Славянский, народный календарь под микроскопом

Сложно писать о древних славянских, о народных и религиозных праздниках не разобравшись, не осмыслив, как появился календарь у наших предков, и что он из себя представлял. Предлагаю это сделать вам вместе со мной.


Издавна основным занятием славян было земледелие, поэтому культура в целом и основные обряды и праздники носили аграрный характер. Праздники отмечались главным образом после важных трудовых периодов, в сравнительно свободное от работ время или же в переломные моменты природных циклов. Жизненный уклад славянина-земледельца всегда определялся сменой времён года, поворотными сроками солнечного календаря, фазами развития злаковых растений (хлебов). Особо выделялись в календаре для народа четыре момента, которые, естественно, были связаны с Солнцем как источником света и тепла, и с условиями произрастания всего в природе: это зимний и летний солнцевороты, весеннее и осеннее равноденствия. Даты, закреплённые в древнем славянском народном календаре, ненамного разнятся с современными астрономическими датами, установленными научно: 21 декабря; 20 марта; 21 июня; 22 сентября. В древности в эти дни наши предки славяне гасили все огни и, затем, возжигали новый, живой огонь (трением дерева о дерево), символизируя, таким образом, ВОЗРОЖДЕНИЕ жизни. Позже, со дня весеннего равноденствия, эта традиция перешла на Пасху, а осенью могла быть и в Семёнов день (Семенов день, Сёмин день, Симеон Столпник, Семен-летопроводец - народное название дня памяти преподобного Симеона Столпника, отмечаемого 1сентября(по с. стилю)\14 сентября (по н. стилю). К переломным моментам года приурочивались ритуалы, включавшие жертвоприношения (требы), суть подношений состояла - возрождение природы, и обращение к Богам для способствования плодородию, богатому урожаю. Проблема восстановления исконной славянской системы исчисления времени и годового цикла праздников представляется исключительно важной. Ведь месяцеслов - это есть ритм жизни человека и собщества. Задачу приведения этих ритмов к ритмам Природы (Солнца, Земли и планет) Волхвы решали на протяжении тысячелетий на основе сакрального познания Природы и человека. «Месяцеслов (месяцослов) - календарь; означенье месяцев и дней всего года, с показаньем особого их значенья, церковного и гражданского, и с означеньем небесных явлений» (В.И. Даль «Толковый словарь русского языка»). Даты всех древнеславянских праздников обязательно были связаны с астрономическими, природными и аграрными циклами. В различных источниках даты и названия древнеславянских праздников имеют существенные расхождения, это обусловлено несколькими причинами. Одна из причин - это историческая, потому, что ареол славянского расселения был широк и затрагивал практически все климатические зоны от заполярья до субтропиков. А это значит, что природные и аграрные циклы в разных областях, соответственно, начинаются и заканчиваются в разное время. Время наступления сезонных изменений (приход весны, наступление холодов и т.д.), а так же связанными с ними аграрными циклами (пахота, сев, сбор урожая и т.д.) сильно различаются в Архангельской, Новгородской, Воронежской областях, в Причерноморье или на Карпатах, в Украинском черноземе, или в скалистой Скандинавии. Наличие несоответствия дат проведения древнеславянских праздников с астрономическими циклами обусловлено ещё и тем, что с введением тысячу лет назад на территориях, населяемых славянами, христианства (как единственной государственной религии), даты праздников древнеславянского месяцеслова начали привязывать не к астрономическим, природным, или аграрным циклам (за которыми наблюдали древние волхвы), а к календарям - сначала Юлианскому, а затем и к Григорианскому. Расхождение между двумя этими календарями составляет 14 дней, а отставание Григорианского календаря от астрономического на данный момент составляет разницу в 4 дня. Оба этих иноземных календаря не имеют в настоящее время ну никакой привязки к астрономическому календарю, но служителям христианского религиозного культа недосуг заниматься этим. Однако, Волхвы всё же остались хранителями народной славянской религии, древних знаний наших славянских предков и солнечного календаря друидов/волхвов. После жестокого и кровавого внедрения христианства Волхвы подвергались гонениям и убийствам со стороны христианской церкви и государственной власти, но сохранили для нас потомков частицы этих сакральных знаний об истинном славянском календаре. Интересные факты приводит Вадим Станиславович Казаков, глава Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры: «В юлианском календаре к XVII веку накопилась погрешность в одни сутки (по отношению к XV веку). Дальше - больше. В итоге все накопленные за тысячелетия наблюдений народные знания стали бесполезны. Народ следил за приметами и строил предсказания по датам «уползшего» юлианского календаря. Неурожаи не заставили себя ждать. В XVI веке было 11 неурожаев, в XVII веке - 12, в XVIII веке - 34, а в первой половине XIX века - 39! Земледельцы пытались исправить дело внесением большего количества удобрений (за триста лет количество внесённых удобрений на единицу площади выросло в два раза), но всё напрасно. Зато осталась пословица: «Кто по календарю сеет - редко веет». Таким образом, от «народных примет», да ещё по церковному календарю, нет никакой пользы. Для пользования народными приметами нам необходим именно древний славянский календарь - по нему мы сможем воспользоваться бесценным опытом наблюдений наших предков».


