Пасха, языческий праздник, заимствованный христианской Церковью

В апреле славяне праздновали восемь скользящих праздников. Основной — это Пасха. До сих пор историки спорят о том, чей это праздник - языческий или христианский. А. Буенок, Д. Дудко и Г. Д. Рыженков считают его языческим. А. Н. Афанасьев считает этот день праздником Лады-солнца. Е. Грушко и Ю. Медведев предполагают, что этот день был праздником Даждьбога (похоронами Коструба, ритуальное захоронение Коструба у славян знаменовало переход от весеннего цикла, если не принесли в жертву Коструба (символ прошедшей зимы) – будет неурожай). Исследователи религиозных течений поддерживают эти мнения. Они указывают, что некоторые даты жизни Христа приходятся на древние языческие праздники как семитских народов, так и многих других (например, Рождество совпадает с зимним солнцеворотом и т.п.). Первую Пасху праздновали древние иудеи за 1500 лет до н. э, избежав египетского рабства. Новозаветная, христианская Пасха была установлена апостолами после воскресения Иисуса. К V в. православная Церковь разработала свои правила и сроки празднования Воскресения Христова. Собственно, само слово «пасха» означает жертву. Здесь и спрятан сакральный смысл названия праздника у христиан. Иисус умер ради жертвы во имя всего человечества, и теперь, люди каждый год чтут память этой пасхи-жертвы, отмечая день его воскрешения с куличами и крашеными яйцами. Крашеные яйца — это, к слову, тоже ПАСХАлка, отсылка к тому, что Иисус воскрес. Православные славяне приурочили к празднованию Пасхи множество обычаев. По христианской легенде Мария Магдалина пришла к царю Тиберию и принесла ему весть о том, что свершилось божественное чудо, и Христос воскрес. Царь естественно не поверил, назвав ее слова ложью. После чего, Мария достала из своей корзины обычное куриное яйцо и сказала: если мои слова истина, то яйцо в моих руках станет красным. Собственно, вот именно это далее и произошло. Однозначно, что покрасневшее яйцо убедило и царя, и всех присутствующих в том, что Мария говорит правду. С тех пор мы и используем данную пасхалку как весть о воскрешении Христа и из года в год красим яйца в красный цвет, повторяя, таким образом, свершившееся чудо. Да, с покрашеванием яиц и названием праздника, пожалуй можно мириться и понять их логику появления, но такие детали как традиция биться этими яйцами и пасхальный хлеб (кулич), все же не укладывается в общую логическую картину, и христианская легенда её не объясняет не в одном из своих писаний. Зато объяснение этому можно найти совсем в другой, очень близкой нам славянам мифологии. Потому как существует множество пасхальных ритуалов, традиций, сохранившихся с языческих времен. В этой статье нет ни одной попытки оскорбить чувства верующих людей, расшатать духовные скрепы. Думающих людей, которых не устраивают объяснения типа: "так принято", "так надо", "это очень древняя традиция", "это тайна" и т.д., всегда будет интересовать вопрос – откуда, где начало и в чём суть? А вот, что сказал по поводу этих традиций Александр Мень(Алекса́ндр Влади́мирович Мень - это протоиерей Русской православной церкви, богослов, автор книг по богословию, истории христианства и других религий) в одной из лекций: "Есть люди, которые не считают себя христианами, но на Пасху обязательно стараются, чтобы у них дома были, по крайней мере, крашеные яйца, куличи, сырные пасхи. Раз мы с вами разумные люди, цивилизованные, нам бы неплохо было разобраться, в чем же дело, что всё это означает? Откуда пришло, какое отношение все это имеет к христианской традиции? Или же это просто пережитки язычества. В какой степени справедливо, что в этом есть пережитки язычества." (Лекция "Пасха" 2 мая 1989 г.). Пасха – это один из самых главных религиозных праздников в нашей стране, у которого есть целый ряд очень значимых традиций, знакомых каждому христианину с ранних лет. Но мы редко задумываемся над их смыслом и символикой. К