Славянская нечисть. Часть 3

Продолжаю повествование о верованиях славян, о Навьих духах, о нечисти, к которой наши предки относились с должным опасением и осторожностью, старались мирно уживаться с ней, но, и обязательно делали специальные защитные ритуалы, амулеты и обереги. Про защиту от всякого вида славянской нечестии, которой пользовались наши мудрые предки, я напишу подробнее позже.


Так как у наших древних славянских языческих предков большинство мифических созданий пошло от умерших родственников, поэтому неудивительно, что в итоге самое перенасыщенное «волшебными» существами место в мировосприятии славян — это был их собственный дом. Помимо дедов одна из самых архаичных форм духа-хранителя у славян была домовая змея. Домовую змею славяне отождествляют с душой предка, а могильную - с душой погребенного. Хтонической природой обусловлен и антагонизм змеи и солнца. Хтонический – это значит связанный с необузданными силами природы и царства мертвых. Хтоническая мифология повествует о том, что сначала был хаос - бесконечная пустота, позднее в нем возникла Гея (Земля), дающая жизнь всему и питающая своих детей, живущих и растущих на ней. В южнославянских легендах змея поглощала солнце и его лучи, высасывала его глаза, а в поверьях других славян солнце радуется убитой змее или не может зайти, и начинает меркнуть от взгляда змеи, высасывающего его силу. Днём домовая змея выглядела как толстый, но короткий уж, похожий своим телом на бревно. По преданиям славян, голова при этом у неё была змеиная, но с петушиным гребнем, либо большая круглая и с лицом ребёнка. Ночью этот змей мог походить и на самого хозяина дома. Обычно домовая змея была глазу человеческому незрима, но если она попадётся на глаза - то это верный знак скорой гибели человека. Славяне верили, что змея могла просто издавать звуки и тем предсказывать будущие события в жизни хозяев дома. Смех змеи означал скорое добро дому, а прозвучавшее от змеи «хы-хы-хы» значило беду. Змей во дворе дома не дозволялось обижать, иначе могла уйти домовая змея, что приводило порой даже к гибели всего рода. Также никогда не продавали любимую корову змеи, иначе резко падали удои у всей остальной скотины. Домовую змею одаривали сыром и молоком. «Поселение ужа в доме, - писал А.С. Богданович, - считается хорошим предзнаменованием. Стоит только ужу угодить, и он будет приносить в дом счастье. Но, беда, если домашнего ужа погневить, он постарается тогда отомстить. Поэтому кpестьяне-белоpусы кладут домашним ужам пищу и питье и вообще заботятся о том, чтобы не раздражать их. Нам не раз приходилось слышать, что в Полесье есть много ручных ужей, которые едят из одной миски с детьми» (Богданович, 1895). В Украине считалось, что в месте, где плодятся ужи - будет счастливое житье-богатство. У восточных славян главной функцией этого персонажа является защита молочного скота. Первое упоминание о “домашней” змее встречается в письменах 1554 года из чешского города Пухова: “А иные, замечая змею во дворе, особенно когда она большая, называют ее счастливым старым хозяином”. Польский историк Ян Лосицкий отмечал, что в конце XVI века в Великом княжестве Литовском “многие держат в доме ручных змей и кормят их”. Белорусы-полешуки считали, что домашняя змея — это душа предка рода, умершего в данном доме. Согласно преданию, зафиксированному на Гомельщине, после смерти одного из членов семьи на завалинке около дома появилась большая змея. По польским поверьям домашняя змея воплощает душу как умершего родственника, так и ныне живущего главы или члена семьи, двойником которого она является. С представлениями о змее связан повсеместный запрет убивать и даже обижать ее. Так, например, хорваты полагали, что каждый человек имеет свою змею, носящую одинаковое с ним имя, и нет большей беды, чем убить змею-тезку. Наши предки верили, что домашняя змея обитает в каждом доме и обеспечивает ему благополучие, достаток и счастье, приносит домочадцам здоровье, предотвращает болезни и наводнения. В отличие от других своих собратьев домашняя змея не кусала людей и отгоняла ядовитых змей от охраняемой усадьбы. В западнославянской традиции домашняя змея являлась воплощением семейной доли: отсутствие ее в доме считалось ненормальным явлением, указывающим на то, что в доме живут не добрые люди. У славян была примета: если заметишь змею, ползущую со двора, это знак бедности и несчастий, если она ползет во двор — это к счастью и богатству. Позднее образ домашней змеи остался лишь в районе западной Белоруссии и Украины.


