Славянские праздники февраля. Часть 5

В предыдущих четырёх частях статьи о славянских и народных праздниках февраля, которые можно прочесть на моём сайте www.eniopsiholog.net или в Инстаграм, я писала, что по наблюдениям наших предков, которые называли, не случайно, февраль месяц - лютень, ибо больше всего смертей в зимнюю пору приходилось именно на февраль. Верили древние славяне, что в последний месяц своего властвования в Мире Яви, тёмная богиня Мара, богиня Зимы, холода и смерти становилась совсем беспощадной, и старалась забрать с собой как можно больше человеческих жизней. Поэтому, чем быстрее близился конец месяца февраля, тем радостнее становилось людям. Окончание этого месяца обозначал долгожданное избавление от власти тёмной матери погибели Зимы. Однако не всегда лютень (февраль) завершался почитанием Стрибога и Власия. Раз в четыре года славяне почитали Кащея-Чернобога, хозяина Нави. 29 февраля – это славянский Кощеев день. Фольклор донёс до современного человека лишь сказочный образ Кощея Бессмертного, который однозначно стал трактоваться как отрицательный и зловещий персонаж. Именно поэтому этот день, согласно старославянскому календарю, считается одним из самых тяжелых и бывает только в високосный год, а в народе называют его - Касьяновым днем. В старину предки были уверены, что Кощеев или Косьянов день опасен только для тех людей, которые живут не по справедливости, нечестны и неправедны в своих помыслах и деяниях. Сам Кощей, согласно преданиям, является хозяином потустороннего мира мертвых, а так же Кощей удерживает равновесие между мирами, ну и, конечно, творит разные пакости людям. Поэтому в народе свято верили, что 29 февраля ко всем лиходеям, подлецам, разбойникам, убийцам возвращалось то зло, которое они творили, и наказания нельзя было избежать злодеям (закон бумеранга работает!). Наши предки считали, что опасным високосный год был только для тех, кто жил, творя зло. В этот день ровно в полночь мужчинам из славянского рода полагалось раздавить именно в руках куриное яйцо - Кощееву смерть, указав тем самым богине Зимы, холода и смерти Морене на то, что ее время прошло, и пора уступить место богине Леле, дарящей тепло и возрождение Природе. В нашем представлении, современных людей, Кощей Бессмертный – это сказочный персонаж - худой, часто высокий старец, больше похожий на живой скелет. Он сидит в своем замке, путь до которого очень долог и непрост. Владеет различными сокровищами («над златом чахнет»), водит сомнительную дружбу с Бабой Ягой и иной нечистою силой. А ещё, Кащей – это темный колдун, злой чародей, ворующий прекрасных юных дев, и по силище своей превосходящий многих древнерусских богатырей. В легендах Кощей Бессмертный – это тьма и зло. Однако, Кощей – это одна из самых загадочных личностей в славянских верованиях. Задолго до того, как люди сделали его сказочным героем, он был известен в славянском пантеоне Богов как страшное божество, повелитель смерти и мира, недоступного и опасного для живых существ и людей – Мира Нави. Откуда пришел Кащей, ученым историкам не понятно до сих пор, поэтому и существует несколько мнений по поводу его рождения. Первые считают, что владельца меча и обладателя сундуков с золотом придумали благодаря славянскому богу Карачуну, олицетворяющему смерть и холод. Вторые говорят, что Бессмертный бог «списывался» с германского мифического правителя Одина. Третьи же уверены, что у правителя темного царства нет определенного прототипа, и представляют его в виде волхва с магическими способностями. Чернобог - Славянский бог разрушения. Также известен он под именами Чёрного Змея и Темновита. Он является царём Нави и владыкой пекельного царства. В славянской мифологии бог уничтожения и проявления темной стороны бытия. По разным версиям он ассоциируется с холодом, уничтожением, гибелью, злой энергией, безумием и воплощением всякого зла. Древние славяне представляли Чернобога в разных образах. Вообще это божество считали великим оборотнем, повелитель тёмных сил. Славянские легенды о Чернобоге рассказывают о двойственном характере этого Бога. Чернобог, созданный Богом Родом вместе со своим братом-близнецом Белобогом не стремился к тьме, братья были очень дружны. Однако, Бог Род отправил Чернобога в мир Нави, дав ему сложную задачу разрушать созданное людьми. С тех пор повелось, что Белобог, Бог Созидания, помогает людям создавать новое, а Чернобог, Бог Разрушения, забирает в мир Нави то, что должно умереть, чтобы люди продолжали развиваться, стремились к созиданию. Чернобог и Белобог основы мировоззрения славян. Славяне делят весь мир на две половины: добрую и злую или дружественную и враждебную человеку. Каждую из них олицетворяет свой бог. Враждебную олицетворяет Чернобог.