примеру, как название праздника связано с воскрешением Христа? Символом чего является кулич и почему его пекут именно в этот день? Почему мы крашенными яйцами бьемся при встрече? Задавшись этими вопросами, я не смогла найти все ответы в библии, ответы на них уходят далеко за пределы христианства. Давайте разбираться. Этой статьёй предоставляю право читателям самим для себя решить эту дилему. В большинстве мифов древних народов существовали умирающие и воскрешающиеся Боги. У древних Египтян был Бог Осирис (Усир), которого убил его молочный брат Сет и спустил тело в реку Нил. После смерти, тело Осириса нашла Исида, его супруга, и спрятала. Египетская богиня Исида служит образцом для понимания древнего идеала женщины. Это один из немногих культов, вышедших за пределы Египта. В древнем Египте Исида была известна как богиня плодородия, ветра, воды и мореплавания. Она считалась символом супружеской верности и женственности. Египтяне верили, что, если жена изменит мужу, Исида обязательно покарает её. Кроме того, богиня Исида входила в перечень божеств, покровительствующих медицине. В некоторых описаниях она также представлена как владычица скорпионов. В мифах Изида фигурирует как дочь Геба и Нут, правнучка Ра, а также сестра и супруга Осириса. Однако, как Исида не прятала тело Осириса, тело снова Сет нашел и, разрубив его на четырнадцать частей, он разбросал их по всему Египту. Но Исида собрала почти все части тела Осириса, соединила их и сделала из умершего мужа первую мумию. Обладая знанием тайн колдовства, Исида смогла родить от мертвого супруга сына Гора. Возмужав, Гор сразился с Сетом и дал мертвому Осирису проглотить свое око. Благодаря этому Осирис воскрес. Конечно, немного странная история для нашего славянского восприятия, но, с тех пор, ранней весной египтяне приветствовали друг друга словами: «Осирис воскрес!». Так же с Египтом связанна история праздника "Пе́сах", который ошибочно называют прародителем Пасхи. В 1500 год до н.э. Египет постигли «Десять казней египетских» за отказ египетского фараона освободить от рабства порабощённых сынов Израилевых. Накануне последней из десяти казней египетских – а, это поражения первенцев - Бог повелел евреям заколоть ягнят, зажарить их мясо, а их кровью пометить дверные косяки своих домов. Ночью Бог «прошёл мимо» (пасах) домов евреев, и они были спасены, а в остальных же домах погибли все первенцы, включая первенца фараона. Тогда фараон отпустил иудейских рабов, это событие послужило началом нации евреев. В современном мире считается, что Пасха — это праздник в честь Воскрешения Иисуса и схождения его с креста. В этот день, распятый Спаситель покинул лона своей усыпальницы и вновь Возродился. При этом на Пасху принято печь куличи и изготавливать из творога и масла пасху, а также красить яйца. В славянской истории многое связанно с современными символами Пасхи. Один из славянских мифов гласит о том, как яйцо утки стало зародышем всего мира: «Вначале, когда в мире не было ничего, кроме безбрежного моря, утка, летая над ним, уронила яйцо в водную пучину. Яйцо раскололось, и из его нижней части вышла Мать-Земля сырая, а из верхней части встал высокий свод небесный». Наши славянские предки писали на птичьих яйцах магические заклинания и молитвы, приносили их на языческие капища, как подношения - требы, клали к ногам идолов славянских Богов. Восточные славяне посвящали расписанные яйца самому грозному божеству - Перуну. В первых славянских городах (в общинах и славянских деревнях этот обычай был не известен) влюбленные дарили весной друг другу крашеные яйца в знак симпатии. 