Четвёртая неделя после Пасхи – Преполовение. Среда

От Пасхи до Троицы проходит семь недель, которые называются - Святая Пятидесятница (50 дней), их считают - Неделями «по Пасхе». Все семь недель православные приветствуют друг друга словами: «Христос Воскресе!» и отвечают: «Воистину Воскресе!», а перед вкушением пищи поют пасхальный тропарь. Хочу напомнить читателю, что на период от Пасхи до Троицы, в исчислении дней недели по церковному календарю, изменяется порядок: она начинается с воскресенья, а не с понедельника, как принято в календаре. В этот период нет обычного поста в среду и пятницу. Сегодня среда 26 апреля на четвёртой неделе после пасхи – 25 день, середина (половина) между Пасхой и Троицей. Поэтому четвертую неделю после Пасхи называют – Преполовение. На 26 мая приходятся сразу три православных праздника, которые отмечаются христианами восточного обряда. Я стараюсь напоминать читателям о важных библейских событиях, днях почитания святых, а также других торжествах, которые чтят верующие христиане, и которые дошли к нам из глубины веков, как завет от наших предков. Надеюсь, что мои статьи помогут читателю узнать, не только об истории самого календарного праздника, но также о традициях, правилах и обрядах, которые издавна были связаны с той или иной красной датой календаря. 26 мая – это день в церковном православном календаре: Перенесение мощей преподобного мученика Макария Каневского, игумена Пинского, Переяславского чудотворца. Останки этого святого были впервые обретены и перенесены в храм в 1688 году от Рождества Христова. Это произошло спустя 10 лет после его мученической кончины. На протяжении нескольких десятилетий отец Макарий в сане архимандрита был настоятелем нескольких монашеских обителей Малой и Белой Руси, где очень рьяно и последовательно отстаивал Православное учение от многочисленных нападок со стороны католиков. В 1678 году на Каневский монастырь, настоятелем которого в тот момент был святой Макарий, напали турки. Батюшка сам встретил врагов на паперти храма с крестом в руках, после чего турки схватили его, долго и страшно мучили, повесив Макария между двух столбов за руки и за ноги. Через два дня 73-летнему старцу Макарию осекли голову. Вместе с отцом Макарием в тот день погибло много верующих христиан, их тела сожгли в церкви, однако, мощи старца чудесным образом остались нетронутыми огнем. В 1688 году останки святого перевезли в Переяславль из Канева. 26 мая Церковь вспоминает о святом мученике Александре Римском - это раннехристианский святой страдалец из числа римских воинов, принявших мученическую кончину в период правления в Римской империи императора-язычника Максимиана Геркула, царствовавшего в 284-305 годах от Рождества Христова. Напомню читателю, что именно этот правитель издал указ, что каждый может беспрепятственно убить христианина. Александр был военным и служил в римском полку, принадлежащем трибуну Тивериану. В начале IV столетия он пострадал за веру во Христа. Так же в этот день православный люд чтит память мучениц Гликерии Ираклийской и Гликерии Новгородской, а Народное название дня 26 мая - Лукерья-комарница или Лукерья Гречишница. Мученица Гликерия Ираклийская жила во II веке при императоре Марке Аврелии Антонине – это одна из раннехристианских святых II столетия, пострадавших за исповедание Христа Распятого и Воскресшего. Поминается православными христианами мученица Гликерия дева и с нею мученик Лаодикий – её страж темничный. В старинных рукописях описываются чудеса святой Гликерии Ираклийской. Гликерия была дочерью бывшего римского градоначальника Макария, который переселился с семьёй из Рима в Траянополь. Она рано осиротела, приняла христианскую веру и дала обет безбрачия. Как гласят летописи, однажды в Траянополе был устроен праздник в честь Зевса с факельным шествием. Гликерия, опередив толпу, первой вошла в храм и заявила, что она знатного происхождения и имеет права первой принести жертву Зевсу. Игемон Савин удовлетворил её просьбу, но спросил где у неё лампада, чтобы поджечь жертву. На это Гликерия сказала, что лампада скрыта у неё на челе и попросила погасить все уже горевшие лампады.

