Славянские святки и христианские Рождественские святки, 31 декабря Щедрец (щедрый вечер). Часть 1

Предновогодняя суетливая пора и самое загадочное время года, не только у славян, а вообще. Наши предки были тесно связаны с природой, даже сейчас наша жизнь целиком и полностью от нее зависит (даже если мы редко об этом задумываемся). Но в прошлом такая связь ощущалась довольно сильно. Наибольший трепет у людей вызывало Солнце - его движение по кругу и явления с ним связанные (солнцестояния и равноденствия). Все крупные и важные праздники были приурочены к датам этих явлений, но большей важностью отмечено именно зимнее солнцестояние - период, когда заканчивается старое (старый год, если хотите), и начинается новое (год новый). Период, когда граница между Навью и Явью (миром живых и миром теней) предельно тонка. Период, когда можно попросить помощи у добрых духов и необходимо защитить себя от злых сил. И, наконец, период, когда нужно помочь Свету побороть Тьму. Само слово «святки» (святьё, светки, святые вечера) уже дает нам понять, с каким трепетом люди относились к этому промежутку времени. Есть версия, что такого рода праздники пришли к славянам от греков, а некоторые летописные источники утверждают, что похожие празднования с переодеваниями и песнями были у индийцев и египтян. Ничего удивительного в этом нет, вы можете присмотреться к празднику Йоль, у него тоже есть свои «святые дни» (я писала об этом празднике, статьи можно найти у меня на сайте www.eniopsiholog.net и в инстаграм). Пока я готовила статью, нашла три даты начала Зимних Святок. Не удивительно, ведь календари людьми изменяются, поэтому одни праздники накладываются на другие. По одной трактовке историков, Большие Велесовы Святки начинаются с праздника Коляды, который, приходится на 24 декабря и заканчиваются 6 января. По другой версии – святки славянские начинаются в день солнцеворота - это 21 декабря. Такая разница в датах объясняется движением Солнца, которое, естественно отражается на длине года и, как итог, на календаре (кому интересно, то это явление называется предварение равноденствий). Так вот, из-за этого астрономического явления дата в календаре сдвинулась, то есть, раньше она приходилась на 24-25 декабря, а сейчас на 21-22 декабря.


