6 июля – Купалье, Иванова ночь, Аграфена- купальница. Десятая неделя после Пасхи

Эта неделя завершает Пасхальный цикл праздников у православных христиан в народном календаре. На десятой неделе в четверг и пятницу наши предки старались не работать, тем самым как бы предостерегали себя и свои посевы от грома и молний: “Дзевятуха і дзесятуха – свята ад навальніц”. Предки считали, что кто будет сеять пшеницу в десятую пятницу после Пасхи, у того не будет хорошего урожая ровно десять лет. В десятый четверг и пятницу после Пасхи шёл народ к источникам и там освящали воду. По народным поверьям, эта вода считается целебной, как и крещенская.


Купалье – старинный праздник солнца и огня. Это зрелость лета, расцвет природной красоты. Праздник плодородия. Славяне верили всегда, что солнце купальским утром выплывает из-за горизонта «играючи», сначала немного поднимаясь над землёй, затем снова опускается. И так несколько раз. Так как наши предки встречали купальскую ночь у водоёмов, то наблюдали за таким оптическим эффектом у воды. Поэтому и создали легенды, что солнце «купается» в воде. А день, когда «солнце купается» славяне назвали – Купалье. Народный праздник Купалье уже поминается в летописях 1175 года. Купалье называли праздник в основном западные славяне – белорусы и украинцы, в русских народных календарях этот день называется – Канун Ивана Купалы, или Иванова ночь. После распространения христианства на славянских землях в этот день стали почитать святую Агриппину. Святая мученица Агриппина (253 – 260 гг.), была римлянка, она не пожелала вступать в брак, всецело посвятив свою жизнь Господу. Во время гонения на христиан при императоре Валериане (253 — 259) святая предстала перед судом римский язычников за свою веру в Спасителя и была подвергнута мучительным пыткам. Святую деву били палками так, что кости ломались. Затем святую Агриппину заковали в цепи, но Ангел освободил ее от тяжёлых оков. От перенесенных мучений святая исповедница скончалась. Христианки Васса, Павла и Агафоника тайно забрали тело святой мученицы и увезли в Сицилию, где от ее гроба стали совершаться многочисленные исцеления. XI веке мощи святой мученицы Агриппины были перенесены в Константинополь. Святой мученице Ариппине молятся при всевозможных недугах, об избавлении от врагов. День почитания мученицы Агриппины, в народном календаре, получил название – Аграфена-купальница. 6 июля, так же, предшествует большому христианскому празднику – дню рождения Иоанна Крестителя, а по-народному – день Ивана Купалы (7 июля). Эти два праздника для народа слились в одно большое торжество с множеством обрядов, песен, заговоров, гаданий, легенд, поверий, примет и предрассудков. 6 июля совершались многие обряды, связанные с купанием, а ночь с Аграфены на Ивана вообще считали волшебной (Купальская ночь). В старину, у славян, на эту ночь приходился пик праздничного разгула и народного веселья. С Аграфены Купальницы начинался купальный сезон. Искупаться в этот день в воде должны были все – от младенцев до стариков, если не в водоеме, то хотя бы в баньке. Считалось, что в этот день вода обретает живительную силу. Поэтому наши предки всегда с утра в этот день парились в бане. Причём, пол в бане, следовало застелить свежей травой. Больных людей вносили в баню на жгучей крапиве и парили целебными травами. Только с этого дня дозволено было купаться в реках и прудах, предки обожали этот день и говорили: «закупываюсь на всё лето». К купанию относились торжественно, с песнями: одни купались, а другие на берегу пели, и так целый день. Старшее поколение приводило детей к родникам («студенцам») для умывания, во время этого действа обязательно следовало бросить в родник медные деньги. По обычаю, именно в этот день заготавливали веники для бани на весь год. Заготовку веников считали делом важным и приятным. В поход за ними собирались большими компаниями. После обеда запрягали лошадей и на несколько часов отправлялись в лес. Наиболее любимыми у славян были берёзовые и дубовые веники, но в банные веники всегда наши предки добавляли ветки рябины, черёмухи, смородины, липы, лекарственные травы. По свежим веникам гадали на Аграфену и на Ивана Купалу: девушки, став спиной к бане, старались через крышу бани перекинуть веник, и по тому, куда указывала рукоятка упавшего веника, определяли, с какой стороны придёт суженый. А ещё на веники гадали так: веники подбрасывали через голову или кидали с крыши бани. Если веник упадет вершиной к кладбищу, то гадающий человек скоро умрет. А ещё веники бросали в воду и наблюдали: если веник утонул, то жди беды; если веник хорошо держится на воде, то ничего дурного в ближайшее время с человеком не произойдет; чем быстрее веник плывет по реке, тем скорее девушка, бросившая его в воду, выйдет замуж.


