Вторая неделя после Пасхи – Фомина, Проводная неделя. Радуница

Хочу напомнить читателю, что на период от Пасхи до Троицы, в исчислении дней недели по церковному календарю, изменяется порядок: она начинается с воскресенья, а не с понедельника, как принято обычно. В этот период нет обычного поста в среду и пятницу. Вторник на этой неделе – девятый день от Пасхи и один из главных дней в поминальном цикле поминания предков – Радуница. Радуница - очень важный для всех православных христиан день, когда каждый православный христианин стремится попасть в храм, чтобы подать заупокойные записки и помолиться обо всех усопших родных и близких. Традиция поминовения усопших в понедельник или вторник Фоминой седмицы обусловлена тем, что, согласно церковному Уставу, после Фомина воскресенья по будням возобновляется пение литии по усопшим, прекращавшееся с Великого четверга. В то же время Радуница имеет и дохристианские корни: так, у наших предков ещё до Крещения Руси существовали особые весенние дни поминовения умерших. Традиционным днём поминания усопших для славян обычно является суббота. Однако лишь в одном случае в этой закономерности есть исключение, так как это подчинено традиционной культуре предков – на девятый день славяне всегда поминали усопших. Для наших предков кладбище было не столько местом физического захоронения умерших, а скорее больше, как ритуальное место встречи с ушедшими дорогими людьми в мир Вечности. При этом точно определялись и место, и время такой поминальной встречи. Предки говорили так: “На Радаўніцу да абеда пашуць, у абед плачуць, а пасля абеду скачуць”. С утра хозяйка доготавливала ритуальные блюда, затем убиралась в хозяйстве и наконец, начинались приготовления к праздничной части дня. Семья одевала свои самые нарядные одежды, брали с собой льняную скатерть, колбасу, сало, блины, пасхальные яйца (одно должно было быть обязательно освящённым на Пасху и его принято было сьесть в начале поминальной трапезы), соль, бутылку горилки. Всё это хозяйкой складывалось в большую плетённую карзину и укрывалось белым рушником. Закончив эти приготовления люди отправлялись без суеты, с достоинством, торжественно на не совсем юбычную встречу – на кладбище. Перед кладбищем принято было отправиться в храм отслужить обедню. Кстати, беременным женщинам нежелательно посещение кладбища. Наши предки имели строгие правила поведения на кладбище при поминовении усобших. На Радуницу украшали надмогильные кресты новыми, специально принесёнными атрибутами народного ткачества. На могильный крест наши предки повязывали опознавательные атрибуты в зависимости от того, кто похоронен под крестом: белый венок – на крест, где была похоронена девушка; белый фартук на крест на могиле женщины; белый ручник повязывали на надмогильный крест, где похоронен мужчина или парень, мальчик. Возле каждого надмогильного креста наши предки ставили семь ритуальных атрибутов: блюце (тарелку), чарку с положенным наверх одним куском хлеба, пасхальное неосвящённое яйцо. Из продуктов клали кусочек домашней колбасы, печенье или блины, сладости. Цветы, цветущие ветки или мастерили сами из тряпочек искуственные букетики, но обязательно нечётное количество – это символ поминального обряда, как разрыв, одиночество, непарность, разъединение. Ритуальный стол славяне накрывали непосредственно на могиле или (это делали реже) у могилы последним умершего родича. Сначала они оставляли пожертвовательное угощение на каждой родной могиле и только затем сами приступали к обрядовой трапезе. После этого все “хрыстосаваліся з памершымі” – хозяйка брала пасхальное освящённое яйцо и крестообразно проводила по надмогильному холмику, затем это яйцо очищалось (скорлупу клали на могилу), разрезалось на столько частей, сколько человек присутствовало за поминальной трапезой. Есть, все начинали с ритуального причащения этой долькой пасхального яйца. После, старший, из присутствующих мужчин (дед, отец, дядька, брат), брал бутылку горилки и наливал её в единственную чарку, принесённую с собой. Первые несколько капель всегда старейшина отливал прямо на могилу, среднюю часть выпивал сам, а последнюю треть из чарки оставлял – это были те самые «слёзы» на дне рюмки. Чарку снова доливали и передавали следующему взрослому из присутствующих по старшинству. Когда чарка обходила всех присутствующих, то остатки горилки из бутылки выливали на могилу. Получался замкнутый круг, символика вместе с содержимым – это оставшаяся на дне «слеза». Наши предки свято верили, что подобный ритуал нацелен на соединение рода, семьи, сохранения памяти о тех, кто уже никогда не будет с семьёй. Если кто-то умер в текущем году, и боль утраты ещё была сильна, то на могиле голосили и плакали, это не возбранялось. И сейчас на кладбищах многие устраивают застолье с употреблением спиртного, но ведут себя, не соблюдая традиции предков: шумят, кричат, ругаются, поют песни. Кладбище любит покой и тишину. Я лично не люблю кладбищенских застолий, но в них, при соблюдении всех правил, есть символика наших предков, через уважение и гордость за ушедших родичей. По возможности на кладбище не стоит горевать и плакать. Святитель Иоанн Златоуст сказал когда-то: «Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц – нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы, таким образом, и им, и нам получить обетованные блага». На Радуницу наши предки работали лишь при острой необходимости, потому что не стоит преуменьшать значимость дня. Среди белорусов существовал строгий запрет «трогать» землю до Радуницы или до Благовещения, если Радуница попадает на позднюю весну. Наши предки веровали, что нарушение этого запрета повлечёт за собой засуху, а, следовательно – неурожай и голод. Это так же может привлечь горе в семью – смерть родственников. Поэтому, всегда, сначала наводили порядок на могилах родичей, как бы заручались у них поддержкой, получали благословление на посевные работы и хороший урожай. На родительский день – Радуницу, можно увидеть вещий сон «от родителей» или других умерших сородичей. Следует для этого, придя на кладбище, сделать три поклона и сказать: «Радуница, Фомина неделя, день всех усопших. Призываю в помощники. Прошу дать мне сон вещий. Во имя Отца и Сына и Святого духа. Аминь».