Рождественские святки – это всегда пора ворожбы и гаданий. Большие Велесовы славянские Святки всё же начинаются с праздника Коляды, который приходится с 24 на 25 декабря и заканчиваются 6 января: «Будущее приоткрывается и может в чаше чародейной Волхва руны Мокоши узреть, что грядёт - предсказать, как судьбу улучшить – подсказать». Время Коляды, новорожденного в Святки Зимнего солнца - это самое мистическое, самое сильное время года для славян: «Горний мир с земным соединяются, и течёт Млечная река, сопровождая божественный рост жизни мудрых звёзд созвучием». В это время подходит к концу ещё одно коло Сварожье. Наступает время подводить итоги и строить новые планы. Наверное, каждый человек именно сейчас задумывается над тем, чего он достиг за прошедший год, что свершилось, а что не удалось. Многие из нас, в который раз, обещают себе: «Вот в следующем году уже точно... обязательно...», - и в который раз загадывают себе много всего хорошего и полезного. А главное - это верить, что именно в этот раз всё будет совсем по-другому. Здорово, что у каждого из нас есть непоколебимая вера в лучшее будущее! Именно эта вера дает нам силы и вдохновение жить дальше. Наши далекие Предки в этой вере, по-моему, совсем не отличались от нас. Они также загадывали на будущее, строили планы и обещали сами себе, да только делали они это немного по-другому. Если на праздник Доли (24 ноября) мы все пытались заглянуть в будущее, узнать, что же выткала матушка Доля на полотне судьбы, то после Коляды наши Предки это будущее заказывали. Каждый день после 25 декабря у славян был посвящен своему месяцу-сварожичу. Как задумаем - так всё и исполнится - так считали славяне. 26 декабря - это январь будущего года, 27 декабря - февраль, 28 декабря - март, 29 декабря - апрель, 30 декабря - май, 31 декабря - июнь, 1 января - июль, 2 января - август, 3 января - сентябрь, 4 января - октябрь, 5 января - ноябрь, 6 января - это декабрь. Считается, что время славянских Святок – это именно двенадцать дней после праздника Коляды. И это время было священно для наших предков славян. Эти дни отвечают двенадцати месяцам следующего года, а то, о чем человек думает, мечтает и делает в каждый из этих дней, определяет его судьбу на каждый из последующих месяцев. Все мы сегодня знаем, что мысли и убеждения человека материальны, они рано или поздно, в той или иной мере, но свершаются и формируют нашу жизнь. Можете представить, но об этом знали, и наши древние сородичи, не просто знали, а и пользовались этим, особенно в те временные периоды года, когда как бы стирается грань между Мирами, и желаемое, загаданное становиться в будущем исполненным. Желания человека притягивают его в ту действительность, где он обладает желаемым: «Подобное к подобному». Этот вселенский закон действует, воплощая как позитивные убеждения, желания и мысли, так и негативные. Если человек считает, что наш мир злобен и опасен, то в таком мире он и будет жить, и сам будет стоять в оборонительной стойке к миру. «Я есть то, во что я верую. И я есть то, о чём я думаю». Моя вера и мои мысли побуждают меня к действию, а мои поступки формируют мою жизнь через ответную реакцию Природы, людей, всех других живых существ. Если верить, и находить в людях, прежде всего, хорошее и доброе, то именно так оно и будет. Попробуйте! Ведическое славянское мировоззрение наших мудрых и прекрасных предков учит нас чистоте мыслей, желаний и действий. Ведь они влияют на нашу долю (судьбу). Славяне ведали, что во время Святок духовная сила человека возрастает во множество раз, поэтому всё, о чём бы ни подумал человек, реализуется, намного быстрее и точнее. Предки наши веровали, что в это время нельзя ни с кем ругаться, думать, о ком-либо плохо. Нельзя проявлять негативные чувства: злиться, обижаться, ненавидеть, злобствовать и мстить. Также нельзя делать ничего неправедного, ведь именно это человек запрограммируете себе на весь следующий год. Вот те несколько рекомендаций, дошедшие до нас от предков славян, соблюдать которые важно в период Святок: старайтесь всё время быть в хорошем настроении, и желать счастья всем людям, излучать любовь, радость; в вашем доме, в этот период, должно царить изобилие: богато и вкусно накрытые столы обеспечат в следующем году дому достаток, в закромах богатый урожай (хорошую прибыль); проводите время с родственниками, с друзьями, и тогда никто из них не уйдет из вашей жизни, вы будете вместе весь год; приглашайте в гости как можно больше людей и радушно их принимайте - тогда и мир будет к вам открыт; дарите и принимайте подарки - их будет у вас много в следующем году; не скупитесь и не жалейте, тогда и Боги ничего для вас не пожалеют; делайте добрые дела, помогайте другим людям, проявляйте сострадательность, поухаживайте за природой - это возвратится к вам сторицей; никому не отказывайте в это время в помощи, особенно детям. Считали предки, что дети отображают наше отношение к Вселенной.


А, сейчас самая актуальная дата после принятия славянами крещения – это дата, по которой большинство верующих людей и сегодня ждут Святок – это промежуток между Рождеством и Крещением с 1по19 января (по старому стилю с 25 декабря по 14 января). Святки – это, пожалуй, самые неоднозначные праздничные дни, в которых тесно переплетаются языческие и христианские традиции, а корни уходят в VI век (и, возможно, еще в более раннее время). Но давайте по порядку. На Руси язычество и христианство как два оппозиционных типа мировосприятия. И эти мировоззрения постепенно наслаивались друг на друга. Как отмечают исследователи, происходит сохранение языческой традиции в ее сочетании с христианским вероучением, что приводит к возникновению своеобразной дуализированной системы - двоеверия. Надо признать, что христианство окончательно утвердилось на славянских землях, и на Руси (принятие христианства в качестве государственной религии в конце X в. киевским князем Владимиром Святославичем). Традиционная дата события – это 988 год. Рядом историков этот термин понимается также и как процесс распространения христианства на Руси в XI—XII веках. Если взять широкое понимание термина, то главными этапами крещения Руси можно считать: 1) первое (Фотиевое или Аскольдовое) крещение в 860-е гг., которое принято связывать с именами киевских князей Аскольда и Дира. Оно сопровождалось созданием на Руси епископии (или архиепископии), впоследствии погибшей; 2) личное крещение киевской княгини Ольги в Константинополе в 946 г. или 957 г.; 3) крещение Руси князем Владимиром; 4) активное церковное строительство и меры по организационному оформлению Церкви, расширению епархиальной и приходской структур, предпринимавшиеся при киевском князе Ярославе Владимировиче Мудром и при его преемниках, и весь славянский люд с 988 года формально стали идентифицировать себя с христианами. А язычество как вероисповедание вроде бы отошло в прошлое, сохранив лишь смесь христианства и язычества - двоеверие. Двоеверие - уникальное культурно-психологическое и историческое явление. Без осмысления сущности двоеверие нельзя понять значение национальной истории и культуры так как, под двоеверием понимают синкретическую народную религиозность (Религио́зный синкрети́зм - это соединение разнородных вероучительных и культовых положений в процессе взаимовлияния религий в их историческом развитии), возникшую после христианизации славян. В письменных источниках нашлось отображение двоеверия даже в таком элементе, как имя человека. Имя, которое даётся человеку при рождении, в некотором смысле определяет судьбу человека. Именно такое особое значение имени придавалось далёкими нашими предками, как в язычестве, так и в христианстве. В Никоновской летописи читаем: «В IХ–ХII вв. собственное имя давалось новорожденному не случайно, а вполне сознательно. Его функциональное значение определялось преимущественно стремлениями, желаниями, надеждами родителей повлиять на судьбу своего чада». Сведения о крестильных именах находяться в памятниках церковной письменности: «Остромировом Евангелии» (1056–1057гг.). В домонгольский период наши славянские предки имели одновременно два имени: языческое и христианское. Поэтому любой народный праздник имеет до сих пор языческие корни, которые очень умело легли на христианские запреты, и смогли сохранить традиции наших предков славян. Например – Святки!