Гликерия стала на возвышенном месте, так что быть видимой для всего народа, открыла чело своё и показала всем знамение креста Христова, которое было начертано у неё на челе, и произнесла громко, во всеуслышание предстоявших перед ней людей: «- Видите ли вы теперь пресветлую лампаду, сияющую на челе моём?». Затем, Гликерия подняла глаза к небу и, воздевши свои руки, сказала: «- Боже всесильный, прославляемый рабами Своими, явившийся в пещере вавилонской трём отрокам Своим и избавивший их от огня… Молю Тебя, приди и помоги мне, смиренной рабе Твоей, сокруши идола этого, сделанного руками человеческими и уничтожь эти мерзкие и бесовские жертвы». После таких молитв Гликерии к Богу внезапно произошёл гром, и идол Диев упал на землю, разбившись на части. После случившегося с идолом, Гликерию попытались побить камнями, но камни не долетали до её тела. Святую бросили в темницу, а на следующий день подвергли жестоким истязаниям для того, чтобы Гликерия при народно отреклась от Христа, но она продолжала исповедовать себя христианкой. Игемон Савин взял её с собой в Гераклею, там её приветствовали местные христиане, но, идолопоклонники вновь её подвергли мучениям: бросили в печь, но пламя печи не коснулось Гликерии. Тогда мучители содрали кожу с её головы и бросили в темницу, но утром стражники обнаружили Гликерию здоровой и невредимой. Тогда Гликерию решили бросить на растерзание львам: первая львица легла у её ног. Сама же святая Гликерия испросила у Бога мученического венца, и вторая дикая львица, выпущенная на страдалицу, умертвила ее, но не растерзала. Видя это, один из темничных стражей по имени Лаодикий провозгласил себя христианином, присоединился к святой и принял мученическую кончину. Это произошло в 177 году от Рождества Христова. Гликерия погибла за веру во Христа. На иконе эта святая выглядит умиротворенной и спокойной. Ее выражение лица говорит о полном смирении и доверии Богу-творцу. Так как Гликерия стала лучом света и истинной веры, ее лицо остается милым и добрым, а глаза являются вестниками новой жизни для каждого, кто уверовал также сильно, как и она во Христа. Вторая святая, которой посвящен этот день - Гликерия Новгородская. Она умерла молодой. Через полвека после смерти девушки, в 1572 году, ее нетронутое тленом тело извлекли из земли. После торжественного положения останков в церкви святых Флора и Лавра возле них в тот же день начали происходить чудесные исцеления людей.

 

В народе, славянскому уху было непривычно имя Гликерия, и люди переделали его в привычное - «Лукерья». Таким образом, день 26 мая получил множество народных названий: Гликерия, Лукерья-комарница, Лукерия, Лушка, Лукошница, Гречишница, Комарницы. Святую Лукерью в народе прозвали Комарницей, так как в это время появлялись комары – насекомые, которые кусают плоть человека или животного, чтобы насытиться их кровью. Поэтому мы никогда не питали любви к этим насекомым. В одной из легенд рассказывается о происхождении мухи, комара и блохи: «Насекомыми стали искры, разлетающиеся от змеиных ударов хвостом по горящим углям. Искра от первого удара змеи, брошенной человеком на угли, попала человеку на уста и стала мухой. Змея вновь ударила хвостом, и искра угодила человеку в левую руку. Он прижал её правой рукой и увидел комара, которого он, как и муху, отпустил на волю. А последняя из искр попала человеку в лоб, так появилась блоха, после этого змея сгорела». Наши предки считали, что насекомые – комары и мухи, относят душу умершего на «тот» свет. Так появилось поверье, что насекомые связаны с тем, иным миром. Но, появлению комаров крестьяне всё же радовались – это предвещало наступление дождливого тепла. В байках и анекдотах, в баснях и притчах, комар часто выступает как юмористический, сатирический персонаж, наделённый мужскими качествами. Но народным убеждениям, комар – это весельчак, хороший музыкант и танцор на свадьбах. Поэтому, нередко в фольклорных байках и обрядовых песнях жениха и невесту сравнивают с комаром и мухой: «В нынешнем году комары кусаются больно. Они злятся, что свадеб нынче стало мало». Наши предки по количеству комаров очень верно предсказывали не только будущую погоду, но и предстоящий урожай: «Комаров мало – овсов и трав не будет»; «Много комаров – готовь по ягоды короба, а много мошек – готовь по грибы лукошек». Предки говорили: «С Лукерьи-комарницы жди потепления»; «Когда комар не живой, тогда май сухой»; «Комары вьются – к солнечному дню»; «Крупный комар – к доброму году»; «Появились комары – пора сеять рожь». Однако, всё же комаров славяне никогда не любили. И не только за то, что кусали они нещадно, а своим писком спать не давали. По легенде, комары самого Спасителя, распятого на кресте, не пощадили, за что по сей день расплачиваются. Поэтому, считается, что убив комара, любой верующий с себя сорок грехов сбывает. Наши прадеды знали, что если убить комара в период с 26 мая до дня летнего равноденствия, то не миновать появления дюжины новых этих насекомых, а если после – то их на дюжину станет меньше.


