6 декабря – приход славянского Деда Мороза – Велеса, Зимний Яр

Природа для древних славян - это всё, что находится при Боге Роде. Один из Законов Природы - цикличность. Все в мире происходит сообразно циклам: день сменяется ночью, осень - зимой, после смерти идет рождение. Жить в ритме с природой - значит жить по законам Вселенной, а жить по законам Вселенной - это быть здоровым, счастливым и пребывать в достатке, любви и равновесии. В славянском цикле моих статей вспоминаем славянские праздники и родовые традиции и обычаи, которые испокон веков соблюдали и хранили наши славные Предки. Каждое время года имеет свой характер, свое звучание и силу влияния на конкретной территории. Человек, живя на своей земле, становится её частью. Время года - проявление конкретной Силы Рода Всевышнего в ликах Родных Богов. 4-6 декабря самое время вспомнить Духа Зимы - Деда Мороза. Ведь Мороз в славянской мифологии - это помощник Богини Зимы и Смерти Морены, а не тот добрый дедушка, который приходит к нашим детям на детсадовские праздники и взрослые корпоративы. Древние славянские мифы рисуют нам совсем другой образ! Мороз – это Тёмный Бог, со своей сильной магией и непростым характером. 6 декабря отмечается в славянском народе Встреча Велеса-Мороза (Велеса Зимнего). Велес –Славянский Бог мудрости, искусств, чародейства, сын Богини Зимун, покровительницы всего живого на земле (читайте на моём сайте www.eniopsiholog.net большую статью об этом замечательном Боге). Также его нередко называют оборотнем. От других славянских Богов Велес отличается тем, что в равной степени знаком с особенностями мира Света (Яви), и мира Тьмы (Нави). 6 декабря - это славянский «Святодень», когда встречают Велеса в его зимнем обличии - в образе Деда Мороза. Велес - один из великих богов славян. Его главным деянием стало то, что Велес привел сотворенный Родом и Сварогом мир в движение. День стал сменять ночь, за зимой неизбежно следовали весна, лето и осень, за выдохом - вдох, после печали - радость. Это было не однообразное повторение одних и тех же циклов, а обучение основам жизни. Люди учились преодолевать трудности и ценить счастье. Коловращение происходит по высшему закону Прави вслед за движением Солнца по небу – Посолонь по часовой стрелке). Направляющей силой является Великая Любовь, помогающая в испытаниях. Велес приглядывает за всеми - за людьми, животными и урожаем, перед ним в ответе были все члены славянской общины от малых детей до мудрых волхвов. А почитают Морозного Велеса 6 декабря думаю потому, что есть в этом потаённый смысл. 22-24 ноября были дни Морены - Повелительны Нави (у меня на сайте www.eniopsiholog.net есть статья об этой богине). Застудила она своим холодным дыханием землю, спрятались от неё птицы в тёплых краях, а животные в норах. Прошло девять дней - как раз столько, сколько и надо, чтобы неясное что-то превратилось в явное и превратилось в новое. Вот и вступает в свои новые права могучий волшебник Нави - Бог Мороз. Велес у славян считался богом мудрости, колдовства и гаданий. Легенды рассказывают, что он мог ходить между тремя мирами (Правь, Явь, Навь), и в мир людей – Явь, являлся посмотреть, не надо ли направить человеческие души к миру и добру. Велес также опекал волхвов, жрецов и ведунов, которые получали от него дар ведовства и способность бесплотно странствовать по другим мирам, чтобы обогатиться вечной мудростью, и стать ещё более ведущими. Для прославления Велеса, его жрецы наряжались в звериные маски и тулупы - это символизировало достаток и тепло, и ходили по дворам и конюшням, провозглашая заговоры о здоровье домашних животных. Переодевание в звериные маски и тулупы наизнанку осуществлялось два раза в год - на зимние Святки и на Масленицу. Оба этих праздника связаны с солнечными фазами - зимним солнцестоянием и весенним равноденствием. Первая праздничная неделя был связана с гаданием на будущий урожай, человеческую судьбу, а середина и конец месяца касались приплода домашнего скота. Во второй раз подобное обрядодействие происходило непосредственно перед Колодием (КОЛОДИЙ, Колодка - Женская Неделя, за ней Маслиничная неделя - это ряд обрядовых действ в честь весеннего пробуждения природы, известный как Колодий, Колодка, Масница, Колодки, Сыропустная неделя, Сырное воскресенье, это разные названия древнего праздника). Всеведущий бог Велес был кроме прочего покровителем домашних животных, недаром его именовали еще «Скотьим богом». А когда приходило время выгона скота на пастбища, люди вместе со своими стадами шли к святилищу, чтобы освятить их и принести жертву Велесу - опекуну скота. Урожаи на славянских полях тоже находились в ведомстве Велеса. Когда урожай созревал, в поле оставляли излучины, называемые «Велесовой бородой», как бы жертвуя богу-охранителю часть колосьев. В конце уборочной страды последний сноп тоже посвящали Велесу. Это пожертвование называлось у славян сотой: «...дадим десятину отцам нашим, а сотую - Велесу» (Велесова книга). Десятая часть отдавалась на содержание храмов, старейшин, волхвов, а сотая - для принесения пожертвований во время обряда. В том есть большая мудрость наших предков, потому что: «… кто частицу на дело нужное отдать жалеет, тот и целого не получает». «Велесова борода» - это последние колосья с поля, заплеталась по окончанию жатвы и хранилась до весны. Зёрна из «бороды» добавляли к пасевным зёрнам, для богатого урожая.