11 мая день почитания Апостолов от 70-ти Иасона, Сосипатра, мученицы Керкиры девы и иных, с ними пострадавших (I в.) Иасон и Сосипатр – епископы, ученики апостола Павла, проповедники Евангелия. Святой Апостол Иасон происходил из города Тарса, был первым христианином в этом городе, а святой Апостол Сосипатр был родом из Ахаии. Приняв крещение, они оба сделались учениками святого Апостола Павла, который в послании к Римлянам называет их даже родственниками (Рим.16:21). Иасон был поставлен епископом в своем родном городе Тарсе, а Сосипатр принял на себя руководство Иконийской церковью. Отправившись на запад, они достигли острова Керкиры и соорудили там прекрасную церковь во имя святого первомученика Стефана, и совершали в ней богослужение и обряд крещения людей. Оклеветанные перед Керкилином, царем острова, они были заключены в тюрьму, где уже сидело семь разбойников: Саторний, Иакисхол, Фаустиан, Ианнуарий, Марсалий, Евфрасий и Маммий. Святые Апостолы беседами с разбойниками и склоняли их очиститься, приняв Христианскую веру. У апостолов это получилось, и они сделали овец из волков. Тогда царь приказал растопить в котле смолы, серы и воска и бросить туда этих семь новопросветленных узников. Так они мученически скончались и получили венцы святых мучеников от Господа. Уверовал во Христа и тюремный сторож. За это ему отсекли сперва левую руку, потом обе ноги и, наконец, когда он не переставал призывать имя Христово, голову. И он сопричислился к лику святых мучеников. А святых Апостолов Иасона и Сосипатра царь передал на мучение князю Киприану. Увидев из своих палат страдания святых мучеников и узнав, что они страдают за Христа, дочь царя, по имени Керкира, объявила себя христианкой, сняла с себя драгоценные наряды и украшение и раздала их нищим. Узнав об этом, отец ее приказал воинам обложить темницу, где была заперта Керкира, дровами и зажечь их, чтобы вместе с темницею сгорела и его дочь. Темница сгорела, но девица оказалась жива, огонь не коснулся ее. Увидев такое чудо, многие из народа уверовали во Христа. Однако, всё же святая была повешена мучителями на дереве, удушена едким дымом, расстреляна стрелами и предала дух свой Богу. После ее кончины царь стал преследовать веровавших во Христа. Однажды, когда он был в открытом море, то, преследуемый гневом Божиим, потонул в морской пучине. Святые Апостолы Иасон и Сосипатр были освобожденные из темницы. И продолжали свою святую миссию - учили народ слову Божию. Когда на престол вступил другой царь и узнал о святых Апостолах, то схватил их и приказал растопить в котле смолы, серы и воска, и бросить туда святых. Но Апостолы, благодатью Христовою стояли в том котле неопаленными огнем. Люди, видя такое чудо, уверовали во Христа. Уверовал и сам царь. Святые Апостолы, собравши всех уверовавших, и крестили царя во имя Отца, Сына и Святого Духа и дали ему имя Севастиан. Через несколько дней сын царя заболел и умер. Тогда святые Апостолы, помолившись Богу, воскресили его из мертвых. Многие чудеса совершили святые Апостолы и в преклонных летах скончались.


