Cлавянские праздники февраля. Часть 1

Древние языческие и славянские традиционные праздники, главные памятные даты и обряды, значение которых важно для всего Рода, находились в календаре наших предков определенного числа или месяца не просто так. Все праздники славянских народов и традиции тесно были связаны с Природой и ее жизненным ритмом. Мудрые предки уже тогда, в далёкие времена, понимали, что невозможно повернуть время вспять и бессмысленно переписывать старые стили на новые. Само же годовое Колесо - Коло Сварога состоит из двенадцати лучей-месяцев. Силой Богов и Бога Рода оно запущено в непрерывное вращение посолонь (по солнцу) и образует Круговорот Природы. В древнем Риме февраль был последним месяцем года, очистительным месяцем перед новым годом. В феврале римляне старались принести «великую искупительную жертву года», раскаяться в грехах и очиститься от всего плохого, что накоплено за старый год. Февраль (лат. Februarius - «очистительный») назван в честь древнегреческого бога подземного царства Фебрууса или Фебра и содержал в себе 28 дней. В разных странах по-разному называют этот месяц: во Франции - «фебрис», в Италии - «фебрано», в Испании - «фебрера», в Литве - «васарис», farvari (хинди). В современном мусульманском календаре второй месяц года носит имя «сафоар» (жёлтый), субат - subat (тур.). Сейчас в русском месяцеслове существует целый ряд народных названий февраля: «снежень», «крутень», «зимобор», «бокогрей», «криводорог», «казиброд», «казидорога». Славянские же названия февраля - сечень (в укр. языке: сичень - январь), снежень (по тексту Полотского Евангелия), лютый, вельча, свечник, друиник, бокогрей - так как скотина в это время уже на солнце выходит погреться. Называли его еще «межень»- это как межа между зимой и весной. В древнерусских летописях февраль называли свадебным месяцем, так как зимние свадьбы совершались в старину от дня Богоявления (19 января) до Масленицы ( отмечается на протяжении семи дней перед началом Великого поста, за семь недель до Пасхи, дата празднования каждый год разная).


Сейчас расскажу про праздник Громница - это праздник, который отмечается 2 лютеня (февраля). Есть и другие названия у него: Среча (в этот день зима встречается с весной), Перунье зимнее, поскольку это единственный зимний день в году, когда можно услышать раскаты грома, совершенно несвойственного зимней погоде. Громница - это один из старинных славянских языческих праздников, связанный с почитанием Огня, Света и Грозы, праздновался он славянами 1-2 февраля. Подобные языческие праздники с разными названиями встречались по всей Европе - Громница, День Бриггиты, Имболк, Луперкалия, Кандола, Кендлмас и другие, но суть праздника оставалась везде при этом одна и та же - это день поклонения Солнцу. Этот языческий праздник ещё раз подтверждает, что древние языческие обряды восходят к времени индоевропейского единства, когда предки народов индоевропейской языковой семьи (славян, балтов, германцев, кельтов, индусов, иранцев и другие) были одним пра-народом. Так же славянской языческой Громнице соответствует древний кельтский языческий очистительный праздник - Имболк (префикс «imb-» и «folc», «ливень») - это праздник поворота зимы на весну, время очистительных обрядов (омовений). Имболк, был рано поглощен днём святой Бригиты - богини плодородия. При римлянах Имболк отмечался в февральские календы - 1 февраля.