Старшими братьями Кощея (по одной из версий) были Вий и Горын. Вий - это воевода тёмных сил Чернобога и тюремщик в Пекле, представляется в образе толстого, громоздкого мужчины с силой разрушительной и неиссякаемой, который терзал самых отъявленных грешников в загробном царстве. Горын или Змей Горыныч - это персонаж, знакомый нам по сказкам, воплотивший и черты Аспида, и черты самого Чернобога. Это огнедышащий дракон с разрушительной силой своих действий, и склонный к похищениям красавиц, вдохновляет, героически настроенных персонажей всё тех же сказаний, идти на подвиги, проверять себя на прочность, выносливость, смелость и дерзость. Старинные славянские предания гласят, что Кощея избегали даже светлые божества. Его сила заключалась в необыкновенных магических способностях, которыми владел бог. Кощей заколдовал свои доспехи и меч, а потому стал неуязвимым для противников. Кощей сумел подчинить себе все тёмные создания Нави и полуночных тварей, которых только могло представить человеческое воображение наших предков. Смертны все. В том числе и Боги. Но Кощей так тщательно спрятал свою Смерть, что его невозможно убить просто так. Силой единой с ним не справишься. Нужна помощь Ведающих людей (той же Бабы-Яги, например). Чтобы победить Кощея, надо обладать силой телесной и духовной, иметь знания и опираться на помощь друзей. Среди славянского народа было распространено поверье, будто Кощей - это и есть сама Смерть, но это не так. Ни в одном из древних мифов, славянских былин, сказок нет указания на то, что бог Кощей губил людей. Нет, его скорее можно назвать стражником тёмного чертога, куда Кощей и не допускал чужих. И знаете, в таком аспекте давайте взглянем на персону Кощея с иного ракурса. Ведь он просто служил своему отцу Роду, как любой из светлых богов, которые служили Роду и Сварогу, Кощей просто находился «по ту сторону», в Нави. В народной этимологии слово «кощий» применяется к сильно тощему человеку, что косточки «видны», почти скелету. Есть устаревшее русское слово «кош» - это корзина, шалаш, стан, доля, а в украинском языке «кіш» - это тоже стан, поселение, а «кошевой» - это старшина, начальник коша, а соответственно – значит, и хранитель общей казны (коша). Санскритское слово kocagara также означает "хранитель казны" и произносится как "кошягара" или "кочагара". В белорусском языке «кашеваць» - это раскинуть стан. Можно проследить и ещё одну связку слов: касть - капость - пакость - мерзость, нечистое, сорное, гниющее (говорилось так об останках). В. Даль приводит такие значения слова касть, как грязь, распутица (арханг.), отбросы (южн. обл.). Вот лишь несколько существующих версий о происхождении имени бога Кощея. В отличие от большинства своих тёмных соратников и родственников, Кощей не любит менять свой облик, хотя он владел таким умением. Редко можно найти в легендах рассказ, что он мог принимать вид чёрного ворона, предвестника беды. Славянский бог Кощей – это не дряхлый царёк, а величественный старец, у которого были длинные седые волосы, сверкающая серебром кольчуга и огромный меч, что делал его непобедимым в любой схватке. Кощей был очень сильным воином. Иногда, появляется в отдельных мифах, колоритная деталь внешности Кощея, где говорится, что лицо его - это голый череп с чёрными глазницами. В Навьем царстве, где жили злые божества, и рождалась сама тьма, было особенное место – это Лунный Чертог. Его и доверил Род своему отпрыску Кощею, а поскольку чертог этот был обителью владыки мрака, старшие братья стали почитать Кощея как царя Нави. Но существует версия, что Кощея называли так потому, что он является хозяином «кощного мира» или «костного мира», то есть был хозяином мира мёртвых, подземного мира был хозяином. Если судить по тому, что имя Кощей происходит от этой его сущности хозяина мира мёртвых, то с большой уверенностью можно сказать, что Кощей - это ни кто иной, как сам Чернобог, то есть - Бог подземного царства у древних славян-язычников. Вряд ли у наших предков славян было сразу два царя подземного мира, где обитают души умерших людей, поэтому можно прийти к логическому выводу, что Чернобог и Кощей являются одним и тем же славянским божеством. Сам вид Кощея, которого описывали, как чрезмерно худого человека, ещё больше ассоциирует его с царём мира мёртвых. Таким образом, Чернобог и Кощей - это разные названия одного бога. Несмотря на не привлекательный облик, Кощей-бог вовсе и не похищал красавиц, а обзавёлся законной супругой себе под стать. Это была Морена, повелительница смерти и Зимы, что ещё раз подтверждает правильность версии, что Чернобог и Кощей – это один славянский Бог, так как, по преданиям Чернобог тоже был женат на Морене. В дошедших вариантах сказок Морена часто уже носит имя Марья, но, несомненно, что это переделка имени могучей и грозной богиня Зимы и смерти, жены Кощея, дочери Лады, сестры Живы и Лели. Морана (Морена, Мара) у славян считалась воплощением нечистых сил. Её символы – это черная луна, груды разбитых черепов и серп, указывающий на то, что она осуществляла ещё одну функцию - это помощь предкам в уборке урожая через срезание (убивание) выросших колосьев. И если поздний славянский фольклор повествует о том, что Царь Кощей пленит Марью Моревну, то это ещё не факт, что он её. А, возможно, по понятиям древних славян, сам Кощей находится в зимнем плену, вынужденный сохранять (по своему особому божьему предназначению) основу будущего урожая (посевное зерно) и все семена разнотравья, которые нещадно губит мороз. Марена в славянских сказаниях также стала известна под именем Василисы Прекрасной, жены Кощея. История встречи этой тёмной пары рассказывается в одном из мифов. Когда Чернобогом были похищены Зорька, Вечорка и Полуночка, Морена по своей воле отправилась в царство мрака, чтобы освободить красавиц. Условием Кощея был обмен Морены на жизни похищенных девиц, и богиня согласилась на такое условие. Родословная Морены очень запутана. Существует несколько версий происхождения Богини Зимы. Первая гласит, что отцом Мары был Бог Сварог, матерью - Богиня Лада. По легенде Лада очень хотела иметь детей и обратилась за помощью к богине Макоши. Та научила Ладу съесть чудесную рыбу и разбросать косточки на лугу, где пасется небесная корова Земун. После того, как все было сделано, Лада забеременела и в положенный срок родила трех дочерей - Лелю, Живу и Мару. Имя Богини родственно словам «мор», «мрак», «морок», «марево», «смерть». Супругов у Марены было много, самый из них известный - это Кощей. По преданию, как я уже писала, она явилась к нему, чтобы спасти трех девиц из плена. Однако темное Божество потребовало, чтобы Мара осталась вместо них. Тогда Морена хитростью заставила Кощея жениться на ней, но через некоторое время опоила его и сбежала. В этом союзе родилось 13 дочерей-недугов и это: Ломея, Пухнея, Сухея, Глухея, Желтея, Огнея, Ледея, Трясея, Грынуша, Гнетея, Коркуша, Невея-Плясавица и Глядея., а также 2 сына - Род и Вышень. Следует отметить, согласно легендам, что семейная жизнь Кощея и Морены была вполне счастливой. Однако, позже Марена вышла замуж за свою настоящую любовь - Даждьбога. Она долго доб0ивалась его благосклонности, но после создания семьи всё 0же обрести счастье у них не получилось. Причина была в н1едоверии Даждьбога своей супруге. В этом браке появился сын - Богумир. Была Морена также женой Велеса и родила от него пять детей. По второй версии отцом Мары являлся сам Кощей, но тогда невозможен их брак и женой Кощея была Баба-Яга. По третьей версии - богини Морена, Леля и Жива были созданы из искр, образовавшихся, когда бог Сварог ударил своим молотом по священному камню Алатырь. 1 марта Богиню Марену славяне чествуют перед тем, как она соберется уступить место Леле. Последний раз вспоминают о Маре в день весеннего равноденствия - 20-22 марта. Считается, что именно в это время сестры окончательно сменяют друг друга, и наступает весна.