Есть такое белорусское слово - "пачвара". На русский язык его переводят как "монстр" или "чудовище". Но они не передают суть "пачвары" со всеми его оттенками. Скорее, здесь куда более подходит слово «тварь». Я тут трохі сабрала звесткі пра самых распаўсюджаных беларускіх пачвар, каб вы ведалі, каго і чаго асцерагаліся нашы продкі. Сярод беларускіх могілкавых істот часцей за ўсё, паводле паданняў, сустракаюцца вампіры. Яшчэ існуе пачвара - фосфарны слуп. Яна з’яўляецца ў выглядзе зялёнага газу, які свеціцца ў цемнаце. Нельга яго недаацэньваць, менавіта з паўпразрыстым газавым слупом беларусы здаўна звязвалі таямнічыя смерці на могілках. Кадук - гэта пачвара жыве не на могілках, а ў лесе, у тым самым цёмным, ды балоцістым. Кадуку, паводле паданняў, падпарадкоўваюцца і менш небяспечныя духі, якіх ён пасылае з рознымі заданнямі. Але самую страшную пагібель для чалавека заўжды рыхтуе сам Кадук. Яго так лёгка не распазнаць. Звычайна ён уяўляе з сябе капну сена ці проста гурбу моху. Беларусы, у сэрцах, часта гаварылі злодзею: «Ды каб цябе Кадук узяў!». Тут ужо чалавеку і трэба было сцерагчыся. Кадук усё чуе. Пачвара Лойма - гэта раззлаваная жанчына. Нават, ужо страшнавата. Але больш за тое, яна жыве ў балоце, выходзіць з раскудлачанымі валасамі і страшнымі мэтамі: спакусіць мужчыну ці скрасці дзіця. Спачатку яны асыпаюць сустрэчанага мужчыну пацалункамі, а што там далей – невядома. Толькі жывымі мужчын яны ўжо не адпускаюць. Пачвара ваўкалака сустракаюцца нячаста, але ўсё роўна трымаюць у страсе беларусаў ужо не менш чым 10 стагоддзяў. Ваўкалак – гэта чалавек, якога па яго жаданню альбо без ператварылі ў ваўка. І калі тых, хто стаў ваўкалакам не па свайму жаданню, людзі шкадуюць, то другіх баяцца як агню. Хапун – гэта самая страшная пачвара для беларускіх дзяцей. Маці раней так і пужалі непаслухмяных сыноў і дачок: «Не будзеш слухацца, прыйдзе Хапун і забярэ». Копша – гэта яшчэ адна пачвара з могілак, але яна турбуе не жывых, а мёртвых. Уяўляе сабой жанчыну, вельмі страшную, у сажы і смале. Яна жыве ў старых магілах і не дае пакою мёртвым, пакуль яны не заплацяць. Таму беларусы ранней гаварылі: «З грашыма і Копшы дагодзіш». І заўсёды клалі ў труну трохі грошай.