Языческий праздник Громница (Зимнее Перунье, Сретенье) знаменует время Великого Перелома, кончается владычество Зимы, праздник этот связан с культом Перуна-Громовника. По народным поверьям, в этот день единственный раз за зиму гремит гром - это Громовержец бог Перун начинает битву с силами Зимы и холода. Имена Перун и Перунья происходят от слов ведического санскрита (из «Риг-Веды): Паръяан - ‘Parjan’ - гром, Паръянья - ‘PñParjanya’ - звук грома. Перуница, или Перкунья – это первая помощница Перуна и его соратница, его дочь, сестра, или супруга (существуют разные версии в разных летописных источниках). В «Риг-Веде» Перуницу называют - канья - kanyA - это «дочь молнии» (в русском языке Перкунья, свер-канье), шум грома. У южных славян Богиню зовут Громовицей, на Украине - Паляницей. Восточные же славяне почитают жену Перуна Додолу, Перуницу. Существует также в русской традиции и имя Молоньица (царица-молния), Царица-Молоньица, жена Царя-Огня упоминается в сказке «Кузьма Скоробогатый». Перуница у наших предков славян - это женская ипостась Громовержца Перуна, сильная, воинственная Богиня. Во многих народных песнях и древних былинах, сказках упоминаются образы женщин-богатырей - это Василиса Микулишна, Усоньша-богатырша, а другое название воинственной богини - Дева-Паляница. В народных сказаниях божественные девы воевали наравне с мужчинами славянского племени и нередко одерживали победу над врагом силой, ворожбой или хитростью. Само имя Паляница, содержит корень слова ведического санскрита «Бала» - bala - «власть, военная сила, мощь, энергия, войско, армия», отсюда происходит названии БалаКлава - «военная крепость», римляне её называли - Палакион. Не единожды я пишу в своих статьях, что с приходом на славянские земли христианства большинство языческих праздников были слиты с христианскими, что и произошло с Громницей. Этот древний языческий славянский народный праздник в христианской традиции сейчас называется Сретением Господним, и отмечается католиками 2 февраля, православными христианами - 15 февраля. Роль громовержца в христианстве стала принадлежать Илье Пророку, разъезжающего по небу на громыхающей колеснице. А, языческий праздник Громница славит громовержца Перуна и Богиню Громовницу, когда происходит противостояние тьмы и холода Зимы со светом и теплом Весны: «Ой, Додола-Додолюшка, Перуница светлая! Муж твой в походе, правь воеводит; Дива в лесах, Перун - в небесах. Сойди к славянам молнией рьяной! У нас вдоволь хлеба - сойди к нам с неба! У нас вдоволь соли - не лиши нас доли! Сойди громливо, сойди счастливо, Сойди красиво - честным людям на диво! Додола славна, на надежду дана!». Красиво, правда!