У бога Кощея был ещё один верный помощник – его конь. Как и сам грозный маг-хозяин, животное это было необычным: наполовину живым, наполовину мёртвым, говорящим человеческим языком. Этот конь был наделён исключительными способностями и за секунды мог разгоняться до огромной скорости в своём беге. Одним ударом копыта мог убить любого. Кощеев конь имел превосходное зрение и слух. Именно верхом на этом скакуне Кощей Бессмертный появляется в Мире Яви и творит там свои пакости. Характерно, что символ Солнца, тоже конь - огненный, неизменно присутствует в сказах про Кощея и Царевича. И, только тогда Царевич одолевает Кощея, когда его огненный конь становится сильнее коня противника. Метафорически это соответственно тому, когда конь – Солнце Весны, светит ярче и длительнее Зимнего Солнца, и наступает перелом в их поединке. Солнцу всегда помогал младший брат, огонь. Для этого возжигали наши предки костры на вершинах холмов, поджигали колёса от телег, которые потом скатывали с горки. Так встречали Весну и праздновали Масленицу (Масленичная неделя наступает с понедельника, с 28 февраля). Кощей был сильным магом. По легенде он умел перевоплощаться в черного ворона и летать над миром живых. Кощей мог управлять временем. Он умел, как воскрешать умерших людей и животных, так же и забирать из всего живого энергию и даже жизнь. Мы все знаем с детства о тайне смерти Кощея Бессмертного. Она хранилась в Яйце, которое, как говорится в преданиях и сказках, было сотворено самим Богом Родом, ведь яйцо – это символ возрождения и энергии, постоянной жизни. Именно яйцо и указывает на бессмертную натуру Кощея, которая никогда не исчезнет из мира людей. Возможно, славяне ассоциировали бога Кощея с тёмной стороной души человека и, увы, она тоже наделена бессмертием. По преданиям, кто отыщет остров, найдёт на острове сундук на заветном дубе, а в сундуке сумеет отыскать яйцо, и достать в яйце иглу… - тот и решит судьбу Кощея. Символом Кощея у славян был чёрный круг или, как называли его наши предки - Чёрное Солнце. А Солнце являлось символом жизни и покровителем всего славянского народа. Поэтому его чёрная ипостась – это как бы противоположная сторона жизни всего живого, но не менее сильная, чем солнечный свет. Такой символ у славян и указывал на могущество Кощея, его власть над всеми созданиями Нави и мертвыми. Таким же мощным знаком бога Кощея являлся меч в виде клыка, загнутого вниз. В старину те, Ведающие люди - кто занимался колдовством и тёмными обрядами, носили именно подобный оберег, который, по поверьям, и защищал их от врагов, наделял магическими качествами как у самого Кощея. Кощей Бессмертный однозначно в пантеоне славянских Богов принадлежит к «лагерю» тёмных божеств, от которых людям не стоило ждать ничего хорошего. Вот только, в отличие от своей супруги богини Морены, Кощей не нёс смерть и болезни, холод и бедствия. Кощей, по преданиям, даже проявляет определённое благородство – он, нагоняя страх, однако не направлял свою силу против людей. Именно эти качества делают его самым «светлым» среди божеств мрака и царства мертвых. Была и христианская трактовка образа Кащея. Некоторые богомольные церковные старцы трактовали Кощея как падшего Адама, а Ивана Царевича как «новозаветного человека». В других интерпретациях «народного православия» Кощей символизировал греховное тело, а похищенная им краса-девица - человеческую душу, а сам Иван Царевич, спасающий красавицу из Кощеевой темницы – это дух. Смерть Кощея трактовалась церковными отцами, как очищение души от грехов. Однако, современные ученые, изучающие славянскую самобытность, считают подобные трактовки антинаучными и далёкими от истины. Остаётся добавить, что Кощеев цвет – зелёный (цвет растительности).


