Славянские, народные и религиозные праздники в апреле (кветень, красаік) месяце. Часть 7

Возрождаются славянские традиции, и вспоминаем мы родные праздники. Продолжаю, в своих статьях, рассказывать про славянские, народные, и про христианские праздники апреля месяца. Радует то, что нынче многие уже помнят про день, когда Лёля и Ярило приходят к людям. Был у славян праздник Ярилин день. Встречают Ярилин день 23 апреля. Это день в старину называли Днем Солнцезахода. Также была у славян традиция выходить в Ярилин день на улицу и внимательно смотреть на Восток, на Солнце. Если солнце было окружено маревом, то эта примета сулила урожайный год, и наоборот. В старину праздник Ярила Вешний считался у славян одним из главных. Ждали его наши предки с нетерпением, готовились. Славяне говорили: «Ярило - добр молодец, на белом коне разъезжает, на русых кудрях – венок держит, во левой руке ржи пучок, в правой - палица. Взмахнет Ярило рожью - нивы тучнеют, хлеба колосятся, палицей взмахнет - громы гремят, дожди льют. Куда конь встанет, там трава шелковая с лазоревыми цветами стелется». В этот день проводился славянами важный обряд - "Отмыкание Земли", или по-другому - ЗаРОД (зарождение). В этот день ярила "отмыкает" (оплодотворяет) Мать-Сыру-Землю и выпускает росу, от чего начинается бурный рост трав. Мать-Сыру-Землю славяне неустанно благодарили каждый месяц, особенно в именины, на Духов День, пели в честь неё песни, вышивали ее изображение виде лосих - Богинь-Роженец, в виде фигурки с «рогами», или просто женской фигурки в окружении оленей и уточек, на рушниках и рубахах. Почитали и благодарили, в обмен на материнскую любовь Земли-Матушки. Вот такая она - Священная Мать-Сыра-Земля, требующая соблюдать правила поведения с ней и наказывающая за нарушение предписанных запретов предков. Была она спящая с середины сентября до 21-25 марта, до Ярилиной Стречи! Нельзя было тревожить Мать-Сыру-Землю до этого времени – копать, разбивать комья, вбивать в нее колья. Неминуема была кара на всякого, кто нарушит этот запрет – засуха, неурожай, голод и смерть! Ко дню празднования Ярилы Вешнего Природа завершает свои основные весенние циклы пробуждения от зимнего сна, и посему этот день отмечается в народе, как день, когда бог Ярило на своём белом коне объезжает Белый Свет. Ярило - веселый, разгульный Бог страсти-удали. Взглянет Ярило на встречного - тот без пива пьян, без хмелю хмелен. Встретится взором Яр-Хмель с девицей-красавицею, - мигом ту в жар бросит: так бы на шею кому и кинулась, бурлит в девичьей крови ярая любовь. А вокруг него, по дороге Ярилиной, цветы зацветают, что ни шаг, что ни пядь - все ароматней, все ярче, цветистее. Распространённым обрядом у славян было почтения Ярилы Вешнего — это кормление волков. Обряд был очень мудрым проявлением милосердия и, говоря современным языком, сохранял экосистему в равновесии, давая тем самым возможность молодым, неокрепшим домашним животным не стать добычей оголодавших за зиму волков. На своём пути Ярило обязательно посещает леса - дабы раздать свои наставления волкам. Поэтому в народной традиции день Ярилы Вешнего также известен как Юрьев день - день "волчьего пастыря". Его́рий Ве́шний (Юрьев день) — это день в народном календаре славян, приходящийся на 23 апреля (6 мая). Название этого дня происходит от имени святого Георгия Победоносца, которого в народной традиции обычно называют Егорием или Юрием. Именно в этот день у славян на большинстве территорий проводили обряд первого выгона скота. В этот день так же купались в «егорьевской росе», собирали лечебные травы, устраивали ритуальные трапезы, совершали аграрные обряды и жгли костры. У южных славян Георгиев день — это основной календарный рубеж первой половины года. Вместе с Дмитриевым днём и Юрьев день делит год на два полугодия - «дмитровское» и «юрьевское». К сведению: Дми́триев день - в народном календаре у славян, приходящийся на 26 октября (8 ноября). Название дня происходит от имени святого Дмитрия Солоунского. У восточных и южных славян относился к годовым праздникам и считался рубежом зимы. У восточных славян этим днём завершался осенний брачный сезон. Особенно почитается суббота, предшествующая Дмитриеву дню или выпадающая на него — это день, когда справляют поминки-тризны по усопшим предкам. В Ярилин день Бог плодородия сам обходит землю, проверяет готовность полей к севу. Как я уже писала, Ярило договаривается с лесными хищными зверями, чтобы они не чинили вреда скоту. Сказывают, что Ярило водит дружбу со зверями, ведь отец его Бог Велес, знающий язык зверей и птиц. Потому в Ярилин день Бог плодородия договаривается с лесными жителями, так же просит их не трогать урожай на полях. Славяне, чествуя Ярилу Вешнего, помогали ему, сами совершали обход полей и деревенского стада. Да, Ярилин день — это праздник земледельцев. Есть былина о том, как Ярило принес людям хлеб, научил работать на земле, а позже собирать жито да молоть его. История эта рассказана в книге сказок «Приключения Ярого Бога». С той поры зовут Ярило Богом плодородия. Сказывается в былине, что Ярило Матерь-Землю отмыкает, траву из-под спуда выпускает: «Приехал к нам Зелен Ярило - Ярый Бог на зелёном коне, Зелёный, как травушка, Росистый, как роса. Привёз жита колос. И от Солнца добрую весть!». В праздник Ярила Вешний наши предки, Бога плодородия представляли в образе одного из деревенских парней. Ярила Вешний приезжал к полю на «коне», роль которого тоже играли переодетые парни из славянской деревни. В руке он держал колосья пшеницы, а лицо Ярило расписывали яркими красками, и на теле его рисовали солнечные узоры. Девушки славянские да жонки приносили на праздник Ярило Вешний угощения, щедро чествовали участников обряда, поливали затем землю водой и квасом, оставляли в поле хлеба и крашеные яйца в дар Земле-Матушке. Мужики с этого дня начинают работы на полях: «На Ярило Вешнего запахивает и ленивая соха». На Ярилин день принято было обходить хозяевам своё поле с песнями: «Ярила, вставай рано, Отмыкай землю, Выпускай росу, На теплое лето, На буйное жито, На ядренистое, На колосистое!».


