Славянские, народные и религиозные праздники в апреле (кветень) месяце. Часть 1

Каждый месяц в году судьбоносный, но апрель – месяц новорожденной судьбы, когда можно подкорректировать, подправить, изменить что-то в своей судьбе. По понятиям наших предков славян, судьба не является роком: чем-то, окончательно прописанным нам жизнью. Она переменчива, следовательно, поддается изменениям, а вот каким – зависит от нас самих. Наступил период, когда мы создаем нашу судьбу конкретно здесь и сейчас. Месяц насыщен реальными возможностями. Мы можем уже в дне сегодняшнем получить результат, который тут же проходит проверку качества и требует выправления «брака», если он есть.


1 апреля у славян был День Домового или день его пробуждения от зимнего сна. Прошло более тысячи лет с крещения славян и язычество наших предков вроде должно, как бы, кануть в Лета (Лета - река забвения в загробном царстве Аида), но до сих пор живы в народной памяти славянские мифические существа. Кто не слышал про домового или русалку, лешего и банника. В последнее время можно услышать, как люди рассказывают про своих домовых, которые, то помогают им найти вещи, то откровенно вредничают. С началом апреля славяне считали, что ДОМОВОЙ просыпался от зимней спячки. С весной он должен начать делать важные дела – охранять их имущество, и начинал активную работу по наведению уюта, по привлечения достатка в семью. Чтобы он быстрее проснулся и стал бодрее к жителям дома – его угощали молоком и другими вкусностями, начинали шутить и играть с ним, а, затем и друг с другом – разыгрывать и рассказывать анекдоты, надевать одежду наизнанку. Хранитель семейного очага – это домовой. Пока в бане властвует банник, в избе правит домовой – хранитель очага, вобравший в себя души предков семьи, проживающей в доме. Обитал домовой, по поверьям предков, в печи или на ней: «Рассказывала одна бобылка. Она была больная и не слезала с печи. Домовой её толкал, только она всё время упирается: «Не пущу, родимый, самой некуда». Ну, он взял да её и сбросил - сам на печку полез». Другие поверья гласят о местонахождении домового в углах избы, на чердаке или под полом жилища. При переезде в новый дом жильцы забирали домового с собой. С криком «Домовой, выходи!» хозяин клал в печь лапоть, а затем аккуратно заворачивал его в полотенце и уносил в новую избу. Там лапоть с духом внутри снова помещался в печь вместе со стаканом воды и куском чёрного хлеба. Если члены семьи верили, что их покровитель живёт под полом, хозяйка дома открывала люк в подполье и звала «дедушку-домового» в новый дом. Видимым для людей домовой становится только в полночь или полнолуние: поверья гласят, что для этого достаточно было остаться дома одному и взглянуть в зеркало. А если в полнолуние ночью забраться в хлев, то можно было стать свидетелем драки домового с другими духами. Появившись в языческие времена, образ домового укоренился в культуре восточных славян. Как христианские богословы не старались, им не удалось выгнать его из деревенской печи и предать забвению: упоминания о домовом часто встречаются в источниках как XVI-го, так и XX-го века. И по сей день жители белорусской, украинской и русской деревни верят в существование хранителя домашнего очага. В народных поверьях часто упоминается любовь домового к лошадям, поэтому в мифологической прозе он иногда предстаёт в виде коня и обитает не дома, а в конюшне. А ещё в быличках домовой оборачивается змеёй – язычники верили, что в них живут духи предков. Иногда дух домашнего очага встречается в сказаниях наших предков даже в качестве гибридного существа с признаками змеи и птицы. В редких случаях в славянских преданиях домовой упоминается в образе крысы, свиньи, козла или коровы. Как и банник, со временем домовой «сбросил шкуру» и предстал в человеческом обличье: мифологические произведения часто изображают его бородатым и волосатым мужчиной, внешне напоминающим хозяина дома. Реже дух появлялся в образе «маленькой бабки в сарафане, рубахе и платочке». На голове у домового огромная лохматая шапка, в которой и заключена его магическая сила. Иногда в сказках домовой выглядит как маленький старик (ростом 20—30 сантиметров) с большой бородой. Считается, что чем старше домовой, тем моложе он выглядит, так как по поверьям рождаются они стариками, а умирают младенцами. Покровительствует домовым бог Велес, от которого духам досталось несколько способностей, например, возможность предсказывать будущее, но главное, конечно, это мудрость и умение лечить людей и животных. Домовой обитает практически в каждом доме, выбирая для проживания укромные места: за печкой, под порогом, на чердаке, за сундуком, в углу, или даже в печной трубе (в современной квартире — это может быть место под ванной или укромный уголок кухонного гарнитура, платяной шкаф или гардеробная комната, чулан). Домовой всячески следит за своим домом и семьей, которая в нем живет, защищает их от злых духов и напастей. Если семья держит животных, то домовой будет присматривать и за ними, особенно добрый дух любит лошадей и кошек. Домовой очень любит чистоту и порядок в доме, а не любит, когда обитатели дома лентяйничают. Но гораздо сильнее дух не любит, когда жители дома начинают ссориться друг с другом или неуважительно относится к нему самому. Рассерженный домовой: стучит дверьми, окнами; мешает спать по ночам, издавая страшные звуки или крики, иногда даже будит человека, больно щипая его, после чего на теле остаются большие и болезненные синяки, которые тем сильнее болят, чем сильнее рассержен домовой; а в крайних случаях дух способен бросаться посудой, писать нехорошие надписи на стенах и устраивать небольшие пожары. Впрочем, серьезного вреда человеку домовой не причинит, а иногда дух, обитающий в доме, проказничает и без особой на то причины. Но всё же Домашний дух – это в большей степени охранитель дома и семьи. Первоначально охранителем дома считался умерший предок – основатель Рода, первый хозяин родового дома. Со временем индивидуальные черты утратились, и из предка домовой превратился в домашнего духа – охранителя. По преданиям, если случится так, что домовой уйдет, то «дом держаться не станет»: хозяйство разладится, будет болеть скот или умрет кто-нибудь из членов семьи. Рассказывают в народе также байки, что перед смертью хозяина домовой появляется в его шапке. Чтобы домовой помогал вести хозяйство, его старались задобрить. Так, 1 апреля, входя в дом, с ним здоровались: «Добрый день тебе, домовый хозяин. Охраняй меня от всякого зла». Уходя из дому всегда наши предки, прощались и говорили: «Гляди, дедушка домовой, не допускай никого». По большим праздникам всегда принято было домового кормить: на Новый год, на чердак относили борщ и кашу, в заговенье перед Великим и Рождественским постами – блины, кусок мяса и чашку молока, на Пасху – крашеные яйца. Считалось, что в день Ефрема Сирина (10 февраля) у домового именины. В этот день ему оставляли для угощения кашу, а цветные лоскутки и овечью шерсть – как подарок для забавы. Чтобы защитить семью от всякого врага прочтите 1 апреля, стоя у входной двери своего дома (квартиры) лицом к комнатам такие слова: «Изба с углами, в углах иконы, окладные брёвна. Двери с запором, с Господним забором, с хозяином домовым. Чур от взгляда злого, умысла чужого и пришлого домового. Чур, чур. Защити ПращЧур». Да будет мир и лад в каждом доме!