23 апреля древние славяне торжественно отмечали окончание великой свадьбы неба и земли – день Ярилы Вешнего. Женщины пекли бабки цилиндрической формы как символ мужского начала, красили яйца как символ мужской силы, делали круглые по форме творожные блюда как символ женского начала. Происхождение Пасхального Кулича тоже берет свои корни из старославянской культуры. Пасхальный кулич никогда не был известен в пасхе Ветхозаветной, да и вообще в христианстве. Агнца пасхального употребляли в пищу с пресными лепешками (опресноками) и горькими травами. Происхождение пасхального кулича языческое. Кулич, как высокий хлеб с яйцами, являет собой известный языческий символ бога плодоношения Фалосса. Но, давайте по порядку. Славяне не придумали себе воскресающих богов, но зато у них имелся праздник, удивительно напоминающий своим названием Пасху. Древнейший источник по истории славян «Веды» сообщает, что впервые века нашей эры Славянске племена отмечали особый праздник под названием «Пасхет», что приблизительно означало «Путь избавления». Какое же избавление славянами имелось в виду? В славянских ведах праздник Пасхет является аббревиатурой – «Путь АСами Ходяше Есть Твердо Сотворение». В этот праздник вложена невероятно интересная история, дающая понимание всем нашим пасхальным традициям в этот день. По славянским ведам у Земли было 2 луны, вторая носила имя Лея. Лею заселили злые существа Кащеи (возможно поэтому в нашем фольклоре есть такой отрицательный персонаж). Хотя, в славянском пантеоне богов есть тёмный, навий бог Кащей. Так вот, по трактовке «Вед», Кащеи спускались с луны и терроризировали, населяющих Землю людей. И тогда, Великий Даждьбог (Даждьбог – это бог солнца у восточных славян. Также он покровительствует плодородию и наделяет людей всяческими благами. Само наименование этого божества чаще всего расценивается как обозначение его функции как «подателя благ», «дающего бога». Даждьбог упоминается не только в «Повести временных лет» (ок. 1110 г.), но и в «Слове о полку Игореве» (ок. 1185 г.), а также в ряде других исторических источниках) совершил сокрушение Леи. Рухнувший спутник разбился о Землю, создав на планете природный катаклизм, более известный как всемирный потоп (который, к слову, тоже описан в библии). Наши предки совершили 15-ти летний поход на континент через Уральский хребет, спасаясь от потопа. И на 16 год, завершив свой поход под предводительством жреца по имени Спас, обосновали город Асгард (территория современного Омска). Именно этот день, впоследствии, стали отмечать, как пасхет/Пасху - день спасения славянского народа. Пасхет был посвящен завершению 15-летнего ихода славяно-арийских народов из Даарии - земли считающейся прародиной наших предков. Дария, из-за потопа погрузилась в океан, погибли тысячи людей, но многие сумели спастись. Легенда удивительно напоминает Библейский Всемирный потоп и исход Моисея из Египта, не правда ли? В этот праздник наши далёкие предки красили яйца и бились ими. Таким образом, символизировали славяне столкновение Земли и Луны. То яйцо, что разбилось, было рухнувшей Луной, а уцелевшее было символом Земли. Красили яйца в красный цвет, олицетворяя этим алый, огненный, метеоритный дождь, который тогда обрушился на Землю. Разбитые яйца считались символом ада, или кощеев, а неразбитые - победившего силы зла Даждьбога. Яйца красили в яркий цвет, чтобы напомнить об огненном дожде с неба после уничтожения кощеев. В праздновании славянского Пасхета легко можно увидеть корни празднования более поздней христианской Пасхи. Древние славяне были язычниками, как и подавляющее большинство народов в мире. Давно канувшие в Лету религии имели в своей основе веру в силы, недоступные пониманию людей в те далёкие времена. Собственно, и христианство основано на таком же мировоззрении. 