Славянские, народные, религиозные праздники марта. Часть 5

Природа - это все то, что находится при Боге Роде. Один из Законов Природы - это цикличность. Все в мире происходит сообразно циклам: день сменяется ночью, осень - зимой, после смерти идет рождение. Жить в ритме с природой - это значит жить по законам Вселенной, а жить по законам Вселенной - это быть здоровым, счастливым и пребывать в гармонии, Любви и равновесии. Весенняя часть Кологода (Кологод - от слова «коло» - колесо - это система обрядов и праздников в течение года). посвящена праздникам возрождения жизни, молодости и буйства природы. В это время славяне наиболее чтили Богов оплодотворяющих и рождающих жизнь. Этой статьёй я продолжаю и заканчиваю серию своих статей про славянские, народные праздники весеннего месяца марта. С мартом в языческой традиции ассоциируется встреча весны и конец морозов. Само слово "март" - не русского происхождения, оно пришло в наш язык из греческого языка. Наши предки называли этот месяц "сухый" или "сухий", и тогда он был первым в году (статью про древний славянский календарь, как и много другого интересного, можно прочесть у меня на сайте www.eniopsiholog.net). А ещё наши далёкие предки называли март - Березень, Березозол, Капельник. Названия Березень и Березозол происходят от того, что в марте начинают наливаться соком берёзы, в марте же они выпускают первые почки. Капельник - от того, что в этот месяц происходят первые капели, снег начинает таять. Март являлся первым месяцем на языческой славянской земле. С приходом весны праздновалось воскрешение природы и начало нового лета - Новолетие (в древности Год назывался Летом). Хотя в марте чаще всего наступает только календарная весна и может всюду еще лежать снег, однако все мартовские праздники славянского годичного цикла были у наших предков посвящены возрождению природы и торжеству света и любви.


В народном календаре Благовещение славяне праздновали 25 марта (христиане празднуют 7 апреля по григорианскому календарю) - это был большой праздник, который почитался славянами в первую очередь потому, что он выпадал у наших предков на день весеннего равноденствия. Большое значение в народных представлениях Благовещение имело потому, что это одна из четырех ключевых точек года, связанных с солярным циклом: Рождество – это зимний солнцеворот, Благовещение – это весеннее равноденствие, Иванов день (Иван Купала) – это летнее солнцестояние, а Воздвижение (27 сентября) – это осеннее равноденствие. На Благовещение славяне считали, что земля "просыпалась", начинался период наибольшей активности всего живого, который заканчивался на Воздвижение, после которого земля снова "засыпала" на зиму. О значимости этого праздника для наших предков свидетельствует поверье: «На Благовещение даже птица гнездо не вьет». Никто не работает, всякая работа была запрещена, все живое тянется к солнцу, приветствует весну, возрождение Природы. На Благовещение прилетают с юга аисты, приносят весточку о весне. По поверьям наших предков, на Благовещение нельзя идти в лес, ибо открывается земля, выпуская после зимнего сна лесных гадов – это змеи. А еще прилетают, кроме аистов и другие птицы, просыпаются насекомые, вылезает из берлоги медведь. Этот христианский праздник имеет глубокие языческие славянские корни, он по всем признакам был у древних славян значимым ритуальным праздником почитания возрожденного весеннего солнца Ярилы, Земли-матушки, всей Природы – это Благая Весть о пробуждении Новой Жизни! На Благовещение наши предки закликали весну, начинали веснянки (песни-заклички) обрядовым хороводом «Кривой танец». Однако, во многих местах Беларуси Благовещение в народе считали тяжелым и несчастливым днем, в который происходят ссоры, скандалы и всяческие недоразумения. Крестьяне так же верили, что ребенок, зачатый или рожденный на Благовещение ("благовестник", "праздничек") родится обязательно калекой, слабоумным или злодеем. Это же представление распространялось и на животных. Повсеместно существовало поверье, что из снесенных накануне праздника яиц, выведутся уродливые цыплята. Период с 27 марта по 7 апреля после крещения славян стали называть “Міжблагавешчыны”, то есть время между Благовещением по католическому и православному календарям. Среди крестьян разного вероисповедания, но живущих в одной общине, селе, деревне, установили такое правило: если коров не выгоняли первый раз до этого дня (26 марта), то не выгоняли и в “Міжблагавешчыны”. Считалось, что в противном случае можно было «накликать» на стадо беду – волков, болезни, сглаз и порчу. А ещё все ждали прилёта чаек. В народе говорили: «Прилетела бы чайка, и весна будет»; «Как чайка прилетела, так и лёд сойдёт». Повсеместно у наших предков считалось, что убить чайку – накликать на себя беду. В минуту, когда нависла беда или лихо пришло, рекомендую призвать своего ангела-хранителя: «Приди ко мне и никогда меня не покидай, всегда со мной ступай, от супостатов защищай, в лихую годину меня выручай, своими крылами меня закрывай. Куда я – туда и ты». От врагов и преследователей есть такой заговор: “Сонцам асвячуся, месяцам адгараджуся, злых людзей і ворагаў не баюся. Пайду да іх с просьбаю, а яны да мяне з ласкаю. Як зло кацілася, так яно і раскалацілася, раздрабілася, размялося ды паўсюду разняслося, гэтакім і засталося. Да мяне не дайшло, у балаце згінуло”. Читайте этот заговор каждый раз, когда выходите из дома.