11 мая в христианском церковном календаре день приурочен к памяти троих братьев – святым Даде, Максиму и Квинтилиану. Они были приговорены к смерти императором Диоклитианом за исповедование христианства. На второй год царствования нечестивых императоров римских Диоклитиана и Максимиана, при наместниках Тарквинии и Гавинии, вышло такое их повеление: «Если же найдется такой, кто где-либо упомянет имя Христово, то он подлежит нашему гневу». На следующий день один из нечестивых идолопоклонников доложил Тарквинию, что в городе находятся три мужа, которые вчера ослушались указа и не принесли жертвы, а про себя говорят, что поклоняются Единому Богу, Сущему на небесах. Тарквиний послал своих слуг схватить ослушников. Это были братья Даду и Квинтилиана и их склоняли признать учение во Христа нечестивым и пагубным. Однако они отвечали: «Мы стоим за то же, что сказал брат наш Максим. Он чтец в нашей католической церкви, хорошо понимает Священное Писание и знает, что нам полезно. А ты, Тарквиний поражен бесовским безумием, не знаешь, что для тебя необходимо». Максим тоже был заключён в темницу. Братьев били и истязали, а затем, молящихся братьев Максим, Дада и Квинтилиан - святых мучеников привели в деревню Озовию, где казнили отрубив им головы.


11 мая православные христиане так же чтят память Святителя Кирилла, епископа Туровского. Годы жизни - 30-е гг. XII века – 1183 г.. Святитель Кирилл родился в богатой семье, однако сам он не имел никакого пристрастия к богатству и славе. Юность свою Кирилл провёл за чтением священных книг и учился не только у русских, но и у греческих учителей. Уже в зрелом возрасте Кирилл отказался от наследства и удалился в Туровский Борисоглебский монастырь. Там он занимался написанием духовных сочинений. Приняв иноческий постриг, Кирилл стал, усердно молится, и вскоре сделался для других иноков образцом совершенного монашеского жития. Эти необыкновенные молитвенные подвиги и аскетизм его жизни способствовали тому, что слава о нем распространилась по всему краю. И князь и народ уговорили Кирилла стать епископом (ок. 1169). После принятия епископской должности, Кирилл все свои силы направил на духовное воспитание народа. Святитель Кирилл составил множество бесед на праздники церковного года, поучения из Евангелий и пророческих книг Ветхого Завета. Во время пребывания в Никольском монастыре он составил сборник молитв. В подражание святому Андрею Критскому он составил Великий покаянный канон Господу и утешительный канон. Приближаясь к концу жизни, святитель Кирилл отказался от епискобского сана ради монастырской тишины. Кирилл скончался около 1183 года. Святитель Кирилл Туровский почитается на Руси как второй Златоуст и справедливо считается, как самый значительный богослов Киевской Руси.