На Руси куда большей популярностью пользовался домовой - он же домовик. Причём говорить о каком едином для всех образе не получается. Это дух, живущий почти в каждом доме, но на этом общие черты заканчиваются. В XIX веке домовых вообще считали почти полной копией с западных полтергейстов. Самое название «домовой» попало в народный обиход только в XVII веке. Раньше наши славянские предки к нему предпочитали обращаться уважительно, называли «дедом», «дедушкой», «дидькой», «дзадом», «братком» - а то и «кормильцем», «хозяином», «хозяйнушкой», «избенным большаком». За совместное проживание с человеком домового люди звали «суседком», за любовь к теплу и уюту - «жировиком», за отсутствие одного уха (по сравнению с человеком) - «кар- ноухим». Звали домового и по месту, где он жил: «голбешником» (голбец - перегородка за печью), «запечником», «подпечником». Нередко в народе его имя вообще запрещалось произносить вслух. Чтобы задобрить домового, ему приносили за печку хлеб, сыр и мёд. В особые дни приглашали к столу за совместную трапезу. Хозяева выполняли его прихоти и, например, брали скот только под цвет волос домового. И домочадцы старались не ссориться: скандалы расстраивали домовика. Так, замужним славянским женщинам запрещалось стоять на мусорной куче, ходить без белья и выходить из дому с распущенными волосами. По поверьям предков довольный домовой благодетельствовал семье: ухаживал за животными, ходил за водой, сушил зерно, поддерживал огонь в печи, убирался в доме. Бытовали славянские былички о том, что и как домовой выгонял пришедшего чёрта, упыря или «лихого» домового, насланного колдуном. После крещения славян появились новые народные поверья: чтобы увидеть домового, в Чистый четверг или на Рождество советовали подняться со свечой на чердак, а на Пасху прямо из церкви пойти в хлев или на чердак со свечой, с которой отстояли все службы в храме, начиная со Страстной пятни¬цы. Однако, смотреть на домового, согласно народным представлениям, рекомендовалось поодиночке, иначе был риск его рассердить. От образа домового отделилось множество других мифических существ - хотя не всегда, получается, понять границу, отделяющую другую домашнюю нечисть от домового. Тот же барабашка жил рядом с домовым - однако он воплощал в себе все самые непоседливые черты домовика и выступал в роли страшилки для детей. Дворовой дух почти ничем не отличался от домового - только отвечал за хлев и двор. Северобелорусский Хут был домовым, похожим на огненную змейку, а чтобы его к себе заполучить, приходилось три года носить яйцо под подмышкой. У каго ў хаце паселіцца Хут, таму ён вельмі спрыяе ў жыцці: золатам з невядомых скарбаў адорвае, снапы з далёкіх чужых палеткаў у гумно прыносіць. У каго ў хаце паселіцца Хут, таму ён вельмі спрыяе ў жыцці: золатам з невядомых скарбаў адорвае, снапы з далёкіх чужых палеткаў у гумно прыносіць. Мельничник был домовым, отвечавшим за мельницу. Коргоруши (коловерши) - так издревле называют помощников домового. Хотя они и считаются духами, люди видят их иногда в виде небольших кошек черной масти с длинными пушистыми хвостами. У домового много забот, поэтому несколько коргорушей он всегда держит у себя на посылках. Коты-коргоруши были слугами домовых, что воровали у соседей, еду и приносили к себе домой. Древние славяне считали, что коргоруши могут защитить дом от нечистой силы. Иногда котейки могут пошалить: разбить чашку, разорвать занавеску, поточить коготки о деревянную мебель. Чтобы их утихомирить, наши предки знали одно верное средство: металлический колокольчик. Колокольного звона коты-духи боятся жутко и сразу прячутся. Считалось, что эти духи живут за печкой - поблизости от того места, где базируется сам домовой. Люди, видевшие коргорушей, уверяли, что от обычных черных котов они отличаются только тем, что иногда ходят на задних лапах, прекрасно понимают человечий язык и сами разговаривают между собой. Вот только их язык человеку непонятен. Также в стародавние времена считалось, что грызунов в доме могут истреблять не только настоящие коты, но и коргоруши. Они мышей просто прогоняли из дома. Эти милые коты помогали убаюкать ребенка. Не случайно в старых колыбельных песнях часто встречается образ кота. Считалось у наших предков, что, хотя язык коргорушей непонятен взрослым, но его прекрасно «расшифровывают» дети. Что мурлыкали и бормотали помощники домового малышам в древности, сказать сегодня сложно, но старинные легенды свидетельствуют, что коргоруши были отличными няньками. Хочу дать всем полезную информацию: если из вашего дома «утекают» деньги, то, возможно, кто-то позавидовал вашему достатку и навел порчу или наслал своих «котиков». Попросите у ваших коргорушей разобраться с этим. Вырежьте их изображение, наклейте на картон и повесьте в прихожей. Прочитайте нужный заговор при этом: «Коргоруши-рушики, держите на макушке ушки. Порчу прогоняйте, чужих духов хвостами выметайте. Пусть потери мои вернутся, и мне, и вам радостью обернутся. Быть сему!». А ещё можно сделать так: на входной двери снаружи нарисуйте в правом нижнем углу черным маркером кошачью усатую мордочку - рисунок станет оберегом дома. Рисуя, произнесите такой шепоток: «Коргорушик, в оба гляди, дом стереги от проклятия злого, от глаза чужого, от всего недоброго. Ты - мой оберег от потерь и бед!». И, поверьте, не стоит плевать через левое плечо при виде черного кота! Постарайтесь отнестись к животному уважительно. Увидев такого котика, лучше проговорите про себя: «Коргорушей брат, видеть тебя я рад(а)! Черный кот мне удачу принесет! Да будет так!».