26 марта у славян был праздник Благовестник - это День Весеннего Перуна, Перунов день – «гром небесный на зиму». В конце месяца, когда теплые дни становились все ближе, славили славянского бога Перуна-Громовержца, Перуна (по некоторым данным - «бьющий», «ударяющий»), олицетворяющего собой величайшего героя-воителя. Благовестник отождествлялся у народа с учащающимися в данный период раскатами грома и со сверканием на небе необычной красоты молний. После этого люди ждали целительного дождя. Считалось, что именно такой своеобразный небесный шум пробуждал твердь земную ото сна. Пробуждается бог Перун и своим громом извещает Землю о весеннем зарождении Жизни. С этого дня начинают наши предки-земледельцы всякую работу. В день Благовестника, гром и молния просыпаются от зимнего сна, а потому после дня Благовестника каждый день можно надеяться на гром. А, значит, скоро полю быть вспаханным и засеянным, а народу – сытым.


По славянским верованиям, восседая на огненной колеснице, этот воинственный Бог разъезжал по небу, вооруженный двумя молниями – синей, убивающей на месте, и золотой, дарующей жизнь. Первые весенние грозы наши предки объясняли именно грохотом его колесницы. В Перунов день грозный Бог являлся на землю, убивал зиму, оплодотворял землю дождями и выводил из-за туч солнце. После весеннего дождя, возрождающего землю к жизни, можно было уже начинать всякую сельскую работу. После этого праздника славяне засевали поля первыми зерновыми: овсом, ячменем и пшеницей. Считалось, что бог Перун благословляет славян на первые посевы. Но, если не почествовать Перуна на славу, он мог наслать на нерадивых людей град, бури и ливни, а пущенная им молния способна была зажечь страшный пожар и спалить все живое дотла. Поскольку этот Бог-воин олицетворял силу, воинскую доблесть, мощь и власть, он считался покровителем славянских князей и их дружин – славянского войска. По обычаю славян, после Перунова дня можно было приступать к ратным забавам, планировать воинские походы.


В разных славянских краях есть много сказок и легенд о громе и молнии. Говорят: «Гром и молния землю будят, чтобы просыпалась, потому что уже весна». Хозяева в день Благовестника носили на капище или славянский языческий храм хлебные зерна для освящения на посев. Придя домой, они смешивали освящённое зерно с основными семенами. Благовестник праздновали перед первыми яровыми посевами.


