Праздник Преображения Господня, Второй – Яблочный Спас, Спасовка

19 августа Русская православная церковь отмечает двунадесятый праздник Преображения Господня. В народе его обычно называют Вторым Спасом, Яблочным Спасом. А, у наших предков славян, это был день Яблоневки (на-горах), то есть, сбор яблок. Из названия христианского праздника понятно, торжество посвящено Иисусу Христу. Праздник отмечают в период Успенского поста, единственного в году, который посвящен матери Христа - Пресвятой Богородице. В Православной Церкви Преображение имеет статус двунадесятого праздника, то есть самых важных праздников, которые посвящены событиям из земной жизни Иисуса Христа и Его матери Пресвятой Богородицы. В Католической Церкви его литургический ранг ниже и соответствует праздникам в честь апостолов и евангелистов.


Преображение (греч. метаморфосис, лат. transfiguratio) – значит «превращение в другой вид», «изменение формы» (отсюда «метаморфозы»). Так называется одно из важнейших событий евангельской истории, происшедшее незадолго до последней Пасхи Иисуса Христа. О нем рассказывают три евангелиста: Мф.17:1-13, Мк.9:2-13 и Лк.9:28-36. Через восемь дней после торжественного исповедания апостолом Петром своего Учителя Мессией (Христом), – пишет евангелист Лука, – Иисус, «взяв с Собою Петра, Иоанна и Иакова, взошел на гору Фавор помолиться. И во время молитвы лицо Его вдруг изменилось, а одежда стала сверкающей белизны. И два человека беседовали с Ним, – это были Моисей и Илья, явившиеся в сиянии небесной славы. И говорили они об исходе, который предстояло Ему совершить в Иерусалиме. А Петр и его спутники забылись дремой, а когда очнулись, увидели сияние Его славы и двух мужей, стоящих рядом с Ним. И когда те собирались покинуть Его, Петр сказал Иисусу: "Наставник, как хорошо нам здесь быть! Давай мы устроим здесь три шатра: один для Тебя, один для Моисея и один для Илии!". “Он не знал и сам, что говорил”, – замечает Лука и продолжает. – И еще он не договорил, как появилось облако и накрыло их своей тенью. Ученики, оказавшись в облаке, испугались. Но из облака раздался голос, сказавший: "Это есть Сын Мой избранный, Его слушайте!" И когда голос умолк, оказалось, что Иисус один. Ученики сохранили это в тайне и никому в то время не рассказали о том, что видели” (Лк.9:28-36). А евангелист Марк уточняет: “Когда они спускались с горы, Иисус велел, чтобы они никому не рассказывали о том, что видели, до тех пор, пока Сын Человеческий не встанет из гроба. Они это исполнили, но между собой толковали: "Что значит встать из гроба?" (Мк.9:9-10).


В чем же заключена суть Преображения Господня? Своим преображением Иисус Христос показал, что в нем соединяется сразу два естества: человеческое и божественное. Полное название праздника - Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Накануне Преображения Господня в православных храмах проходит Всенощное бдение. А утром 19 августа совершается полиелей - это самая торжественная часть утренней молитвы, читаются каноны, которые подчеркивают величие события, произошедшего с Господом на вершине горы Фавор. Затем совершается литургия. Во время службы священники переодеваются в белые одежды, чем и свидетельствуют о небесном сиянии - это тот самый фаворский свет, который увидели апостолы во время Преображения Христа.


Само название «Спас»» указывает на то, что все помянутые события, так или иначе связаны со Спасителем мира, Господом Иисусом Христом. Спас - эпитет, присваиваемый самому Иисусу Христу. Википедия эпитет трактует так: «Спасе́ние (греч. σωτηρία) - в христианской сотериологии, согласно Библии, избавление человека от греха и его последствий - смерти и ада, и обретение спасённым человеком Царства Небесного. Спасение выступает как конечная цель религиозных усилий человека и высшее дарение со стороны Бога. При жизни человека сопровождается изменением образа жизни («обновление жизни», «жизнь во Христе»), в эсхатологической перспективе спасение связано с воскресением и вечной жизнью. В различных местах Библии термин «спасение» может обозначать также исцеление, избавление от физической опасности или личных врагов, освобождение от политического гнёта.


Соотношения милости Божьей и усилий человека в вопросе спасении в христианском богословии являются причиной многовековых споров о предопределении, благодати и свободе воли. В католицизме, православии и арминианском протестантском богословии спасение осуществляется благодаря действию благодати Божьей на человека, но осуществляется через проявление веры человека, который имеет свободу выбора. В богословии кальвинизма благодать Божья имеет непреодолимую силу, спасение зависит от Божьего предопределения».