День Велеса Зимнего - это праздник детей и родителей. Время, когда Велес щедро одаривает людей своей мудростью и магическими способностями, благословляет семьи, детей балует лакомствами, женщинам дарует способность ворожить и защищать свои дома от темной силы, а мужчинам - мудрость и предвидение. Это праздник, когда дети показывают свои знания и умения, и те, кто действительно достиг достойных успехов, одариваются подарками от Мороза. В народе знали порядок, что нерадивых детей Дед Мороз накажет, а может и насмерть заморозить. Мороз так же покровитель всех зимних занятий, которые проходят вне дома. Одно из его имен известно всем: считалось, что Велес управляет зимними холодами, и поэтому наши предки звали его Дедом Морозом. Иными словами, известный нам новогодний персонаж, дарящий радость детям и надежды взрослым, куда древнее, чем принято считать. В день Велеса у наших предков славян было принято, что волхвы в красной праздничной одежде обходили дома, и дети традиционно хвастались им, чему научились за год. Дети изо всех сил старались не гневить всезнающего бога, а порадовать его своими знаниями.


Дед Мороз - Велес в определенном смысле представляет и мир предков. Общеизвестно, что у многих народов Европы луна считалась «солнцем мертвых». Дед Мороз - владыка вод и владыка ночи, звезд и луны даже именем своим свидетельствует о связи с миром умерших. Ведь недаром столь близки слова «смерть», «морена», «морана», «море» и «мороз». Понятие умереть в народе было равносильно понятию «остыть», «околеть», то есть замерзнуть.


