Спасской обители, при покровительстве преподобной игуменьи Евфросинии, и была воздвигнута Богородицкая церковь и обустроен при ней мужской монастырь, для которого из Эфеса доставили чудотворную икону Божией Матери «Эфесская», написанную, по версии историков-богословов, самим апостолом и евангелистом Лукой. Достигнув преклонных лет, преподобная Евфросиния с братом Давидом и двоюродной сестрой Евпраксией отправились в пешее паломническое путешествие на Святую Землю. Добравшись до святых мест, Евфросиния провела свои последние дни в Иерусалиме и, проживая в Русском монастыре Пресвятой Богородицы, игуменья 24 мая 1173 года умерла, а тело её было захоронено недалеко от Иерусалима в монастыре Святого Феодосия. В 1187 году останки её были перезахоронены в Киево-Печерской лавре, где и покоились более семи столетий. И все же, христиане Беларуси и жители Полоцка, не оставляли надежды на возвращение мощей преподобной в родные края. Однако, только в 1832 году это дело сдвинулось с мертвой точки, но сам процесс переноса мощей преподобной Евфросинии длился еще долгих 78 лет. Сначала в Витебск в 1870 — 1871 годы, а оттуда в Полоцк доставили частицу святых мощей игуменьи. Затем, русский царь Николай II подписал резолюцию, которая позволяла вернуть мощи святой Евфросинии в Полоцк. А, 29 января 1910 года даже был издан специальный императорский указ о порядке торжественного перенесения святыни из Киева–Печерской Успенской лавры в Полоцкий Спасо–Евфросиниевский женский монастырь. 19 апреля 1910 года, во второй день по Пасхе, в Киеве произошли прощальные торжества. В честь этого события в Великой Лаврской церкви совершили богослужения Киевский митрополит Флавиан (Городецкий) и Полоцкий епископ Серафим (Мещеряков). В Киеве собрались высшие военные и гражданские государственные чины, представители Полоцкой и Витебской церковных общин, приехали игуменья Полоцкой обители Илариона с двенадцатью монахинями, а так же, начальница Спасо–Евфросиниевского епархиального училища - монахиня Нина (Боянус), и тысячи, тысячи верующих. Присутствовал сам Великий князь Константин. 22 апреля 1910 года на пароходе «Головачев» рака со святыми мощами Евфросинии отправилась по реке Днепр в Оршу. Звонили все колокола, и играл военный оркестр, вот так Киев проводил святую преподобную Евфросинию. По ходу движения, судно причаливало во многих местах: в Любече, Речице, Жлобине, Рогачеве, Быхове, Могилеве, так как, вдоль берегов Днепра собиралось огромное количество народа, чтобы поклониться мощам преподобной Евфросинии, а, когда пароход отплывал, люди пили воду из реки, как бы освященную самой святой Евфросинией. Чтобы верующие христиане смогли поклониться святой, раку с мощами Евфросинии несли от Орши в Полоцк. В некоторых городках и местностях верующие устилали путь, по которому проносили мощи преподобной, хвоей, цветами, полотном, рушниками и платками. А, в Полоцке верующие составили огромную процессию, когда все шли по Витебской улице. По пути крестного хода с мощами преподобной Евфросинии в почетном карауле стояли войска с военным оркестром. Исторические фото и документы свидетельствуют, что этот счастливы день для Беларуси был очень солнечным и тёплым. Так исполнились пророческие слова самой Полоцкой княжны о её возвращении в родные края, в, когда то основанный ею Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь. И сейчас мощи Полоцкой игуменьи Евфросинии находятся в Спасо–Евфросиниевской обители. В монастырь приезжают паломники из разных городов и стран. Как всегда, особенно много их бывает 5 июня, в день преставления преподобной, и 6 июня, в день празднования перенесения мощей святой Евфросинии в Полоцк. Люди едут к мощам матушки преподобной Евфросинии за духовным и жизненным утешением, молятся ей об исцелении от болезней, в особенности от слепоты. В 1984 году Евфросиния Полоцкая была причислена к Собору Белорусских Святых за деятельность по укрепления христианской веры и просвещения. Сегодня каноническая святость Полоцкой игуменьи преподобной Евфросинии признана не только православной церковью, но и католической. Прошло более восьми столетий после смерти Евфросинии Полоцкой, однако и сегодня образ этой святой просветительницы является символом духовной силы белорусской нации.


Молитва к преподобной Евфрасинии Полоцкой.
О, преподобная и приснопамятная, всехвальная мати Евфросиние, Ангеле во плоти, богоизбранный сосуде Святаго Духа, Церкве Христовы похвало и украшение, монашествующих славо и утверждение, отечеству, обители твоей и всей стране нашей помоще, покрове и защитнице! Ты еси, яко древо, насажденное при исходищих вод, плоды добродетелей твоих и благодатными даровании Святаго Духа украшенная, наставнице делом и словом, избранная, непорочная и добрая, услыши ны, молящиеся тебе и призывающие имя твое: имаши бо дерзновение у Господа. Испроси нам преспеяние в жизни добродетельней, огради сердца наша верою, надеждою, и любовию, и страхом Божиим. Подай нам помощь в трудех и скорбех наших, и якоже попечение имела еси в житии твоем о обители твоей и иночествующих, тако и ныне потщися о нас благопоспешити нам во всем; и обитель твою огради миром и защити от враг видимых и невидимых, да преуспевает и процветает в добродетелех. Изми ны от всякия нужды и тесноты, от лютых болезней и от нечаянныя смерти и приведи ны ко истинному покаянию при исходе из жизни сея. Испроси нам у Господа Бога кончину мирну, безболезненну, непостыдну, Святых Таин причастну и преведи ны чрез мытарства воздушная, да не похитят нас истязателие грознии по грехом нашим, но да твоим заступлением и помощию возможем безбедно проити истязание воздушное, и милость получити, и предстати неосужденно страшному Престолу, и на Страшнем Судищи сподобитися одесную стати Праведнаго Судии и наследовати праведных часть. Ей, госпоже, всечестная мати, преподобная Евфросиние, помози нам молитвами твоими, огради нас и заступи от всяких козней вражиих, да сподобимся прейти время жизни сея непреткновенно и спасение получити молитвами твоими у Христа Господа, Егоже и сподобимся пети и славословити со Безначальным Отцем и со Святым Духом во веки веков. Аминь.


Я стараюсь напоминать читателям о важных библейских событиях, днях почитания святых, а также других торжествах, которые чтят верующие христиане, и которые дошли к нам из глубины веков, как завет от наших предков. Надеюсь, что мои статьи помогут читателю узнать, не только об истории самого календарного праздника, но также о традициях и правилах, которые издавна были связаны с той или иной красной датой в церковном календаре. Ещё больше интересной и полезной информации вы сможете узнать на моем сайте www.eniopsiholog.net

Читайте также

Комментарии (0)

+375 29 689 46 47

Нужна помощь?

Оставьте заявку

прямо сейчас!