В христианском календаре 1 апреля — это день почитания мучеников Хрисанфа и Дарии (283 г.), которым молятся о любви и мире супругов, о покровительстве семейного очага, об избавлении от блудной страсти. Если жена или муж ищут связи «на стороне», попробуйте сделать так: раскалите на огне докрасна ложку, потом бросьте её в святую воду со словами: «Как ложке в доме место есть, так и тебе, рабе (рабу) (имя) в доме своё место иметь на веки вечные, веки скоротечные. Аминь». Ложку затем дать для еды тому, кого исправляли. По поверьям наших предков, никогда не оставляйте на ночь на столе колющие и режущие предметы. Оставленные на столе вилки, ножи, ножницы, а также соль, перец, чеснок, лук – все это очень мешает домовому бороться против злых сил и оберегать от нечестии ваш дом. Некоторые славянские общины справляли Именины Домового 30 марта. Итак, теперь мы знаем, что 1 апреля (березня) - день пробуждение от зимнего сна домового. В старину наши предки славяне считали, что домовой зимой спит, а с окончательным приходом весны, который у славян считался 1 апреля, пробуждается вся природа, а вместе с ней и хозяин дома - домовой. Однако, просыпаться то он просыпается, но хмурым, злым и недовольным. Вот для того, чтоб развеселить «Хозяина» народ был весел, проводил гулянья, шутил и задабривал его различной едой. Так же считалось, что именно с 1 апреля славянские женщины могли начинать отбеливать холщевое полотно.


