Пятая неделя перед Пасхой – третья неделя Великого поста. Вторник

Вторник - Алексей Теплый 30 марта (по старому стилю календаря - 17 марта) в народе отмечают день Алексея Теплого. Название народного праздника взято из церковного календаря. Для Церкви - это день почитания памяти святого Алексия, человека Божия, жившего в 4-5 веках. Алексий воспитывался праведными христианами родителями, молодость провёл в молитвах и посте. Когда родители насильно женили его, он тайно покинул семью и направился в Эдессу, а свое имущество раздал бедным. 17 лет Алексий жил на милостыню у храма Пресвятой Богородицы и молился Господу. В храме предвидели в нем человека Божия, после этого Алексий вернулся в отчий дом и прожил с родными неузнанный ими еще 17 лет. Перед смертью он всё же признался им, рассказал о своей жизни. Этот день в народе называют «Тёплым», так как с этого дня значительно теплеет, тают снега, бегут ручьи: “Ляксея вол павінен з лужі напіцца”. Талая вода в данный день в народе считается целебной. Ее набирали в ведра и несли домой, чтобы умыть лицо и тело. Верили, что такой обряд улучшит зрение и слух. Повсеместно ожидали прилёт журавлей и аистов: “На Ляксея хоць заб’юся, а з’яўлюся”. В этот день рыбаки для хороших уловов в этом году, должны были спрясть несколько ниток для будущих сетей или, так называемую “обыденную” сеть (сеть, которую можно соткать за один день – от восхода до заката). Особое внимание на Алексея Теплого уделяли березе – символу чистоты и новой жизни. Делая надрез в стволе, собирают сок с берез. Одно взрослое дерево способно дать около 2-3 литров сока. Наши предки берёзовый сок варили с медом и сахаром. Считали, что березовый напиток придаст сил и укрепит здоровье после холодной зимы. Еще у березы собирали почки, а затем из них целители, знахари готовили лечебные настойки. Если температура поднималась до +10, +12 градусов, то пчеловоды в день Алексея с утра занимались переносом ульев из зимовника на улицу: «На Алексея Тёплого доставай улья». Их осматривали, при необходимости чинили, затем выпускали пчел. Хозяйки подготавливали картофель для проращивания. Его выкладывали в ящики на свет и сбрызгивали водой. Такой ритуал позволял нашим предкам получить более ранний и обильный урожай. В южных регионах Беларуси уже даже занимались посевом овса и ячменя. Так же наши предки считали, что посеянная на Алексея Тёплого рассада семян капусты по осени даст хороший урожай. Капуста – одна из основных овощных культур славян. Особенно много её употреблялось во время поста. Не случайно в фольклорном творчестве (сказки, былины, анекдоты) говориться, что детей «в капусте нашли». Капуста – закручивание листьев – женское зарождающееся начало – пеленание детей. Этапы выращивания капусты у славян имели ритуальный смысл и основывались на принципе подобия: кочан капусты сравнивали (да и сейчас говорят так же) с головой человека. Был обычай, когда за рождественским ужином ели капусту и голову друг другу сжимали руками, чтобы капуста была твердой, «как камень». А ещё было принято на грядки приносить большой камень-валун, который заворачивали в белый платок, рушник, чтобы капуста выросла белой, чистой. Семена капусты наши предки сеяли и в последние дни Страстной недели, чаще в субботу, после того, как «посадят» пасху в печь – «Щоб капуста была здорова, як паска». Всегда придерживались правила сеять семена капусты до восхода солнца и на прибывающей луне, при этом, крепко нужно повязать голову платком. Существовала традиция на Алексея Теплого проводить бои между гусаками. Вечером накрывали столы, где выставляли блюда из гусятины. Так как лед уже сходил с водоемов, то этот день считался благоприятным для рыбалки. Славяне примечали, что чем больше ручьев от снега и повышения воды в реках, тем богаче предвещает быть урожай на полях. Если не видели скворцов на деревьях, готовились к похолоданию. А, цветение орешника извещало об окончательном наступлении весны.

Читайте также

Комментарии (0)

+375 29 689 46 47

Нужна помощь?

Оставьте заявку

прямо сейчас!