21 сентября - День Сварога. Осинины. Осенние оспожинки. Вторая Пречистая в славянской традиции

Славянские праздники связаны с Солнцем, с Природой - учитывают биоритмы Природы (см. Кологод – славянский языческий календарь), к ним приурочены памятные даты и родительские дни. Образная суть каждого славянского праздника: «Живите в радости и гармонии с Природой, чтите Свято все праздники, что оставили вам Предки ваши, украшайте жизнь свою радостью и деяниями благими, да во Славу Богов и Предков ваших».


21 сентября у наших предков славян наступал праздник Небесного Кузнеца - Сварога. Он был одним из самых важных осенних славянских праздников. Сварог один из верховных и самых сильных языческих божеств, который, у наших предков - древних славян, имел почти безграничную власть. Некоторые историки утверждают, что полное имя божества Сварожич, а не Сварог. Корень имени Сварога переводиться как «небесный», поэтому большинство учёных, изучающих древнюю культуру славян, утверждают, что Сварог был верховным языческим богом. Бог Сварог - Верховный Небесный Бог, управляющий течением Жизни людей и всем Мироустройством Вселенной в явном Мире. Великий Бог Сварог является Отцом для множества древних Светлых Богов и Богинь, поэтому славяне называли их Сварожичами, то есть - детьми Сварога. Сварог сбросил с неба на Землю плуг и ярмо, чтобы люди возделывали землю. Сбросил так же боевую секиру, чтобы люди свою землю защищали от врагов. Сбросил и чашу для приготовления в ней священного напитка. Сварог научил людей готовить из молока творог и сыр, которые, в далёкие времена народом считались священной едой - даром богов. Возможно, одним из самых важных дел Отца Небесного стали созданные им Малое и Большое Кола (круги) времен - земных и космических (Основа языческих календарей – это Коло года: 8 ключевых праздников кола кода, 4 праздника в правьей части года, когда главная сила праздника - мужская, и 4 праздника в навьей части года, когда главная сила праздника - женская). Сварога древние славяне считали покровителем небесного огня и почитали его как бога-кузнеца. Поэтому зачастую в обрядах посвященных столь сильному языческому божеству использовали очищающий огонь. Для того, чтобы люди смогли пережить тяжелое зимнее время, Бог Сварог дал им в подарок волшебный топор, поэтому Сварога считали спасителем, так как до этого люди болели и умирали от морозов. Сварог раскрыл перед людьми искусство различных ремесел. День Сварога особенно почитается кузнецами, плотниками, столярами. День Сварога является праздником всех мастеровых людей, но, в особенности, мастеров кузнечного дела. Ведь Бог Сварог – это и есть Небесный Кузнец, создавший Небесную Сваргу (ИРИЙ (СВАРГА) - рай, небесное царство богов, куда отправляются души умерших предков. Любая кузня, любой горн - это уже капище Сварога (капища славян – это культовые места, на которых наши древние предки устанавливали языческие храмы и идолов языческих богов). При установке деревянного кумира (идола) Сварога должен был гореть огонь, калиться металл, металлом должен быть обит и сам кумир. На капище Сварога должны были быть молот (или железная тяжелая палка-лом) и наковальня. Именно Сварог начал железный век и научил людей пользоваться железными орудиями. Приятные звуки для Сварога - удары молоточков, звон цепей да завывание огня. Требы (подношения, подарки) Сварогу славяне приносили обычно или сыром (сырниками), или творогом. Интересно и то, что слово «творог» означает - сотворенный, оно однокоренное с именем Сварога, и является символом небесных хлебов. Роль кумира Сварогу у наших предков славян мог выполнять огромный камень, на котором нанесены были символы огня.