Святки (или Святые вечера) можно разделить на две части, до Нового года, и после. В народе период времени до Нового года так и называется – Святые вечера, а промежуток от Нового года и до Крещения – Страшные вечера.


В пору двоеверия на Руси Святки так же делили на Святые и Страшные вечера. Другими были только даты. Святые вечера – даже после принятия христианства у народа осталось, как самое сакральное время, хоть оно и стало временем почитания Христа, празднование его рождения. Вечером 24 декабря заканчивался Рождественский пост, который длился сорок дней. К этому моменту шла особая подготовка, готовилось особое блюдо - сочиво (канун, коливо, кутья). Люди накрывали на стол, собирались семьями, вспоминали события из жизни Христа, и так далее. Страшные вечера – это время гаданий и ворожбы. По народному поверью бог Сварог так был рад рождению Каляды-божича, что разрешил в эти дни нечистой силе гулять по земле, отсюда и название вечеров. И раз уж вся нечисть в эти дни так близко к людям, самое время было воспользоваться её «помощью» в ворожбе, ну и, естественно, самое время настало, и защититься от нее. Отсюда появился обычай у народа рисовать мелом кресты на дверях изб, дабы защитить свое жилище в эти дни. Святки до сих пор – это, пожалуй, самый загадочный и любимый праздник в народе, особенно для молодежи. Ещё бы – это время плясок, песен, колядок, гаданий, вечерних посиделок. Наши предки имели правило, что в Святки нельзя работать после захода солнца, а коротать время за беседами – приятное занятие. Так же в эти дни принято было помогать нуждающимся, раздавать милостыню. Каждый день Зимних Святок в народе считался, да и считается до сих пор, особенным и имеет свое название, свои уже христианские традиции, но… с языческим славянским подтекстом. Судите сами.

Давайте подробней рассмотрим эти 12 святочных дней. Итак, по новому стилю:


• 6-е января – Сочельник (он же Кутейник). Навечерие Рождества Христова – день строгого поста (голодание). Вечером в церквях освящается сочиво (размоченные в воде хлебные зёрна). Люди ждали «первую звезду», до которой нельзя было вкушать пищу, а потом садились за вечернюю трапезу, а после праздничного ужина многие отправлялись колядовать, гадать, и всячески развлекаться. В рождественскую ночь в период с двух часов ночи и до пяти утра «открываются небеса» и человек может обратиться к Богу с просьбой о помиловании, об искуплении грехов, об исцелении болезней, о ниспослании успехов в любом начинании, в любом деле.


• 7-е января. Рождество Христово. Во всех дворах ждут прихода “калядоўшчыкаў”. День, который стоило проводить в радости и отдыхе, так как это очень большой христианский праздник. Старшие в доме обносили всех молоком и говорили каждому: “Хрыстос нарадзіўся, Спасіцель з’явіўся!”, или так: “Господь родился, народ крестился. Будь ты весел и здоров. Аминь”.