Прошли тысячелетия, но в народе сохранилась память о языческих праздника, верованиях в громовержца Перуна и богиню молний Перунью. Громовые раскаты и, следующая за громом яркая молния в начале февраля, последнего зимнего месяца, напоминают нам о древних языческих славянских праздники. Молния, как отражения Небесного огня, посланного вслед за громом - это главные признаки этого языческого праздниках. В дни празднования Громовика-Перуна и молнии-Перуньи наши предки всегда зажигали большую самодельную восковую свечу - Громницу или их ещё называли - Громовыми свечами. Их изготавливали для прославления бога Перуна и его супруги, богини Паляницы. Среди славянских народов, у каждого был свой особый ритуал, связанный с изготовлением этих свечей. Спустя тысячелетия уже сложно определить, кого именно предки-славяне почитали больше в этот день Громовника или Богиню-Громовницу, но громовые раскаты или ярая молния в начале зимнего месяца говорят сами за себя, что нашими предками почиталось божество Грома. Как отражения Небесного огня (Молоний), я уже упоминала, что главным атрибутом этого праздника была особая Громничная свеча. Воск был уже в древние времена хорошо известен нашим предкам занимавшимся бортничеством, потому утверждение, что свечи появились у славян и на Руси лишь с появлением первых христианских священников не является истиной. Для Громничной свечи заготавливался воск заранее, и самого наилучшего качества, изготовлялись эти свечи в последний шесток перед праздником. В Беларуси Громницы, как олицетворение Перуновой силы, отливались преимущество мужчинами хозяевами дома, чем больше получалась свеча, тем благополучнее считался будет будущий год для семьи. В Украине Громницы изготовлялись в основном женщинами, которые три восковые свечи сплетались "в косу", кончики этих трёх свечей расходились кверху маленьким Трезубцем (символ единства треМирья Яви, Нави и Прави). До насильственного введения христианства, громовая свеча славянами зажигалась на Перуновом капище, после христианизации славян – зажжение свечей уже происходит во время богослужения в церкви. Осевещенной на Капище свечой предки-славяне творили дома громничные обряды. Над головой каждого из соРОДичей обязательно в воздухе рисовали огненные кресты, как бы “падсмалівалi валасы”. А, затем, с зажженной Громничной свечёй, обходили весь дом посолонь (по солнцу, то есть по-современному сказать, то - по часовой стрелке), обжигая каждый угол, чтобы выжечь все лихо из дома. Так же в этот день славяне рисовали огненные коловраты на стенах, призванные защитить жилище. Хлев также защищали огненными узорами, разламывали часть свечи на несколько кусков, по числу голов скота, подпаливали у скотины шерсть и закатывали в шкуру капли воска, так наши прадеды защищали скотину от падежа. Громничные свечи люди хранили в течении всего года, зажигая в дни больших праздников, в дни рождения, или когда болели. Громницы у наших предков считались мощным народным магическим средством. Летом славяне верили, что зажженная на подоконнике свеча обязательно сбережет их дом от удара молнии и пожара. Воск Громницы носили как оберег в мешочке на шее, давали в качестве лекарства, брали с собой, когда шли свататься, давали в руки больному человеку дабы отогнать от него болезнь. Громницу давали в руки и умирающему человеку, чтобы облегчить его уход в иной мир. Громовую свечу выносили предки всегда в поле с началом жатвы и сева, считали, что она охраняет межи и оберегает нивы от вредителей, заломов и пожара. Громницу славяне использовали во всех областях человеческой жизни, почитая мощным оберегом. Свечу такую наши предки ставили в Красный угол на праздники Осенних Дедов (21 – 27 октября) и Радуницу (Весенние Деды, 1 – 7 мая). Известны по преданиям такие «Громовые свечи», или «Громницы», примерно 10 вершков - это 44 см. в длину, а толщиной - две четверти вершка. Есть разные обряды изготовления Громничной свечи и представления о том, как она должна выглядеть. С этими свечами проводят различные ритуалы. Если интересуетесь северной славянской магией, то знаете, что свечи после ритуала надо всегда потушить – это значит отдать трём стихиям - земле, воде, огню - всё чаяние, заложенное в ритуал, будет передано стихийным Богам. Громничная свеча - это единственная свеча, зажигаемая для нескольких обрядовых действий. Эта свеча - это накопитель добрых благопожеланий. Правильно называть свечу «ГромнИчная», с ударением на букву «и». Важным отличием такой Громничной свечи от других то, что она свита из трёх тонких свечей. В магии могут использоваться более толстые свитые свечи. Например, мне знаком славянский обряд очищения, в которой свиваются вместе девять свечей. Но, Громничная свеча всегда состоит из трёх. Известно, что число три для нашего славянского народа - особое. Три - это движение, это творение, это надежда. Поэтому в этой магической свече - именно три «ствола», которые сгорая, призывают очищающую силу огня, Семаргла-батюшки. Громничная свеча может быть большой, тяжёлой, а может быть и более практичой, из свечек толщиной до 1 сантиметра. Конечно, сделать Громничную свечу необходимо только из воска, об этом я уже писала. Каждая свеча из трёх перевиваемых может быть катаной из вощины, или маканой (способы изготовления восковых свечей). Из таких свечей сделать Громничную свечу будет правильно. Встречала я упоминание, что можно сделать Громничную свечу из наливных свечей (они более плотные и поэтому более жесткие) и свиваются хуже. Конечно, такие свечи очень ароматные, они пахнут мёдом, что не удивительно для восковых свечей. Горят восковые свечи примерно двадцать минут или