6 июля - это самый длинный день, и самая короткая ночь в году. Считается у эзотериков, что в это время солнце максимально отдаёт свою силу, энергию, поэтому и лекарственные травы, коренья, кора, цветы в этот период особенно чудодейственны в своей лечебной силе. Например, белую кувшинку, которую в некоторых местностях называют «одолень-трава» только в купальскую ночь собирали по заводям и прудам, чтобы всегда потом брать с собой в дорогу, как надёжное средство от бед и напастей. 6 июля наши предки считали, что нельзя ничего продавать, давать даром или одалживать, особым грехом считалось поделиться в этот день хлебом и огнём. Для хорошего урожая в этот день следовало сделать ритуальное омовение хлебной дежи и кадушек возле колодца или реки. Для хорошего медосбора пчеловоды в этот день приговаривали, когда суетились улей: “Як выйдзець рой перад Янам, будзе зямец панам”. На Беларуси в этот день нашими предками принято было ставить в воротах незажжённую пасхальную свечу, чтобы никакой колдун или колдуница не смогли “загаварыць сялянскую гаспадарку”. А домашний скот в этот день обносили четверговой солью и “замыкали” громничной свечой, а коровам на рога надевали венки, сплетённые из веток берёзы и трав, собранных на Троицу в церкви. Особым знаком у наших предков славян была отмечена купальская ночь. Предки верили, что именно этой ночью вся нечисть (ведьмы, лешие, русалки, кикиморы, лесовики, черти) наделяются особой нечистой силой. Поэтому, чтобы защитить свой дом, в этот день предки клали на подоконники жгучую крапиву, а в двери скотных дворов ставили молодое осиновое деревце, которое вырывали с корнем. Чтобы защитить дом от воров на целый год, нужно было в ночь купальскую, до восхода солнца, нарвать цветов Иван-да-Марья и разложить в углах избы. В эту самую короткую ночь, по поверьям, спать нельзя. В ночь на Ивана Купалу могут происходить всевозможные чудеса и страшные вещи…. Поэтому всю ночь народ жёг костры. Выбиралось для костра красивое высокое место. По старинному обычаю старики проводили обряд добычи «живого» огня путём трения осиновых брусков: “Сягоння ў нас Купалле, сам Бог агонь расклаў”. Принято было в огонь подбрасывать ветки дуба – символ бога Перуна. Крестьяне в купальский костёр бросали солому или хворост и приговаривали о хорошем урожае: “Зарадзі жыта”; “Зарадзі лён”; “Каб гадавалася гаўяда”. Или женщины загадывали: “Пладзіцеся, дзеткі”. Часто в купальский костёр бросали одежду больных людей, верили, что там сгорят все их болезни. В центр купальского костра устанавливали высокий шест и закрепляли на нём колесо от телеги – символ солнца. Как только разгорался купальский костёр, - начиналось народное веселье: игры, хороводы с песнями. Обязательным атрибутом этого праздника для молодёжи были венки. Их плели из трав и цветов, веток берёзы, аира. Юноши и девушки, парами, взявшись за руки, перепрыгивали через костёр. Такой ритуал считался у наших предков очистительным от болезней и порчи, а также своеобразными «заручинами» в предстоящей свадьбе. Ещё «круче» среди молодёжи было - это прыгнуть через купальский костёр как можно высоко и крикнуть: «Огонь ниже меня, а я выше огня. Аминь». Так молодёжь заряжалась от купальского огня. Центром праздника было сжигание чучела куклы в виде женщины, которую затем, горящую, бросали в воду. После этого было принято на воду спускать небольшие плотики с огнём. Купальская ночь полна тайн и загадочного волшебства. Так, по поверьям, в ночь на Ивана Купалу деревья переходили с места на место и могли разговаривать друг с другом через шелест веток и листьев. А травы в эту ночь наполняются чудодейственной силой. Помните легенду о цветке папоротника (папараць-кветка), которая цветёт раз в году, в купальскую ночь. И тот, кто найдёт этот цветок, обретёт волшебную силу и власть над растениями и животными. Этот счастливчик станет сильным, не будет «знать» болезней, ему откроются недра земли и станут известны все клады и сокровища, зарытые в ней. Именно поэтому наши предки шли этой ночью в лес искать «своё счастье». «На Ивана выходили на косовицу». Так наши предки считали купальскую ночь самым благоприятным временем для начала косьбы и всегда, хороший хозяин, именно в эту ночь, проходил два-три прокоса со словами: “Дай, Божа, спор, су ўсіх трох поль”; “Пройти до солнышка два прокоса – ходить не будешь босо”. Эту траву сушили отдельно и подкладывали в корм домашнему скоту, веря, что тогда не будет недостатка в кормах.