1 апреля в народном календаре – это день приколов, день смеха. Оказывается, что «Первое апреля – никому не верю» — это старинная русская шутка. А, ещё наши предки говаривали так: «Коль первого апреля не соврёшь, когда ещё времечко найдёшь!». Возможно, что виновницей у славян такой традиции стала сама весенняя природа с её непредсказуемостью: то солнышком пригреет, то снежком завеет. В народе говорили, что если в этот день надурить, обмануть двенадцать человек, то все 12 месяцев тебе будет везти. А, коли никого не обманешь – то весь год сам обманутым будешь, весь год удачи не будет. Есть версия, что обычай шутить 1 апреля, связан с переносом нового года. До второй половины XVI века, европейский новый год начинался в конце марта. К этому событию готовились, ходили, друг к другу в гости, дарили подарки. Сама встреча Нового года происходила 1 апреля. Позднее, по указу французского короля, начало года официально стали отмечать 1 января, но многие французы продолжали праздновать 1 апреля. Чтобы изжить старые традиции, их стали называть "первоапрельскими дураками", и стало модным их разыгрывать, и высмеивать. В Германии и Австрии 1 апреля считался несчастливым днем до сих пор. Человеку, родившемуся в этот день, будет не везти в жизни. Николай Васильевич Гоголь тоже не прошел мимо этого праздника, он взял, да и родился 1 апреля. По преданию, в этот день родился Иуда - предатель, и именно 1 апреля сатана был свергнут с неба. В этот день в деревнях не работали, не начинали новых дел, не выпускали скот на выпас. Взрослые и дети обманывали друг друга, посылая выполнять невыполнимые поручения (например, купить у купца комариного жира). У славянских знахарей и целителей, кстати, день 1 апреля тоже считается неблагоприятным, «несчастливым». Одна из причин тоже связана с рождением в этот день предателя Иуды. Народные целители так же предостерегают в этот день употреблять жирную пищу. О возникновении первоапрельской традиции существует немало различных гипотез, сходящихся в одном: корни этой традиции глубоко уходят в средневековую европейскую карнавально-балаганную культуру. По сути дела, это один из самых стойких элементов язычества, которое сумело осесть в христианском сознании, вопреки девятой заповеди о лжесвидетельстве, которая запрещает любые виды лжи, в том числе и бескорыстной - ибо и такая ложь тоже, как гласит официальный православный катехизис, "несогласна с любовью и уважением к ближнему". Я уверена (пусть не бросают в меня камни) строгие правила, диктуемые религиозными догмами, в своем христианском идеале физически на Земле невыполнимы даже для самых фанатичных христианских подвижников. Ведь наш мир устроен так, что на любое правило находится свое исключение. Даже всесильная Матушка-Природа не в состоянии всегда и везде жить по придуманным ею же законам, поэтому то и появляются на Земле иногда разного рода загадочные аномальные зоны, в которых Всевышний может расслабиться и вдоволь похулиганить (Господи, прости мою первоапрельскую шутку). Первое апреля – это своеобразная веселая "аномальная зона" на календаре, день, когда угрюмую логику наших стремительных, но серых будней можно нарушить каким-нибудь буйным, и даже абсурдным, озорством и при этом не прослыть человеком несерьезным или сумасшедшим.


Повествование об апрельских праздниках следует…

Комментарии (0)

+375 29 689 46 47

Нужна помощь?

Оставьте заявку

прямо сейчас!