Первая неделя после Пасхи. Четверг

Продолжается Великий праздник. Светлая пасхальная седмица. У каждого дня на первой неделе после Пасхи есть свое название, народное и церковное. И от того, как называется каждый день, зависят и непременные действия, подлежащие выполнению, и запреты. В четверг на Пасхальной неделе почитают умерших предков. В народе этот день называют Навской пасхой, пасхой мёртвых. Принято было готовить праздничную еду, красить яйца и отправляться с этим на кладбища, чтобы навести порядок на могилках. У ворот кладбища наши предки обязательно произносили пасхальное приветствие: «Христос воскресе!». На могилах родственников молились и оставляли пасхальные (неосвящённые) яйца и угощения. Обязательно в этот день щедро раздавали милостыню просящим. В некоторых местностях Беларуси в этот день варили столько белых яиц, сколько в семье умерло детей. Съесть эти яйца необходимо было на открытом месте, “пакачаўшы па траве”, чтобы дети с небес видели и благославляли свою семью, которая их не забывает.


По календарю православных праздников, 6 мая - день почитания великого полководца и ревностного христианина, великомученика Георгия Победоносца (303 г.), которому молятся за детей, о помощи при недугах, о покровительстве воинов, об охранении домашних животных от диких зверей, и при различных жизненных трудностях. В народе этот день называют Юрьевым, Юрием вешним, Егорьевым. День Георгия Победоносца – праздник со своими традициями, приметами и правилами. В храмах в этот день очень людно, прихожане идут на службу, чтобы в молитвах обратиться за помощью к святителю. Житие Георгия Победоносца датируется II – III столетием. Его родители были богатыми и благочестивыми, с детства прививали ему любовь к Богу, воспитывали добропорядочным христианином. Жили они у Ливанский гор в Бейруте (Палестина). В юности он поступил на службу в Римское войско. Во время своей военной службы Георгий проявлял острый ум, мужество и огромную физическую силу. Поэтому он и заслужил звание лучшего полководца при дворе Диоклетиана, императора Рима. Когда начали преследовать христиан, Георгий Победоносец не стал скрывать свою веру. Своё родительское наследство он раздал бедным, так как знал, что будет, подвергнут преследованиям и аресту. Пытки не сломили в нём христианской веры. Полководца опускали в яму с негашеной известью, перебивали ему кости, наносили сильные удары воловьими жилами, даже поили ядом. Так его жестоко пытали семь дней, и каждый раз раны на теле Георгия быстро заживали. Многие люди, увидев чудесное исцеление Георгия после пыток, уверовали во Христа. На восьмой день император Диоклетиан приказал казнить полководца путем отсечения головы. Из многих чудес, совершенных Георгием, наиболее известно то, которое произошло на его родине, в городе Бейруте, где жило много идолопоклонников. По легенде, около города, близ ливанских гор, находилось большое озеро, в котором жил громадный змей. Выходя из озера, он пожирал людей, и жители ничего не могли поделать, так как от одного его дыхания загорался воздух. Каждый день жители должны были отдавать в пищу змею своих детей. Подошло время царю отправить к озеру единственную дочь. Девушка горько плакала, ожидая смертного часа. В это время к несчастной девушке подъехал на коне святой Георгий с копьем. Девушка молила Георгия уезжать, чтобы он не погиб вместе с ней. Но святой, увидав змея, осенил себя крестным знамением и с молитвой: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа» устремился на него, пронзил гортань змея копьем и попрал его конем. Затем Георгий сказал девушке связать змея её поясом и, как пса на поводке, вести его в город.

 