День Кощея, он же Касьянов день, приходится на 29 февраля. «Православные» христиане отмечали 29 февраля день святого преподобного Кассиана Римлянина (ок.435г.), именуя его: «Касьян Немилостивый», «Касьян Злопамятный», а тако же: «Скупой», «Завистник», «Корыстник», «Косоглазый», «Остудный» и прочее. В народе говорили: «Касьяновым глазом» называли дурной глаз колдуна. В ряду святых угодников православного календаря Кассиан занимает исключительное место: нелюбимый, «немилостивый». И так, как Касьянов день бывает только раз в четыре года, люди это объясняли тем, что «Касьян три года подряд в свои именины был пьян и на четвёртый год унялся. Потому-то его именины через три на четвёртый». О самом Касьяне народ рассказывал много легенд. По одной из легенд святой Касьян когда-то был светлым ангелом, и Бог не таил от него своих планов и намерений. Однако, святой однажды соблазнившись на обещания нечистой силы, перешёл на сторону Диавола. Но Касьяна стала мучить совесть, и Бог, вняв мольбам грешника, сжалился над ним, но из осторожности всё же не стал приближать его более к себе, но приставил к Касьяну ангела-хранителя, приказав заковать Касьяна в цепи и бить его тяжёлым молотом по лбу три года подряд, а лишь на четвёртый год отпускать на волю. В Украине считали Касьяна тринадцатым небесным светилом. На Божьем празднике ему не дали ложку, он обиделся и со злости «зник» (исчез), а его дни разобрали оставшиеся двенадцать светил. Так в году и стало 12 месяцев. Когда же Касьян одумался и вернулся через три года, увы, ему выделили всего один день – 29 февраля. В некоторых регионах преподобного Кассиана не относили к числу святых, а само имя «Касьян» вообще считалось позорным. В других местах в народе Касьян слыл символом беды: «Касьян – завистник, злопамятный, скупой, немилосердный, корыстный». А по другой легенде, Касьян сидит в пещере и не видит «божьего света» из-за ресниц, которые выросли у него до колен. Так появилась поговорка: «На что Касьян взглянет - всё вянет», «Касьян на скот взглянет - скот валится, на дерево - дерево сохнет», «Касьян всё косой косит». Люди про угрюмого, с тяжёлым взглядом человека говорили: «Он Касьяном смотрит». 29 февраля крестьяне наши предки предпочитали вовсе не выходить из дома, «чтобы так переждать самое неблагоприятное время». Люди считали «глаз Касьяна» настолько опасным, особенно опасным считалось время до солнечного восхода. Поэтому наши предки в этот день старались спать до обеда. Этот день в народе считали самым опасным днём в году.


