Вторая неделя после Пасхи – Фомина, Проводная неделя. Суббота

Хочу напомнить читателю, что на период от Пасхи до Троицы, в исчислении дней недели по церковному календарю, изменяется порядок: она начинается с воскресенья, а не с понедельника, как принято обычно. В этот период нет обычного поста в среду и пятницу. Вторая неделя после Пасхи называется – Фомина, Проводная неделя. Каждый день Фоминой недели имеет свои традиции и свои обычаи, все они, так или иначе, связаны с поминовением усопших. В субботу на Фоминой неделе смерть снова символически побеждали и переставали ее бояться. Существует множество различных поверий, которые не нашли подтверждения у служителей православной христианской Церкви и считаются Церковью просто суевериями, но это традиции наших предков. В деревнях устраивали специальное изгнание смерти - на всю ночь на столах оставляли угощения и не закрывали окна. Заходить в комнату запрещалось до рассвета. Этот обычай наших предков выполнялся ими на протяжении всей Фоминой недели. Оставляли на столе на всю ночь еду, для того чтобы покойники, если заглянут в дом своих сородичей, смогли отобедать. Обычай, кое-где сохранился и по сей день. Так как вся Фомина неделя посвящена поминанию усопших, в это время о них нельзя говорить ничего плохого, а только хорошее.


Согласно церковному православному календарю 15 мая в храмах читают молитвы о братьях-великомучениках, князьях Борисе и Глебе. Русская христианская церковь чтит память братьев Глеба, князя Муромского и Бориса, князя Ростовского, которые были подло убиты в 1015 году. Кстати, память первых русских святых Бориса и Глеба церковь чтит три раза в год - в мае, августе и сентябре. День памяти князей-страстотерпцев Бориса и Глеба – это первый православный праздник, учрежденный на Руси с 1115 года. Борис и Глеб (в крещении — Роман и Давид) были русскими князьями. Их отцом был великий князь киевский Владимир Святославич. После кончины Владимира между его сыновьями разгорелась борьба за престол и земли. Несмотря на то, что отец завещал престол среднему брату Борису, старший – Святополк – решил объявить себя самодержцем и спровоцировал народные беспорядки. У историков есть две версии, кто именно приказал убить братьев. По одной версии они погибли по приказу сводного старшего брата Святополка Окаянного (такое прозвище он получил за свои деяния). В другой говорится о том, что виновником их смерти был Ярослав Мудрый, являвшийся тоже их сводным братом. Первым погиб Борис (он был немногим старше Глеба), тело убиенного князя было доставлено в Вышгородский храм Василия Великого. Второго брата убили через месяц, но сторонники князя не смогли даже похоронить его, как подобает, потому, что не смогли забрать тело из-под Смоленска. И только через четыре года Ярослав Мудрый одержал блестящую победу над братом-убийцей - Святополком, который не погиб, но поспешил найти убежище в Польше. Новый князь Киевский разыскал останки убитого Глеба и постановил, что место их погребения должно быть подле брата Бориса. За то, что братья смиренно приняли мученическую смерть от единоверцев, Церковь причислила Бориса и Глеба к лику святых. Канонизировали братьев потому, что многократно была доказана чудотворная сила их мощей. В народе их считали заступниками земли Русской и небесными хранителями славянского народа. Борис и Глеб предпочли смерть, но не пошли против совести, не стали затевать братоубийственную войну. Почитание братьев началось после восшествия на киевский великокняжеский престол Ярослава Мудрого. Есть достоверные исторические сведения о том, что в храме, где покоились останки святых братьев-князей, был сильный пожар. Церковь сгорела полностью, однако мощи остались совершенно нетронутыми огнем и продолжали источать благоухание. Останки святых были перенесены в небольшую часовню, пока восстанавливали храм, а по окончании строительства их возвратили на прежнее место. 15 мая православные христиане празднуют перенесение их святых мощей. На Беларуси день святых Бориса и Глеба всегда считался большим церковным праздником. В этот день шли в храм, ставили свечи, молились за мир и покой, за братскую любовь и отсутствие вражды между кровными людьми, а так же за будущий урожай. В народном календаре у праздника есть несколько названий – «Борисов день», «Свистопляски», «Сеятелей», «Свистуньи» и другие. Это праздник всегда был очень важен в земледельческом календаре славян. День считается чрезвычайно удачным для посадок в поле и на огороде. Май месяц у славянских народов был временем сева. Засевали зерном поля, приговаривая: «Борис да Глеб сеют хлеб». В этот день наши предки сажали овощи, и считали этот день очень удачным днём для огородничества. На Бориса и Глеба начинали сажать огурцы и тыкву. Чтобы тыква уродились, на грядке нужно было по поверью закапать пестик от ступки, или камешек. Также предки поливали грядки обильно колодезной водой. Однако, они верили, что лучше всего было, когда огород можно полить дождевой водой, тогда овощи обязательно уродятся, и их можно будет долго сохранить. С Бориса и Глеба начинают свои трели соловьи, вот поэтому ночь перед этим праздником называлась соловьиной. Если соловей поет всю ночь, наши предки знали, что погода будет хорошей. Славяне также считали хорошей приметой, что при первой услышанной соловьиной трели обязательно следует снять с себя верхнюю одежду - тогда здоровья человеку прибудет, а болезни отступят. В некоторых регионах существовала традиция в этот день ловить соловьев в лесу, чтобы, согласно приметам, привлечь счастье в свою жизнь. Пойманных птиц потом продавали на рынках. Как в любой православный праздник, на Бориса и Глеба запрещено ругаться, ссориться, выяснять отношения, сквернословить, обзываться, посылать проклятия, допускать злые мысли и действия против кого-либо. Также в этот день нельзя обманывать, «дурить» людей, хитрить, совершать нечестные сделки, иначе удачи в делах не видать, а нечестно нажитое добро и деньги испарятся, как дымка. Кроме того, по приметам наших предков, в этот день нельзя лениться, долго лежать на печи (в кровати), иначе год будет голодным (неудачливым) и несчастливым. По приметам, если много дождливых дней в мае значит, быть в этом году большому урожаю. Если поет соловей, а черемуха расцвела, то на две недели похолодает. Знайте, что спящая пригревшаяся на солнце кошка – это всегда к теплой погоде. Если не слышно трелей соловья значит, будет холодно и дождливо. По приметам, на день Бориса и Глеба не пересаживают комнатные растения. Так же в этот день наши предки никогда не рыбачили. По старинным поверьям, в этот день нужно было обязательно сходить к источнику, который не замерзал даже зимой. В этот день вода в таких источниках считалась целительной, особенно при болезнях глаз. А славянские девушки и женщины знали такой секрет, чтобы очистить лицо от прыщей и угрей: на 15 мая нужно вымыть лицо молоком чёрной коровы и произнести: «Молоком чёрной коровы умываюсь, от прыщей и коросты навсегда избавляюсь. Молоком бела красота лица. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».