Существовал обычай, по которому накануне Рождества старший в доме мужчина выходил на порог с ложкой овсяного киселя и звал: «Мороз, Мороз! Приходи кисель есть!». Даже в наши дни старики и старухи в деревенской глубинке на вопрос, кто такой Дед Мороз, отвечают: «Это наши предки, родители». Овсяный же кисель - специальное ритуальное блюдо, связанное с поминальной обрядностью. Как я уже рассказывала, встреча Велеса 6 декабря - Мороза (ВЕЛЕСА ЗИМНЕГО) – это славянский святодень, когда встречают Велеса в Его Зимнем обличии - в образе Деда Мороза. Это начало праздников Зимы, снега и холода. Так как он Сын Велеса и Марены, то этот день часто отмечен оттепелями. Вечером сего дня славяне всегда устраивают пиры, на которых проходят замирения рассорившихся. Праздничная славянская еда этого дня: квас, пироги, каша с маслом. В пору двоеверия на Руси 6 стуженя/декабря отмечали день Николы Зимнего, за которым следовали Никольские морозы. В народе говорили: «Два Николы - один травный (9 травеня/мая), другой морозный, один с травой, другой с зимой». Или так: «Подошёл бы Николин день, а зима будет», «На день Николы зима ходит с гвоздём», «Хвали зиму после Николина дня», «Сколько Никола Зимний даёт снегу, столько Никола Вешний даст травы». В старину с Николы Зимнего открывались сельские базары и ярмарки, устанавливались цены: «Никольский торг - всему указ», «Цены на хлеб строит Никольский торг». Обычай этот пришёл и удержался в народе и после принятия крещения, из глубокой славянской языческой древности, когда Велеса почитали по всем славянским землям, тако же как Бога-Покровителя купцов и торговли. Готовиться наши предки славяне к Велесовому празднику начинали заранее - с вечера 5 декабря. Разливали по освящённым кувшинам молоко, расстилали по дому шкуры, на которые клали коровьи рога, очищенные и высушенные. На Капище начинали воздвигать Жертвенник, заранее готовя шкуры и окуривая место дымом горящего бычьего волоса. Иногда на шестах, стоящих вдоль Священной Ограды Святилища, выставлялись бычьи и коровьи черепа, олицетворяющие собой связь с Навьим Миром, а также являющиеся мощными оберегами от всякой нечистой вражьей силы. Ночью Волхвы отправлялись туда в одиночестве и совершали там особые Священнодействия, дабы узнать Волю Вещего Бога Велеса. Девушки тем временем гадают, расчёсывая гребешками бычий волос. Перед тем как лечь спать, наговор-оберег на сон грядущий читают: «Храните, все Боги, а боле всех – Бог Велесе, мой сон-почивание! Лодьёю быстрою, лёгкою мыслею в отдохновение от трудов Праведных, Перенесите мя во ино Заречное. Мару да Морока, страхи, притороки, чары кикиморы, навии, и новыи, узы да наузы смойте-развяжите-отведите. В ладе, в усладе со мною пребудьте. Чтоб в здраве проснуться, в Явь мне возвернуться! Гой! Да будет так!». Сны, дарованные Велесом в эту ночь, считаются вещими и, по поверьям, всегда сбываются. В день праздника встречи Велеса Зимнего в каждом славянском доме готовилась Обрядная еда - это каша, но обильно приправленная маслом и напитки медовые. Говядину и телятину строго запрещено употреблять в пищу в день Велеса - Коровьего Сына (рождённого на Заре Мира Небесной Коровой Земун). Приготовленная еда освещалась всегда на Жертвеннике, после чего подавалась к столу. Рядом с Капищем, в специально приготовленной для этого избе, устраивается общиннеая совместная трапеза. А ещё этот день - 6 декабря, считается в народе очень благоприятным для лечения всевозможных болезней: как у людей, так и у животных. Хорошо считалось у наших предков изготавливать обереги из коровьих рогов, воплощающих собой Жизненную Силу Природы, и из пучков бычьей шерсти, наделяющих их обладателей крепким здоровьем и богатством. Все обереги, сотворённые в Велесов день, обладают особой силой. Гадали и на суженного. На Беларуси для гадания на суженного выпекали солёный пресный хлеб – «праснак», девушки лакомились им перед сном, приговаривая: “Суджаны, ражаны, прыйдзі мне вады падаць”. Надеялись, что во сне привидиться будущий супруг.


Оберег от болезней и невзгод: “Першым разам, Божым часам Госпаду Богу памалюся, Матцы Прачыстай прыкланюся і ўсім гадавым празднічкам. Усе святыя гадавые празднічкі, станьце на помач, Прачыстая Маці, хадзі на радасць да маёй хаты, заўсёды табе рады. Першым разам, Божым часам угаварую я цябе”.


