20 июля (липеня, червня) - великий воинский славянский праздник - Перунов День

Перунов день – это славянский великий Святодень воинов-защитников Родной Земли, а тако же всех честных радарей-пахарей. 20 июля наши предки Славяне почитали одного из самых воинственных славянских богов. На землю являлся Перун - Громовержец, чтобы принять жертвы, и порадоваться воинскому духу, и наказать противников языческой славянской веры. Ко дню Перуна 20 июля начинали готовиться за восемь дней - еще со дня, посвященного богу Велесу. После Крещения Руси Церковь всячески старалась убрать из народной памяти древнего бога и день его почитания. Для этого сменили даже календарь, передвинув все даты на 13 дней, а языческого бога Перуна заменили на ветхозаветного пророка Илию. Поэтому сейчас у Перунова дня, как и у прадника Ивана Купала, и как у многих других славянских праздников, две даты празднования - одна из них - 20 июля, а вторая - 2 августа, для православных христиан более известная как день пророка Илии. Давайте познакомимся с Богом Громовержцем. Перун у славян - бог грома и молний, сын Лады (Славянская Богиня Лада - это Богородица, Рожаница, Матерь-Родиха, Мать Небесная или Вселенская Мать. Именно в этом значение Лады - Богини славян), она хозяйка Ирия - славянского рая. Лада жена Сварога, бога-вседержителя. Согласно легендам, когда у Лады родился Перун, весь Ирий сотрясали гром и молнии небывалой силы. От своего отца, Сварога, Перун унаследовал кузнечное ремесло, а также способность владеть любыми видами оружия. Сварог вместе с Симарглом, славянским богом огня, закалял сына в кузнице на священном огне Ирия и лишь много позже Перун научился подчинять себе гром и молнию - могучие силы природы. Перун у наших предков стал покровителем правителей славянских Родов и их дружин. Наши предки представляли Перуна как высокого, статного светловолосого и голубоглазого воина в золотых доспехах и красном плаще. По легенде, в сражении павшие на поле боя славяне попадали в небесный Перунов полк и теперь уже вечно охраняли всех честных людей от зла. Капища, - это славянские алтари в честь Перуна, обязательно строились на самом высоком месте в округе. Идолы в честь Перуна изготавливались только из дуба, который был символом бога Громовержца. Его почитали славяне-воины после крупных побед, а перед сражениями просили всегда у него помощи. Но не только воинам помогал Громовержец. Перун был защитником Яви, то есть нашего мира, от существ из Нави, то есть мира потустороннего, мир Нави – место, куда уходят души людей после смерти. Громом и молниями воинственный бог изгонял всех обитателей Нави, которые пытались попасть в наш мир, дабы они не вносили раздор и хаос в сложившийся уклад. Согласно древним сказам, отличали Перуна по красному плащу, который в более позднее время стали носить все военачальники, по мощному богатырскому коню, и по огромной палице. По другой легенде у Перуна были или топор, или секира, подаренная ему отцом Сварогом. Он, по сути своей, является славянским аналогом древнегреческого Геракла и римского Геркулеса. Он побеждал змееподобного Скипер-зверя - это предводитель змей и всех существ Нави – потустороннего невидимого мира. Перун одолел морскую тварь Чудо-юдо, сражался с грифонами и василисками. За свое бесстрашие, мужество, ярость и неукротимое упорство Перун был поставлен в пантеоне славянских богов главным защитником Яви, мира людей и Прави, мира богов. На закате языческой эры, то есть перед принятием крещения, во всех городах и селениях славянской Руси почитали Перуна. В самом центре Киева рядом с княжеским дворцом много лет находился огромный идол Перуна. А после крещения Руси идола сбросили в Днепр. Согласно преданиям, множество жителей Киева, которые не желали принимать новую веру, бежали за плывущим по реке идолом и кричали: «Перун, выдубай!», то есть выплывай. Кстати, на месте, где статуя Перуна пристала к берегу был построен и стоит до нынешних времен Выдубицкий монастырь. Прошли столетия, христианская Церковь постепенно почти смогла стереть в народном сознании образ Громовержца, заменив его образом ветхозаветного пророка Илии. А Перун, некогда могучий бог пресветлой Прави, был почти забыт. «Почти» не значит совсем! Славяне помнили об этом дне и готовились к празднованию Перунова дня целую неделю - хозяйки пекли огромный пирог для всех жителей, варили пиво, готовили творог, заготавливали мясо для пиршества. Праздник в честь Бога громовержца начинался с добычи живого огня, то огонь должен был разгореться от трения сухих веток. Этим огнем поджигали дубовые поленья. Праздник этот наши предки делили на две части - первая была посвящена воинам, а вторая - земледельцам. Мужчины в этот день приходили к капищу вооруженными: кто ножом, кто топором, а обученные воины - с мечами в руках. Прославление начиналось с торжественного шествия с песней - в те далекие времена у наших предков такими были воинские парады. После шествия всегда совершали торжественный обряд освящения доспеха. На щитах возле капища раскладывались ножи, копья, мечи, топоры и другие предметы холодного оружия славян. Перед самим Перуновым идолом раскладывали дары (требы) - это могла быть пища, деньги или жертвенные животные. Перун считался самым воинственным и грозным языческим богом, поэтому подносимые ему жертвы состояли не только из питья и пищи. Зачастую в честь Громовержца закалывали петухов или быков. Википедия утверждает, что славяне часто приносили и человеческие жертвы из числа военнопленных. В выборах кровавой требы участвовали все жители села, способные обращаться с оружием. Голосование происходило за восемь дней до начала празднования, а именно - на Велесов сноп. Жертву содержали в комфортных условиях. Пленным предоставляли обильное питание и достаточное количество воды и меда, поскольку Перун мог разгневаться в случае принесенного в дар изможденного человека. Свежей жертвенной кровью волхвы (в славянском языческом обществе волхвы выделились как особая группа посвящённых жрецов, связанная с проведением религиозных