Овинник - ещё одно существо, которое «отпочковалось» от домового. Поверье о нём распространилось больше у южных славян, где, в отличие от домовика, он был положительным персонажем. По одним славянским рассказам овинник – это чёрный кот с горящими глазами, по другим - высокий парень с длинными пепельными волосами. Иногда люди его описывали как самого обычного ходячего покойника. Так же расходятся и версии про его характер: он мог быть как бережливым и храбрым хозяином, что защищал людей от нечисти, так и отличаться запредельной трусостью. Был ещё у наших предков дух банник. Баня, в хозяйстве, была отдельной постройкой, где не только парились: там знахари лечили от болезней, там повитухи принимали роды. Баня — это было и единственное здание в усадьбе, которое не освящали церковники. Всё это сказалось на образе банника. Банник у наших предков представал в быличках то маленьким старичком с громадной бородой, то здоровенным босым мужиком с железными руками, горящими глазами и длинными волосами. Банник был оборотнем - оборачивался кошкой, собакой и даже конской головой. А ещё банник, по преданиям, был очень злобен. Предки славяне его одаривали хлебом с солью, давали воду с мылом, ради него закалывали чёрную курицу и закапывали под баней. Наши предки старались соблюдать все правила поведения в бане, так как банник легко мог запарить человека до смерти, расплющить его, содрать с него заживо кожу, раздавить. Даже умилостивленный банник мог пугать людей: бросал в них камни и мусор, подолгу не впускал и не выпускал из бани. Некрещеных малых детей никогда в бане не оставляли без присмотра - банник их часто крал. Так как баню не освящали, там играли в карты и проводили различные магические, колдовские обряды, не одобряемые церковью: вызывали нечистую силу, гадали, делали порчи и привороты, а также посвящали в колдуны. Банник, если сказать по-современному, — это весьма «социальный» дух: он часто приглашает к себе в гости других злых духов «попарится», устраивает такие встречи он по ночам после 3-6 смен купающихся, заходить в такие дни в баню опасно. Банник вообще не любит, когда люди тревожат его по ночам. Больше всего дух любит пугать женщин, потому им нельзя ходить в баню в одиночку. Банника очень злит, когда в баню заходит беременная женщина, таких будущих матерей ни в коем случае нельзя оставлять в бане без присмотра мужчин. Банник способен становится невидимым и мгновенно перемещаться в пространстве в пределах своей бани. Женщины банники - обдерихи способны менять свое обличие, оборачиваясь кошкой или даже человеком. Помимо этого, банник способен открывать людям их будущее. Баня была главным местом для гаданий. К примеру, во время гадания на жениха девушки задирали юбки и поворачивались голой плотью к дверям бани. Считалось, что кого из девиц тронет лохматая рука банника - у той будет богатый муж, а кого лысая рука - бедный, а если это будет мокрая лапа, муж будет пьяница. Наши предки знали, что если же все-таки банник напал на вас, то необходимо выбежать из бани спиной вперед и позвать на помощь домового: «Батюшка, выручи!..».


Продолжение следует…

Читайте также

Комментарии (0)

+375 29 689 46 47

Нужна помощь?

Оставьте заявку

прямо сейчас!