25 -27 сентября Световид- Четырехликий Бог. Овсень. Радогощь

Сентябрь славяне называли вересень и праздновали много праздников. В статье я опять буду писать о переплетении славянских языческих праздников и обрядов с христианскими православными праздниками, потому, что глубоко убеждена, что помнить, почитать, использовать мудрость и опыт наших предков, не является чем-то богохульным. Язычество - это не религия, как заблуждаются некоторые. Это свод верований, основанный на вере в силу Природы и в Богов ею управляющих, которые принято Церковными святыми отцами противопоставлять христианству, как вере в одного Бога – Иисуса Христа. Название произошло от евангельского определения - в корне его слово «языки», то есть народы, которые, по Евангелию, остались в плену своих вероисповеданий, потому что отвергли или так и не услышали, не приняли весть о Христе. К их числу Церковь относит: магию, шаманизм, тотемизм, почитание животных, воодушевление элементов природы, культ предков и всё подобное, неодобряемое христианской верой. Наши предки язычники не просто проводили торжества - каждое событие было ознаменовано определённым, очень уместным и понятным народу, ритуальным действием. Это же касалось обрядов, которые сопровождали появление ребенка на свет, создание семьи или прощание с усопшим родичем. Языческие праздники – это сакральные Праздники славян - наших предков, почти всегда были привязаны к календарю. Сейчас многие точные числа праздников утеряны из-за смены дат, а также по той причине, что некоторые обряды переносились из-за погодных изменений. Однако, всё же сохранилась до сегодня часть таинств, которые неразрывно соответствовали природному циклу - в дни летнего и зимнего солнцестояния и осеннего и весеннего равноденствия. Это были ключевые точки отчета годового Колеса жизни, или как называли его славяне - Кола Сварога (календаря Сварога). На каждую солнечную точку солнцестояния и равноденствия приходится умирание Солнца в одном проявлении и воскрешение его вновь - в другом. В годовом коловрате Солнце было Колядой-ребенком, Ярилом-юношей, Купалой-мужчиной. И вот наступил его последний период - Мира-старца.