обрядов, предсказаниями и гаданиями) заговаривали оружие и мазали ею лоб каждого воина - после этого воин становился неуязвимым для противников. Рядом с капищем разжигалось восемь костров, а девятый горел посередине. В этом огненном кругу воины сражались между собой на кулаках или мечах, как бы демонстрировали перед Громовержцем свою силу, мужество и ратное умение. Тот, кто не решался в Перунов день выйти биться в круг, обязательно подвергался всеобщим насмешкам и презрению. После выполнения обряда жрецы воздвигали курган, на котором проходили ритуальные бои, символизирующие схватку Велеса и Перуна. Выигрывал боец, олицетворяющий Громовержца, праздничные схватки носили исключительно постановочный характер, поскольку противостояние двух богов не могло быть серьезным. Когда все эти шуточные игрища-сражения подходили к концу, начинались серьёзные испытания посвящения юных воинов под патронатом жрецов. Для славянских юношей в этот день взрослые соплеменники устраивали несколько довольно сложных испытаний, первым из которых было испытание прохождением сквозь Навь при поддержке жреца. Следующее испытание заключалось в преодолении дорожки, усыпанной раскаленными углами. После успешного преодоления двух первых заданий будущему войну предстояло пройти третье испытание, в котором ему следовало отыскать дуб. При этом ему завязывали глаза. Определить направление своего поиска юноша должен был при помощи ориентирования в окружающем пространстве, запахов и направления ветра. Четвертым испытанием были три загадки на сообразительность, которые загадывал воин со стажем или волхв. Не справившихся с испытаниями юношей закапывали под землю, а откопать их имели право только другие участники соревнования во время прохождения одного из этапов посвящения. При прохождении завершающего испытания в День Перуна, юноше нужно было оторваться от погони и оказаться целым и невредимым в указанном месте. Считаться воином мог только юноша, успешно прошедший все пять испытаний. При ином исходе его ожидала только участь скотовода, землепашца, или ремесленника. Прошедшие все ступени испытаний собирались под священным дубом для получения оружия, освященного жрецами. После завершения состязаний древние славяне отправлялись на шумное пиршество, поминая погибших в битвах героев и чествуя славного Громовержца. Столы ломились от медовухи, пива, кваса, различных блюд из круп, домашней птицы, пирогов, овощей, творога и дичи. Вся славянская община приступала к пиру. Предварительно заготавливали особое пиво, необходимое для проведения обрядов, а также для воздаяния треб богу-громовержцу и угощения для всех гостей, прибывших на торжество. В день, посвященный воинской славе, волхвы наказывали воинам не забывать и о любовных делах, где тоже нужно было проявить свою мужскую доблесть - следовало провести ночь с женщиной и подтвердить свое умение и в любовных битвах. Жрецы говорили, что хороший воин обязан уметь не только отважно сражаться, но и отдыхать. Согласно магических правил, в этот праздник знахари и волхвы собирали грозовую воду, а затем использовали её во множестве своих обрядов. Например, с ее помощью избавлялись от нечисти, находили и наказывали виновных в воровстве и лжедоносительстве, укрепляли здоровье и лечили раны. Наши предки славяне были уверены, что воду, собранную в грозу в Перунов день, Громовержец наделял особой силой, которая при ритуалах переходила на человека и делала его крепче, выносливей, здоровей. Заговор был у предков от болезней и для здоровья. Наговаривают его на собранную в грозу воду и дают по небольшому глотку в день заболевшему человеку: «На море-окияне, на острове Буяне лежит бел-горюч камень Алатырь. У каменя стоит Перун с вояками своими. Они отбивают, отстреливают от меня (имя) уроки и призоры, щипоту и ломоту, потягуны, ветроносные язвы, всё сойде на чёрные грязи, на болота топучие, откуда возврата нет, не было и не будет. Слова мои крепки как камень Алатырь, а кто бел-горюч камень Алатырь изгложет, только тот слово мое превозможет! Ныне и присно и от круга до круга! Тако бысть, тако еси, тако буди». Девушки и женщины тоже использовали такую воду для усиления своей красоты. Был такой обряд на красоту: женщине, девушке, во время грозы в Перунов день следует в глиняный кувшин собрать дождевую воду. В этот кувшин с грозовой водой следует положить серебряную монетку или серебряное украшение, серебро должно быть настоящим. Затем красавица над водой читала такой заговор: «Молния-краса, летняя гроза, покинь небеса, коснись моего лица, сойди на телеса, сойди на волоса. Пусть я буду красна да ладна, чтобы другим неповадно было меня хаять. Слова мои крепки да лепки, как сказала, так и будет, а кто бел-горюч камень Алатырь изгложет, только тот слово мое превозможет! Ныне и присно и от круга до круга! Тако бысть, тако еси, тако буди!». Этой водой следовало умываться утром и вечером, пока она не закончиться. А чтобы мужчина был здоровым, сильным и богатым, в Перунов день делали наши предки обряд на Перунову силу: представителю сильного пола следует найти дуб, обнять его, или сесть прямо в корни дерева, и обязательно дождаться первого раската грома (молний ждать под деревом не стоит, только гром). Затем произнести вслух слова заговора: «Дуб-Дубище, Перуна капище! Дам те во требище, Яриле на Огнище сухо дервище во жарко кострище! Ты расти, Огнище, согревай корнище, до небес, ветрище, додыми дымище! Опали искрищем, воздыми снопищем! Дожги, Дуб-Дубище, чтоб Сварога детищи жили век не нище! Да будет так! Гой!». Был у наших предков особый ритуал от всякого зла. Чтобы не смогли сглазить и навести порчу в Перунов день нужно было стать под дождь, а если это гроза, то после того как блеснет молния сказать заговор: «Ты, Перун-отец, туго тетиву натягиваешь, верно по цели огненной стрелой бьёшь, врагов и нечисть поражаешь, пусть твоя стрела пронзит всякое зло на меня наведённое, нацеленное, пусть колдуна, колдуницу спалит дотла и пыль от них не оставит. Слово моё крепко, тако бысть, тако еси, тако буди».