Немыслим был в старину у наших предков этот праздник без Велесовой боротьбы, называемой иначе Медвежьей (медведь является одним из Священных Животных, посвящённых Велесу) А также, по славянским поверьям, в образе Лесного Хозяина - медведя воплощён один из ликов самого Скотьего Бога. В отличие от яростных воинских поединков, устраиваемых нашими предками на Перунов день, поединок славянских борцов Велесовой боротьбы не изобиловал множеством приёмов, а, скорее являя собой, по преимуществу, добродушное любование той силой, которая даруется человеку самой Землёй-Матушкой не для истребления себе подобных, а ради созидательного труда на честной ниве: “Да не оскудеет земля славянская на силушку боготырскую!”. Обычно на круг перед Чуром Велеса (кумир Бога) выходят два крепких мужика, раздетых по пояс, охватывают друг друга руками и, кряхтя и упираясь изо всех сил, каждый старается завалить противника в снег. В это время Волхвы громко читают наговор на силу: «Велесе-Боже! До ны сниди, Волотову силу [имярек] дажди! Гой!». Борца-победителя затем чествовали всем Миром, угощали пивом и нарекают «Велесовым избранником» - во славу Бога, неиссякаемой Силы Земли и только начинающей пробуждаться, ещё не зримой воочию весенней Солнечной яри. Ночь, следующая за Велесовым днём, считается благоприятной для зачатия сильных и здоровых детей. Зная это, перед тем как лечь в супружескую постель из настланных шкур, женщины расчёсывают своим мужьям волосы заговорёнными гребешками, это должно было уберечь их в течение года от различных недугов и наделить мужской силой, и мудростью самого Велеса. Волхвы же уходят в эту ночь, глядящую на них ясными звёздами - очами Предков, в самую лесную чащу, где ставят шест с водружёнными на него бычьими рогами, и всю ночь радеют-молятся до самого утра, воспевая Вещего Ведущего Бога Велеса, многократно повторяя: «Веле-Веле-Велесе, го-о-ой! Веле-Веле-Велесе гой! Веле-Веле-Велесе го-о-ой….».


