Восьмая неделя после Пасхи – Русальная неделя

Русальная неделя по поверьям наших предков славян – это время, когда каждый может обрести свою любовь и изменить свою жизнь к лучшему. В 2021 году празднуется с 17 по 23 июня. Русальная или Троицкая неделя (зелёные святки) – это время, когда славяне чествуют Русалок. Славяне верили, что на Русальной неделе (зелёной гряной) Русалки пребывают на земле, то есть они находятся в непосредственной близости от человеческого жилья и могут вступать с человеком в контакт. Зеленые святки, всегда считаются лучшим летним временем для гаданий, магии и приворотов. В народной традиции каждый день этой недели богат на самые разнообразные ритуалы и обряды, дошедшие к нам славянских предков. До принятия христианства Русалками (Водяными девами, Мавками, Навками) считали духов в женском обличии, которые оберегали поля, леса и воды - такие представления о Русалках до сих пор существуют среди коренных жителей Русского Севера, Урала и Западной Сибири. С принятием христианства, все языческие славянские Боги и Духи природы, которым поклонялись наши предки, были причислены Церковью к демонам, с очень дурным влиянием на людей. Однако, магические ритуалы празднования Русальной недели, были народом лишь слегка закамуфлированы под христианское благочестие и, в течение тысячелетия сохранили в себе все элементы древнеславянского языческого культа. Славяне считали, что Первой Мавкой (Русалкой) стала богиня плодородия Кострома – это древнеславянская покровительница влюблённых (есть красивая легенда: «Сказ о Костроме и Купало»). Русалками (Мавками, Водяными девами), по поверьям наших предков, становятся умершие дети, утопленники, девушки, умершие до замужества, а также те, кто родился или умер на Русальной (Троицкой) неделе. Существовало немало слов оберегов от русалок, которые служили поминанием душ умерших девиц, например: «Русалка, царица, красная девица, не загуби, не дай удавиться, а мы тебе кланяемся». Празднование Русальной недели, в дохристианской Руси совпадали с празднованием Ярилы и Костромы, а в наши дни совпадает с праздником Троица, в период с четверга седьмой недели после Пасхи (праздник Семик) по четверг восьмой недели после Пасхи (в некоторых местах с Духова дня до пятницы восьмой недели после Пасхи). У славян Русальная неделя свидетельствовала об окончательном уходе весны и начале лета. Зелёные Святки начинаются с праздника Семик в народе называемый Пасхой Русалок, Троицей умерших или Великоденный четверг. В этот день (Семик) прежде всего, принято поминать заложенных покойников – людей, умерших неправильной смертью (тех, кто не изжил своего века). Считается, что души заложенных покойников возвращаются в мир живых и продолжают своё существование на земле. Таких покойников запрещено отпевать в церкви, и поминаются они отдельно. По народным представлениям, людей умерших плохой смертью не принимает земля, поэтому они остаются не упокоенными и могут вредить живым людям, зачастую они находятся в услужении у нечистой силы и обладают демоническими умениями. Поминать заложенных покойников разрешалось только в Семик. Семик открывает обрядовые ритуалы Семицкого-Троицкого празднества. В течение столетий древние обряды Семика постепенно переносились на Троицу. Троица (Троицкая суббота и воскресенье) впитала в себя всю обрядность древнего праздника Семик, но в некоторых районах обрядовые действия продолжали раскладываться на Семик и Троицу. У меня на сайте www.eniopsiholog.net есть отдельная статья, посвящена празднику Сёмик, она есть и на моей страничке в Инстаграм. Народные поверья утверждают, что во время Русальной недели около водоемов, на цветущих полях, в рощах, на перекрестках дорог и на кладбищах можно увидеть Русалок. Как любая нечисть, Русалки считаются сущностями очень опасными для живых людей. Наши предки верили, что Водяные девы, подобно ведьмам, могут принимать разные обличья и залетать в дома через трубу. Семик и Троица считались предками в основном девичьим праздником. Девочек-подростков принимали в компанию старших девушек, и они могли «невеститься», и тоже гадать о суженом. В Троицкую Субботу отмечаются Летние Деды (Родительская Суббота) - общие для всех православных славян поминки по умершим. В этот день, перед семейной поминальной трапезой, наводили порядок в доме, украшали жилище веточками берёзы, аира, клёна, цветами и приглашали Духов Предков в гости, для того чтобы попросить у них помощи и совета. Готовили хозяйки в этот день поминальную трапезу. Перед трапезой, в «красном углу» дома, под иконами, зажигали столько свечей, сколько человек живёт в доме. Зажигая свечи, просили: «Батюшка Яр-Огонь помоги. Пусть в святом огне свечей сгорят все хвори, беды и напасти (перечисляли всё, от чего хотели бы избавиться), пусть все бесы, лярвы и всякая другая злая нежить, что разрушают нас и рушат нашу жизнь, покинут все наши тела и это жилище. Да будет на то Воля Божья. Аминь». Зажигали отдельную свечу для Духов упокоившихся родственников, ставили её на подоконник, рядом с угощением для Духов и приглашали Дедов (Духов умерших родственников) принять участие в трапезе словами: «Деды приходите, с нами пейте, ядите, счастье, добро в дом наш нясите». За трапезой всегда вспоминали лучшее, что в своей жизни сделали покойные родственники и благодарили их. По окончании поминальной трапезы «Дедов» провожали со словами: «Прощайте Деды, идите, с собою хвори, печаль, беду и тоску заберите, нас долго не ждите». И вот, наконец-то наступает восьмая неделя после Пасхи, пятидесятый день, или Пятидесятница, воскресенье, Троица. Именно в этот день ученики дождались обещанного им Богом - Сошествия Духа Святого, Утешителя. Это событие было предсказано самим Христом, апостолам, когда на последней их совместной трапезе Он сказал: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин 14:26). И после Своей смерти и Воскресения Иисус просил их вернуться в Иерусалим и ждать там, пока не исполнится обещанное. Вот как об этом дне рассказывает Книга деяний апостольских: «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян 2:1–4). На этот шум к дому, где находились апостолы, сбежалось много народа, среди которого были и римляне, и парфяне, и ливийцы, и каппадокийцы, словом, прозелиты из разных народностей. И каждый слышал апостолов, говорящих