Впервые Преображение стало отмечаться раннехристианскими церквями Армении и Каппадокии, постепенно вытеснив языческий праздник Вардавар – это было чествование богини Астхик (малоазийский аналог античной Венеры). Однако, в те времена еще не возникла современная дата 19 (6) августа, а праздник отмечался в шестую неделю после Пасхи. В конце лета праздник стали отмечать в Римской Империи, где в это время проходили вакханалии (поклонение богу виноделия Вакху). Празднества сопровождались бурными пьянками и разгульем. Конечно, это безусловно противоречило христианской морали. Чтобы каким-то образом пресечь подобное, но вместе с тем не лишать людей праздника и тем самым не вызывать недовольство народа, было решено поступиться историчностью и совместить дату Преображения с языческими днями сбора урожая. Потому, что созвать простых людей из отдаленных деревень в храм в то время было не просто. Следовало найти не только веский повод, но и создать некий ритуал, поэтому на эти дни назначили благодарственный молебен за дарованный Богом урожай винограда. Производилось в храме освящение плодов, а самое главное, у людей появилась возможность причаститься Святых Тайн. Первый же храм в честь Преображения Господня был воздвигнут на горе Фавор равноапостольной Еленой, матерью императора Константина Великого в IV веке. К славянам праздник Преображения и освящения даров земли пришел из Византии. А вот на Западе он появился лишь в средневековье. Кстати, некоторые деноминации протестантов до сих пор отмечают Преображение весной. В настоящее время этот день празднуется Русской Православной Церковью повсеместно. 19 августа звонят колокола в церквях на православных звонницах, а люди идут в храмы и несут туда яблоки, чтобы освятить их и поделиться плодами с близкими.


В конце лета - начале осени (в том числе во время строгого Успенского поста) крестьяне-землепашцы издревле спасались от голода свежими овощами и фруктами, созревавшими к этому времени года в садах и огородах. Отсюда народное толкование слова «спас». Праздник Преображение связан с апостольской (а по сути - ветхозаветной) традицией освящения первых плодов: на юге, в Израиле и Греции в храмы несут виноград, а в России, Беларуси, Украине, странах Балтии - у нас славян, к этому времени поспевали яблоки, сливы и груши. Их-то как раз и несут на освящение в церковь в этот день. Отсюда и название - Яблочный Спас. Сама сладость вкусных плодов говорит о той радости и блаженстве, и напоминает о духовной сладости, которую пережил апостол Петр с другими учениками на горе Фавор: «Господи! как нам хорошо!» (Мк. 9, 5). Райские плоды! В библейских сказаниях рассказывается о том, что главным деревом мира, райского сада, является яблоня. Символика этого дерева сложна и многообразна. Яблоня – это и Фаворская гора, и Вавилонская башня, и славянский остров Буян, вообще, если одним понятием, - это центр мироздания, это древо Познания, сохранившего в себе тайну создания мира. А яблоки – это плоды познания. Именно яблоко стало предметом искушения. Запрет употреблять яблоки до Яблочного Спаса - это еще и символ борьбы с искушением, ведь Адам не удержался и вкусил яблоко, предложенное Евой. Это стало началом грехопадения. В историческом культурном наследии эта библейская легенда нашла своё отражение, например, есть такие фразеологизмы: яблоко раздора; горький плод познания; райское яблоко. Чтобы подчеркнуть символичность праздника, люди надевают белые одежды и идут в церковь. Невольно хочется вспомнить обо всём этом библейском, когда видим на Преображение яблоки, груши, виноград, мёд, хлеб - принесенными в церковь для освящения. Хотя, по сути, в храме 19 августа можно освящать любые плоды, которые уже поспели к этому празднику. В этот день предки говорили: “Спас – усяму час”. Освященный хлеб и мед наши предки хранили до весны, чтобы подкормить им пчел. Хлеб на этот праздник раньше хозяйки пекли из зерен первого урожая. В некоторых городах и селах вязали букет из 12 хлебных колосьев, которые святили в церкви вместе с лекарственными и душистыми травами. Букет хранили до посевной, чтобы зерна из этих колосьев посеять вместе с другими зернами. До праздника Второго Спаса русичи свежие яблоки старались не есть, а освященные плоды считались «спасительными», целебными. И сейчас, по ветхозаветной традиции 19 августа православные христиане по всему миру приносят в храмы плоды нового урожая – виноград, яблоки, груши, колосья пшеницы для того, чтобы освятить их и поблагодарить Бога за урожай. 19 августа у древних славян был день Яблоневки (на-горах), то есть, сбор яблок. У наших языческих предков славянский жрец освящал всё, что поспевало к этому времени в садах и огородах: горох, репу, брюкву, яблоки, сливы, груши. Ритуал освящения был очень значимым для наших предков, и торжественен: жрец на капище, раскинув руки верх, возносил благодарственные молитвы богам, особой водой поливал-освящал фрукты и овощи. Затем произносился священный заговор, жрец выбирал по одному плоду, разрезал плоды и раздавал всем, участвующим в ритуале. Окончанием этого священного действа становилась общая трапеза, где все могли наесться освященной пищей. У наших славянских предков считалось, что те кто полакомиться яблоками до Спасовки, не получит благословления от богов, и они отвернуться от него. Положено было в этот день угощать яблоками нищих и неимущих. Славяне-пчеловоды в этот день топили в болоте первый рой. Такой ритуал наши предки делали, дабы уберечься от разливов. В обрядовой практике славян почитание яблок нашло отражение в этом важном празднике, завершающем цикл летних сельскохозяйственных работ. Легенда этого праздника свидетельствует, что в день Яблоневки (Яблочный Спас по народному календарю сегодня) боги одаривали души умерших детей райскими яблочками – первыми плодами нового урожая. Это есть важнейший принцип народной традиции – «прежде, чем себе, - предкам», всем, чтобы ты ни сделал, всем, что бы ты ни собрал из нового урожая, поделись с предками, отблагодари их за помощь и поддержку. Поблагодари Мать-Сыру-Землю за богатый урожай. Воздай почесть великому Велесу – защитнику и помощнику славян землепашцев. Славяне последние колосья ржаные на поле пригибали к земле, жертвуя духу поля, земли. А первый сноп (как и последний) ставили в красном углу своего жилища и хранили свято весь год. Предки славяне в этот вечер пели специальные благодарственные "закатные песни".


