Славянский Праздник Купала его традиции и история

Когда заканчивается на земле июнь - славянский месяц червень, на смену ему шёл июль, месяц липень. И всё ближе был день летнего солнцестояния: до заката солнце светит ярче яркого и долго, а потом приходит ночь короткая - время странное, магическое, загадочное, нехорошее. В это время замирает мир в ожидании: как дальше то всё сладится? Духи водяные да русалки, подданы хозяйки - богини судьбы Макоши, за неделю до солнцестояния свой разгульный праздник громко празднуют. Мавки, водяницы, лоскотухи и другие водные жительницы надевают себе на головы из кувшинок венки, а потом выбираются из озёр и рек и давай веселиться по берегам, в лесных кущах, в лугах. С распущенными длинными кудрями, распоясанные, в белых сорочках, резвятся славянские русалки. Расчёсывают свои длинные волосы, поют, хохочут, на деревьях качаются, а то и просто в траве отдыхают. Хвостов у славянских русалок отродясь небывало, зато есть у них ножки резвые, а потому хороводы они любят водить, но не посолонь, слева направо, в сторону Прави, так как делают живые славянские парни и девушки в честь Хорса круглого, а осолонь, против стрелки часовой, справа налево, от мира светлых Богов к миру Нави. Вода – удивительная стихия, жизнь даёт она всему, но может и погубить вода. Через реки и озёра путь есть в царство подземное, а потому многие духи вод слушаются, кроме Макоши, мудрого и магического бога Велеса, особенно те, что произошли от утопленников. Духи водные - они влажные, могут помочь урожаю вырасти, а могут и залить всё, затопить, уничтожить посевы. Если обидел их чем-то человек, али повстречался в недобрый час - защекочут до смерти, да и уволокут к себе в подводный мир. Больше других щекотать всех встречных-поперечных любят лоскотухи, и чтобы уберечься от них в Русалии - праздник всех русалок (подробнее об этом празднике читайте на моём сайте www.eniopsiholog.net), в это время в одиночку люди в прибрежных лесах да на заливных лугах старались не появляться, а коли шли, то брали с собой чеснок и полынь – это обереги. А верховодит всеми русалками Водяной - он в дни летнего солнцестояния и вовсе чувствует себя именинником. Он хозяин вод, пасёт себе в тишине на дне рек да озёр стада рыбные - карпов, сомов, лещей, - словно пастух коров на поле. Сам тиной опутан, с большим пузом, с хвостом. Вместо рук - лапы гусиные, пучеглазый, как рыбина, с окладистой бородой и усами зелёными. Все девицы водяные, прозрачные, подчиняются ему неукоснительно. Самые весёлые и шустрые водяные живут в родниках с чистой ключевой водой - «гремячих ключах», что возникли на земле от ударов молний бога Перуна. Вот в такое-то недоброе времечко, когда Свет и Тьма силами меряются, наступает день летнего солнцестояния – это славянский день Ива́н Купа́ла (Ива́нов день, Ива́нщина, Ивана Купалы, Купала) - народный праздник восточных славян, отмечаемый 24 июня (7 июля), посвящённый, по мнению исследователей славянства, летнему солнцестоянию, как наивысшему расцвету Природы. Давайте попробуем с любовью к традициям наших предков, непредвзято разобраться, что же это за день такой, носящий имя Купала. День, который почитался и праздновался нашими славянскими предками строго в одно и тоже время в году, задолго до рождения нас вами, и основные обычаи и традиции которого, к счастью, дошли до нас из глубины веков. Иван Купала является одним из самых почитаемых праздников у белорусов и в настоящее время. По самым предварительным подсчётам, этому празднику не менее 3000-4000 лет, и он не имеет никакого отношения к Иоанну Крестителю, Купалле - истинно языческий праздник в честь летнего солнцестояния. Так же у историков-славянистов не получилось выявить связь Купалы с праздником Ярило. Этот языческий праздник якобы отмечали испокон веков финно-угорские племена, где-то неподалеку от Старой Ладоги. Купалу тоже отмечали в Московии 17-18 века, но связано это было с переселением на московские земли большого количества крестьян, угнанных в плен во время литовско-польских войн. А также традиционно этот праздник всенародно отмечали в Смоленской, Псковской, Брянской областях, землях, которые несколько сотен лет входили в состав Великого Княжества Литовского (ВКЛ).