• 8 января. Бабьи Каши. Это праздник повивальных бабок и рожениц, когда варили кашу, пекли оладьи и навещали тех женщин, которые принимали роды (“бабілі” детей). Повитух в этот день катали на санках, приносили им подарки, а те в ответ одаривали детей, которым помогли появиться на свет. Этот день почитания пророка Давида.


• 9-е января – Стефанов день, который издавна у наших предков был определён как день заключения договоров и наймов на работу. Народные целители знают, что в этот день откупаются от болезней и от бед, вот почему в этот день категорически нельзя ничего поднимать на кладбище, на дороге, на перекрёстке.


• 10-е января. Этот день в святочном календаре называли Рождественский Мясоед - именно с 10 января строгий церковный устав позволяет, есть мясо без соблюдения поста до самого Крещения. В народном календаре этот день получил название Домочадцев день и был обращён исключительно к проблемам семьи. В этот день всем членам семьи необходимо быть дома, желательно никого не приглашать в гости, особенно в те дома, в которых были девушки на выданье.


• 11-е января – в этот день (и до самого Крещений) женщинам нельзя было играть в карты, так же 11-го января день памяти 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлиеме избиенных в Iв.. С давних пор христианский мир, вспоминая события того дня, назвал его «страшным». Детей в этот день окружали лаской, заботой, одаривали подарками, угощали сладостями, за их здравие ставили свечи в храмах, дома читали молитвы и умывали детей освящённой водой. В Калядном цикле праздничных дней этот день особенно удачен для гаданий (гадания Рождественские, Святочные можно найти на моём сайте www.eniopsiholog.net).


• 12-е января. В этот день резали свиней к Васильеву вечеру, варили свиные желудки, требуху, головы и, как правило, гадали по требухе и, особенно по свиным желудкам. В народе этот день прозвали Анисьей желудочницей в честь святой, почитаемой в этот день по церковному календарю.


• 13-е января – Васильева коляда или же день святой Меланьи. Вечером 13 января (1-го по старому стилю) праздновали Вторую, Толстую, Богатую, Мясную, Щедрую кутью. Хозяйки готовили как можно большее количество блюд: колбасу, «наливаху», сольтисон, гречневые блины, сыр, масло, грибной суп (поліўку), мочёные яблоки, квашеную капусту, ягодные кисели. Вторая кутья – мясная. Поэтому “без парсюка й Каляды не Калядамі. Старыя людзі нават гавораць, што даўней прэдкі абавяскова перад Калядамі калолі кармнага пасвінка, каб Каляды не гневаліся, да далі на ўсё добры ўраджай, а на говяда харошы прыплод”, “ Свинку да боровка для Васильева вечёрка”. Канун Нового года по старому стилю. Вечер этого дня – один из самых удачных для гадания: «Загадает девица красная под Василя – всё сбудется, а что сбудется – не минуется».


• 14- е января – Коляды, Новый год (по старому стилю). Рождественские святки. Василий Великий, ныне Старый Новый год. По домам ходили с песнями мальчишки, они повязывали через плечо холщовые котомки, наполненные зерном жита, овса, ячменя. Заходили в дом, поздравляли хозяев с Новым годом и рассыпали по полу по горсти зерна – устраивали ритуальные «засевки», которые закладывали успех будущего урожая. Затем старшая женщина в доме собирала эти зёрна и хранила их до посева.


• 15-е января. В народном календаре определён как куриный праздник, а посему следовало обязательно почистить курятник, укрепить насест, окурить его стены. В этот день нельзя было есть яйца и кур. Им в этот день уделялось особое внимание: на курятник делали обереги. Так же заговаривали лихоманок, чтобы он не насылали на людей несчастья и беды. Наши предки старались держать в чистоте пространство дома, в котором жили. Поэтому делали много оберегов, особенно от духов из мира Нави. К ним в славянской мифологии относили лихоманок-трясовиц, злыдней и некоторых других. Лихоманок в общей сложности было 33, в более поздних заговорах – 13, притом 12 лихоманок и 13-ая – это Мара. Лихоманки у наших предков олицетворяли собой различные душевные и физические заболевания. Душевными считались те заболевания, которые происходят от неправильного мышления, неправильного ощущения реальности, любых навных чувств, например, состояние повышенной обидчивости. Вследствие накопления плохих навных чувств возникало соответствующее физическое заболевание.