Наши предки славяне называли Перунов день сердитым днем. По обычаю работать в это день запрещалось. В Перунов день снопов никто не мечет, то есть запрещалась даже уборка урожая, потому как верил народ, что рассердившись и обидевшись на непочтение, Громовержец может спалить урожай молнией. Для современного человека дождь способен омрачить празднование любого торжественного события, проходящего под открытым небом. Однако, по старинному приданию, у наших предков дождь в праздник Перуна был очень хорошим знаком. Люди считали, что в этот день капли дождя смывают различные болезни, избавляют от порчи и сглаза, а также рассеивают злые чары. Если ливень в этот день сопровождался молнией и раскатами грома, народ начинал ликовать, понимая, что могущественный бог так выражает свою благосклонность всем людям, собравшимся в его честь на праздник. Однако, наши предки, при всём своём позитивном отношении к грозе, старались её переждать в безопасном месте. В ином случае люди свято верили, что был риск пасть непреднамеренной жертвой охоты Громовержца на коварных змей. После окончания празднования Перунова дня был запрет купаться в водоемах. Поэтому во время праздника народ старался окунуться в реках, в озерах, в прудах последний раз. Предки славяне свято верили в силу очищающих и целебных свойств воды в канун великого дня. В славянский праздник, посвященный Громовержцу, проедками строился плот из брёвен (огневица) и запускался он по течению реки. На него устанавливали свечу и перед отправлением в плавание обязательно проговаривали наговор заветных желаний. Празднование в честь могущественного бога Перуна наши предки считали наилучшим временем для защиты своего жилища и членов семьи от нечистой силы. Делался защитный оберег всегда из нового гвоздя и дубового листа при помощи обычного молотка. Лучшим временем для создания оберега было утро. Ритуал проводился одним из членов Рода в одиночестве. Сначала взывали к Перуну, попросив его зажечь Божий Свет вокруг и озарить землю молниями. Только после этого обращались к Громовержцу, чтобы он оградил членов Рода от недоброжелателей, врагов, завистников, колдунов. Просили Перуна нещадно испепелить их в случае нападок на Род. Закончив просительную речь, нужно было поблагодарить предков, богов и громко произнести: «Забиваю защитный гвоздь», и забить гвоздь, через дубовый лист, в дверной косяк со стороны входа. При этом участник ритуала сам отождествляется со щитом громовержца.