Наиболее близкий к белорусскому Купалью — это кельтский праздник Лита, который в Великобритании уже стал практически мифом. Хотя ещё пару сотен лет назад Лита был основным праздником у шотландцев и ирландцев, гораздо более значимым, чем нынешние дни святого Патрика и святого Андрея. Лита и Купалье сходятся абсолютно во всем: время проведения; магическое значение папоротника; горящее колесо в центре ритуального костра; использование, в качестве украшений для ритуальных нарядов, свежей зелени; девичьи гадания на будущую семейную жизнь; мистические ритуалы, связанные с костром. Причем шотландцы никак не могли принести к нам этот праздник, так как первые шотландцы появились в ВКЛ в XV веке, в роли городской стражи Гродно, Бреста, Полоцка, а первое упоминание о Купалье, на территории современной Беларуси, оставили источники в XIII веке. Ведь не зря один из наших прославленных песняров взял себе псевдоним именно в честь Купалья. Все славянские народы достаточно долгое время были язычниками. Поэтому неудивительно, что многие традиции времен «паганства», как называлась в нашей стране вера и поклонение языческим богам, прочно переплелись с христианскими обычаями. Один из ярких примеров - праздник Ивана Купалы. По времени и названию этот день совпадает с христианским праздником Рождества Иоанна Предтечи, от которого и получил, после принятия христианства славягами, своё название: так как имя Иоанна - Креститель, с греческого буквально переводится купатель, погружатель в воду. В календарном цикле этот праздник симметричен Рождеству, с которым связывается в библейских и богослужебных, христианских нравоучительных текстах. Именно со времён, когда праздник объединился с торжествами в честь Иоанна Крестителя, к его названию прибавилось имя Иван. А само слово «купало» утратило свое первоначальное значение и стало отождествляться с купанием во время крещения. Тогда же христианские проповедники изменили и сам смысл Купалья: оно стало не только праздником расцвета природных сил, но и ритуалом очищения с помощью воды. Причём, именно ночь накануне праздника по своему ритуальному наполнению превосходит сам день Ивана Купалы. Ещё раз повторюсь, что Славянский языческий Праздник Купала (Купайло, Купало) - это день летнего солнцестояния. Самый длинный день и самая короткая ночь в году. Другие названия праздника: др.-рус. Кресъ; рус. Иванов день, Купала, Колосок, Ярилин день, Ярило, Кокуй , Праздник летнего солнцеворота, Иван-травник, Иван добрый, любовный, цветной, чистоплотный, Ярилино гулянье. Полесское название - Иван петров, Иван петровный; укр. Сонцекрес, Купайло, Купайлица, Копальний Іван, Варфоломій і Варвара; белор. Купалле, Ян Купальны, Іван Вядзьмацкі, Іван Калдунскі; русин. Лада. Это один из основных четырёх праздников древних славян, приуроченных к положениям Солнца (Коляда, Масленица, Купала, Радогощь). Купала — это последний день Русальной недели или Русалий. Купала - один из древнейших языческих славянских праздников, который сохранил неизменными множество традиций и обычаев наших предков до наших дней, например: провожание Ярилы, которого сменяет Бог летнего солнца Купала, сбор целебных трав, поиск цветка папоротника, гадания, прыжки через огонь и т.д. Купала является великим славянским праздником, который, к сожалению, после принятия христианства был подменён церковью на день рождения Иоанна Крестителя. Языческая дата празднования Купала не случайна и связана с астрономическим событием, как и многие другие празднуемые славянами праздники. На День Купала приходится астрономическое событие, именуемое днём летнего солнцестояния.

 