Лихоманки-трясуницы - это специальным образом сделанные и заговоренные куклы, цель создания которых - забрать на себя все болезни, что могут просочиться в дом. В народе 15-е января называли Сильверстов день.


• 16-е января. В этот день разгулявшаяся нечисть очень и очень зла, чтобы не попасть под ее горячую руку нужно было просить помощи у домового, ну, или обстучать все углы дома старой метлой. Было такое поверье: в этот день голодные ведьмы, возвращаясь с гуляний, задаивали - «портили» коров. Для отпугивания нечистой силы над входом в хлев привязывали сальную свечу и обмахивали хлев мётлами с заклинаниями обереговыми. В народе этот день именуется днем пророка Малахии.


• 17-е января. В этот день изготавливали оберег от порчи: зашивали в ладанку чертополох и носили её на шее, у крестика. Считалось, что чертополох врачует болезни, утоляет девичью тоску, отгоняет бесов, а так же сохраняет домашний скот. Предки знали, что тот, кто хотел быть в дороге цел, тот должен запастись такой ладанкой-оберегом. В этот день женщинам строго-настрого запрещено было шить, нарушившие запрет могли родить слепого ребенка. Этот день был днём последних святочных гаданий.


• 18-е января. Навечерие Богоявления - Крещенский сочельник – день строгого поста. В этот день едят только одно блюдо – сочиво (кутью) – кашу из зёрен злаков с мёдом, ягодами. Третья, Голодная, или Водяная, кутья праздновалась вечером, накануне Крещения Господня. В этот вечер нужно было гадать, колядовать, рисовать мелом кресты на дверях и стенах дома, дабы оградить себя от проделок нечистой силы. Ночью следовало ходить за водой на реку. Вода в этот вечер считалась святой, и могла помочь при разных хворях и несчастьях. С давних пор сохранилось поверье, согласно которому, если в ночь на 19 января молиться небу, то сбудется любая просьба, желание, так как в Богоявленскую ночь, перед утреней, «небо открывается».


• 19-е января. Крещение Господне. В водоёме на установленном месте делается крестообразная прорубь «Иордань». Верили, что сама прорубь и место вокруг неё обладает чудесной силой, поэтому после молебна в «Иордани» обязательно купались: больные – чтобы излечиться от болезней, а наряжавшиеся в маски под Новый год – очиститься от греха. В течение 12 дней вода считается «чистой, святой», в ней не следовало полоскать бельё. Свечу, с которой стояли в этот день в храме, называли богоявленской, её хранили на протяжении года, считая чудодейственным оберегом. После Крещения и до Масленицы засылали сватов, играли свадьбы. Если на 19 января устраивать сватовство, то жизнь молодых пройдёт в мире и согласии. 


Хочу предложить вспомнить, перечитать замечательную повесть Николая Васильевича Гоголя – Ночь перед Рождеством. Она отлично погружает в атмосферу славянских святочных вечеров. Если люди в период Святок начинают от вас много требовать - задумайтесь, не требуете ли вы сами всего и сразу от жизни. Время Святок наиболее благоприятно для священных состояний, духовных практик. Сила молитв также многократно усиливается. Хорошо продумайте всё то, что вы желаете, чтобы свершилось в вашей жизни, работе, семье в следующем году. Разбейте свои цели по этапам, по месяцам, и запишите их в свой Дневник Желаний (как, у вас его ещё нет?!). Чем лучше вы всё распишете, тем лучше и достоверней всё исполнится. Постарайтесь представить каждый месяц в деталях, и соответственно с каждым днем Святок задумывайте и записывайте необходимый образ, результат, которого хотите достичь. Например, если заканчиваете обучение в июле, то нарисуйте себя на соответствующей странице вашего Дневника Желаний, держащим в руках диплом, и подпишите рисунок – я дипломированный специалист. Если вы собираетесь начинать в новом году бизнес, распишите все ваши задумки детально. В одном месяце рисуем регистрацию бизнеса (красиво, ярко), в следующем - рисуем себя в офисе, а ещё дальше - рисуем процветание дела, прибыль, развитие. Дайте добро своему воображению. Рисуйте, даже если никогда ранее не рисовали. Рисуйте так, как у вас получается. Именно рисунок поможет вам сложить необходимый образ, а надпись закрепит силу намерений. Время от времени заглядывайте в Дневник Желаний, наполняйтесь энергией задуманного.


Продолжение следует.

Читайте также

Комментарии (0)

+375 29 689 46 47

Нужна помощь?

Оставьте заявку

прямо сейчас!