Вторая неделя после Пасхи – Фомина. Проводная неделя

Хочу напомнить читателю, что на период от Пасхи до Троицы, в исчислении дней недели по церковному календарю, изменяется порядок: она начинается с воскресенья, а не с понедельника, как принято обычно. В этот период нет обычного поста в среду и пятницу. В народном календаре воскресенье 9 мая на этой неделе называли Красная горка или Яриловица. У наших предков это был ещё один день встречи весны. Они мастерили соломенное чучело, укрепляли его на длинный шест и ставили на горку. Вокруг чучела собирались все жители деревни – и стар, и мал. Люди пели песни, “гушкаліся на арэлях” – качелях, угощали друг друга яичницей, а вечером с песнями и хороводами это чучело сжигалось. Понедельник на второй неделе после Пасхи называется Живая Радуница. На кладбище не ходили, а только готовились к этому. В этот день разрешалось работать по саду и в огороде – обрезать сухие сучья, сажать и пересаживать кусты плодовые и деревья: “Святая Радаўніца садоўніца! Сады садзіць і паліць”. Хозяйки в этот день готовили праздничные блюда к завтрашнему столу. Наши предки считали, что кто назавтра, в Радуницу первым придёт на кладбище, тот и получит от умерших родных особую благодать и заступничество перед Господом.