Ныне абсолютно известно, что траектория движения нашей планеты вокруг Ярилы-Солнца далека от идеального круга. В течение одного обращения нашей планеты вокруг Ярилы-Солнца расстояние между ними меняется от минимально близкого до максимально удалённого, что повторяется всегда: из года в год и из века в век. В день летнего солнцестояния наша планета занимает самое удалённое положение от Ярилы-Солнца, и в нашем полушарии в это время бывает наиболее продолжительный день и самая короткая ночь в году. Как считали наши предки славяне — это торжество света над тьмой. Это астрономическое событие, не зависит ни от каких религий, вер, политических взглядов и людей. Солнце светит всем, и это событие происходит из года в год в одно время, не взирая ни на какие календари и их стили, и его невозможно отменить или перенести в угоду кому бы то ни было, а вот подменить понятия возможно и удалось. Таким образом, день летнего солнцестояния, по широко ныне используемому календарю, приходится на период с 19 по 25 июня. День летнего солнцестояния и сегодня празднуется в разных уголках нашей планеты, причем во многих местах именно в ее истинную астрономическую дату. Этот праздник распространен у народов, чьи корни тесно связаны со славянскими корнями. Имея отличающиеся названия у разных народностей, суть его одна: все обряды связаны с огнём, выступающим обычно в двух ипостасях – земной и небесной (Солнце), и водой. Как я уже писала, празднование Дня Купала у славян предваряла Русальная неделя. Эти дни наши предки посвящали Богиням рек, озёр и водоёмов. Так же именно с Купалина дня начинали ежедневно купаться в реках. У славян было принято караулить встречу месяца с солнцем в ночь на солнцестояние, наши предки не ложились спать и наблюдали, как играет Солнце, «купается» в речной воде. Празднование начинается с проведения хоровода. Хоровод выстраивается из трёх кругов людей, взявшихся за руки и движущихся в разных направлениях. Внешний круг составляли люди зрелого и преклонного возраста, средний круг - молодые парни и девушки, а самый маленький круг, что ближе всего к огню, составляли малые дети. Купалинская ночь — это время, когда магическая сила огня, воды, земли, растений особенно значима, а вода в реках и озерах приобретает особые живительные и очищающие свойства.

Идея праздника – очищение, затрагивающее три тела человеческой сущности – трехмерную оболочку, душу и дух. Именно поэтому знаменитые купальные костры всегда разводят на берегу рек. В процессе празднования наши предки прыгали через костры, а затем с разбегу погружались в объятья реки. Важным моментом является то, что это должна быть именно река с движущейся водой, потому как можно провести аналогию с рекой времени, течением которой все однажды смывается, постоянно происходят перемены. Славяне считали, что если вода очищает тело, то огонь очищает Душу. Пращуры наши верили, что костры, разведенные на Праздник Купала, обладают уникальной, очистительной силой. В купальную ночь эти костры по поверьям наших предков горели сразу в трёх мирах – в Прави, Яви, Нави. Поэтому любой огонь в эту ночь – это проводник, мощный и непреодолимый. Проводник божественного и человеческого, светлого и тёмного, земного и небесного. А если девушка и юноша брались за руки и прыгали через костер вместе, то таким образом они заявляли о начале своих отношений. Хождение по углям – следующая часть праздника. Это момент закаливания духа. Славянский Праздник День Купала включает в себя так же обязательное плетение венков и огневицы. В славянской традиции венки плетутся девушками для парней. Если это состоявшаяся пара, то девушка плетет венок для своего мужчины или мужа, иной вариант был просто недопустим. Незамужние девушки отдают свои венки тем парням, которые вызывают у них симпатию. Венки плетут из полевых трав и цветов. Огневицы – это маленькие «лодочки», изготовленные чаще всего из деревянных дощечек. В центр такой лодочки ставится свеча, а вокруг из травы и листьев делается «оградка», чтобы ветер случайно не погасил пламя. Огневицы с зажженными свечами опускаются в речную воду. Если кто-то ещё не имеет пары, он может запустить огневицу самостоятельно, но, в идеале, огневицу должна запускать пара – жених и невеста или муж и жена. В тот момент, когда парень и девушка кладут огневицу на воду, они загадывают желания. Славяне знали, что на Купалу, как праздник максимального солнца, когда активизируются необычайно мощные магические силы неба и земли, считалось хорошим признаком - зачать ребёнка. По народным поверьям, малыши, зачатые в день солнца на Купалу, впитывали в себя всю его энергию и становились либо лучшими воинами, либо мудрыми женщинами (Знатками), или ребёнок будет обладать сверхъестественными способностями. В этот праздник, когда силы природы были на самом пике, многие молодые люди, уединившись по тихим рощицам и лугам, пытались зачинать новое потомство. Молодые девушки, особенно незамужние, очень ждали прихода праздника, в этот день у славян было принято гадать на будущее и в том числе на любовь. А вот игнорирование Купалье было дурным знаком, а девушку, которая не приходила к общему костру в эту ночь, начинали считать ведьмой - ни к чему хорошему это привести не могло. Славянские красавицы гадали, кто из них раньше выйдет замуж. Для этого на сплетённый из полевых цветов и трав венок ставили горящую свечку и пускали его вплавь по реке. Считалось, что та девушка, чья свеча раньше гасла, и чей венок тонул первым, свяжет себя узами брака раньше подружек. С помощью венков также узнавали, сбудется желание или нет. Для этого ритуала отпускаешь свой венок в воду и ждешь. Если он поплывет далеко - желание сбудется, а вот если венок волна прибьет к берегу - тогда, увы, придется ждать следующего года, чтобы загадать желание еще раз. Кроме того, девушки гадали на расческе, зеркале, воске, ромашке и многими другими способами. И сны на Ивана Купалу считались вещими.