чуть больше. Громничная свеча должна использоваться только для обрядов благопожеланий – для себя, близким людям, своему дому. Громничную свечу нельзя «дать попользоваться» и потом забрать обратно - это ваша семейная свеча и ничья больше. Но неиспользованную ранее Громничную свечу прекрасно будет подарить тем, кому вы желаете добра. Помните о том, что громничная свеча – не потому что она из трёх свечей, а потому что она сделана 2 февраля (15 февраля), она освещена, и над ней прочитан заговор. Если вы хотите сделать всё правильно по славянским традициям, то обряд состоит в том, что нужно будет встать или сесть напротив алтаря (ниже напишу как его можно сделать), затем проводим вокруг себя ножом обереговый круг три раза посолонь (по солнцу, то есть, по движению часовой стрелки), держим свечу незажженной и произносим следующий заговор: «Летел орел из-за Окиян-Моря синего, нес орёл кремни да кремницы, стрелы да молоньицы, разбросал орёл кремни и кремницы по крутым берегам, по тёмным Лесам, а Громову Стрелу кинул во Сыру Землю. Како ушла Громова стрела в Мать Сыру Землю, тако канут прочь все болести да хворости, тоски да печали, сглазы со уроками да призороками, притками да присушками. И как отродилась от кремня да кремницы малая искорка, а от Громовой стрелы жаркое полымя, тако возгорится свеча Громничная на оберег Дому сему о тёмной полночи да о ясном дне. И как есть я хозяин(йка) набольший в сём дому, как медведь во бору, тако заговариваю я свечу Громничную словом вещим, словом верным, словом алатырским: «Буди ты, Свеча Громничная, во хладе - теплом, во тьме буди светом, во болести-горести - утешенем, во напасти - защитой. Светом своим осиянным прогони недуги и болести, порчи и порухи за болота топучие, за корбы дремучие, за пески горючие. Да буди моим людям-сродникам здравие, лад да веселие, а всякому рощению и доброму сотворению - плод. На сем слово мое крепко. Слово своё замком замкну, а ключи в Окиян-Море пущу. Веки пувеки, отыне дувеку!»». Этими заговорными словами вы привлекаете внимание светлых славянских Богов к себе, и так же, собирается благодать в свечу. Положите такую свечу на хранение. Можно мощно закрепить свой заговор: зажечь свечу да начертать ею знак Перуницы в воздухе (можно такой знак найти в интернете). После этого можно или погасить свечу, или сделать с ней обход. Помните о своём обереговом круге - как только основной обряд закончен, необходимо стереть обереговый круг, сделав противосолонь, трижды (три раза очертить вокруг себя ножом (нож может быть обычным, но затем станет уже ритуальным) против солнца, то есть против хода часовой стрелки), так мы открываем обереговый круг. Подготовит алтарь можно так: выберите место и установите там образы Перуна, можно использовать славянские Резы богинь Морены-зимы, Лёли-весны, Перуна и Перуницы Дивы, их изображения на бумаге (как христиане используют иконы-лики Святых). В Громничной свече самое прекрасное то, что она вами сделанная, заряженная-освящённая 2 (15) февраля, и такая благодатная магическая свеча может вами использоваться круглый год. Божественная свеча - символ небесного огня, соединяющего три Мира, созданных Родом. Обходите с ней свой дом, зачерчивайте двери и окна, помогайте больному родственнику выздоравливать, используйте в любых ритуалах, обрядах, привлекая в дом светлое добро, тепло, здоровье, удачу и достаток. Теперь знаете знаете, как сделать славянскую Громничную свечу, и можете исполнить сами. Можно одновременно заговаривать все Громничные свечи, которые есть у вас, затем использовать их по одной. Если вами Громничная свеча используется вновь, то зажигается она перед алтарём с тем же заговором, который вы говорили при освещении – так оживляется сила свечи. Обереговый круг здесь уже не нужен. После использования Громничной свечи снова убирайте её за алтарь. Когда Громничная свеча полностью сгорела, отдаёте свечу стихиям. Можно, например, переплавить огнём, оставшийся воск использовать в бытовых нуждах, или обернуть в тряпицу и закопать в земле, желательно, в нехоженом месте. Зажигаете Громничную свечу и обходите посолонь трижды по периметру комнаты или вокруг всего дома. Это и есть ритуал три свечи. Три свечи, обнесённые трижды, дают девятикратную силу вашему обряду. Обращаю ваше внимание, что это обряд привлечение добра! Если считаете, что ваш дом нуждается в чистке, то сделайте чистку перед обходом с Громничной свечёй (то есть, пройдитесь противосолонь с чёрной свечой (можно её приобрести в эзотерическом магазине) или пучком чертополоха, полыни, крапивы). Можно во время такого обхода или отдельно от него поставить прямые кресты на окнах и дверях, тогда всё тёмное в дом не пройдёт. Делайте крест трижды для девятикратного притока силы. При первых же признаках болезни можно провести очищение чёрной свечой (трижды противосолонь пройтись вокруг больного) и затем трижды обойти посолонь больного с Громничной свечой. Больного следует уложить в постель, и очень хорошо дать ему подержать Громничную свечу в руках несколько минут. Если вам грустно, накрыла тоска, глаза «на мокром месте», тревога в душе, депрессивное настроение, то, чтобы вспомнить, что в мире есть свет и добро, помощь Божественных сил - зажигайте вашу Громничную свечу. Громничную свечу дают и в руки умирающему человеку, чтобы его Душа легче нашла дорогу в Светлую Навь, к Предкам, а с их помощью - к Родным Богам. Зажигают Громницу и в особые дни почитания Предков - Радуница, Осенние Деды. Важное предупреждение - никогда не задувайте Громничную свечу - гасите пальцами или колпачком. Храните громничную свечу на алтаре и зажигайте на большие праздники.


