Четвёртая неделя после Пасхи – Преполовение. Пятница

От Пасхи до Троицы проходит семь недель, которые называются - Святая Пятидесятница (50 дней), их считают - Неделями «по Пасхе». Все семь недель православные приветствуют друг друга словами: «Христос Воскресе!» и отвечают: «Воистину Воскресе!», а перед вкушением пищи поют пасхальный тропарь. Хочу напомнить читателю, что на период от Пасхи до Троицы, в исчислении дней недели по церковному календарю, изменяется порядок: она начинается с воскресенья, а не с понедельника, как принято в календаре. В этот период нет обычного поста в среду и пятницу. Я стараюсь напоминать читателям о важных библейских событиях, днях почитания святых, а также других торжествах, которые чтят верующие христиане, и которые дошли к нам из глубины веков, как завет от наших предков. Надеюсь, что мои статьи помогут читателю узнать, не только об истории самого календарного праздника, но также о традициях, правилах и обрядах, которые издавна были связаны с той или иной красной датой календаря. Православные праздники – это торжественные дни в Православной Церкви, посвященные празднованию священных событий и особо чтимых святых. По важности Церковью праздники разделяются на Великие праздники, средние и малые. Они различаются между собою торжественностью и чином богослужения. В богослужении Православной Церкви двенадцать великих праздников годового богослужебного круга (кроме праздника Пасхи, он Церковью выделен особо), к ним относятся: Рождество Пресвятой Богородицы (далее по порядку с начала церковного года), Воздвижение Креста Господня, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Крещение (Богоявление) Господне, Сретение Господне, Благовещение Пресвятой Богородицы, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Троица (Пятидесятница), Преображение Господне, Успение Пресвятой Богородицы. К великим на двунадесятым праздникам относятся: Покров Пресвятой Богородицы, Обрезание Господне, Рождество Иоанна Предтечи, день святых первоверховных апостолов Петра и Павла, усекновение главы Иоанна Предтечи. По времени празднования двунадесятые праздники разделяются на неподвижные (не переходящие) – они каждый год празднуются в одни и те же числа. И подвижные (переходящие) праздники, которые отмечаются Церковью каждый год в разные числа, в зависимости от даты празднования Пасхи. К подвижным двунадесятым праздникам относятся Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне и Троица (Пятидесятница), к неподвижным - все остальные. Церковные праздники подразделяются ещё и по месту празднования на общие, одинаково торжественно отмечаемые во всех храмах, и местные. К последним относятся так называемые престольные (храмовые) праздники или праздники в честь местночтимых икон или святых. По типу праздники также разделяются на Господские (в честь Спасителя), Богородичные и праздники святых (соборов святых). Под святыми понимаются как люди (угодники Божии), так и ангелы. Так в православный календарь 28 мая, пятница, четвёртая неделя после Пасхи – Преполовение - это День памяти Пахомия Великого (348г.). Преподобный Пахомий был пустынножителем и основателем монашеского общежития в Египте, состоявшего из 7 монастырей; День памяти святителя Исаии, епископа Ростовского, чудотворца (1090г.); День памяти благоверного царевича Димитрия Угличского и Московского (1591г., убиенного сына царя Иоанна Грозного); День памяти преподобного Макария Алтайского (1847г.); День памяти преподобного Исаии Печерского (1115г.); День памяти Пахомия Нерехтского (1384г.); День памяти преподобных Евфросина и ученика его Серапиона, Псковских (1481г.); День памяти преподобного Ахиллия, епископа Ларисийского (ок. 330г.); День памяти преподобного Давида Гареджийского (VI-VII в) (Груз.); Память в Православной церкви Серапиона Псковского, Спасо-Елеазаровского (умер 1480г.) - это схимник, ученик преподобного Евфросина Псковского.
 

Помнят православные христиане и чтят 28 мая память Великого Пахомия, который, благодаря знаниям, дарованным ангелом, в 4 веке обустроил монашескую жизнь и создал первый устав общежития монахов. Устав монашеского общежития Пахомия Великого стал основой для написания современного статута. Однако, нужно сказать, что древние правила отличаются от тех, по которым живут иноки в наши дни. Святой церковью Пахомий был канонизирован в лике чудотворцев. Памятное праздничное богослужение в честь преподобного старца совершается ежегодно 15 (28) мая в православии и 9 мая в католицизме. Преподобный Пахомий Великий, наряду с Антонием Великим, Макарием Великим и Евфимием Великим, является столпом пустынножительства и основателем монашеского общежития в Египте. Пахомий родился около 295 года в Верхнем Египте, в Фиваиде, в окрестностях города Эсне. Родители Пахомия были язычниками. Богато одаренный от природы, он так же получил и отличное образование. В 312 году Пахомий был взят в войско императора Максимиана, который выступил против императоров Константина и Ликиния. Среди трудов и лишений военного похода молодой Пахомий познакомился с христианами и увидел, как они по заповеди своего Учителя милосердно и с любовью относились к своим страждущим врагам. Пахомий тоже стал молиться Господу Спасителю, еще, не будучи христианином, а по возвращении с войны он принял крещение, пошел в пустыню и жил там под руководством христианского подвижника, по имени Полемон. После 15 лет сокровенных духовных подвигов, Господь даровал ему благодать соединить под одно общее правило отшельников, живших отдельно. На одном острове реки Нил (Тавенне) он начал строить монастырь. Вскоре этот монастырь не мог уже вместить всех желавших, спасаться под руководством преподобного Пахомия, и он вынужден был основать еще несколько монастырей на берегах Нила, близко один от другого. Пахомий так же устроил и первый женский монастырь, где его сестра стала первой настоятельницей. В своих монастырях он ввел устав, обязательный для всех. В основу этого устава легли: целомудрие, смирение, отречение от всего земного и беспрекословное подчинение авве. Иноки своим трудом приготовляли для обители все необходимое, и лишь немногое им приходилось покупать в городах. Деньги хранились, по заповеди святого Пахомия, в одном месте, в распоряжении эконома. Иноки не могли иметь свои деньги. Между монахами было много таких, которые пришли в монастырь еще в детстве со своими родителями. Они и позже не умели различать золота от серебра, потому и были совершенно равнодушны к деньгам.