В южных районах Лукерью называют Гречкосейкой, потому что в это время начинали сев гречи. Засеянная гречка в основном служила пчёлам для собирания нектара, а не для сбора урожая. Считалось, что гречиха-маевка, которая сеялась 26 мая, привлекала пчел, а поэтому цвела буйным цветом. Кроме этого, к растению летели все насекомые, ведь их покровительницей были Лукерья. Мужчины в этот день выходили на поля, а хозяйки приступали к генеральной уборке в доме, обязательно следовало вымыть окна. Готовили яичницу, а также пироги с начинкой, которые несли в поле, чтобы накормить пахарей. Лукерья Комарница - праздник, когда крестьяне изготавливали короба для будущего зерна, для сбора ягод, для переноса и хранения еды, а также лукошки из бересты. Но продавать их нельзя было, а только дарить. Люди считали, что подаренные лукошки никогда не будут пустыми. Лукошница — очередное народное величание Лукерьи. Мужчины весь день проводили на полях, а женщины приносили им в лукошках еду.


Как я уже писала, наши предки считали, что души усопших доставлялись на небеса с помощью комаров и мух. По этой причине в этот день их только отгоняли, но не убивали. А вот после 26 мая комары становились слишком активными, поэтому хозяйки знали и читали заговоры от этих насекомых, проводили ритуальные церемонии с травами. Например, существует такой заговор от укусов комаров: после полуночи в одной из комнат следует зажечь свет, дождаться, чтобы комар сел на ваше тело. Глядя на маленького «вампира», следует 13 раз прочитать такие заговорные слова: «Комарик, ты лети от моего дома подальше, в густую чащу. Ко мне не возвращайся, там и оставайся. Отважу тебя от себя навсегда, чтобы не кусал ты больше меня». Предки верили, что по окончании этого ритуала заклинания комары будут облетать их дом стороной. Хотите проверить? Только делайте этот ритуал уже после дня Лукерьи Комарницы. Если вы решили посетить лес и там заночевать, то спасением от комаров, конечно, станет костёр, который должен сильно дымить, а ещё следует сказать такие слова: “Камары, камары, не кусайце мяне, бо мой бацька Панас не паедзе па вас”.


На 26 мая наши предки старались прикармливать муравьев сахаром – так они благодарили мурашей за тяжелый труд. Знахари и травницы в день 26 мая заготавливали лекарственные травы, среди которых всегда были: подорожник, одуванчики, кошачьи лапки, пастушья сумка, и другие лекарственные травы, коренья и кора деревьев. Но их срывали не сразу. Сначала читали молитву «Отче наш», а только потом срывали растения и несли домой их очень бережно. Важно было, чтобы по дороге домой знахарю никого не встретить, чтобы никто не наложил сглаз на лечебное сырьё. Есть обряд от наших предков целителей, позволяющий исцелиться от недуга. С восходом солнца 26 мая целитель отправлялся в лес, на поляну, где нужно было собрать девять разных трав, на которых еще должна лежать нетронутой роса. Не проронив ни слова, травы сорванные клали в емкость, перекрестив их трижды. Затем, молча, следует мысленно представить целителю страшный, мучительный недуг, от которого нужно человека избавить, как будто он в грязи. Далее, целитель представлял, что он этот «грязный» недуг кладёт под лечебные травы, а вслух следовало сказать такие слова: «Целебные травки, вы лютую хворь, колдовство проклятое, тоску зелёную, ломоту и хромату с тела белого рабы Божьей (имя) заберите и подальше отнесите. В густые леса, где не ступает человека нога, птица не летает, зверь не рыщет. Запираю заговор мой трижды тремя замками, трижды тремя словами заговариваю. Аминь. Аминь. Аминь«. Затем, следует эти травы заварить, потом гущу с отвара закопать под сухим (умершим) деревом. А, полученный из этих трав отвар следует больному человеку выпить за сутки. Был в народе и такой ритуал, чтобы волосы были пышные и блестящие. Собирали крапиву, ромашку, лопух, хмель, а также другие растения. Их заливали водой, которая обязательно перед ритуалом должна была в течение ночи с 25 на 26 мая постоять под ночным небом, освящённая светом Луны. Затем воду с травами следовало довести до кипения, при варке читались такие заговорные слова: «Огонь, силу трав собери и в лунной воде закрепи. А я воду возьму, голову ею полью. Чтобы волос мой здоров был, чтобы рос длинный, чтобы на солнце сиял, блестел, людские взгляды ловил, к себе привлекал, и никогда не выпадал». Вода с травами должна настояться в течение часа, затем этой водой промывали волосы. После мытья нужно встать под солнечными лучами, и трижды проговорить такие слова: «Солнышко, согрей, чтобы был мой волос как можно длинней». По завершении ритуала волосы становятся блестящими и крепкими. 26 мая, на Лукерью, знахари, и целители так же всегда заговаривают больные зубы, чтобы не болели целый год. Для этого проводиться обряд: следует найти дерево с дуплом, отломить сучок, который растет поближе к этому дуплу. Над сучком три раза подряд прочитайте заговор, затем, три раза подряд прикоснитесь им к больному зубу. Сучок заговаривают трижды: «Месяц на небе, червяк в дереве, щука в воде, хворь с зуба в деревянном дупле. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь». Можно сказать трижды другие слова заговора от зубной боли, и трижды водить сучком по больному зубу: «Месяц молодой, а его рог золотой, ты на том свете бывал, всех мертвых людей видал. Во рту у них зубы не болят? Мёртвые десны их не горят, не ноют? Так и у меня, рабы Божьей (имя), зубы чтобы не болели, десны не горели, и не кровели. Спаси, Господи, и сохрани. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь». После прочтения заговора, и первого и второго вариантов, сучок нужно положить в дупло дерева, и уйти от туда не оборачиваясь.