День Ярила Вешний так же считается праздником пастухов. Наши предки в этот день проводили такой обряд: впервые выпускали после зимы на выпас домашний скот. В этот праздник выбирали пастуха, который будет в нынешнем году пасти деревенское стадо. Пастух один или вместе со Знаткой (владеющих тайными знаниями признавали как особенных людей и называли их производными от слов «знать», «ведать» - Знаткие люди, ведуны и ведуньи) совершал обход стада. По поверьям, помогал ему в этот день Ярило Вешний, волчий пастырь: «Хоть все глаза прогляди, а без Ярилы не углядишь за стадом». С особым приговором молодежь обходила дворы рано утром в день, когда первый раз после долгой и холодной зимы скотина торжественно выгоняется на пастбище, на так называемую Ярилину росу: «Ты спаси скотинушку, Нашу сиротинушку, Всю животинушку, В поле, да за полем, В лесе, да за лесом, В лесу за горами, За широкими долами, Дай ты скотине траву да воду, А злому медведю пень да колоду!». Перед выгоном скотины, хозяева гладили животных по хребту крашенным в красный или жёлто-зелёный цвет яйцом, которым потом одаривали пастуха. Пасли скот до высыхания росы. Перед выгоном скота в Ярилин день коров и лошадей кормили на подворье, давали им кусочек хлеба с черной четверговой солью (четверговая соль – это соль, приготовленная в Чистый четверг перед Пасхой), поливали скотину волшебной водой с Лелиного дня (21 апреля), обвязывали рога коровы красными нитками, чтобы она всегда возвращалась домой. Хозяин, или старшой мужчина в семье, выгонял скотину со двора, подгоняя веточками вербы. Хозяйка же несла угощения для пастуха, одаривала его хлебом и яйцами. О празднике богини Лели, о Четверговой соли, и ещё о многом интересном можно прочесть на моём сайте www.eniopsiholog.net В поле пастух один или вместе со Знаткой обходил стадо, читал слова «отпуска» для скотины. Заговор для обхода стада в Ярилин день в каждой деревне ведали свой. Пастух гудит в рожок, оповещая народ о начале обряда «обхода», после чего, взяв в руки решето, трижды обходит стадо посолонь (на жизнь) и трижды противосолонь (на смерть). После правильно проведённого обряда вокруг стада выстраивалась невидимая волшебная изгородь, которая защищала «от змея ползучего, от медведя могучего, от волка бегучего». После чего волшебный круг замыкался железным замком. После обхода пастух договаривался с Ярило Вешним о том, какие правила обязан он блюсти. Согласно преданию, сказывают, что, так - в одном селе пастух никогда не даст в руки другому человеку свою дудочку, а в другом - пастух всё лето не подает руки чужим людям, так как таков есть у каждого из них уговор с Ярило.