23 апреля (5 мая) славяне праздновали завершение свадьбы неба и земли, наступление весны, праздник раскрытия земли и ее готовности к посеву, иными словами, Праздник Плодородия, Ярило Вешний. Этот праздник символизировал начало новой Жизни, зачинание Природы и начало посевов. В дни праздника на полях водили хороводы, так наши предки помогали земле зарядиться положительной энергетикой и, затем, приносить большее количество урожая. На праздник этот так же было принято печь Куличи, как символ Мужской силы и плодородия (именно поэтому он имеет вытянутую форму и сверху его принято поливать белым кремом из взбитых яиц) и творожный пирог, который сейчас называют Пасхой — это символ женского плодородия. И ничего удивительного в использовании фаллических символов и культа плодородия здесь нет. Вот мы и дошли до смысла кулича. Кулич – это одна из самых неудобных тем для христиан, ведь куличи славяне язычники как, оказалось, пекли совсем на другой праздник и совсем с другим смыслом. Это был день празднования начала сезона посевов, день плодородия и восхваления природы – это день Ярилы Вешнего: «Ярила, вставай рано, Отмыкай землю, Выпускай росу, На теплое лето, На буйное жито, На ядренистое, На колосистое!» (более подробно об этом славянском празднике, и много другой интересной, полезной информации, можно прочесть на моём сайт-блоге www.eniopsiholog.net). В старину праздник Ярила Вешний считался у славян одним из главных. Ждали его наши предки с нетерпением, готовились. В этот день проводился славянами важный обряд - "Отмыкание Земли", или по-другому - ЗаРОД (зарождение). В этот день ярила "отмыкает" (оплодотворяет) Мать-Сыру-Землю и выпускает росу, от чего начинается бурный рост трав. Самым естественным символом плодородия для людей был, конечно же, символ мужского начала. Именно поэтому кулич (от славянского слова Кол, что в переводе означает стержень) имеет такую вытянутую форму и поливается сверху белым кремом, олицетворяя фаллический символ и извержение семени жизни, что для христианства строжайшее табу. В культурах цивилизаций Востока фаллический культ по сей день процветает. Но, к нам, придётся в это поверить, этот культ пришел из нашей языческой славянской культуры. И это истинно. А праздник плодородия - яркое тому подтверждение. Ещё раз уточню, что символ Мужской силы и плодородия у славян обозначается словом «Кол» (прямой перевод - стержень), а символ женской силы - словом «Коло» (круг), отсюда и форма угощений. Теперь зная истинный смысл того, что мы, славяне, каждый год празднуем, вы уже, в праве выбирать для себя сами. Либо продолжайте красить яйца в честь Иисуса, не вкладывая истинного смысла в ваши действия, либо прикоснувшись к славянским корням наших древних предков, вложите истинную суть в это событие. Основные сегодняшние пасхальные символы – ручьи, огонь, куличи, яйца и зайцы - тоже имеют корни в далеком прошлом. Ключевая вода ручья в традициях многих народов мира была необходима для очищения после болезней и всевозможных несчастий, и просто для умывания лица и омовения тела для их чистоты. Чистый четверг как бы воплотил в себе древние верования народов в очистительную силу воды. Пасхальный огонь является воплощением особо почитаемого огня очага. Древние люди почитали огонь как родного отца, он давал им тепло и вкусную пищу, защиту от хищных зверей. На древний праздник Пасхет нашими предками обязательно всюду разводились костры, ярко полыхали дрова в очагах. Огонь имел магическое воздействие на людей, и тоже обладал очистительной силой (вспомним, ритуал прыгания-очищения через костёр на Ивана Купала). Европейские племена в начале весны разжигали многочисленные костры, чтобы прогнать зиму и достойно встретить весну. Церковь тоже сделала огонь символом Воскресения. Уже в самом начале распространения христианства в IV в. зародился обычай ставить зажжённую свечу у алтаря во время ночной пасхальной службы – священное пламя символизировало Воскресение Спасителя. Верующие люди на протяжении всего средневековья придерживались обычая уносить домой из церкви горящие свечи, чтобы зажечь от них в своих домах лампады или огонь в очаге. Напоминаю, что куличи, крашеные яйца, зайцы и кролики тоже не являются христианским открытием. Уже я писала, что прообразы куличей — это бабки, которые славянские женщины пекли весной с незапамятных времен, а зайцы-кролики всегда считались символом плодовитости у многих народов.