Славяне свято верили, что Бог Сварог установил Небесные Законы Восхождения по Златому Пути Духовного развития. Этим законам следуют все Светлые Гармоничные Миры. Ко Дню Сварога у наших предков завершались все обряды по закрытию Сварги (прерывается живая связь между Землей и Небом). На Землю постепенно опускается холод. Он сковывают землю морозным воздухом, постепенно забирая силу влияния у светлых Богов. Вся Земля переходит в безраздельное управление Бога Велеса. В этот День в жертву Богу Сварогу славянами приносили кур, которых начинали резать именно с этого времени. Девицы в этот день собирались в большой избе и устраивали братчины. У наших предков братчина была обыкновенной совместной трапезой полноправных жителей родноверческой общины, которая устраивалась вскладчину после совместных молений и славлений. Иногда еду на подобное застолье собирали по всей общине. Девушки, в течение трех дней устраивали гуляния с парнями. Девица-невеста почиталась, как хозяйка-распорядительница всего дома и этого праздника. Вечерки такие всегда сопровождались рассказами страшных, игривых и волшебных сказок. Так же молодые люди любили устраивать всевозможные озорные игры с объятьями и поцелуями. Братчина по-другому называется - Свеча или Канун. У наших предков славян в основу братчины был заложен благочестивый обычай поминания всех Богов и святых, к которым община прежде обращалась за помощью для спасения и защиты от всяческих напастей и бедствий, для получения богатого урожая. Праздник День Сварога древние славяне с самого утра всей общиной приходили на капище, где проводили несколько часов в молитвах к Сварогу. Они прославляли бога и воспевали хвалебные песни и благодарили его за проявленную милость. После чего наши прародители подносили кумиру Сварога дары в виде различных лакомств, сладких пирогов, свежеиспеченного хлеба и, конечно же, ягодного вина. Далее празднование продолжалось уже за столом с различными явствами, среди которых обязательно были мясные блюда, творог, сыр, яйца и мед. Далее начиналось гуляние, юноши и девушки водили хороводы, спивали и после чего отправлялись к кому-либо домой на вечернее чаепитие. Там и проводили всю ночь вплоть до самого рассвета. А волхвы в это время проводили тайные огненные обряды и просили у Сварога защиты и благополучия для всех жителей общины. Сварога называют кузнецом семейного счастья. Существует такой славянский заговор на семейное счастье с мужем: «Сварожич, батюшко, пособи, семьи очаг добром укрепи. Молотом своим взмахни, лад в семью мою верни! Как твой огонь пылает и греет, так пусть мой муж меня жалеет. Заклинаю. Так тому и быть!». Можно заговор этот на амулет начитать, затем одеть амулет на мужа. Издревле во многих славянских Родах отдавалось предпочтение наиболее близким по Духу и Крови Небесным Богам, которые всегда приходили на помощь к белым людям во всех краях. Как повествуют древнейшие Писания и Предания, в древние времена славяне и Небесные Боги братались между собой, помогали друг другу, и Небесные Боги оставляли земным братьям и потомкам свои простые, но мудрые Заповеди, чтобы Счастье и Радость не покидали Роды Великой Расы и потомков Рода Небесного.