Ярилин день – это ещё и праздник молодоженов. Ярило — это не только бог солнца, но и славянский Эрос, бог любви и страсти. Это бог животворной силы природы: когда все растущее приходится в яр, то есть покрывается зеленью, начинает плодоносить, тогда и животные ярятся - стремятся произвести потомство. Была у славян и такая традиция праздника Ярило Вешний: собирались в деревне жонки (женщины) да шли обходом по домам молодоженов — это кто женился менее года назад. Приходили под окна да «окликали» молодых, называли их по имени, желали счастья и здоровья, скором рождении деток в семье, и Ярило Вешнего просили о плодородии на полях, на огородах, в садах. Молодожены за хорошие пожелания одаривали «окликающих» заранее приготовленным угощением. Не менее важной стороной обрядности этого дня является умывание или купание (в буквальном смысле) в Утренней Росе - так как целебные свойства Ярилиного Солнечного Света передаются больше всего именно этой росе. В день Ярилы Вешнего славянской традицией уделяется Росе и Свету особое значение. На это указывает и обычай пахать землю в этот день с раннего утра и до позднего вечера, а после - продолжать игры-забавы на том же поле, уже до самого заката. День Ярилы Вешнего — это один из немногих славянских народных Праздников, в которые нужно было обязательно работать, а не только веселиться.