В конце своей зимней статьи хочу поделиться сказом о внучке Деда Мороза. Этот отрывок из книги «Трагедия Бога Велеса» начинается с того, что у Русина (славянского парубка) пропала…девушка. Да не просто так, а в тот миг, когда он, держа её на руках и перепрыгнул через купальский костёр! Вот и подоспел на эту его беду Велес - Бог Мудрости и Магии. И вот что из этого вышло:
« - Нет у меня такой привычки, чтобы в чужие дела вмешиваться. Но ты упомянул имя девушки, а я хорошо знаком с её дедом. И, как мне показалось, девушка эта в беде! Или я ошибаюсь? - пристально взглянул Велес на Русина. Русин всё ещё не пришёл в себя. — Нет у неё деда, только приёмные родители, - буркнул он, отстраняясь, - и вообще, кто ты такой? Ты не из нашей деревни. — Верно, - ласково отозвался Бог Мудрости, - но сейчас мы пойдём с тобой к её деду, и там ты ясно и по порядку расскажешь, что такое случилось со Снежаной, и почему в этом виноват ты. И мне, и деду это очень даже интересно. — Никуда я не пойду! - заупирался парень. Но где ему было спорить с Богом Чародейства. Русин и глазом не успел моргнуть, как очутился перед узорчатой, как бы инеем покрытой, дверью. В холодной горнице его спутник легонько стукнул в дверь и открыл, не дожидаясь ответа. — Заходи, заходи, не стесняйся, - обратился он к парню и подтолкнул вперёд. Тот перешагнул высокий порог и очутился в большой то ли горнице, то ли кухне, большая печь уютно расположилась в обнимку с полатями, занимая больше половины помещения. В красном углу, как и положено, стоял большой стол, вокруг лавки и пара стульев. А за столом сидел самый необыкновенный дед из всех виденных Русином дедов. В полушубке, отделанном серебристым мехом, в тёплой меховой шапке и, самое неожиданное, в рукавицах. — Это посреди лета да в рукавицах! - мелькнула мысль и тут же пропала, когда парень увидел глаза старика. Столько в них было боли и столько гнева, обращённого именно на него, на Русина, что тот невольно отступил к двери. А хозяин вдруг сдёрнул с руки рукавицу. В избе резко похолодало, стены заиндевели, выступили морозные узоры, а парень почувствовал, как леденеет тело. Но его спутник шагнул вперёд и загородил Русина. — Подожди, Мороз, надень голицу. Парень, может быть, не так уж и виноват! Вижу, ты уже знаешь о Снежане? — Да, знаю. Птицы страшную весть принесли. Я говорил ей, просил, предупреждал - близко к кострам не подходить, а не то, что прыгать! А всё этот! - и он стал стягивать рукавицу уже с другой руки, явно собираясь закончить начатое. Велес остановил хозяина горницы. — Подожди, Мороз! Надень рукавицы! Не хитрое дело насмерть заморозить! Но не пожалеть бы потом! Парень ничего не знал, не ведал. Девочка, видать, тоже толком не знала, почему это опасно. Давайте сядем, и ты по порядку расскажешь, как всё началось, почему внучка пострадала. — Так это же Мороз! Так вот кто дед у Снежаны! – только теперь и понял Русин. Хозяин горницы нехотя согласился, но продолжал бросать ледяные взгляды на парня, хотя рукавицы надел. Гости расположились за столом. Парень предусмотрительно уселся, как можно дальше от разгневанного хозяина, и только тут рассмотрел своего неожиданного спутника. Им оказался мужчина средних лет, богатырского сложения, статный и красивый. Тёмные волосы ниже плеч, голову держит гордо, а взгляд задумчивый, скорее даже печальный, в лицо собеседнику смотрит внимательно, оценивающе, но, по всему видно, привык, чтобы считались с его словами. Вот и хозяин теперь обращался только к старшему гостю и, рассказывая, смотрел только на него. — Ты помнишь, Велес, какой был переполох, когда моя дочь Метелица и сын Стрибога, молодой летний ветер Погода, решили пожениться?