Продолжим знакомство и изучение календаря. Астрономический год продолжается 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд. Поскольку нет целого числа суток, возникла и сложность в составлении календаря, который должен вести правильный счет времени. В 46 г. до нашей эры римский полководец и государственный деятель Юлий Цезарь ввел по египетскому образцу солнечный календарь, названный юлианским. За величину календарного года принимался год солнечный, который был чуть больше астрономического, то есть - 365 суток 6 часов. 1 января Цезарем было узаконено как начало года, а счет лет велся «от сотворения мира». Через двадцать лет другой римский император, Август, решил уточнить календарь. В его, уточнённом календаре, раз в четыре года добавлялся еще один день в месяце феврале, и такой год стал называться високосным годом. В 1582 году главой католической церкви папой римским Григорием XII был введен новый стиль календаря - григорианский. Папа Григорий XII предписал: после четверга 4 октября пропустить в счете десять дней и сразу считать пятницу - 15 октября, при этом соблюдать «правило високосов». Обоснованием подобной календарной реформы было более точное определение дня празднования христианской Пасхи, и чтобы весеннее равноденствие вернулось к 21 марта. Этот новый стиль уже стал отсчитывать года «от Рождества Христова», и этот календарь постепенно ввели во всех европейских странах.


У наших древних предков год тоже делился на двенадцать месяцев, в основе календаря лежал период изменения лунных фаз. Первоначально народ счет времени вел по сезонам. В более поздние времена люди перешли к лунно-солнечному календарю, в котором семь раз в каждые девятнадцать лет вставлялся добавочный, тринадцатый месяц. Естественно, что вместе с христианством из Византии на славянские земли пришел и юлианский календарь. До принятия христианства, наши славянские предки считали началом года начало весны - это день весеннего равноденствия. Вместе со славянами это день праздновали и все арийские народы. Индийцы и иранцы так отмечают начало года и по сей день. От них празднование Новруза, вместе с самим словом, переняли тюркские народы. Ритуалы, связанные с празднованием Нового Года в дохристианской культуре славян, а так же и в дохристианской Руси, а в некоторых арийских странах и по сей день, весьма характерны: крашеные яйца, ростки злаков, пирамидка из творога (баба) и прочее. А это значит, что древний праздник весны (весеннее равноденствие) не был забыт в народе, а всего лишь «перекочевал» из солнечного календаря в лунный. И Пасха празднуется нами сейчас так, как когда-то встречался нашими древними Солнечными славянскими предками Новый Год. И потому как праздник этот связан с Солнцем, то, главным новогодним ритуалом является встреча первого весеннего восхода дневного светила. Вот теперь нам с вами стало понятно, что прохождение Солнцем точки весеннего равноденствия, вступление его в знак Овна и знаменует у славян начало весны и нового года.


Начиная с X века Новый год на Руси стали встречать 1 марта. В XV веке в соответствии с церковной традицией начало гражданского года перенесли на 1 сентября и отмечали его так более двухсот лет. Я уже писала в моих статьях (ознакомиться с ними можно на моём сайте www.eniopsiholog.net) 19 декабря 7208 года («от сотворения мира») Петром I был подписан указ о реформе календаря. Этим указом Петровским водились новое начало года - от 1 января и новая эра - христианское летосчисление «от Рождества Христова». 20 декабря глашатаи объявили новый царский указ «О праздновании Нового года». То есть в указе предписывалось день 31 декабря 7208 года от «сотворения мира» (православная церковь считает датой сотворения мира 1 сентября 5508-го года до новой эры) считать 1 января 1700 года от Рождества Христова. Указ заканчивался словами: «А буде кто захочет писать оба те лета, от сотворения мира и от Рождества Христова, сряду свободно». И тогда получилось так, что предыдущий год стал в России самым коротким: он продолжался всего четыре месяца - с сентября по декабрь.