Есть такие ЗАПОВЕДИ БОГА СВАРОГА:
- Почитайте друг друга, сын - Мать и Отца, супруг с супругою живите в согласии; 
- На едину жену должен муж посягать - а иначе спасения вам не узнать;
- Убегайте от Кривды и следуйте Правде, чтите Род свой и Рода Небесного;
- Почитайте вы три дня в неделе - третий, седьмый и девятый. Почитайте Великие Праздники. Потому подобает поститься всем людям в третий и в седьмый дни. Ежели кто в день девятый трудится, то не будет ему прибытка, ни по жребию, ни по таланту во другие дни без изъяна. День седьмый человекам, скоту и рыбам на покой дан, на отдых телесный. Друг ко другу ходите, друга за дружку радейте, будет радостно вам - пойте гимны Богам;
- Почитайте Великий пость (Пость – это древнеславянская аббревиатура: П - полное, О - очищение, С - собственных, Т - телес, Ъ - сотворяша. Система ПОСТов связана с Природой, сменой питания в зависимости от климатических сезонов, чтобы очиститься и перестроить организм с одного вида пищи на другой) от сожжения Марены (Богиня Морена (Mapa) - Великая Богиня Зимы, Ночи и Вечного Сна и Вечной Жизни, часто ее называют Богиней Смерти, прекращающей земную жизнь человека в Явном Мире) и до свадьбы Дживы (Богиня Джива ( Жива, Дива, Сива) - Богиня Вечной Вселенской Жизни, Богиня младых и чистых Душ Человеческих, Богиня Джива, является олицетворением плодоносной силы Жизни, вечной молодости, юности и влюбленности, а также наивысшей Красоты всей Природы и человека). Берегитесь люди в это время Кривды, сохраняйте строго от съедения чрево, руки от сграбления, от хулы - уста;
- Почитайте Страстную Неделю - как скорбел Даждьбог наш от распятия до спасения Лебедью-Дживой, так и вы скорбите смиренно. И не пейте питья хмельного, не скажите бранного слова!;
- Почитайте Купальские дни. Вспоминайте победу Перунову, как Перун победил зверя-Скипера и как сестрам своим он Свободу дал, как очистил их в водах Ирия.
- Почитайте Перунов день. Как Перун в пятый день к Диве (Богиня Дива - Додола (Перуница) - Небесная Богиня обильного Плодородия, которая управляет дождем, грозами и молниями) сватался, вспоминайте и свадьбу Перунову!;
- Почитайте Ладу-Матушку и Рода Небесного. Покровителей Родов Расы Великой и потомков Рода Небесного;
- После жатвы своей вспоминайте об Златогорке, почитайте также День Волха (Бог Волх - Небесный Бог-Воин, Бог-Защитник людей ) Мудрого, сына Индры (Бог Индра - Вышний Бог, Громовник, помощник Вышнего Бога Перуна в Небесных битвах при защите Сварги Пречистой от сил Тьмы.), Ясна Сокола;
- Почитайте день Макоши-Матушки, Светозарной Великой Матери, Небесной Богородицы;
- Почитайте день Даждьбога;
- Почитайте Великую Инглию и Богов Ваших, которые суть посланцы Бога Рода Единого;
- Почитайте старость и защищайте младость, познавайте Мудрость, что оставили вам Предки ваши;
- С другими Родами живите в согласии, помогайте, когда просят вас о помощи;
- Не щадите живота своего для защиты Дома своего, для защиты Рода своего и Святой Веры своей, для защиты Святой земли своей;