По народному календарю 26 марта, после принятия христианства славянами, отмечается Никифоров день (дата по старому стилю календаря – 13 марта). Свое название праздник взял от имени святителя Никифора Константинопольского, патриарха-иконоборца. Главными символами этого дня в народе были вода и медведь. По приметам, в этот день медведь на другой бок переворачивается, то есть выходит из спячки, а вода становится целебной. По традиции наших предков 26 марта было принято купаться в родниковой воде. Предки веровали, что в этот день вола обладает особой силой и может лечить от всех недугов. Девушки умывались ею, чтобы сохранить молодость, а женщины – мыли полы в доме. И тогда, по поверью, в семье все будут здоровыми и счастливыми. В конце марта весна окончательно вступала в свои права. В лесах появлялись медведи. Встреча с голодным зверем была опасной, поэтому люди старались без лишней необходимости далеко от дома не уходить. Медведь считался у древних славян оборотнем, существом, которого боится даже нечистая сила. Наши предки верили, что у него глаза человека, он умеет ходить на двух ногах, понимает речь. Это животное называли младшим братом лешего, лесным чертом, который может учуять ведьму. Славянские ведуны и ведуньи с помощью головы медведя снимали сильную порчу с дома. А, с другой стороны, у славян так же был медведь был символом семьи и плодовитости. Считалось, что если хищник приснился девушке, то она скоро выйдет замуж. В некоторых селениях даже праздновали «медвежьи дни». В это время для животных оставляли на дворе еду, подбрасывали хлеб в дымоход, не запрягали лошадей, не чинили обувь. Считалось также, что шерсть медведя помогает больным людям излечиться. Дымом от горящей шкуры медведя повитухи окуривали рожениц, а знахари людей, которые сильно простудились, медвежьим салом мазали лоб, натирали грудь и спину. Верили, что человек, съевший сердце медведя исцелится от всех болезней. А коготь медведя славянские мужчины использовали в качестве амулета, вешали его обязательно только на красную нить. По поверью, с его помощью так же можно было привлечь в свою жизнь сильную любовь.


Мужчины на Никифора отправлялись на рыбалку. Считалось, что в этот день улов будет хорошим. А, вот работать с деревом в этот день, у наших предков, было запрещено. В это время не пилили, не строгали, не столярничали, иначе, по поверью, можно навлечь на себя 33 беды-напасти. Существовали в Никифоров день запрещающие приметы. Нельзя было брать в руки острые предметы, например нож, потому что, если пораниться, то рана заживать будет долго. Лучше в этот день не рассказывать о плохих снах, по примете, только так можно предотвратить, приснившуюся беду. Не ходили в этот день люди на кладбища, потому что тревожить души умерших предков было опасно. Запрещалось так же устраивать беспорядок, иначе счастья в доме не будет. Не разрешалось в этот день носить вещи черного цвета. Они считались траурными, и, по поверью, человек мог так сам привлечь к себе горе. Нельзя было просить в долг деньги или продукты - могут начаться финансовые и семейные проблемы. Не стоит стричь волосы, так как можно отрезать хорошую «долю», «судьбу». По особым приметам наши предки на Никифора предсказывали погоду. Про этот день говорили: «Тропинки чернеют, снег тревожится», «Пока теплая вода бока не промочит, медведь из берлоги не выскочит». Если березового сока было много - это к ненастному лету. Гуси уже с юга вернулись – значит, жди богатый урожай. А, если птицы в снегу прячутся – значит, ударит мороз. Туман по земле стелется - лето ожидается дождливым. Небо на рассвете и закате красное - хлеб уродится. Жаворонок прилетел первым - быть теплу, а если зяблик - к холодам.


30 марта (березола) славянами отмечаются Именины Домового. Тако же в этот день славяне старались всяческих задобрить "бесившегося" до полуночи (либо до первых петухов) Домового. Все чествовали Домового хозяина принесение ему особливых треб (у меня на сайте www.eniopsiholog.net есть несколько статей про славянские народные традиции чествования Домашнего хозяина). У христиан на эту дату приходится день Иоанна Лествичника - это христианский богослов,византийский философ, игумен Синайского монастыря. Этот святой почитается Православной церковью 30 марта [12 апреля]) и Католической церковью (память 30 марта). У наших предков в этот день было принято печь печенье, которое называли «лествицы» (лесенки) из постного ржаного теста, как символ будущего восхождения на небо. Размеры, формы и количество ступенек были весьма разнообразны, но обычно их было 12 - "по числу месяцев в году".


Вот так и заканчивался первый весенний месяц у славян. Впереди праздники месяца апреля. Апрель (Цветень). Начинают расцветать первые деревья, первые цветы, просыпается весна. Продолжение следует….

Читайте также

Комментарии (0)

+375 29 689 46 47

Нужна помощь?

Оставьте заявку

прямо сейчас!