2 февраля Римско-католическая церковь по католическому календарю отмечает Сретение Господне - праздник Очищения Девы Марии. В народе его продолжают называть, как в древности было у славян - Громницами. Этот день также является праздником монахов и монахинь, мужчин и женщин, верующих, потому что 2 февраля отмечается и День освященной жизни, жизни, полностью посвященной Богу. В католической церкви праздник Сретения Господня с незапамятного времени называется Candlemas (Chandeleur). В память о словах праведного Симеона, назвавшего Иисуса «светом к просвещению язычников». Принесение в Иерусалимский храм младенца Иисуса Христа его родителями состоялось на 40-й день после Рождества и на 32-й день после Обрезания. Поэтому католическая церковь отмечает его 2 февраля. Сретение в Римско-католической церкви - это праздник Очищения Девы Марии, посвященный воспоминанию о принесении младенца Иисуса во храм и очистительном обряде, совершенном его матерью на сороковой день после рождения первенца. В праздник Сретения с 11 часов вечера в храмах совершается обряд освящения свечей, которые затем зажигаются во время богослужения. Верующие люди бережно хранят сретенские свечи на протяжении всего года и зажигают их, когда обращаются с молитвой ко Христу в тяжелые для себя минуты: во время болезни близких сородичей, семейных неурядиц и других житейских трудностей. Русская Православная Церковь отмечает Сретение Господне по новому стилю - 15 февраля. А 2 февраля в календаре православных праздников значится День памяти святого Евфимия Великого. Преподобный Ефимий прославился своей добродетелью и помощью людям. Народный праздник в его честь назвали Ефимов день. Плохой приметой в народе считается в этот день поднимать найденные на улице деньги, могут в будущем тогда возникнуть финансовые трудности. Запрещалось у предков наших на Ефима выходить из дома после захода солнца, так как можно встретиться с нечистью. Нельзя петь во второй половине этого дня, иначе на протяжении всего года человек будет плакать. Запрещается по поверьям 2 февраля брать в руки острые предметы. Согласно народным приметам, если в этот день нечаянно порезаться, то семью будут преследовать неприятности весь год. Не стоит на Ефимов день ссориться, выяснять отношения и сквернословить. В народной легенде Громница - это праздник выхода Силы на поверхность земли. День, когда Оленуха дарит людям и земле Силу Огнедевы. В этот день просыпается Змей Громовержец, отсюда и название праздника - Громница. В чудесном народном сказание «О Змее Громовержце и Оленухе» описаны основные процессы течения жизни в круге года, которые и нашли своё отражение в языческих праздниках сельскохозяйственного года, в календаре - «коло года», (коло — круг). Змей Громовержец спит в своих подземных чертогах. На груди у него покоится чудесное ожерелье Силы – это Огнедева. Мать всего живого Оленуха спускается в чертоги Змея и используя свои женские чары, похищает ожерелье Силы. Оленуха выносит на поверхность земли Огнедеву и Силой, и Сиянием наполняется Земля. Радуются Дети Земли этой Силе, всё живое просыпается, Силою наполняется (Громница, затем Масленица). Змей Громовержец, заметив пропажу, пускается в погоню за Оленухой и тоже выходит на поверхность Земли (Красная Горка, день весеннего равноденствия). А Оленуха, тем временем, возносится ещё выше, в чертоги Небесные (Русалий Великдень, Белтан). Там её всё же настигает Змей, превращающийся в Громовержца. Не может Змей Громовержец противостоять чарам Матери Всего Живого и соединяется с ней в Любви (Купала, день летнего солнцестояния). Громовержец возвращает себе Огнедеву. Теперь Сила на его стороне, и он увлекает за собою Оленуху в чертоги подземные. И, когда они входят в обитель Громовержца, Оленуха сбрасывает свои рога - символ Мудрости и Силы Матери. Рога Оленухи остаются Детям Земли и дарят им Мудрость (Богач, день осеннего равноденствия). Змей, довольный своей победой, успокаивается и засыпает. (Коляда, день зимнего солнцестояния). А у Оленухи, тем временем, вырастают новые рога, и, движимая желанием помочь своим Земным детям, она вновь похищает Ожерелье Силы, и вновь выходит с ним на поверхность Земли (Громница). Коло замкнулось. Прекрасное сказание о славянских народных праздниках «коло года». Громница знаменовала начало борьбы, и шествие новой жизни по земле. Данный праздник был так же известен и под другим названием - Сретение, или просто встреча.


Наблюдая в день Громницы за погодой, наши предки заметили, что какая погода будет 1 февраля, таким будет и весь месяц. Если день будет ясный, солнечный - жди ранней весны. «Прыйшлi грамнiцы - скiдай рукавiцы». «Если на Громницу капель - в весну раннюю верь», если же метель завьюжит, то и до конца месяца метельно будет. На Громницу существовал ещё один очень интересный обряд. Его называли заклинанием солнца. Наши предки выходили из домов и собирались перед самым закатом, чтобы всем вместе заклинать солнце. Верили, что если солнце успевало перед закатом показаться из облачного марева, то это означало конец холодам и морозам. Если подобного не происходило, то древние славяне верили, что стоило ожидать жутких морозов, сразу после Велесового (Власьего) дня, то есть после 11 февраля.


Продолжение о славянских праздниках февраля следует…

Читайте также

Комментарии (0)

+375 29 689 46 47

Нужна помощь?

Оставьте заявку

прямо сейчас!