Согласно православному церковному календарю на 26 мая празднуют именины таких мужских имен: Александр. Имя образовано от древнегреческого имени Александрос. Оно условно разделяется на два слова: «алекс», что переводится «защищать», а также «андрос», означающее «человек»; Василий. Образовано от имени Басилейос, пришедшего к нам из Древней Греции, оно переводится, как «царский»; Гавриил. Основой для этого имени служит древнееврейское имя Габриэль, что переводится, как «Божий воин» или «Сильный человек Господа»; Георгий. Очередное имя с корнями из Древней Греции. Там мальчиков называли именем Георгиос, в корне которого было слово георгос, обозначающее «земледелец»; Егор. Русская форма древнегреческого мужского имени Георгий. Оно переводится, как «возделыватель земли», «земледелец». Ефим. Еще одно имя из Древней Греции. Мальчиков называли Эутюмиос, в корне которого было слово «эутюмос». Оно переводится, как «предвестник добра», «доброжелательный» или «благосклонный»; Иван. Русская форма древнееврейского имени Йоханан. Переводится оно, как «Господь милостив». Аналогичное мужское имя (Иоанн) давали и жители Древней Иудеи, где оно переводится, как «помилованный Господом»; Макар. Основой этого имени служит древнегреческое слово макариос, что переводится, как «счастливый» или «благословенный»; Сергей. Основой для этого имени послужило римское родовое имя Сергиус, что переводилось, как «высокий» или «знатный»; Тарас. Русская форма имени, которое пришло к нам из Греции (Тарасиос). Оно переводится, как «беспокойный», «бунтарь» или «мятежный». Основой для него могло служить и латинской имя Таурус, что переводилось, как «бык»; Ян. Русская форма древнееврейского имени Йоханан, что переводится, как «Господь милостив». Использовалось ранее в Древней Руси, а сегодня часто встречается в Беларуси и Польше.


Также 26 мая день Ангела отмечают владелицы женских имен: Арина. Древнегреческое имя Эйрене служит основой этого имени, и переводится, как «покой» или «мир»; Гликерия. Женская форма мужского имени Гликерий. Это имя пришло к нам из Древней Греции, где мальчиков называли Глюкериос. Основой для него служило слово «глюкерос», что переводится, как «сладкий»; Ирина. Еще одно русское имя, которое пришло к нам от древних греков, где существовало имя Эйрене. Оно переводится, как «спокойный» или «мир».


Поздравляем православных христиан с памятью всех сегодняшних святых! И с именинами (день Ангела), всех упомянутых выше. Как говорили на Руси в старину: "Ангелам Хранителям - злат венец, а вам - доброго здоровья!" Нашим же усопшим родным и близким — вечная память! Христос Воскресе!

Читайте также

Комментарии (0)

+375 29 689 46 47

Нужна помощь?

Оставьте заявку

прямо сейчас!