День Перуновой Справедливости, - это когда следует всем нам пересмотреть свои поступки, состояние сердца, души. Когда можно, как чистым снегом умыться, да все хвори и болезни убрать. Славяне в Громницу делали и заговаривали громничные свечи, которые затем круглый год можно было использовать в обрядах. В этот день приносят Богу Перуну подношения, читают молитвы-славления, заговаривают оружие, амулеты, обереги, а обыденную работу не делают. Наши предки славяне были славными воинами, полководцами, а также различными ремесленниками и тружениками. Ведающие люди верят, что потомки от своих предков принимали: Крепь (Сила). Это телесная и духовная здрава и могутность; Волю. Способность не отступать перед лицом испытаний, ненастий или каких-либо трудностей. «Отступишь в малом - потеряешь Великое».; Правду. Умение видеть и различать Правду на фоне Кривды. «Сила в правде» - говорят нам наши деды; Долг. Исполнить, что должно, несмотря ни на что; Верность. Не сворачивать с пути Прави и своего предназначения; блюсти всегда Честь. Воинская честь и доблесть, отвага и мужество. «Не сдюживший во Внутреннем - не сдюжит и во Внешнем». Вот почему в праздники, когда почитают Перуна, кроме духовности еще обязательно обращают внимание на состояние физического тела. Духовность заключена в обрядах, ритуалах, традициях, подношениях. А телесность присутствует всегда в молодецких забавах, соревнованиях на ловкость, смекалку, физическую мощь. В здоровом теле – здоров и Дух. В этот день нашими предками делался упор на оздоровление водой или снегом, избавление от немощи и болезни. Получается, что подобные славянские праздники не какое-то там бездельничанье. В них есть польза великая для людей, для их здоровья. Славяне, будучи уже крещены, кланялись и приносили жертвы грому и молнии, солнцу и луне, Перуну, Хорсу, Стрибогу, Дажьбогу, вилам, Переплуту, Мокоши, берегиням. Кланялись огню-сварожичу, камням, рекам, источникам, деревьям, травам. Известно, что четверг был днём Перуна. Четверг в настоящее время не почитается праздничным днём, но память о таком почитании можно видеть даже в народной иронической фразе «после дождичка в четверг». Христианский святой Илья Пророк, представитель грома, заступил на место Перуна. Языческим славянским отечественным богам противопоставлены были Святые Провославной Церкви, покровительствующие тем же занятиям житейского быта, какими заведовали и первые. Три повода обратиться к Богу Перуну в этот праздничный день есть у нас, потомков древних славян: - это снятие наговоров и уроков-призоров (порчи). Своими огненными стрелами Перун отстрелит все темное и недоброе; - это защита воина, идущего на военную службу, чтобы призвать к нему смелость и неуязвимость; - это чтобы зажечь огонь любви между мужчиной и женщиной. Потому что ещё одна сторона силы Перуна - это его мужская привлекательность. Он - сын Лады, Царицы Небесной, и наделён ею умением зажигать огонь между людьми. Очень любит Батюшка Перун Мир Яви, оберегает его как зеницу своего Ока. Истинной требой (подношением) Батюшке Перуну считается внутренняя победа у каждого из нас Правды над Кривдой. Наособицу скажем, что завсегда о том Помнить Надобно, что не токмо те Воины, кто ко Стезе Перуновой Богами Призван, бо ВСЯКИЙ Рус - Истый Воин Духа. В любом человеке проявлена Воля Перунова - токмо у одних она пробудилась, у других же - дремлет-спит до сроку. И когда придёт срок тот - зависит О САМОГО ЧЕЛОВЕКА. Тако бысть, тако еси, тако буди!

Читайте также

Комментарии (0)

+375 29 689 46 47

Нужна помощь?

Оставьте заявку

прямо сейчас!