В 988 г. Князь Владимир I крестил Русь, так началась история христианства на Руси. Русичи, однако, продолжали отмечать свои традиционные праздники, пекли блины на Масленицу, жгли костры на день Ивана Купала, почитали священные камни. Начался долгий процесс слияния христианства с язычеством, который не закончен и по сей день. Христианская Церковь не смогла отучить людей от привычных им праздников и обрядов, сохранились документы, в которых приводятся сетования священников на то, что люди предпочитают языческие забавы и сборища посещениям церкви. После того, как у церковных отцов пришло понимание, что привычки людей не переделать, Церковь начала подстраивать христианские праздники и обычаи под языческие славянские народные. Например, в самые холодные дни, славяне, старались сильно шуметь, били в металлические предметы, чтобы возродить животворные солнечные лучи. Позднее, после принятия христианства, на все большие церковные праздники, в церквях стал раздаваться колокольный звон, но уже с другой целью - как приветствие Христу. Слава богам, что у современных людей сохранились традиции тех времен и это не только перечисленные выше Пасха, Масленница, яйца, куличи или звон металлических предметов. Хороводы, сказки и былинки, байки и поверья про: русалок, Кощея Бессмертного, леших, колядки и многое все ещё живет внутри нас и всё гармонично сливается с христианством. К слову, праздник Красная горка (подробнее читайте на моём сайте), тоже сохранил славянские обычаи. На этот праздник Славяне собирались на холмах и горках и приветствовали Весну – богиню Лелю. У многих древних народов были свои священные горы, горки и крутицы, на которых разжигали костры, проводили священные обряды и моления. Один из древних заветов на день Ярилы Вешнего, обращенных к молодоженам, звучал так: «Вью, вьюница, отдай наши яйца!». В ответ молодые одаривали присутствующих крашеными яйцами, куличами, поили пивом и вином. На Красную горку на могилах родных катали красные яйца, позднее раздавая их нищим. Красная горка считалась на Руси самым подходящим временем для свадеб (второй такой период наступал после сбора урожая). До XVII века Пасха все ещё больше походила на языческое празднество, с обливанием водой, чистым четвергом (нужно было не только по утру искупаться в водоеме, но вычистить все жилые и дворовые помещения). В северных районах славяне собирали ветки можжевельника или пихты, сжигали, их дымом окуривали жилище, амбар, хлев. В пятницу нельзя было ничего делать, кроме самых необходимых дел (Параскавея-пятница. Крестьяне не пахали, не боронили, почитая эти работы в день святой Параскевы за большой грех). В этот день красили яйца и ставили тесто на куличи, а замужние женщины разносили по бедным домам продукты для пасхального стола. В субботу весь день продолжались службы, в храмах освящались куличи, крашеные яйца и пасха. Простой народ, кроме костров, зажигал смоляные бочки, мальчишки расставляли повсюду факелы и плошки с горящим маслом. Самые смелые ставили фонари на купол церкви. Только после реформ Патриарха Никона (Патриарх Московский), Пасха начала принимать христианские, привычные нам сегодня, формы. Вот такая вот ирония судьбы – христианство, не сумев изменить порядок жизни наших предков, сделало замену понятий. и сделало это всеми возможными способами. Ирония, что христиане, которые верят в непорочное зачатье и считают похоть одним из смертных грехов, каждый год ставят себе на стол десятки семяизвергающихся фаллосов и бьются крашеными яйцами, абсолютно не понимая смысл своих древних славянских традиций.