В народном календаре дата 11 мая получила названия Максимов день, Максим и Евсей, Максим-Берёзосок, Иасон (Ясон), Мамантий. Мученика Максима в народном календаре связали с березовым соком. Наши предки знали, что согласно поверьям нельзя трогать березы, стоящие отдельно, так как в них переселяются души людей, умерших насильственной смертью, поэтому в таких деревьях вместо сока течет их кровь. Кроме этого предки перед сбором сока всегда обращали внимание на погоду. Ведь появившийся с утра туман или начавшийся дождь плохо скажутся на качестве сока – он очень быстро прокиснет. С этого дня начинали отпаивать соком больных людей, а страдающих лихорадкой, не только отпаивали соком березы, но и поливали их соком. Но, прежде чем это делать, больного обычно было принято выкупать в дождевой воде, или натереть мартовским снегом. Наиболее полезным у наших предков считался сок, собранный из верхней части ствола. Целебные свойства и приятный вкус березового сока были хорошо известны славянам с древних времён. В старинных месяцесловах, лечебниках и травниках уже описывалось, как и когда собирать березовый сок, о его пользе и том, что из него можно приготовить. Современные исследования доказали, что в составе сока содержатся фитонциды, они то и наделяют сок свойствами антибиотика. Высокое содержание магния и кальция позволяет укрепить кровеносные сосуды и не дает развиться атеросклерозу. Березовый сок рекомендуют употреблять при ангине, бронхитах, пневмонии, а также при онкологических заболеваниях и туберкулезе. Напиток усиливает работу иммунной системы и помогает бороться с весенним авитаминозом. Чтобы кожа была свежей, здоровой и красивой славянские женщины весной умывали лицо березовым соком по утрам. Умывание берёзовым соком помогает избавиться так же и от пигментных пятен, веснушек, даже от угрей. Чтобы остановить увядание кожи и нормализовать цвет лица попробуйте делать маски из меда и березового сока. Раньше наши мудрые и рачительные предки крестьяне, собирая березовый сок, никогда не позволяли себе наносить вред лесу, не причиняли боль благородному и полезному дереву: «Соберешь березового сока на грош, а лес на рубль изведешь».


Так же у наших предков с давних пор считалось, что теплый ветер в день Березосока считается исцеляющим и укрепляющим здоровье. Поэтому 11 мая люди выходили на перекрестки, взяв заранее изготовленную для этого специальную ладанку, и ждут, когда подует свежестью тёплый ветер с юга. По поверье южный ветер, поселившись в ладанке, принесет здоровье больному человеку, на которого её наденут. С тех пор и повелось, что на 11 мая люди совершают обряд «ловли полуденного ветра». Знахари и травники 11 мая готовили отвары из первых весенних трав: мать-и-мачехи, крапивы, подорожника. Издревле сок подорожника очень ценился нашими предками. Его применяли при лечении ран и от кашля. Ещё подорожником лечили рожу, обкладывая опухоль свежими заговоренными листьями. Менять такую повязку следует несколько раз на день. Даю вам, мои читатели, сильный заговор-оберег от всех болезней: “Памяні, Госпадзі, цара Давіда і ўсю кротась яго і вялікую памяць яго. Судзяржаў цар Давід ваду і зямлю і нашы грэшныя душі, судзяржай і нарадашную балезнь з раба Божага (імя). Міхаіл-архангел, багатыр нябесны, пабіў заўсёды ён уражу сілу на сырой зямлі, баб её так пабіў і ўражу сілу з раба Божага (імя). Святы Ягорый-пабеданосец і святы Мікола-чудатворац, і Сам Спасіцель, і Божая Мацер, як вы заўжды памагалі і нячыстую сілу выбівалі, ды заўжды людзям пользу давалі, так каб і з гэтага чалавека нячыстую сілу пабілі, усю знічтожылі. Амін”.


В этот день, как и 7 мая, в церковных святцах опять вспоминают мученика Евсевия (погибший за веру около 63 года). Поэтому к 11 маю сев овса продолжается, или подходит к концу, в зависимости от местности: «Пришел Евсей – овсы отсей». Помнили наши предки в этот день и святого Маммия (Мамантия). Я уже писала, что Маммий и с ним шесть разбойников, пострадали за Христа во II веке и были причислены Церковью к разряду святых. Святой Мамантий стал, у наших предков, покровителем коз и коров. Существуют и определенные запреты для этого дня: нельзя стричь волосы и ногти младенцу; нельзя прокалывать уши, можно слух потерять; нельзя оглашать помолвку, тогда брак может не состояться. По приметам этого дня, если много сока у берёзы, то летом будут часто идти дожди. Ясный восход солнца утром этого дня всегда к теплому и солнечному лету.
Вот таким в этом году выдался один из главных дней в поминальном цикле поминания предков – Радуница.

Читайте также

Комментарии (0)

+375 29 689 46 47

Нужна помощь?

Оставьте заявку

прямо сейчас!