Говоря о сакральной части (понятие «сакральный» в широком смысле — это всё, имеющее отношение к божественному, религиозному, небесному, потустороннему, иррациональному, мистическому, отличающееся от обыденных вещей, понятий, явлений.) В день празднования Ярилы Вешнего, уместно отметить, что в славянском духе заложена борьба со скверной и её плодами. Определение «скверны» - понятие близкое, но не родственное христианскому «греху». Скверна, побежденная вначале времён Ярилой, возрождается в деяниях людей и своих потомков (зловредных духов, воплощающихся, в том числе - по образу и подобию людскому). «Наказания за грехи» (то есть скверну), для потомков Ярилы более суровые, так как это оскверняет их Природу (детей Света), и тогда единственным средством избавления от скверны является исправление скверных поступков - до наступления смерти, ибо после смерти таких людей ждёт небытие в Мире Нави. Скверна (в отличие от греха) не прощается и тем паче не «отпускается», ибо это только преумножает её, освобождая для новых деяний. Со скверной можно и нужно только бороться. Поэтому этот Сакральный День является Мужским Днём (бога Ярилы), ибо Женщинам, представительницам богини Лёли, свойственно миролюбие (которое недопустимо в борьбе со змеем Скверной. Змей — это персонаж славянской мифологии, в народной демонологии – это злой дух). Основным мотивом празднования у наших предков славян дня Ярилы Вешнего, победившего, ещё в первые дни Весны, Скверну, являлась обрядовость, способная защитить людей от "потомства скверны" (болезней и прочих бед-невзгод), и которым именно в это Сакральное Время можно нанести сокрушительный удар. В отличие от дня Лельника (читай мои статьи на сайте), обрядовость которого направлена на обретение, обрядовость дня Ярилы Вешнего направлена на избавление от всего лишнего, будь-то хозяйственные, социальные либо же личные неурядицы. Лучшим помощником в этом деле, по поверьям ведунов, является сам Ярило, то есть - Свет от этого Бога, который в этот день символизирует собой и оружие победы над скверной (Луч - традиционный образ Копья Ярилы) и дар, который Победитель приносит Земле (Георгий Победоносец копьём пронзает змия). Воинская доблесть, унаследованная мужским полом от бога Ярилы — это характерная черта всех Славянских народов. Поэтому славянский бог Ярило является покровителем всех освободительных войн и всего, что связано с национальным достоинством. Образ бога Ярилы, готового в любой момент пронзить змея Скверны копьём, указывает на то, что каждому мужчине, в котором течёт славянская кровь, кто чтит память Пращуров, будь то даже труженик (а не только воин), свойственно в одно мгновение преисполниться Сакральной Яростью в Борьбе со Скверной и защитить свою землю, свой Род. У наших предков лучшим и единственным подарком к этому Празднику являлось только оружие, которое вопреки сегодняшнему суеверию, вовсе не нужно "оплачивать" при дарении, так как дарится оно не для забавы, а во имя Защиты. Поэтому подарок на Ярилу Вешнего - становится оберегом и для самого дарителя. На день Ярилы Вешнего всегда проводятся славянские очистительные ритуалы и обряды. Единственным условием удачного проведения обряда очищения является абсолютная искренность и чистота просьбы. Лучшим вариантом обращения к Солнцу - является проводимая в уединённом месте Встреча утренней Зари. Во все времена такие обряды на Ярилу Вешнего считались лучшим, а зачастую и единственным, средством избавления от порчи, сглаза, проклятий, а так же любых других болезней (в том числе и неизлечимых). На рассвете станьте лицом к просыпающемуся Солнцу, протяните к нему руки, вдохните рассветный воздух и впустите в себя лучи Света Ярилы, обратитесь к Солнцу-Яриле с вашей просьбой.


Конечно же были на этот день, на 23 апреля и особые народные приметы. Если солнце от восхода и до заката окружено маревом (туманностью), то лето будет хлебородное. Если же 23 апреля дымки нет, то люди понимали, что, скорее всего, придется засевать поле заново, перепахав его. Именно этого знака обычно ожидали крестьяне, чтобы отправиться на работу в поле. Если лещина к 23 апреля была уже украшена пушистыми сережками, то земля больше промерзать не будет.