- Не навязывайте Святую Веру насильно людям и помните, что выбор Веры - личное дело каждого свободного (вольного) человека;
- Живите в союзе с Природой, не губите ее, ибо она опора Жизни вашей и всего Рода живого;
- Не приносите на Алатырь жертвы кровавые, не гневите Богов ваших, ибо мерзко для Них принимать кровь невинную от созданий Божиих (Алатырь-камень - это центр мира, лежащий в начале всех начал, так называемый «Пуп Земли», всем камням Отец, могучая сила, наделённая целительными свойствами. На нём произрастает величественное Мировое Древо, а из-под него во все стороны мира текут живительной водицей наполненные реки жизни. Он даёт начало всем путям мироздания, он исток всех дорог и всех сил мира. Четырём стихиям Природы он Отец - земле, воде, огню и воздуху).;
- Защищайте рукою крепкою ваши Капища и Святилища, помогайте всеми силами вы всем Странникам и Капенам (Капен – это священнослужитель Капен (кап – «священное», ен – «он») – т.е. «он священник» или священнослужитель, то есть Капен проводит службы в Капище), что хранят ту Тайну Древнюю, Слово Божие, Слово Мудрое;
- Не питайтесь пищей с кровию, ибо будете как звери дикие, и болезни многие поселятся в вас. Вы питайтесь пищей чистою, что растет на полях ваших, в лесах и садах ваших, обретете вы тогда силы многие, силы светлые, и не настигнут вас хвори-болезни и мучения со страданиями;
- Не стригите свои власы русые, власы разные да с сединами, ибо мудрость Божию не постигните и здоровие потеряете;
- Воспитай отец сынов с дщерями, приучи их к жизни праведной, воспитай ты в них трудолюбие, уважение к младости и почтение к старости. Освяти их жизнь Святой Верою и Мудростью Первопредков;
- Не хвалитесь своей силою перед слабыми, чтобы восхваляли и боялись вас, а обретайте славу и силу в битвах с ворогом;
- Не глагольте ложно против ближнего вашего, сберегите от хулы уста ваши;
- Творите деяния добрые, да во славу Рода Небеснаго, и великих Предков ваших, и Святой земли вашей;
- Какие деяния сотворят вам люди, такие же и вы сотворяйте им, ибо каждое деяние своею мерою мерится;
- Даруйте десятую часть от достатка вашего Богу Единому, а сотую часть вождю и дружине его, дабы охраняли они землю вашу;
- Не отвергайте незнаемое и необъяснимое, но постарайтесь незнаемое познать, а необъяснимое объяснить, ибо Боги помогают стремящимся к познанию Мудрости.
- Не отнимайте жизнь у ближнего вашего, ибо не вы ее дали, а Боги, но не щадите жизней ворогов, что нападают на вас и земли ваши, ибо они против воли Богов пошли;
- Не принимайте подношений и воздаяний за деяния, что сотворены вами при помощи Дара Богов, и за деяния добрые ваши, ибо пропадет Дар Богов, вам данный, и не молвит никто, что благое творите.
Читая все эти заповеди, не знаю как у вас, мои читатели, но в отношении некоторых из них у меня возникает чувство дежавю: где-то, когда-то, кто-то как бы списал эти напутствия бога Сварога земным чадам и сегодня нам преподноситься это же, языческое, видение мира, но на христианском блюдце.
Считалось, что небесный кузнец Сварог уже начинает к этому времени терять свои силы, ведь день световой постепенно начинает угасать, ночи становятся длиннее, а погода холоднее. Знахари и волхвы в этот день собирали целительные дары осени - рябину, каштаны. Рябину использовали наши предки для приготовления компотов и целебного кваса. Настой рябины считается хорошим противовоспалительным слабительным средством. Собирали предки рябину и украшали дома кистями этих ярко-красных или оранжевых осенних ягод. Рябина считается "охранной грамотой" дома от всякой нечисти, а, положенная между рамами окна ветка с ягодами, будет всю зиму охранять дом от нечистой силы, которая стремится проникнуть в жилище человека и может натворить шкоды в доме Часть рябины предусмотрительно оставляли наши предки на кусте – дроздам-рябинникам, снегирям-краснозобам и другим птицам. На Полесье в это время начинали высаживать зимний чеснок, а в домах, так же как и связки лука, развешивали связки летнего чеснока, чтобы оградить свой дом от нечистой силы. В семьях готовились к наступлению зимы и заготавливали припасы для скота. Славяне предки считали, что в это время завершается существенный этап жизненного цикла, за который человек сделал все, что от него зависело. Во время зимнего холода, вьюг и ледостава древний человек мало что мог предпринять для улучшения качества своей жизни. Наши предки понимали, что их дальнейшая жизнь теперь в руках стихии, только ей известно: хватит ли запасов на морозный период, минуют ли страшные болезни, которые настигают людей с приходом холодов, будет ли тепло в доме, не заметет ли дороги снегом на всю зиму и прочие зимние трудности. Есть и другие названия праздника: Осенние оспожинки, Вторая встреча осени, Богородицкая, Поднесеньев день, Спожа, Богáч, Праздник урожая, День благословения хлебов, Матушка-осенина, Огородичен день, Малая Пречистая, «Друга Пречиста» (укр.), «Мати Пречиста» (укр.), «Засiдкi», Луков день, Пасеков день, Аспосов день, Праздник Рожаниц, Рождество Богородицы. На Оспожинки собирают лук с гряд. Головку лука славянские женщины использовали для гаданий: брали столько луковиц, сколько было женихов. На каждой луковице нацарапывали имя жениха. Затем лук клали в теплое и влажное место, ждали, какая головка прорастёт быстрее всех, за того и замуж идти надо. А, ещё наши предки примечали, что если на луковице много одёжек (чешуи) – быть холодной зиме. Оспожинки - это праздник урожая. Он справляется иногда в течение целой недели: чем урожайнее было лето, тем продолжительнее праздник, отмеченный хождениями в гости, широким хлебосольством. Обязательным в этот день у предков считалось приглашение молодожёнами в гости родителей (тестя и тещу) вместе со свекром и свекровью для установления и скрепления добрых, мирных отношений между невесткой и родителями мужа, между семьями сватов, и чтобы те могли, по правилам, молодых «поучить уму-разуму». В этот день чествовали и благодарили Богородицу (Мать - Сыру-Землю) за собранный урожай. Считается, что она даёт благополучие, покровительствует земледелию, семье и особенно матерям. В некоторых местах в этот день принято отправлять поминки по мёртвым, как в Дмитриевскую субботу. Считалось, что с 21 сентября наступает конец лету и осень вступает в свои права. Про этот день говорили: «Всякому лету аминь». Встреча осени в некоторых местностях отмечалась обновлением в избе огня: старый огонь гасили и зажигали новый, который добывали ударами кремня или трением дерева. Белорусское название праздника «Засiдкi» означает, что с этого дня позволяется сидеть в доме с огнём. Этот день считался бабьими именинами, окончанием бабьего лета. Народное название праздника - Вторая Пречистая (Первая Пречистая - это отмечаемое в конце августа Успение Богородицы). Вторая Пречистая в славянской традиции - это были бабьи именины, завершение бабьего лета и окончательное наступление осени.