Главный ключик, к счастью, в эту ночь - цветок папоротника. Помните знаменитое поверье о кветке папоротника, цветущего огненным цветом только в купалинскую ночь. Такое поверье есть у всех славянских народов, а на поиски папараць-кветкі отправлялись самые отважные. Только вот на самом деле папоротник не цветет вовсе. Однако считалось, что мистический праздник Купала пробуждает самые невероятные силы, поэтому все невозможное волшебно становилось возможным. И если смельчакам удавалось преодолеть все препятствия на своем пути и, в глухой лесной чаще, найти «папараць-кветку», то счастливчик начинал понимать язык животных и птиц, обретал дар видеть и общаться с различными мистическими существами, а также получал Знания о нахождении каждого клада на земле. Считается, что в Беларуси купальские традиции берегутся и воссоздаются с особой тщательностью и любовью. Традиции Купалья в Беларуси окутаны тайнами и мистицизмом. Странные вещи случаются в Купальскую ночь! Даже деревья переходят с места на место, шелестят листвой, разговаривают между собой. Звери, птицы и даже тра¬вы в эту ночь друг с другом беседуют, а лесные цветы наполняются силой невиданной - чудодейственной, магической. В эту ночь собирают Знающие люди (ведуны, целители) травы заветные, которые и в ворожбе помогают, и лечат, и приворотными становятся, и оберегают от напастей и бед. Когда собирали травы, говорили: «Земля-мати, благослови меня братии, и трава мне мати. Твоя плода ко всему пригодна: от скорбей, от болезней и от всех недугов – дённых и полудённых, ночных и полуночных, от колдуна и колдуницы. Трава мне мати – помоги людей спасати, недуги выгоняти». Более того, наши предки считали, что в этот день открываются двери для всякой нечисти, она тоже выходит повеселиться-порезвиться. Поэтому на порог дома славяне клали различные амулеты и даже крапиву. Ведь нечисть только и ждет, чтоб сбить человека с пути истинного.


На Купалу обливали юноши и девушки друг друга водой, с грязью смешанной, а потом вместе купались и пели песни, чтобы смыть с души и тела всё нечистое. Взрослые люди бани устраивали. Поутру собирали росу живительную и умывались росой, чтобы быть здоровыми. Счи¬тали славяне, что в это время небеса способны развер¬заться на короткий миг, и тогда всякое загаданное же¬лание сбудется. Обязательным атрибутом праздника Купала становилось «Купальскае кола» - деревянное колесо, которое вечером поджигали вместе с костром. Оно символизировало солнце. Праздновать 7 июля Купалу по языческим традициям с кострами, венками, поиском папоротника не имеет никакого смысла, так как солнцестояние давно осталось позади. А славянский праздник Купала – это праздник летнего солнцестояния! В давние времена холмы, поля, луга, долины славянских земель в эту ночь покрывались огнями купальских костров. Считается, что на рассвете Купальского дня солнце радуется, переливается всеми цветами радуги, танцует и «купается». Сам день солнцестояния всегда жаркий, это объясняют тем, что солнце в последний свой день жарит землю из всех сил, но, побеждённое, уходит на зиму. На Купалу солнце достигает своего апогея, жарит с неимоверной силой и по традиции люди должны попросить его умерить свой пыл. Так наши предки праздновали день Купала, день летнего солнцестояния. Всех с праздником. Да будет так пока нам светит Ярило-Солнце!

Читайте также

Комментарии (0)

+375 29 689 46 47

Нужна помощь?

Оставьте заявку

прямо сейчас!