Праздник Преображения Господня у православных христиан - это середина строгого Успенского поста, предваряющего праздник Успение Богородицы, отмечаемый в память окончания земной жизни Девы Марии. Успенский пост очень строг. Преображение – это единственный день, когда верующим дозволяется употреблять в пищу рыбу и морепродукты. Взрослым в праздник разрешено немного вина. На славянских землях и главный блюдом и героем Преображения всегда были яблоки: их ели во всех видах, готовили из них блюда и напитки, начинали заготавливать на зиму, дарили полными корзинами, продавали целыми возами. Вообще на Яблочный Спас было принято проявлять щедрость, скупердяев и жадин сурово осуждали, презирали. Традиция в этот день дарить друг другу яблоки и яблочные пироги, звать в гости на чай сохраняется и поныне. Также, наши предки в этот день шли на могилы родственников, где оставляли освящённые церковью фрукты и овощи. На Спас не возбранялось торговать урожаем из собственного сада. Народные поверья гласят, что если съесть яблоко в этот день и загадать желание, то оно непременно сбудется. По вкусу первого яблока гадали, как сложится жизнь в течение года: если яблоко попадалось сладкое, то жизнь у человека будет радостной и счастливой. Если попадалось яблоко кислое, то жизнь человека весь год будет трудной и хлопотной. С помощью яблока наши предки также совершали древний ритуал очищения и защиты дома и семьи. Плод разрезали пополам, удаляли сердцевину. В одну половинку ставили свечу. Со свечёй обходили жилище и читали молитвы. Затем, оплавившийся воск от этой свечи клали в другую половину яблока, связывали обе половинки яблока веревкой и закапывали в землю обязательно далеко от дома. Были у наших предков ряд примет на Яблочный Спас, которые не связаны с яблоками, так в народе верили, что если на руку сядут две мухи одновременно, то год будет удачным. Их нельзя было сгонять, надо было, чтобы мухи сами улетели. Убивать любых насекомых в любой праздничный день – это у наших предков была плохая примета. Яблочный Спас был временем последних гуляний перед осенней страдой и окончательного бесповоротного завершения купального сезона. Купание после 19 августа в народе строго осуждалось: люди уже боялись побеспокоить водную нечисть, которая, согласно верованиям наших предков, к этому времени начинала засыпать на дне водоемов. Сидеть дома в этот день запрещалось: считалось, что отказ от празднования обижает матушку-землю, дарительницу урожая. В праздник у славян не принято было выполнять тяжёлую работу, шить или вязать, стирать, гладить, вести строительные работы, жениться, выходить замуж, а также ссориться и желать людям зла. В народе считалось, что от сорняков в следующем году можно избавиться, если на Преображение вырвать сорняк, отнести в церковь и освятить его, а затем этот сорняк посадить на поле или грядках в огороде, только обязательно вверх ногами. В этот праздничный день надо пребывать в спокойном, благостном настроении, помня о том, что мы сейчас находимся в посте. По погоде на Яблочный Спас славяне судили о предстоящей осени и зиме. Если погода на Преображение еще летняя - осень будет теплой и долгой, но зато зима - суровой и снежной. Если на Яблочный Спас холодно и дождь - то осень нас не порадует, а вот зима будет мягкой, оттепельной, малоснежной. С этого дня по ночам уже становится все холоднее, и птицы начинают собираться к отлету в теплые края. Уходит лето! На Преображение люди задумывались о скорых холодах, поэтому принято было говорить: «Пришел Спас – готовь рукавички про запас».


С праздником всех верующих людей! Считается, что своим Преображением Иисус Христос продемонстрировал человечеству, что его ожидает в Царствии Небесном и как весь земной мир будет преображен. Всех нас я хочу поздравить с большим и светлым праздником, с Преображеньем Господним. Там, на небеси, среди золотых солнечных лучей, сияет образ нашего Спасителя Иисуса. Пусть все наши добрые желания сбываются!

Читайте также

Комментарии (0)

+375 29 689 46 47

Нужна помощь?

Оставьте заявку

прямо сейчас!