Григорианский же календарь, по которому в Европе исчислялось время с XVI века, утвердился в России лишь в 1918 году. 24 января Совет народных комиссаров принял Декрет, в соответствии с которым была введена поправка в 13 дней (различие с юлианским календарем). И после 31 января 1918 года считалось не 1-е, а 14 февраля.


Памятуя, что практически все исторические сведения о славянском язычестве, все без исключения славянские языческие хроники, а также большая часть языческих традиций были уничтожены за тысячелетие господства на славянских землях и Руси воинствующего христианства, которое огнем и мечом стирало с лица славянской земли своих языческих религиозных конкурентов, не оставляя языческой культуре славян ни малейшего шанса. Поэтому, к сожалению, дошедшие до нас сведения о славянском язычестве очень скудны, и именно поэтому они неизбежно были дополнены собственными домыслами различных историков, исследователей. Отсюда возникли многие разночтения событий и дат. А ещё, при рассмотрении древних славянских языческих календарей обязательно следует учитывать, что язычество насчитывает в своей истории много тысячелетий, за которые календарь тоже претерпевал различные изменения. Давайте посмотрим на описание славянского календаря, наиболее древнего из известных языческих календарей на сегодняшний день. Календарь - это Коляды Дар, что буквально означает подарок Коляды. То есть, слово "календарь" происходит от сращения Каляды Даръ. Коляда - это Воплощение новогоднего солнечного цикла. По древнеславянской мифологии бог Коляда появился на свет в 7 тысячелетии до Р.Х., чтобы спасти человечество от духовного вырождения. Другое название Календаря - (Даарийский) Круголет Числобога. Даарийский - означает древнюю страну Дарию. Это значит, что кадендарь был основным в Даарии. Круголет - это Круг Лет (славяне считают кругами: Круг = 16, Полный Круг = 144). Числобог - это Мудрый, Вышний Бог, управляющий течением Реки Времени, а также Бог-Хранитель Даарийского Круголета и различных жреческих систем Славяно-Арийского летоисчисления.


Необходимо знать о различиях, существующих во времяизмерительных и календарных системах. Например: в современном Летоисчислении четыре времени года: Зима, Весна, Лето и Осень, а в Славяно-Арийском их три: Оусень, Зима, Весна, и эти все три времени называются - Лето. В современном Летоисчислении исторический счет ведется веками (периодами по 100 лет), а в Славяно-Арийском - Кругами Жизни (циклами по 144 Лета). Также имеются и другие различия. Древний Славянский Календарь был основан на шестнадцатиричной системе счисления и образует, продолжительные промежутки времени, называемые Сварожьими Кругами. Сварожий Круг - это небесный путь, по которому движется Ярило-Солнце, проходя через 16 Небесных Чертогов, в которых собраны Солнца, Звёзды и Звёздные скопления (созвездия). В каждом Чертоге Солнце проходит последовательно все 16 Чертогов за 180 Кругов Жизни. Это и есть сутки Сварога (кстати, 180 Кругов Жизни х 144 Лета = 25 920 Лет). Из Сварожьего Круга Души людей приходят на Землю, при этом, когда Солнце проходит определённый Чертог, соединение его света со светом Чертога даёт силу. В современной традиции Небесный Круг Созвездий называют «зодиак» и делят его на 12 знаков, а наши предки славяне делили небесный круг на 16 периодов - Небесных Чертогов. Каждый славянин должен знать свой Чертог. В каком Чертоге находится Солнце-Ярило во время солнцестояния в ту эпоху мы и живем. Каждые 1620 лет Солнце-Ярило переходит в новый Чертог. Полный цикл равен 25920 годам (писала выше о подсчётах) - это известный период обращения солнечной системы Ярилы-солнца вокруг центра нашей галактики, по-научному называется прецессией, а наши Предки славяне называли такой период - Сутками Сварога.