У славян от Пасхи идут два навских дня (Навь – это один из трёх славянских Миров, где живут души умерших людей, тёмные боги и всякая нечисть). Один празднуется в четверг предпасхальной недели, а второй - в четверг после пасхальной недели. В первый день представителям Нави приносили требы - молоко, мясо и яйца, а после этого (к ночи) топили баню и приглашали души умерших предков помыться. Можно было встретить всякую Навью нечисть, поэтому наши предки на подворьях жгли костры из вереска и можжевельника, через который прыгали все домочадцы, дабы защититься от нечестивых духов и болезней. Ночь на этот праздник считалась ворожейской. Во второй Навий день варили столько белых яиц, сколько умерших соРОДичей было в семье, а потом выходили на открытое место, с горок катали сваренные и окрашенные яйца, а после этого - их ели. В воскресенье за неделю до Пасхи на вербных веточках, в вербных почках приносили славяне в свой дом берегинь (Берегини - множественные неперсонифицированные славянские божества - духи, хранители мест обитания человека и самого человека). В субботу перед Пасхой людям было запрещено оставаться дома. Старики сидели на завалинках, а молодежь жгла на возвышенностях костры и водила хороводы. В этот праздник женихи и невесты свидетельствовали выбор своей пары перед Даждьбогом и людьми. Что касается самой Пасхи, то именно от нее вычисляются все скользящие праздники. Сама же Пасха определяется как первое воскресенье после полнолуния, следующего за Весенним равноденствием (23 марта). Третье воскресенье после Пасхи – это Моргосье (женские ссыпки). Моргосьем (маргоски, братчины, ссыпки) назывались славянские праздники замужних женщин. Проходили они, начиная с третьей недели после Пасхи и вплоть до Троицы. Моргосье - языческий праздник, уходит он своими корнями в глубокую древность и связан с поклонением богу Яриле. Само же слово «моргосье» означает «кокетничать», «умильничать». Моргосье представляло собой совместную трапезу замужних женщин. Трапеза проводилась в лесу, на берегу реки, озера или в избе, причём тайно от девушек и мужчин. Женщины собирались на празднество всей деревней или разбивались на отдельные возрастные группы. Пожилым женщинам и молодухам, не имевшим детей, праздник посещать не полагалось. Во вторник, идущий за Красной Горкой, праздновалась Роданица. В этот день всей семьей люди шли на кладбища, застилали белой скатертью могилы и устраивали поминки в честь умерших соРОДичей. Остатки поминального стола раздавались нищим. Сегодня Церковь не одобряет застолий, особенно шумных и с распитием спиртного, на кладбище.


Пасха связана с «Воскрешением Господнем» только лишь по Библейским событиям! Пасха и Воскрешение Господне — это не одно и то же, это разные даты. Всё дело в том, что Пасха праздновалась всем РОДом человеческим ещё до ритуального убийства Иисуса Христа. Его казнили именно на этот праздник, принеся в жертву. Подобные утверждения, что Иисуса казнили на праздник Пасхет можно прочитать и в евангелии от Марка (Мк. 15:6-15). Итак, как гласят Веды, великий праздник Пасхет (Пасха), празднуется в честь завершения 15-ти летнего исхода Славяно-Арийских Родов из Даарии, прародины наших предков в новые земли. С каждым последующим поколением, к сожалению, люди всё больше забывают свою многотысячелетнюю историю. Те, кто прочел это, возможно осознают и станут понимать, а затем и принимать истинное значение праздника Пасха, и станут ближе к корням и знаниям наших предков. В этой статье нет ни одной попытки оскорбить чувства верующих людей, расшатать духовные скрепы христианской Церкви. Мы с вами разумные люди, цивилизованные, нам бы неплохо было разобраться, в чем же дело, и что всё это в истории означает. И по вере нашей дано нам будет!

Читайте также

Комментарии (0)

+375 29 689 46 47

Нужна помощь?

Оставьте заявку

прямо сейчас!