Световит празднуется славянами на третий день после осеннего равноденствия – с 25 по 27 сентября. Святовит, Свитовит, Световид, Свентовид - Миробог - Четырехликий Бог настоящего и будущего, которому поручено следить, чтобы на земле, в небе и в подземном царстве свято осуществлялись законы Прави. Бог Свентовид у предков славян – это Вышний Небесный Бог, который несет Чистый Духовный Свет Благости, Любви, Озарения и Просвещения Мира Прави в Души всех Белых людей из Родов Расы Великой, а также в Души потомков Рода Небесного. Свентовит, Святовит, Световик, Светич - верховный бог западно-славянского пантеона, бог-всадник, сражающийся с Тьмой. Упомянут, был в "Славянской хронике" Гельмольда, подробно описан у Саксона Грамматика в "Деянии данов", как главный бог, "бог богов", "самый убедительный в ответах". Именно он чаще всего подразумевается под именем Белобог у славян. Для аналогии он функционально соотносим с Аполлоном - с тем самым Атремидом- Артемидом, братом Артемиды - Роженицы. Фигуру этого идола, высеченную в камне, можно поныне видеть на Руяне, на полуострове Виттов, в народе именуемую как Виттольд, как бы "Древний Вит". В пантеоне балтийских славян Святовит - самый первый. Бог войны, победы и одновременно - бог земли и плодородия. Свентовит, как называли его сами славяне, внушал страх, трепет и благоговение. По преданиям, на острове Руяне в Балтийском море, в священном для всех балтийских славян городе Аркона Святовиту воздвигли храм - великолепную деревянную постройку. В ней стоял дубовый идол выше человеческого роста - великан с четырьмя головами: каждая голова Святовита смотрела на одну из частей света, и ничто не могло скрыться от его взгляда. Бог сжимал в руке рог, который каждый год наполнялся вином (мёдом), рядом лежал громадный меч, поднять который можно было лишь вдвоем. Здесь же хранилось знамя руян, которое называлось станица. Его всегда брали в поход и берегли, как зеницу ока. Все эти предметы окружали славянского бога совершенно не случайно. Вино у наших предков славян всегда символизировало плодородие и достаток, меч и знамя – это символы готовности Святовита и всех жителей Руяна встать на защиту славянского мира. В храме Святовита имел право постоянно находиться только один жрец – это был длиннобородый, длинноволосый старец, почтенный и уважаемый всеми руянами. Рядом с храмом, в конюшне, держали красивого большого коня белой масти с густой гривой. Именно на нем, как считали предки, ненастными ночами, когда ледяной ветер с Балтики дует особенно сильно, Святовит выезжает, чтобы осмотреть свои владения. Скачет по острову Руяну, затем, с легкостью перемахивая через пролив, углубляется в земли лютичей и ободритов. Не оставляет без внимания и германцев, живущих поблизости, а так же данов, и саксов. Утром нередко было заметно, что белая шерсть коня свалялась, что конь мокрый, грязный, усталый. “Святовит выезжал на прогулку”, - говорили наши предки славяне. И хотя древний храм Богу Святовиту на острове Руен был уничтожен датчанами 15 июня 1168 года, он представляет самую суть духовной жизни славяно-русов. Когда-то этот храм был одним из самых святых мест Европы, чудом света, не меньшим, чем храм Зевса в Олимпии. И потому возбуждал у соседей зависть и ненависть. В священный во всей Славии город Аркону (Яромарсбург, Германия) приходили люди из самых дальних краев. Для паломников в городе было открыто множество странноприимных домов. Датский хронист Саксон Грамматик (1140 - 1208) описывает храм Световита так: «...на площади в центре города стоит мастерски изготовленный деревянный храм. Его почитают не только за красоту, но и за величие бога, которому здесь воздвигнут кумир». Как я уже писала, само изваяние Световита представляло собой могучую фигуру с четырьмя головами. Каждый лик, смотрящий в определенную сторону света, имел короткую бороду. В правой руке бог держал окованный металлом культовый рог с медом (вином). Левой упирался в бок. Одежда достигала колен, а ступнями он стоял вровень с людьми, на земле. Божественное изваяние было прикрыто багряной завесой. На стенах храма, где было развешено большое количество рогов оленей, лосей и туров, висело украшенное самоцветами седло, уздечка и меч с серебренной гравированной рукоятью. Только служители бога - жрецы, и только в белых одеяниях, могли входить в святилище. При входе в храм они задерживали дыхание, чтобы не осквернить им Световита. В храме мог остаться только один, самый почтенный жрец. Он же содержал белого коня бога, на котором тот выезжал по ночам, чтобы сокрушить врагов славян. Триста всадников в красных одеждах сторожили обитель бога. Воины считали его своим покровителем, как в мирные будни, так и в бою. Петр Альбин в "Миснейской Хронике" (1590 г.), сопоставляя Черного и Белого богов, пишет еще об одном имени бога света: "XI. Чернобог был черный бог; подобно как Белый Бог, Ютробог - бог зари. Hесомненно, почитался и подобный бог, который, вероятно, означал утреннюю зарю". Знали, что Свитовид - это Солнце, что на белом коне приносит на землю рассвет, воюет с врагами дня. Он - Бог Света Рода и сам видимый свет Сварога, который проникает во все щелочки, неся Правду и Лад. Световид - это один из верховных богов славянского пантеона, которые у славян олицетворяли космическое мужское родовое начало, мужское семя, живой свет. Бог, дающий свет, тепло и жизнь, оживляющий и оплодотворяющий природу. Световид всегда молод. Как я уже упоминала в статье, Световиду предназначался белый конь, на которого никто не смел садиться, кроме главного жреца храма. Цвет покровитель Световида был красным цветом - красной была и крыша храма. Четыре лица Световида символизировали его Власть над всеми сторонами света и всеми временами года. Будучи военным божеством, Свитовид требует, чтобы ему служили жрецы-воины. Для этого при каждом Храме Свитовида проходили обучение и находились постоянно жрецы, которые законы Прави в искусстве воинском изучали, три мира, три главы в себе познавая. От этого и название их воинского искусства - Триглав (Триглав - священное боевое искусство славян, которому обучали Жрецов-воинов). Широко известна статуя Збруцкого Свитовида-Рода, найденная в 1848 г. на Тернопольщине вблизи священной горы Богит. Огнищане подольских Медобор хранят культ Рода-Свитовида в неприкосновенности и празднуют его праздники и сегодня. Священной птицей Свитовида является петух - кур. Именно поэтому, когда волхвы Световида, становились шляхтичами, то они имели на своих гербах кура. Световид - вездесущий Дух. Энергия Рода, пронизывающая все сущее. Согласно древним славянским легендам Род, родившийся однажды из яйца, выдохнул из себя Дух, который, отдаляясь от него, сотворил Всемирье. Для славян вся сила Свитовида проявлялась во Вселенной светом мудрости, которая суровое бытие их упорядочивала. Потому именно у наших предков он проявляет себя в плодородии, урожаях и связан с осенним солнцем, зерном и большими битвами. Святовита, в отличие, например, от греческого Ареса или римского Марса (тоже богов войны), наши предки считали всё же добрым богом. Сильным, могущественным и справедливым. Если дата рождения Святовита теряется в глуби веков, то дата смерти хорошо известна - 1168 год. В этом году король Дании Вальдемар I, победив князя Яромира, смог покорить остров Руян. Островитяне упорно сопротивлялись, но силы были слишком неравны - на помощь данам пришли… славяне (увы): поморянские князья Казимир и Богуслав, а также князь ободритов Прибислав. Это был нож в спину для руян. Захватив Аркону, Вальдемар учинил расправу и над славянским богом. “И велел король вытащить этот древний идол Святовита, который почитается всем народом славянским, и приказал накинуть ему на шею веревку и тащить его посреди войска на глазах славян и, разломав на куски, бросить в огонь”, - повествует в летописях Гельмольд из Босау.