Круг Жизни содержит 144 Лета. Лето (нынешний год) - три сезона: Оусень, Зима и Весна - это одно Лето (отсюда в русском языке понятия: летопись, летоисчисление, сколько Вам лет, желаю вам долгие лета, и т. д.). Лето - 9 месяцев, месяц - 41 или 40 дней (в зависимости от того, месяц нечетный или четный), день - 16 часов (4 х 4), час - 144 части (12 х 12), часть - 1 296 долей, доля - 72 мгновения, мгновение - 760 мигов, миг - 160 сигов (отсюда слово в русском языке «сигануть», то есть быстро переместиться) сиг - 14 000 сантигов. Завораживающей точности информация! Такая точность недостижима сегодня даже современными атомными хронометрами. Зачем древним славянам была нужна такая дробность времени? Объяснений научных я не отыскала, и действительно ли она у них существовала – и этому подтверждений тоже не нашла. В истории славян много домыслов, придуманных с XVIII по XX века.


Учёные, изучающие историю славянства, считают, что новые сутки Сварога раньше начинались в момент захода Ярилы-Солнца в день равноденствия - очень просто и наглядно: часов не было, новые сутки начинались с заходом Солнца. Сам термин «сутки» появился не более 110 тысяч лет назад. Причем слово «сутки» есть, только в славянских языках. Этимология этого слова такова: соТКать, сТыКовать – значит, соединять вместе (ТК). О - У - Ы переходные гласные. То есть СУТКИ - сотканные, состыкованные вместе день и ночь. Сейчас, у нас, сутки начинаются ночью, когда все спят. Но даже если бы мы и не спали, то зафиксировать начало новых суток визуально невозможно, так как наблюдать в этот момент на небосклоне нечего. Неделя у наших предков славян состояла из девяти дней: понедельник, вторник, тритейник, четверг, пятница, шестица, седьмица, осьмица и неделя. Вспомните фразы из сказок: «и на первую седьмицу он поехал в Град-столицу» (Конек-Горбунок), «вот осьмица уж прошла и неделя подошла» (Каменная чаша). Сейчас седьмицей называют семь недельных дней, чаще всего это слово употребляется в христианстве.


Все месяцы начинались в строго определенные дни недели. Например, если первый месяц года начинается во вторник, то и все остальные нечетные месяцы будут начинаться во вторник, а четные - в седмицу. Поэтому сегодняшний наш календарь, который содержит 12 разных табличек-месяцев, раньше содержал всего две таблички: одну - для нечетных месяцев, вторую - для четных месяцев.


Многие элементы Славянского Календаря дошли до наших дней в виде поговорок и обычаев, истоки которых, к сожалению, уже забылись. Не случайно, например, Великая тризна, то есть поминовение умершего родственника, совершается через славянскую неделю (9 дней), и через славянский месяц (40 дней), то есть на девятый и сороковой день. Девять месяцев вынашивает мать во чреве своем чадо, а после, сорок сороков (сорок месяцев) кормит дитя грудным молоком. А через сорок сороков (или четыре лета и четыре месяца) после рождения первого ребенка у славянской женщины наступал период жизненного совершенствования, после чего она становилась Ведающей Матерью или ВедьМой (у славян это понятие не носило негативный смысл).


Наши предки славяне считали, что через 369 недель после рождения человека, значит - это в девятилетнем возрасте начинается период его Духовного Обучения, ибо в девять лет у славянских детей происходило первое Великое приобщение к Древней Мудрости Богов и Предков. Когда же детям из Славянских Родов исполнялось 12 лет (108 месяцев) и они достигали роста 7 пядей во лбу (124 см) - начинался новый этап в их жизни, после чего мальчиков начинали обучать родовым ремеслам и воинскому искусству. А еще через 108 месяцев, то есть в 24 лето, славянский юноша, принимая Духовное освящение Священным Огнем, познавал истинный смысл бытия своего Рода и истинное значение его Родового имени. В 33 лето наступало время Духовного совершенствования. А в 369 месяцев или в 41 лето у славянского мужчины начиналась эпоха Духовного Озарения.


Славянская девушка могла выходить замуж только после 16 лет или 144 месяцев, что составляет Единый Круг Круголета. До этого срока она вестует - познаёт Весть, то есть обучается ведению домашнего хозяйства, уходу за детьми, рукоделию. Славянскую девушку называли Веста, а в 16 лет она заканчивает вестовать и становится НеВестой (так называли славянскую девушку готовую к замужеству).