Жители в страхе разбегались, но святой остановил их словами: «Не бойтесь, но уповайте на Господа Иисуса Христа и веруйте в Него, ибо это Он послал меня к вам, чтобы спасти вас». Затем Георгий поразил змея мечом насмерть, а жители города сожгли его тело. Двадцать пять тысяч человек, после свершённого Георгием подвига, сразу же приняли крещение. Святой Георгий мог стать талантливым полководцем и удивить мир воинскими подвигами, но он погиб, когда ему не было и 30 лет. Спеша соединиться с воинством Небесным, воин Георгий вошел в историю Церкви как Победоносец. С этим именем он прославился с самого начала христианства и на Святой Руси. Георгий Победоносец был ангелом и покровителем русских царей, русской государственности, и русской военной мощи. Со времени образования Московского княжества Георгий Победоносец – это всадник, поражающий змия. Это изображение стало гербом Москвы и эмблемой Русского государства. Были установлены в честь святого знаки отличия - это Георгиевский крест и Георгиевская медаль. Эти награды в русской армии были самыми почетными наградами и присваивались только героям за подвиги, совершенные на поле брани. Георгия Победоносца (покровителя этого дня) в христианском мире считают защитником полей, земных плодов и домашнего скота. Ему молятся о хорошем урожае, а также о защите животных от болезней, ведьм и других напастей. В дохристианское время, у восточных славян язычников был бог Ярило – царь полей и лесов. Ему наши предки славяне приносили пожертвования, чтобы Ярило сберёг домашний скот от волков, медведей, рыси и других хищников. Впоследствии, после принятия Крещения, все черты языческого божества Ярилы вобрал в себя святой Георгий. После зимы обычно на Юрия-Егория в деревнях домашний скот первый раз выгоняют на пастбище. Наши предки перед первым выгоном скота всегда зажигали перед иконой Григория Победоносца громничную (Сретенскую) свечу или свечу, взятую в храме на Страстной неделе. Затем стол накрывали чистой скатертью, клали не него каравай, ставили солонку, наполненную четверговой солью, святую воду, в которую клали освящённое на Пасху яйцо, и произносили молитву. После этого хозяин брал в руки икону Георгия Победоносца, свечу, освещённый на Спаса мак, а хозяйка брада в руки хлеб-соль, и они оба выходили во двор. Обходя по кругу домашнюю скотину, хозяева приговаривали: “Святы Юр’я-Ягор’я, памажыця вы маю скацінку ратаваці. Выганяю я скацінку на Юр’еву расінку, на шоўкаву травінку, праз сіня мора, праз зялёна, праз жоўта, цераз чорна”. Над воротами ставили икону и веточки вербы, освященной в Вербное воскресенье. Через эти ворота скот и должен был пройти первый раз после зимы на выпас. Этой вербой слегка ударяли корову и приговаривали: «Принеси верба здоровья! Как вербочка растёт, так и ты расти».