Световид у славян – это и бог плодородия, ему молились наши предки об изобилии плодов земных. В честь Световида славяне на протяжении всего года устраивались пышные праздники. Во время зимнего поворота солнца отмечался праздник, посвященный грядущему торжеству Сварога-Световида над нечистой силой. Это время получило у наших предков название «святок». Святки начинались от Солнцеворота и шли вплоть до Велесова дня. Еще славяне в честь Световида праздновался весенний праздник, который посвящался пробуждению природы, появлению благодатных дождевых ливней, которые поили землю – он получил название святой, или светлой, недели. Световид - Бог осеннего солнцеворота (23 - 27 сентября). В день осеннего равноденствия (этот праздник еще называют Рождеством осеннего солнца) славяне верили, что приходят Предки на землю. Утром всей общиной они шли на капище, воспевали Световида, обращались к предкам, чтобы те оберегали своих потомков в нелегкое темное зимнее время. Осенние поминки праотцев происходили дома, наедине с умершими. Самым старым названием Овсеня (осеннего солнца) у славян является Ясень, как символ старости, мудрости, ясности ума. Несмотря на то, что Овсень начинает самую темную часть годового круга, его имя наши предки всё же связывали со светлой частью, с Новым Годом. Овсень, считали славяне, является переходным периодом, мостом из одного лета в другое. Малый Овсень у наших предков приходился на самый короткий день в году, что подтверждается обрядом засевания, свойственным новогодним святкам. А названием этого действа в немецком языке «owsen» - засевать. Главные обряды у славян в честь Овсеня связаны с сельхозработами (у меня на сайте www.eniopsiholog.net можно прочесть статью об этом славянском празднике), с их завершением и единением родов, ведь по окончании жатвы роды собирались на совместные общинные праздники. В это же время наши предки справляли свадьбы. Поэтому Овсень - опекун наших богатств и символ единения родов славянских. Овсень изображается как всадник с богатыми плодами в деснице и щепотками сухих цветов в шуйце («Шуйца» - левая рука, считается, что это слово произошло от прилагательного «шуий» - которое обозначает левое направление, а «Десницей» славяне называли правую руку). Он распределяет богатства земли между Родовичами, одаряя работящих людей и обделяя лентяев, воров. В народе осталась поговорка: «Овсень на пестром коне ездит». Главными действующими лицами этого праздника являются пожилые люди, женатые пары, имеющие детей. Необходимыми атрибутами праздника являются Дидух (Дидух - древнейший славянский, дулибский, роський, белорусский, украинский, новогодний, рождественский символ, знак бессмертия предков, оберега рода, благополучия, достатка, хорошего урожая), как символ вступающего в силу Велеса, и большой калач. На Руяне большой калач был ростом с человека. Этот калач символизирует богатство всего рода, итог достижений огнищан. Он также отображал представление наших предков славян о Старом, Могучем Солнце, которое осенью уже не припекает, но от него всё ещё зависит урожай. В этот день устраивалась братчина, на неё сходится весь род, который приносил на общий родовой стол все лучшее от стола семейного. Проводили славяне в эти дни обряды предсказания будущего. После Миробога (Овсеня) начинаются затяжные дожди, осень входит в свои права. И вот наступил последний период Солнца - Мира-старца. Ещё наши предки этот период праздников называли Родогощь. Когда собран весь урожай, светит, но не печет солнце, сбрасывают листву деревья, природа готовится к зимнему сну, славяне празднуют Родогощь. К празднику наши предки пекли пирог, он ровнялся человеческому росту, за него прятался жрец с вопросом: «Видите ли вы меня?». На положительный ответ жрец желал, чтобы на будущий год был собран более обильный урожай, и тогда можно будет испечь пирог еще больших размеров, что бы спрятаться за ним жрец смог полностью. После зачина и гаданий на следующий год, начинался пир горой. Блюда на столе следовало устанавливать горкой, которая постепенно уменьшалась. В этот день, по правилам всегда рассказывали старики сказку о чудо-богатыре и подземном царстве. Этой сказкой они напоминали молодым сородичам о приближающейся зиме и угасающем солнце. Обязательно наши предки проводили обряд очищения. Для проведения обряда очищения с наступлением темноты разводился костер, через который нужно было прыгать. А жрецы, проговаривая, как заклинания, слова: «Яже, яже потоптаже!» - проходили по раскаленным углям босыми ногами. Веселые игрища служили концовкой праздника Родогощь.