10 мая православные христиане почитают священномученика апостола Симеона, епископа Иерусалимского. Симеон уверовал в Иисуса Христа уже в зрелом возрасте, это не помешало ему стать одним из 70-и апостолов. После убийства первого Иерусалимского епископа Иакова, христиане избрали Симеона на его место. Семеон был родственником Гос¬по¬да Иисуса по пло¬ти, сын Клео¬пы, млад¬ше¬го бра¬та св. Иоси¬фа Об¬руч¬ни¬ка. В сане епи¬скопа Иеру¬са¬лим¬ского он управ¬лял Цер¬ко¬вью 40 лет и мно¬го по¬тру¬дился в про¬по¬ве¬довании Еван¬ге¬лия. По¬стра¬дал Симеон в 107 г. при цар¬ство¬ва¬нии им¬пе¬ра¬то¬ра Тра¬я¬на. По до¬но¬су, святого Си¬ме¬она, как по¬то¬мка ца¬ря Да¬ви¬да, как по¬сле¬до¬ва¬теля и род¬ствен¬ника Хри¬ста, схватили язычники. По¬сле мучительных ис¬тя¬за¬ний он был рас¬пят на кре¬сте в воз¬расте 120 лет. А в народном календаре эта дата получила название Семенов день, Семен-ранопашец, потому что в это время уже полным ходом народ работает в садах и огородах, а крестьянам приходится рано вставать, чтобы много дел переделать. Уже начиналась пахота. Для северных и центральных областей она считалась ранней: «Рано паши — урожаи хороши». Хлеб было принято сеять только при теплой погоде и в теплую землю. Наши предки, чтобы понять, готова ли почва принять зерно, на нее клали обе руки. Так и проверяли, насколько земля прогрелась. Ещё была примета, что пахать пора, когда лес одевается в листву. С пахотой у славян связано множество пословиц и поговорок: «Не ленись с плужком - будешь с пирожком»; «Святой Боже пахать не поможет»; «И поедим, и спляшем - только пашню вспашем»; «Глубже пахать - больше хлеба жевать». У наших предков существовали и особые приметы: до запашки полей нельзя было петь песни, а пение вблизи полей даже считалось грехом. Ещё по поверьям считалось, что 10 мая всякие твари сон стряхивают с себя, просыпаясь, они выбираются на свет божий, тянутся к жилью человека, к хлеву. Поэтому было принято у селян возвращаться с полей «пятами назад», то есть пятились, шли «задом на перёд», чтобы злых духов с собой не привести. Народ верил в то, что нечистые силы, чтобы обмануть людей, принимают то птичье обличье, то звериное, а могут и человечье. Нельзя было 10 мая приносить домой бездомных животных. Предки считали, что это приведет к несчастью: «Пригреешь птичку - уже поздно будет». Если человек пригревал такого «приблудного» зверька в этот день, то в его хозяйстве потом начинались беды. Те же, кто был особо милосерден, всегда обрызгивали бездомное животное святой водой и перекрещивали. Если после этого зверь вел себя спокойно, то считалось, что он чист и его впускали к себе на хозяйский двор. Если уже прилетали скворцы и другие певчие птицы, то это свидетельствовало об окончательном наступлении тепла. Теплая и светлая погода на Семенов день считалась дарующей целебную силу. Наши предки были уверены, что теплый день 10 мая несет больным здоровье. Поэтому болеющих и немощных родственников люди старались хоть ненадолго вынести или вывести погреться на весеннем солнышке. Семенов день в народе слыл конфликтным, поэтому стоит быть аккуратными в словах и поступках. Для мира и лада в семье женщины 10 мая проводили с помощью специальных заговоров ритуалы. Читали охранные слова всегда на свежеиспеченный хлеб: сначала выпекали каравай хлеба, затем посыпали его солью и приговаривали при этом такие слова: «Хлебушек, как ты мягок, вот пусть и в нашем доме будут все друг к другу мягки. Как ты теплый, так пусть в нашем доме все будут друг к другу теплы. В дружбе будем жить, никому нас не разлучить. Да будет так!». После этого хозяйка хлеб разрезала на куски ровно по количеству членов семьи. Каждый свой ломоть хлеба должен полностью съесть. По приметам, если утром на Семёнов день нет росы, трава сухая, значит, к вечеру обязательно пойдет дождь. Ясный восход солнца 10 мая предвещает ветреное лето. Если на Семена льет дождь, это значит, что в этом году будет хороший урожай ржи. Наши предки знали, что с 10-15 мая – последние сроки для посева свёклы, моркови, петрушки, гороха, репы. Больных с этого дня отпаивали берёзовым соком, потому что целители и знахари знают, что сок к этому времени набирает большую целебную силу. Восточные славяне всегда добывали берёзовый сок, или «березовик», ранней весной только из стволов больших зрелых берёз. Предки наши повсеместно берёзовый сок употребляли при лечении лихорадки, чахотки. Применялся сок и наружно, как примочка при язвах на теле. Берёзовым соком поили грудных деток в период прорезывания у них зубов. Славяне из берёзового сока делали вкусный сладкий напиток, квас, варили чай. Наши предки считали, что употребление берёзового сока придаст человеку заячью прыть, волчью ловкость и медвежью силу. На сок следует наговорить шепоток и затем его пить: “Свяжынка у раток, здароўечка ў жываток. У ногі прыткасць зайца, у рукі моц мядзведя, у цела лоўкасць воўка. Чысціся мая кроўка”. В свадебных песнях славяне замужнюю женщину называли берёзой: «Вчера была красной калиной, а сегодня стала белой берёзой». Наши предки соблюдали обычай: «Посади молодую берёзку по случаю рождения твоего ребёнка – его минуют беды, а твой дом обойдёт стороной беда». Повсеместно берёза выступала как спасительница от многих болезней. Если ребёнок постоянно болеет, то следует после купания ребёнка, особенно девочки, вылить воду под берёзу и сказать так: «Брошу болезнь под берёзовый куст, чтоб дитя моё не болело, чтоб моё сердце за него не щемило». Ребёнок после этого пойдёт на поправку. Попробуйте в минуты усталости прильнуть к берёзе, обхватите её руками, прижмитесь щекой и максимально расслабитесь. Постойте так какое-то время, и вы почувствуете, как всё тело наполняется силой, усталость проходит. Она как будто «стечёт» из вас в землю. Не забудьте, уходя, сказать дереву слова благодарности за помощь.

Читайте также

Комментарии (0)

+375 29 689 46 47

Нужна помощь?

Оставьте заявку

прямо сейчас!