Ночь была волшебной и девушки пускали по воде венки – гадали на замужество. Если венок уплывал – ждать нужно жениха из далёка. Если венок пристанет к берегу – жених будет местный. Если венок тонул – это предвещало гадательнице долгое безбрачие. Конечно, всегда на праздник Ивана Купалу гадали по-всякому. Предки славяне считали, что в эту ночь человек получает возможность обратиться к миру Прави, то есть заглянуть в будущее. По славянской мифологии в Прави обитают Боги. Духи в эту ночь готовы открыть перед человеком завесу будущего. Верили наши предки, что если на Иванов день перелезть 12 огородов, любое загаданное желание сбудется. Девушке нужно было собрать 12 различных растений, по числу апостолов и знаков Зодиака. В этом букете из обязательных цветов должны были быть два растения – это папоротник и чертополох. Букет клали под подушку и ждали, что в эту ночь должен был присниться жених. Перед сном говорили: «Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять». На завтрак хозяйки готовили обетную кашу из толченого ячменя. Всей деревней в складчину покупали ячмень, варили в общем котле, а потом этой кашей угощали странников и нищих. Кроме каши, на Аграфену варили все яйца, которые были дома, веря, что после этого куры начнут лучше нестись.


Праздник Ивана Купалы приходится на зодиакальный знак Рак. Рак относится к водным знакам. Поэтому Иванов день всегда связан с водой. Женщины брали белые скатерти и рано поутру таскали её по траве, собирали росу. Затем отжимали влагу со скатерти и умывали лицо, руки, протирали тело, чтобы прогнать все болезни и быть целый год красивыми. Так же принято было обливать водой каждого встречного, кроме стариков и детей, считалось, что именно так смывали с них все хвори. Эта ночь так же была временем для выполнения магических обрядов, направленных на исцеление больных людей. Например, в Иванову ночь всегда целители успешно лечили одышку. Нужно выйти под открытое небо, смотреть вверх, глубоко и медленно вдыхать ночной воздух, а между вдохами и выхохами следует говорить: “Откатитесь звёзды частые частоколом к Иванову дому. Очистите мне путь-дороженьку для Ивановой молитвы. Как правда, что сегодня Иванова ночь, правда, что у церкви Господней есть калитка, доросица, а на небе Господнем есть престол Господний, так и правда, что за веру Господь даёт исцеление. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь”. При «слабом сердце» следует в ночь на Ивана Купалу на берёзе завязать две ветки между собой красной ниткой и произнести: «Свят, свят, свят! Святой сучок, святая ветка, святой листок. У тебя нет скорбей и болезней. Не болело бы так и сердце у рабы Божьей (имя), не ныло, не кололо бы, не мозжело: ни в полдень, ни в полночь, ни сутра, ни с вечера, ни после зари, ни до зари, ни в понедельник, ни во вторник, ни в среду, ни в четверг, ни в пятницу, ни в субботу, ни в последний день – воскресенье. Ни в январь, ни в февраль, ни в март, ни в апрель, ни в май, ни в июнь, ни в июль, ни в август, ни в сентябрь, ни в октябрь, ни в ноябрь, ни в последний – декабрь. Вот мои слова, вот святые образа. Укрепи, Господи, сердце рабы твоей (имя). Святые ветки, сами не развяжитесь, слова мои, не прервитесь. Ключ. Замок. Язык. Аминь». После заката заговаривали знахари варикоз. Для этого следует мизинцем левой руки водить по распухшим венам и проговаривать следующие заговорные слова: “Ішла Саламання Хрыста Бабіць, несла ў прыполі ячмень сеяць. Пакуль ячмень з-пад серабра і золата ўзойдзе, так і гэтая кроў не пойдзе”.


В саму купальскую ночь купаться категорически запрещалось, но на рассвете, народ собирался снова у воды, что бы наблюдать, как «солнце купается». Наши предки говорили так: “Гэтую гульню сонца можа ўбачыць як узнагароду толькі той, хто бавіць купальскую ноч без сну і хто будзе глядзець на сонца не міргаючы”. После «купанья солнца» сами все шли окунуться в эту волшебную, чудодейственную воду, в которой только что «искупалось» небесное светило. Сегодня нужно заходить в воду только в обнаженном виде, тогда не только кожа будет чистой, но и душа очистится от проблем, неприятностей и бед.
Вот и закончилась чудесная и весёлая купальская ночь. Спасибо нашим предкам.

Читайте также

Комментарии (0)

+375 29 689 46 47

Нужна помощь?

Оставьте заявку

прямо сейчас!