По народному календарю, во второй половине сентября начинается так называемое «старое бабье лето». Оно продолжается от Семёнова дня, то есть с 14 сентября по новому стилю, до Никиты Гусятника - 28 сентября.


Что касается обрядов плодородия, для славян это была вообще, как принято сейчас говорить: «отдельная песня». Вопреки распространённому мнению об отсутствии у славян откровенной эротики в национальных традициях, окончание жатвы у наших предков не обходилось без проведения весьма бесстыдных (для некоторых) обрядов. Это было и в языческие времена, и после введения на Руси христианства, причём сотни лет подряд эти древние игрища мирно сосуществовали с православными нормами поведения. Нагота при этом считалась у наших предков вполне естественной вещью. Ещё в начале XX века этнографы описывали осенний обряд, который можно было наблюдать в селениях западной и южной части России, на Украине и в Беларуси. Когда с поля убирали последний колосок, мужикам следовало удалиться от жнивья подальше, а молодым бабам и девкам обнажиться и голышом бегать по стерне, следовало перекатываться по ней (вряд ли могло подобное действо, на мой взгляд, доставлять несчастным большое удовольствие, стерня-то колючая!) и приговаривать: «Жнивка, жнивка, отдай мою силу на пост, на молотило, на колотило, на кривое веретено». Считалось, что во время этого обряда женское тело передаёт земле свою детородную силу, которая наиболее велика была, конечно, у молодых женщин и девушек. Одновременно от земли к славянским женщинам переходила природная сила Земли-матушки-кормилицы, которую они подрастратили во время жатвы. Следовало подпитаться энергией земли, которая будет нужна им вскоре при молотьбе хлеба, при обработке льна, при изготовлении и выделке холстов, при прядении шерсти, уходе за скотом и прочих домашних работах. Ну, естественно, что деревенские парни получали от обряда большое удовольствие, и хотя обычаи и предписывали мужчинам на это время уходить с поля, им в то же время не возбранялось подглядывать из ближайшего леска за бегающими по жнивью обнажёнными красавицами славянками. Те, конечно, о подглядываниях знали и старались показать себя перед парнями во всей красе. Ведь после окончания молотьбы и закладывания хлеба в закрома в славянских общинах традиционно наступала пора свадеб.