 

День был посвящен женщинам - матерям, женам, невестам, дочерям. В праздник чествовали Землю-кормилицу, которая ассоциировалась с Богородицей. У наших предков было принято, чтобы рано утром женщины и девушки выходили к берегам рек, озёр и прудов встретить матушку Осенину овсяным хлебом и киселём. Старшая женщина стояла с хлебом, а молодые девушки вокруг неё пели песни. После этого разламывали хлеб на куски по числу народа в семье и кормили им домашний скот. Осенины соединяют как бы два праздника: земной и духовный. По своей земной народной сути - это праздник урожая, сопровождающийся играми и песнями, а по своей духовной сути, небесной природе - это день рождения Девы Марии, матери Иисуса Христа. В сознании славян образ Осинины сливался с образом Богородицы, посему обращались они к ней так: «Богородица Пречистая, избави от маеты, надсады, от других отведи, моё житие-бытие освети!». Это традиционно женский праздник: женщину почитают как продолжательницу рода. В этот день обращают свои молитвы к Богородице бездетные матери, чтобы святая заступница послала ребёнка. Женщины славянки, у которых нет детей, накрывали праздничный стол и приглашали всех нищих в селе «чтобы молились те за её детей». Бездетные женщины заказывали службу в церкви в этот день, а после богослужения приглашали всех к себе на обед. В Аспосов день (ещё одно название праздника) заканчивается бабье лето, хотя в некоторых местах оно продолжается до Воздвиженья (27 сентября) или Покрова (14 октября). Во многих местах Белоруссии на Богача (ещё одно из названий 21 сентября) женщины выполняли охранительный обряд - вокруг двора пóсолонь (по часовой стрелке) плугом очерчивали круг-оберег на время зимнего содержания домашнего скота, от болезней, мора и нечистой силы. Наши предки славяне на этот день в общине закалывали оленя или быка. На пиру обносилась чаша и над нею славили Мать-Сыру-Землю за то, что родила хлеб. Кутью ставили на подоконник – это было угощение духов предков рода. Культ рожаниц отличается от остальных славянских обрядов торжественными пирами - «празднествами богородицы»: «Желя Роду и роженицам по рождестве - муку варити святей богородици, а Роду примолвливающе». С этого дня у наших предков можно было засылать сватов. На вторую Пречистую заготавливали калину и лук. Головку лука использовали для гаданий: брали столько луковиц, сколько было женихов. На каждой луковице нацарапывали имя жениха. Затем лук клали в теплое и влажное место, ждали, какая головка прорастёт быстрее всех, за того и замуж идти надо. А, ещё наши предки примечали, что если на луковице много одёжек (чешуи) – быть холодной зиме. Этот день называли Пасиков день потому, что предки убирали пчёл с пасек или пчёльников. Осенины справлялись на протяжении целой недели (в церковной традиции на празднование Рождества Богородицы отводилось 6 суток, так как этот праздник имел день предпразднества - 20 сентября (7 сентября по старому стилю) и 4 дня попразднества). На Пречистую, отмечали вторую встречу осени и наши предки наблюдали за природой и если погода стояла хорошая, то и вся осень должна была быть такой. Рождество Богородицы (Вторая Пречистая) фактически совпадает с осенним равноденствием. В народно-православной традиции праздник в честь Богородицы был очень важен. Культ Богоматери, всеобщей бабьей заступницы, был у славян русичей очень силен, в народе ее почитали даже больше, чем самого Христа.

Читайте также

Комментарии (0)

+375 29 689 46 47

Нужна помощь?

Оставьте заявку

прямо сейчас!