У наших предков считалось, кто в день святого Егория выгонит домашнюю скотину раньше других хозяев, тот не будет знать недостатка в молоке. Юрий – это праздник пастухов. Их угощали в этот день в поле яичницей, одаривали холстами, одеждой, деньгами. Но, могли, по обычаю, окатить пастуха холодной водой, чтобы пастух всё лето не дремал и скот не прокараулил. А пастухи приговаривают при этом: «Хоть все глаза прогляди, а без Егория за стадом не усмотришь». Строго хозяева следили за тем, чтобы в этот день никто ничего не смог унести со двора, ничего нельзя было одалживать. В этот день в Беларуси, на Украине и в Болгарии крестьяне выходили в поле осмотреть посевы, “проведывали” поля. Иногда приглашали священнослужителей, проводивших молебны и освящавших землю. Чтобы увеличить урожайность посевов и защитить их от засухи и града, хозяева качались по полю. Для защиты земли от непогоды в полях втыкали ветки, освященные в церкви в Вербное воскресенье. Чтобы у коров было много молока, в некоторых областях Беларуси, на первый выпас их выводили на зеленеющие поля злаковых культур. Осматривать озимые принято было приходить с караваем, который накануне выпекала хозяйка. Ложили каравай на землю. Если каравай “прятался” в жите, то урожай должен быть хорошим. Хозяева с утра устраивали в поле трапезу. Остатки пищи после трапезы закапывали в землю: “каб не расло пустазелле і каб чарадзеі не падкручвалі, заламвалі жыта”. В этот день рано утром надо было обязательно поваляться на траве, потому что “Юрьева роса от сглаза, от семи недугов хороша”. Такой ритуал обеспечивал, по поверьям предков, здоровье им на целый год: “быть здоровым, как Юрьева роса”. Был ритуал направленный на излечения от бесплодия. Его принято было исполнять в день Благовещения и на Юрья. На рассвете 6 мая надо было льняным рушником “собрать” росу с травы и затем обтереть этим рушником мужа и жену. На Егория, ни на кануне этого дня, не принято было поправлять заборы, тем самым предостерегали себя от неудач в хозяйстве и от несчастий в семье. Георгий также являлся покровителем невест и незамужних девушек. Если девушка “засиделась в девках”, на Юрья надо было обязательно открыть все замки и запоры в доме и хозпостройках. Был такой обычай у наших предков: “чтобы выйти замуж и на будущий год стать толстой (забеременеть), следует сплести и надеть на себя пояс из веточек вербы”. В день святого Юрия девушки плели из вербы венки, приговаривали при этом: “чтобы прибыль в доме росла, как верба весной”. Наши предки, отправляясь в дальний путь, всегда обращались к святому Георгию Победоносцу со словами: “Святы Ягорай Победаносец, у цябе мячы, бяры ў Бога ключы, замыкай тры пуці ад звера бягучага, ад гада паўзучага, ад злога паганага чалавека, ад буйнога ветру. Зберагаў жа ты мяне ў малых гадах, зберагай і ў сярэдніх, у дарозе, на зямлі, на мора, без усякага гора”. Согласно народным правилам на 6 мая женщины не расчёсывают волосы, не стригут, и даже гребень в руки не берут, иначе волосы будут слабыми, начнут сильно выпадать. Не занимаются в этот день рукоделием - шитье, вязание, вышивание, штопанее отменяется. Хозяйки в этот день ничего не делают с шерстью, иначе волки овец утащат. Однако в этот день можно плести венки и носить их, чтобы голова не болела. В этот день предки наши не пользовались ножницами. В народе в Юрьев день особое внимание народ уделял народным приметам, которые помогали судить о будущей погоде и урожае. Если дождит, значит, будет много зеленой травы. Если много росы – это к хорошему урожаю проса. Если на Юрьев день ясно и ветра нет, значит быть богатому урожаю. Хорошо в этот день отдавать долги – это к достатку и благополучию в доме. 6 мая собирали лечебные травы и проводили магические обряды для хорошего урожая. С Юрьева дня в деревнях и селах начинали заключать торговые сделки. Было принято «окликать» молодоженов. С этой целью молодые девушки и парни гурьбой ходили по домам тех пар, которые поженились менее года назад, окликали их по имени отчеству, исполняли для них венчальные песни. Молодежь за «окликание» от супружеской пары получала угощение, подарки. На западнорусских территориях и на востоке Беларуси жгли большие общедеревенские костры. У Южных славян Юрьев день считался началом полугодия, которое продолжалось до Дмитриева дня (8 ноября). С Юрьева дня отменялись многие запреты на еду. Можно было есть молодое мясо, зелень, молочные продукты, молодые овощи. Первое надоенное молоко обычно раздавали соседям, чтобы помянуть души умерших предков. Для огорода тоже есть советы дошедшие до наших дней от предков, связанные с Юрьевым днём: сей рассаду на Егория, будет капусты вдоволь; ранний горох сей до Егория, поздний – после Егория. Особенно выбирали день для посадки картофеля, так как наши предки считали, что картофель, посаженный между католическим и православным Юрием, съедят черви. Хорошая хозяйка знала, что в этот день домашнюю птицу можно выпускать, в отличие от домашнего скота только, когда высохнет роса – “яна лічыцца вельмі шкоднай”. В Егорьев день выполняли обрядовые действа на сохранение лошадей. Коней в этот день купали, кропили святой водой взятой на Крещение, кормили «крестами» - печенье, испеченное в крестопоклонную неделю Великого поста, а по голове лошади катали пасхальным яйцом приговаривая: «Как яичко гладко и кругло, так и лошадушка моя будет кругла и сыта».


В конце статьи в помощь для всех садоводов и огородников даю оберег на огород. Поздно вечером, но в ясную погоду, чтобы звёзды были видны, следует обойти свой огород крест-накрест и прошептать: «Земля родила, земля наградила, земля обогатила. Матерь Божия, сохрани. Аминь»


Продолжается великий праздник. – Светлая седмица!

Читайте также

Комментарии (0)

+375 29 689 46 47

Нужна помощь?

Оставьте заявку

прямо сейчас!