— Так это сам Велес, Бог трёх Миров! - пронзила догадка Русина. — Ничего себе! А хозяин тем временем продолжал рассказ: — Против был Вий, против и Сварог. Да и Род, по слухам, был не в восторге. И не потому, что Погода был Светлым Богом, а Метелица из Тёмных. Дело было не в этом. Боги-Творцы понимали, что влюблённые по своей природе и характерам совершенно не подходят друг другу. Он - яркий, чернобровый, глаза сверкают, характер переменчивый, непостоянный, от него так и веяло жаром летнего полдня. Она - это белоснежная голубоглазая красавица, коса золотая до полу стелется, но своенравная и уросливая, как молодая кобылка, строптивая, вся в движении, каждый шаг, как быстрый танец. Но Старшие, запретив им даже встречаться, а не только вступить в брак, видно, забыли свою молодость, когда своё желание было выше всяких авторитетов. Случилось то, что случилось. Влюблённые бежали в тёплые края, где властвовал Погода. Может, первое время они и были счастливы. Но переменчивый юноша быстро повернулся в другую сторону. Отправил Метелицу с новорождённой дочкой назад, к отцу. И вот, однажды, ко мне вернулась дочь. Но куда девались её красота, её задор и веселье? Я увидел иссохшую, почерневшую от горя женщину, не вынесшую жизненных испытаний и жаждущую мести. Но гнев и месть её были направлены не на мужа. Она по-прежнему обожала его. А жертвой ярости оказалась дочь, Снежана, так я стал называть девочку. В помутневшем рассудке Метелицы всё смешалось. Она решила, что муж разлюбил её из-за рождения дочери. И она наложила на эту крошку страшное заклятие, запрещавшее ей любить. Как только девушка полюбит парня и прыгнет с ним через Купальский костёр, то тут же уйдёт в Навь. — Лучше пусть она умрёт, чем потом пострадает от любви! - сказала безумная мать. Метелица и сама не хотела жить нелюбимой. Она пробыла с нами ещё немного, а потом тихо ушла туда, откуда даже Боги не всегда возвращаются. — А девочка? - осмелился спросить Русин. — Девочку я не оставил у себя. Я положил её в колыбель, отнёс к бездетным бобылям, взял с них слово, что они никому не расскажут, кто принёс им девочку по имени Снежана. Но, когда внучка подросла, я открылся ей, рассказал о судьбе несчастной матери и предупредил, что прыгать через костёр опасно. — Но не сказал, насколько опасно, - жёстко добавил Велес. — Да, не объяснил. В душе я не верил в это заклятие. Метелица никогда не была сильна в чародействе. — Ты не учёл, Морозко, силы материнского проклятия. Но что толку сейчас говорить. В камень стрелять - только стрелы терять. — Ээээх! - Русин с силой ударил кулаками об стол. — Если бы я это знал раньше! Разве позволил бы я моей Снежинке близко подходить к костру! Да я бы вообще ни к какому огню её не подпускал! Я бы всё сделал для любимой! Почему Боги разрешили ей уйти в Навь? Зачем исполнили заклятье? Ведь она ещё так мало жила! Его горе смягчило деда Снежаны. — Видно, судьба у неё такая. Что Макошь завязала, человеку не развязать, - печально и обречённо произнёс Мороз. — А что бы ты мог сейчас сделать для неё? - задал парню коварный вопрос Велес. — Да я бы судьбой с ней поменялся! Сам бы ушёл в Навь, лишь бы она осталась жива! — Это не так просто, - возразил Велес. — Жизнь за жизнь, но с разрешения Богов Нави. И для этого нужно сначала попасть туда. — А как это сделать? Ведь вы оба Боги, значит, знаете. — Знать-то знаем, но как бы ты не пожалел о своём решении. Ты-то тоже ещё мало пожил, чтобы добровольно в Навь стремиться, - это Мороз, поверивший в силу любви Русина, стал отговаривать его от такого решения. — Ради моей Снежиночки я готов на всё, даже навеки остаться в Нави, - твёрдо возразил тот. — А что, - повеселел Мороз, его поманила надежда снова обрести внучку, - были ведь уже такие случаи. Отпускали обоих. — Да заканчивались они плохо, - охладил всех Велес. — Но лучше попытаться сделать да потерпеть неудачу, чем потом всю жизнь мучиться от мысли, что мог помочь, да струсил! - угрюмо заметил Русин. — Твоя правда, - согласились оба. — Парня одного нельзя отпускать. Да и не пропустят его. Я с ним пойду, - заявил Мороз. — Спорить не будем. Иду я. - спокойно объяснил Велес…..»


Древний славянский миф - это напоминание нам о вечном, о силе любви и верности. Древние славянские мифы удивительно поэтичны и жизненны! Как отголосок этой древней легенды мы видим нынче появление Деда Мороза и внучки на зимних праздниках. Теперь и вы знаете эту историю и сможете ответить на вопрос: "А где Снегурочкина мама?". Ещё 6 декабря плели лапти. Особо проворные мастера могли за день сделать 4-5 пар обуви. Были и свои приметы у этого дня: если 6 декабря идёт снег и дует северный ветер, то 6 июня тоже будет ветрено и пойдёт дождь. Если на день Мороза падает мокрый снег, а ветел дует с севера, это предвещает дождливый июнь. Праздник Зимнего Яра - это хороший повод припомнить давние истории и заново оценить происходящее теперь. Давайте встретим Морену-зиму да Мороза теплом семейного очага, заботой о наших близких! Вот и обернутся эти Боги к нам своей лучшей стороной, сделают нашу зимушку богатой на смех и шутки, на игры в снежки, на румяные щечки, катание с горок, хороводы вокруг ёлки и … сбывшимся ожиданием новогодних чудес…. С началом хорошего времени года!

Читайте также

Комментарии (0)

+375 29 689 46 47

Нужна помощь?

Оставьте заявку

прямо сейчас!