Повсеместное использование древнего славянского календаря прекратилось, когда Петр I ввел иностранный календарь. В этом календаре неделя укоротилась до семи дней, в угоду почитателям лунного культа. Количество месяцев в году возросло, а их названия изменились. В настоящее время, учитывать события отражённые в календаре, правильнее будет применительно только для славянских событий последних трехсот лет. А более древние события славянского мира, для ясного понимания их сути, должны быть датированы в той системе летоисчисления, которая употреблялась до 1700 года. Иначе возможно неправильное толкование нашей летописи, культуры, традиций и обычаев.


У профессора Н.И.Моисеевой в книге «Время в нас и время вне нас» описывается: «Народный календарь был более точным, чем юлианский, хотя последний считался грандиозным научным достижением своего времени. Как известно, юлианский календарь допускает значительные ошибки: его год длиннее тропического на 11 минут 14 секунд, погрешность в одни сутки накапливается за 128,2 года, или, усреднено, каждые 400 лет образуется расхождение в трое суток. В 325 году, когда юлианский календарь был принят для всего христианского мира, весеннее равноденствие приходилось на 21 марта, летнее солнцестояние - на 22 июня, зимнее солнцестояние - на 22 декабря. По юлианскому календарю в X веке эти явления наблюдались соответственно 16 марта, 17 июня и 17 декабря (погрешность в пять суток), в XVI веке - 11 марта, 12 июня и 12 декабря (погрешность в десять суток). Реформа календаря, проведенная в нашей стране в 1918 году, когда была ликвидирована шестнадцатидневная погрешность юлианского календаря, возвратила календарную ситуацию IV века: соответствующие астрономические явления снова пришлись натеже даты, что и во времена Никейского собора. Несмотря на все погрешности календарей, навязанных крестьянину, он ухитрялся соотносить важнейшие астрономические даты с праздниками и днями святых и, опираясь на эти даты, пользовался установленными веками приметами. Следует подчеркнуть, что народный календарь - всегда местный, приуроченный к данной структуре хозяйства. Весь народный календарь построен на одной-единственной идее - все надо делать вовремя, не торопясь и не затягивая, как об этом говорят поговорки: «Кто отстал? Скорый. Кто дошел? Спорый», «Тихо едешь - беда догонит, шибко пойдешь - беду догонишь».


Когда же возник тот русский календарный стиль, который отражен в месяцесловах? Когда произошло совмещение дат народного календаря, отмеченных сельскохозяйственными приметами и наблюдениями русского крестьянина, с датами юлианского календаря? Согласно многочисленным исследованиям, слияние произошло только в XVI-XVII веках (как раз, после церковной реформы патриарха Никона и раскола русской Православной (Ортодоксальной) церкви на староверов и никоновцев. Как показывают последовавшие за реформой гонения на православных староверов, именно в их среде русскими волхвами сохранялись древние дедовские традиции, обычаи и религиозные мировоззрения).


А что же до этого? Календарь был сам по себе, а порядок работ - по старинке. После слияния народного календаря с юлианским в силу погрешности последнего приметы начинают терять свое значение, так как постепенно сдвигаются во времени. Что же касается поправок - любого рода устных преданий, которые могли вносить люди, то они сохраняются в памяти одного-двух поколений не более шестидесяти лет. А это значит, что внук, слышавший поучения деда, став сам дедом, уже неточно передает их своему внуку.


К концу XVII века календарь имел погрешности, а к XX веку, когда сдвиг календаря оказался по отношению к XVI веку трехдневным, народный календарь уже не выполнял своей культурно-хозяйственной функции. Его приметы были верными только в пяти процентах случаев. В наилучшем положении оказалось народонаселение окраин и глухих мест, малознакомое или совсем не знакомое с юлианским календарем, продолжающее вести свои собственные простейшие астрономические подсчеты. Таким образом, широкие слои населения России располагали астрономическими знаниями с самых древнейших времен. Славянские племена имели собственную, ниоткуда не заимствованную, в практических целях употреблявшуюся календарную систему, смятую наступлением христианской цивилизации».


Вот я вместе с вами, мои читатели и почитатели памяти, традиций славянских предков, узнали, по какому же календарю жили наши Пращуры. С этими знаниями будет проще разобраться в славянских старинных праздниках, народных приметах и верованиях. Следующая моя статья будет посвящена Дню Весеннего Равноденствия. До принятия христианства, наши славянские предки считали началом года начало весны, а это был день весеннего равноденствия. Продолжение следует…

Читайте также

Комментарии (0)

+375 29 689 46 47

Нужна помощь?

Оставьте заявку

прямо сейчас!