Было у наших предков большое множество счастливых и не очень счастливых примет, связанных с дорогой. Надо отметить, что некоторые из них существуют в бытовом суеверии и сейчас. В дождь выехать 23 апреля, значит быть дороге удачной. Если 23 апреля кто-то идет навстречу с полным ведром - уступи ему дорогу, не переходи путь своей удаче. Увидел старуху с веником в руках - поворачивай домой от греха подальше. К 23 апреля снег начинал везде таять и превращался в грязное месиво, которое трудно высыхало даже под ярким весенним солнышком. Но существовали в народе и ободряющие приметы. Например, наши предки говорили, что, если правая нога увязнет в грязи раньше, чем левая, то это к добру. Так, по преданиям предков, день отправления в дальнюю дорогу не купайся и не мой волосы - чтобы не было беды. В дальние путешествия следует отправляться во вторник или субботу. Отъезжающего в пятницу ждут неприятности, а у тех, кто выехал в воскресенье, деньги быстро кончатся. Подметать или мыть пол в день отъезда — значит, кого-то из членов семьи «вымести, смыть его навсегда». Если у собравшегося уходить из дома упали ключи – это к беде. Перед тем, как уйти из дома, не стоит ничего зашивать - удачи не будет. Если, что-то забыв, вернулся в дом - посиди на стуле, иначе не будет удачи (некоторые смотрятся в зеркало, но это уже не по правилам предков). Если собираешься в дорогу и случайно наденешь что-нибудь из одежды наизнанку - ожидай неприятности. Споткнулся на ровном месте - кто-то тебя бранью поминает. Крестик никогда не поднимай на дороге — это к несчастью, заберёшь чужой крест (судьбу). Встретил кого-нибудь с пустым ведром - этот день будет пустым. На пороге дома, квартиры не здороваются и не прощаются - чтобы не поссориться. Если, выходя из чужого дома, зацепишься за что-то - скоро опять там будешь; то же самое произойдет, если что-то свое в гостях забудешь. Не следует спрашивать у близкого человека: «Куда идешь?» - ему удачи не будет. Скажи лучше так: «Далеко ли собрался?».


23 апреля (23.04/06.05) в народе - Красная горка на Егория. С этого дня начинаются весенние свадьбы. Мужчины и женщины катаются по полям, надеясь с помощью чудодейственной росы стать сильными и здоровыми: «Молодцы удальцы!.. Ярило на поле зовёт – Красну Горку справлять, песни играть, хороводы водить, просо сеять, плетень заплетать… Девицы красавицы!.. Ярило зовёт – бегите невеститься…». Чествуют славяне Ярило не один раз за годовой коловорот, это понятно. Но приходит он к нам, в соответствии с кругом жизни, разным Ярилой, то молодым, то состарившимся. Первый раз приходит с Днём Весеннего равноденствия (21-22 марта) – это народный праздник Комоедицы, переходящий в Заклички Весны. Ну как же без Ярило позвать Весну - богиню Лёлю. Очистят славяне ближайшее возвышение, называемое обычно Ярилиной плешью, хороводы там хороводят, костры там жгут, зовут нежную красавицу Лёлю и победоносного Ярило. Приходит Ярило Красный в этот день как юность, как пробуждение природы — это Ярило-Яр, сила, мощь. Но настоящий славянский праздник Ярилы еще впереди. Наступают двадцатые числа апреля. Ярило — это тот, без которого невозможно провести праздник весеннего плодородия 23 апреля. Это вершина первых русалий, после праздника Лёльника – это Ярилин день! Именно Ярило Буйный, как зрелость, буйство жизни, сила засевания, спускается на Мать-Сыру-Землю, отмыкает её своим ключом. Тот день, когда Ярило отмыкает Сваргу, пускает росу на Мать-Сыру-Землю, когда торжествует мужское жизненное начало и зарождается новая жизнь на полях, на огородах, на лугах, в садах, в лесах. С этого действия начиналось бурный рост трав, деревьев, начиналась весна, а затем и лето. Ярило хранит цветы на земле, на деревьях - плоды, в огородах - зелень, приплод стад, заботится о будущем щедром осеннем урожае. Именно этот день зовется Ярилин день. Время Ярилино, как никого другого славянского Божества, длится долго – до 21-22 июня, дня летнего Солнцестояния. Это день Ярило Ясного, символа наступающей старости, подведения итогов и пожинания ярых плодов. Именно поэтому 22 июня происходит прощание с Ярилой молодым, озорным, иногда народные обряды приобретают даже похоронные варианты. Прощай, ярый Бог! Природа начинает клониться к спокойствию, к увяданию. И пусть ещё долго будет лето, ещё будут солнечные дни, но весенняя ярость уже ушла, это естественно и правильно с точки зрения годового коловорота… Вечер дня Ярилы Вешнего заканчивался всеобщим гулянием.


Продолжение следует…

Читайте также

Комментарии (0)

+375 29 689 46 47

Нужна помощь?

Оставьте заявку

прямо сейчас!