на его родном языке! Это привело всех в изумление, но нашлись и те, кто издевался: «Галилеяне просто напились!» — кричали они. Тогда апостол Петр обратился к толпе с первой проповедью Евангелия. Около трех тысяч человек, послушав апостола, решились принять крещение. Так было положено начало первой христианской общине. Итак, Пятидесятница - это день, когда апостолы вышли на проповедь. День, когда последователи Христа стали Церковью, о которой Господь сказал: «создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф 16:18). Что это значит для верующих? Это значит, что жизнь Ее не прерывалась никогда и в самые сложные времена, и та Церковь, которую мы знаем сегодня, и есть та самая, родившаяся в иерусалимской горнице и с тех пор непрерывно прираставшая тысячами верующих. Другое название праздника – Троица, потому что в этот день людям открылась тайна триединства Бога - Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого. Вопреки расхожему заблуждению, Дух Святой - совсем не безликая Божественная энергия, а именно Личность. А вера в Святую Троицу и вместе с тем в Бога единого - и есть основополагающая особенность христианства, не имеющая аналогов в мировых религиях. Еще один оттенок этого дня, о котором говорит праздничный кондак – это соединение людей из всех народов во Христе, символом и началом чего было говорение апостолов на разных языках и наречиях. Если в ветхозаветные времена строительство Вавилонской башни разделило людей, когда каждый стал изъясняться на языке, которого не мог понять другой, то день Пятидесятницы – это разделение упраздняет: каждый слышит, как ученики Христовы славят Бога на знакомом ему с детства наречии. Апостол Павел пишет в Послании Колоссянам (3:11), что во Христе нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос. А у наших предков славян в этот период продолжались Игрища Ярилы. Женщины и девушки в этот день водят хороводы по ходу солнца, мужчин и парней в хороводы обычно не допускали. Во время хороводов пели ритуальные песни. Первый понедельник после Троицы – 51 день после Пасхи - Духов день. В этот день, отслужив заутреню, наши предки брали хоругви, образа, выносимые из храма на пасху, образ Илии пророка, шли в деревню. Служили молебен о дожде, освящали воду в колодцах и родниках. Девушки в этот день собирались в лесу вить венки. Сила венка заключается в целебных и чародейных травах, из которых красавицы венок сплетали (аир, черёмуха, любисток, берёза, клён, полынь, ромашка). И вот если венок, сплетённый на Духов день, не завянет до Петрова дня (12 июля), то это знамение на счастливую жизнь в замужестве для его хозяйки. Венки принято было бросать в воду и загадывать о замужестве. А ещё девушки бросали в Духов день сплетённые ими венки в рожь, и как можно дальше. Назавтра они венки собирали, приносили домой, там разрывали венки на несколько частей, которые затем разбрасывали по всему огороду, для хорошего урожая капусты, огурцов, тыквы и свёклы. Наши предки придерживались запрета строить дома в период между Духовым и Петровым днями. По поверьям, тогда в этих домах будет селиться нечисть, а счастье обойдёт такой дом стороной. На Духов день на службу в храм всегда шли с мелочью в кармане. Принято было её, затем раздать, как милостыню, чтобы не болеть. Так же, в народе была примета, что перед восходом солнца в день Сошествия Святого Духа земля может поведать, где спрятаны клады, но только тем, кто имеет честные намерения, а не злым и алчным людям. Потому предки перед восходом солнца шли слушать землю, припадали ухом к земле и внимательно слушали «зов» спрятанных сокровищ. В Духов день несли в церковь, душистые цветы и травы, которые освещали, высушивали и хранили целый год. По поверьям такие сухие травы обладали магическими свойствами, могли отогнать бурю и град. В Духов день так же, как и все предыдущие дни Русальной недели, пели песни и водили хороводы вокруг Русалочьей берёзки и костров. В Духов день у наших предков был обычай сходить на святой колодец, бросить мелочь в воду, помолиться и умыться святой водой, чтобы отмолить и смыть с себя всё греховное и нечистое. Затем, святую воду брали домой, а у колодца оставляли поминальную еду. В этот день к вечеру по берегам рек и озёр принято было разводить обрядовые очистительные костры, и водить вокруг них хороводы, перепрыгивать через костёр, купаться в реках и озёрах. Так наши предки очищали огнём и водой свои тела и души от скверны, которая пристала к ним в течении прошедшего года. Вечером в Духов день у крестьян было приято на закате солнца идти на свои поля и огороды, и просить Русалок - хранительниц посевов, будущего богатого урожая, и помощи, чтобы вырастить урожай. Для этого, хозяин и хозяйка выходили на свой земельный участок, кланялись на четыре стороны, и просили с каждым поклоном вслух громко: «Девы ручьев, озер и рек, вы ко мне направьте бег, с урожаем помогите, и ростки мои взрастите. Раз заговариваю, два заговариваю, три заговариваю. Именно!». Вторник - Конский праздник. Первый вторник после Троицы называли в Беларуси “Конскі Вялікдзень” и всецело посвящали лошадям – кормилицам крестьянским. Хозяева подворий убирались в конюшне, молились и ставили свечи, читали заговоры за здоровье животных. Так же, в этот день наши предки из селений изгоняли Русалок в их стихию. Этот обряд совершался с целью изгнания Духов из Мира людей. В магическом ритуале участвовали девушки, обряженных Природными Духами - Русалками, а парни гнали их из села до ближайшего поля. Там «Русалочки» прятались в траве и обещали всему селу плодородное, богатое лето. Среда — завершение Зелёных святок. В среду на этой неделе не работали. Именно так, по поверьям, наши предки пытались обезопасить свои посева от града. В этот день не безопасной считалась наёмная работа и даже толока (толока - это работа крестьян сообща, форма деревенской взаимопомощи у восточных славян). На Полесье в среду принято было всем селом выходить в поле, лес и из древесины ясеня, путём трения, добывать “свяшчэнны агонь”. Это была дань древнему почитанию бога Перуна. В первую среду после Троицы прощались с Русалками. Сжигали Русалку (Кострому): за пределы деревни, села выносили обрядовое деревце, так называемую - Русалочью березку, которая в течение Русальной недели была центром праздника.