Кощей Бессмертный, конечно, темный бог древнеславянской мифологии. Кощей с малых лет научился темному искусству. Кощей Чернобогович Бессмертный - это полное имя темного Бога в славянском пантеоне богов. КОЩЕЕВ ДЕНЬ - отмечается один раз в четыре года (в високосный год). В этот день Кощный Бог «возвращает» людям в виде всевозможных бедствий сотворённую ими неправду. Этот день – это день бумеранга для всех видов злодеев. Но мудрые предки учат не бояться этого, а обращаться в Сердце к Родным Богам за вразумлением и силой, дабы возмочь отринуть кривду и жить по Правде. Кощей Бессмертный популярен тысячелетия уже. Безусловно, что многие воспринимают его, как чёрного колдуна, несущего разрушения. Однако, в славянском пантеоне богов он ещё и верный хранитель основы будущего урожая (посевное зерно) и всех семян разнотравья, и всего живого от морозов и стужи.


Немного современного юмора: «- Вы знаете что такое «Разумное, доброе, вечное»? - Конечно, это перевоспитавшийся Кощей Бессмертный с дипломом о высшем образовании». В психологии есть понятие – «синдром Кощея Бессмертного», так характеризуется человек-нарцисс. Рождённых 29 февраля, в народе по поверьям, считают патологическими неудачниками. Однако, волхвы (чародеи, маги) напротив, рождённых в этот день людей считают избранными, провидцами. Астрологи же относят таких людей к 13 знаку Зодиака – «Змееносец». На Земле сегодня живёт около 4 миллионов людей, рождённых 29 февраля. А в Ирландии и Шотландии 29 февраля незамужняя женщина может сделать холостому мужчине предложение, и он отказать ей не в праве (этот обычай существует ещё с V века).


Берегите себя и всего вам хорошего. Благодарю вас за дочитывание моих статей и за то, что вы со мной. Буду рада, если вы оцените мою статью, поставите мне сердечко, напишите комментарий, и подпишитесь на мою страничку в Инстаграм, станете постоянным посетителем моего сайта www.eniopsiholog.net. Так же буду рада вам помочь, если возникли трудности в жизни, в партнёрских отношениях, со здоровьем, в бизнесе у меня на приёме в Минске, при личной встрече. Запись по тел.+375 29 689 46 47; +375 33 633 09 06. До новых встреч! Впереди славянские, народные и религиозные праздники марта. Продолжение следует…

Читайте также

Комментарии (0)

+375 29 689 46 47

Нужна помощь?

Оставьте заявку

прямо сейчас!