15 мая - день памяти святителя Афанасия Лубенского чудотворца, патриарха Константинопольского. Поэтому в народе день 15 мая называют ещё и – Афанасий день. Если в этот день была тёплая погода, то наши предки старались, хоть что-нибудь продать, тогда, по примете «весь год с барышами будешь». День Бориса и Глеба считался у наших предков, как профессиональный праздник купцов и торговцев, независимо от объема товарооборота и прибылей, то есть он касался и простых лавочников. Поэтому предки на день Бориса и Глеба повсеместно открывали ярмарки, продавая бытовую и хозяйственную утварь, сукно, разнообразные сладости и жито. Кстати, торговцы называли его еще как Барыш-день и молились святому Борису о содействии в делах и о достатке. День считается чрезвычайно удачным для приумножения богатства. Они даже называли Бориса (по созвучию) Барышником, а праздник величали Барыш-день. Купцы охотно жертвовали на храмы в память об этих святых, и все купцы, лавочники и торговцы старались обязательно заключить на день Бориса и Глеба какую-либо сделку, продать много товара, так как, если в этот день что-то удалось выгодно продать, год обещал быть очень прибыльным. Есть заговор на деньги, и звучит он так: «Барыш-барыш, скорее обернись, и ко мне сторицей возвратись». Говорить нужно так на товар перед открытием магазина, или перед подписанием договора купли-продажи.


В конце статьи, как всегда для моих читателей, интересная и полезная информация по теме. Даю вам сегодня оберег для торговли. Прежде чем выйти из дома следует, встать на порог и сказать: «Молитва Божьей Матери Скорбящей, избави нас от бед, от скорбей, избави от злых людей, от злого языка и уха, от злого духа. Святитель Отче Николай, нам всегда помогай своими ходатайствами пред Господом Иисусом Христом. Закрой нас крестом. Аминь. Аминь. Аминь». И ступайте торговать, Бог вам в помощь.

Читайте также

Комментарии (0)

+375 29 689 46 47

Нужна помощь?

Оставьте заявку

прямо сейчас!