Вскоре после уборки урожая начинались вечерние «засидки» - так наши предки называли работы в избах при огне. Такие «засидки» в языческое время опять же не обходились без вольностей и, как сейчас говорит молодёжь, «приколов». Когда на дворе темнело, замужним бабам надлежало расходиться с этих «общественных работ» по своим избам - к мужу и детям. А к незамужним девушкам, как бы «совершенно случайно - гурьбой заваливались холостые парни - вроде бы для того, чтобы им помочь. Завершались же «засидки» обычно общим сном вповалку. И хотя считалось, что при этом молодёжь сохраняла целомудрие, всё же таким рассказам мало кто верил. Общинный люд на такие вольности обычно смотрел сквозь пальцы. Ведь на Покров (14 октября) всегда у наших предков было принято засылать сватов в дом невесты. А если, к этому времени, какая-то девушка оставалась без потенциальных женихов, то она винила в этом своих родителей, которые слишком уж следили за сохранением их дочкой невинности. Из нашего славянского предка всю эту страсть к языческим игрищам за сотни лет не смогли выбить ни официальная христианская церковь, ни строгие царские указы. И даже коммунисты за семьдесят лет не сумели полностью искоренить в советских славянах мятежный дух язычества.


Из интересного: вторник, как день недели, находится во власти бога Световида - бога «аккумулятора» лучших деловых качеств людей. Присутствие красного цвета в вашей одежде, или наличие предмета, которым вы часто пользуетесь, того же цвета - это приоритетное условие вторника, так как красное притягивает бога Световида. Такое уважительное отношение к атрибутике Световида поможет вам избежать денежного обмана, от мошеннических сделок, оградит от покушений на ваш кошелек, банковский счет и тому подобному. Наличие у вас в одежде или атрибутах любимого цвета этого бога, поддержит в осуществлении давно начатого денежного проекта. Второе условие для получения помощи Световида – это совершение финансовых операций с присутствием цифры 4. Как нумеролог, могу вас заверить, что цифра 4 убережет вас от ошибок, неточностей и убыточное дело превратит в прибыльное, облегчит денежные переговоры. Например, во время заключения договора повторите 4 раза его главную идею или выделите 4 наиболее важных пункта в договоре. Пусть в вашей важной деловой встрече участвуют 4 человека. А рассчитываясь, отдайте 4 купюры (или кратное 4 число - 8,12, 16 и т.д.), получайте деньги таким же образом. Постарайтесь деловые переговоры и денежные дела завершить к 4 часам дня, тогда результаты переговоров будут лучше, а ваша прибыль после них выше. Для приумножения капитала вечером во вторник проведите следующий обряд: следует начертить круг диаметром 25см, затем поставьте в середине этого круга жирную точку. Слева от точки напишите «запад», справа – «восток», сверху – «север», снизу – «юг». Затем на эти отметки следует поставить емкости красного цвета (рюмки, чашки, стаканы) и налить в каждую по 4 чайных ложки воды. Сядьте поудобнее и смотрите на воду в каждой емкости. Загадайте четыре желания. «Запад» - желание о денежном успехе; «восток» - желание узнать тайны, которые от вас скрывают; «север» - желание про любовь; «юг» - проговорите своё давнее сокровенное желание. Затем, слейте воду из четырёх емкостей в одну посуду (тоже красного цвета) и выпейте её, проговорив такой заговор: «Как эта водица быстрая, водица чистая, так и мои желания скоро явь довеку. Наши требы Световиту-Белобогу приносились в виде высокого пирога, который резался на четыре части, а возможно, и разносился затем на все четыре стороны, в согласии с направлением взора Световита. Да бутет так и с моими желаниями. Заклинаю».