Берёзку развивали и сжигали её в поле или топили в реке. Смысл этого обряда заключался в том, что бы очистительным огнём освободить Духов Природы от скверны (своенравия, надменности, капризности и прочих пороков, которые склоняют Духов Природы делать вред человеку). Затем, в продолжение обряда, люди опускали свои венки в воду: потонет - к несчастью, поплывет - к счастью. Этими ритуальными действиями Зелёные Святки завершались, Русаки до следующей Русальной недели оставались в своей стихии. Наши предки считали, что в течении всей Русальной недели можно увидеть вещие сны. Чтобы в дни Русальной недели увидеть правдивый сон, нужно сказать перед тем, как лечь спать: «Русалки-сестрички, выйдите из водички, ко мне придите, вещий сон мне нашлите. Судьбу мою покажите. Ныне и присно и во веки веков. Аминь». Этот сон следует запомнить, ведь он непременно сбудется. Если сон приснится дурной, то его никому не стоит рассказывать, а вслух, произнесите обереговые слова: «Добрый сон, воскресни, дурной сон, пополам тресни!». Первый четверг после Троицы называли Навский четверг или Навская Троица. Это ещё один поминальный день предков. На кладбище шли с аиром, липой, клёном, берёзой. В некоторых районах Беларуси этот день принято называть Сухой четверг или Обливаха. В этот день, чтобы летом урожай не погиб от засухи, молодёжь обливала друг друга водой. На протяжении всех семи дней восьмой недели после Пасхи, принято соблюдать святость недели. Предки считали, что тот, кто будет пахать на этой неделе, у того пропадёт скотина. Тот, кто будет сеять, у того градом побьет посевы. Тот, кто будет прясть, ткать, шить, вышивать, вязать, у того все овцы подохнут. Тот, кто будет вить верёвки, вязать бороны, плести сети, “той сагнецца ў дугу сам”. А тот, кто поставит забор, “таму на Купалле паваляць ды спаляць той плот”. Было поверье у народа, что дети, зачатые в эти дни, родятся больными и калеками. Даже приплод домашних животных у таких хозяев будет больным и слабым. Мудрость наших прадедов помогала им выживать и добра наживать. Возможно их поверья, приметы, обряды дошли до нас – современных, суетливых, очень рациональных скептиков, как помощь 911 в ситуациях, когда все остальные методы и знания современного мира оказались бессильными!
Поздравляю вас с Русальной неделей и Праздником Троица. Желаю нам счастья, любви и исполнения всех наших добрых желаний. Ещё больше интересной информации вы сможете найти у меня на сайте www.eniopsiholog.net или получит реальную помощь у меня при личном приеме. Перечень услуг, отзывы, контакты вы можете найти на сайте.

Читайте также

Комментарии (0)

+375 29 689 46 47

Нужна помощь?

Оставьте заявку

прямо сейчас!