Одним из главных праздников Световита-Белобога можно считать календарный Таусень - осенний солнцеворот, когда урожай собран, и надо заботиться о благополучном новом - в следующем году. Согласно легендам, у наших предков древних славян существовало несколько способов гадания жрецами Световита о грядущем. Один из них – это гадание с помощью священного белого коня бога. Перед входом в храм втыкали в землю три ряда скрещенных копий. Через них проводили коня. Если он начинал движение с правой ноги, то будущее обещало быть счастливым. Если с левой ноги - то все могло сложиться плохо. Вот ведь, что странно то, что до сих пор существует поверье, что встать утром с левой ноги - плохая примета. «На белой свете не без добрых людей», - говорили, и говорят до сих пор в народе, именуя белым и Отечество свое, и веру. А белый свет у славян всегда был воплощением мира, земли и небес, всей необъятной Вселенной. Живая память о древнем Белбоге и доныне сохраняется в преданиях, сказах о Белуне. Особо почитали этого бога-Белуна в Беларуси. Здесь верили, что заблудившегося в лесу человека обязательно приведет домой седобородый старец, похожий на волхва. В счастливую минуту белорусы говорили: «Словно подружился с Белуном». Или: «Тямно ў лесе без Белуна». В стародавние времена парни и девушки, собираясь с приходом осени на посиделках, распевали: «Хоть и светит в небесах луна - Ох, темно в лесу без Белуна!». Его почитали в Беларуси также подателем богатства и плодородия. Как считали наши предки, что во время жатвы Белун приходит на нивы и помогает жнецам в их работе. Чаще всего он показывается в колосистой ржи с сумою денег на носу, манит какого-нибудь мужика и просит утереть себе нос: если тот не побоится и исполнит просьбу, то из сумы посыплются деньги, а Белун исчезнет, оставив человека богатым.


А еще Световида славяне рассматривали как Свет Рода. Предки считали, что в человеке он присутствует в виде истинного сознания "Азъ Есмь" - ощущение истинного "Я", ощущение того что "Я Есть!". Наше истинное сознание часто сокрыто от нас разными шорами ложного "Я". Мы считаем, что Я - это тело, Я - это эмоции, чувства. Я - это мои мысли или мой разум. Я - это мое имя, например: Я - водитель, Я - врач, Я – рокер (накладывания на себя социальных образов)... и прочие образы. Однако, в процессе духовной эволюции, когда человек снимает с себя шоры ложного "Я" он вдруг обнаруживает, что он и есть этот Свет Рода Всевышнего. В каждом из нас присутствует бог Световид, которому подвластно видеть всю Вселенную такой, какая она есть на самом деле без искривлений. Ведь дух, дыхание человека это же и есть сам человек, это нельзя отделить от человека. Так же и Дух Рода - это и есть сам Род. Тем более, что у славян слово "дыхание" и "дух" имели одно и то же значение. Мы дышим воздухом. А воздух - это ВОЗ ДУХа. Именно через дыхание в нас поступает энергия жизни. Человек без воздуха не проживет ни минуты. Посредством своего духа Род взаимодействует с нами и Духом его мы связаны с ним. Дух его питает нас и дает нам жизнь и через дух его, который присутствует в нас, мы способны познать свой Род и самого себя, как частичку великой славянской народности. Фаллосподобная форма Световида дает еще одно сравнение его с Родом. Под этой силой наши предки понимали глобальную силу Высшего Рода-Творца, которая оплодотворяет всю Природу-Роженицу и она родит. Небо оплодотворяет Землю дождями, солнечным теплом и плодится урожай. Без этой всевышней силы творения не было бы вообще ничего живого. Так надо ли в угоду иным от СВОЕГО отказываться, от Корней отрываясь, СЕБЯ забывая? Тако ведаю!

Читайте также

Комментарии (0)

+375 29 689 46 47

Нужна помощь?

Оставьте заявку

прямо сейчас!