 

Нестяжательность братии была так велика, что всякий имел только одну одежду и одно покрывало из овечьей или козьей кожи. Все носили одинаковую одежду (нижнюю льняную - без рукавов, верхнюю кожаную, на голове волосяную шапочку - куколь, на ногах сандалии). В путешествие отправлялись всегда несколько человек вместе, стараясь соблюдать в дороге безмолвие. В мирских домах иноки обыкновенно не вкушали пищи. Никто в монастыре не мог рассказывать того, что он видел или слышал в мире, если это не вело к общему назиданию. Странников всегда принимали в особом помещении, а о приходе кого-нибудь из родных говорили, кому следует только привратники. Монахи жили по трое в каждой келье, вместе занимались рукоделием, возделывали землю, молились и вкушали пищу. Несколько раз в сутки по звуку трубы или била все монахи собирались в церкви. Здесь они читали священное Писание, слушали наставления старца, молились, пели псалмы. В воскресение из соседнего селения являлся пресвитер, совершал литургию и причащал иноков. Святой Пахомий не принимал священства и других не допускал к принятию сана, из опасения духа любоначалия и гордости. На работы выходили все, в порядке и молчании, вместе со своим настоятелем. Без благословения старшего никто не смел, ни начать новой работы, ни перейти с одного места на другое. Работа, исполненная тем или иным братом монахом, принадлежала не ему, а всей общине. Пища принималась один раз - в полдень и состояла из хлеба, овощей, плодов. И, только в воскресение, дополнительно полагалась вечерняя трапеза. Для того, чтобы все эти правила неизменно выполнялись иноками, преподобный Пахомий установил принимать желающих поступить в монастырь не ранее, чем как после годичного их испытания. Основанное на таких началах, общество монахов еще при жизни преподобного Пахомия возросло до 7000 человек, а через 100 лет после него до 50000 человек. За высокие добродетели Господь наградил святого Пахомия дарами прозорливости и чудотворений. Случился однажды в монастыре недостаток в пшенице. Пахомий целую ночь провел в молитве. Наутро в монастырь явился начальник из одного города с запасами хлеба. Он сказал, что дал обет отдать нуждающимся хлеба, и что в эту ночь он узнал во сне, что именно братия этого монастыря имеет такую нужду. Под конец своей жизни преподобный Пахомий тяжко заболел от бывшей в тех местах моровой болезни. За ним с сыновней любовью ухаживал его ближайший и любимый ученик преподобный Феодор (память 17 мая). Скончался преподобный Пахомий около 348 года в возрасте 53-х лет и был погребен у горы возле обители. Возвратившись после похорон преподобного в монастырь, монашеская братия с великою скорбью говорили друг другу: «Поистине, мы сегодня осиротели». Иконописцы изображали Пахомия Великого в виде седобородого старца в монашеской одежде. На иконах преподобный в одной руке держит свиток с правилами для монахов, а другой - благословляет верующих. Иконописцы запечатлели и сцену, когда иноку является ангел в одеянии схимника и вручает ему устав с описанием порядка в иноческом общежитии. О чем просят у святого Преподобного старца, подарившего монахам устав монашеского общежития? Христиане молят преподобного Пахомия об укреплении веры в Спасителя и заступничестве за них перед Господом, просят защитить их от дьявольских козней, дать душе и телу спасительное исцеление и простить все прегрешения. Святой помогает инокам, которые присягнули в верности Господу. Преподобный старец является для священнослужителей примером для подражания, небожителем, помогающим монахам преодолеть все трудности несения монашеского послушания во имя Спасителя. Преподобный монах помогает всем христианам, раскаявшимся в прегрешениях и живущим по законам Божьим. Пахомия Великого называют светочем, озарившим духовными знаниями темные души многих людей. Поздравляем православных христиан с памятью всех сегодняшних святых! Как говорили на Руси в старину: "Ангелам Хранителям - злат венец, а вам - доброго здоровья!" Нашим же усопшим родным и близким - вечная память! Христос Воскресе!


28 мая в народном календаре называют Пахом Теплый, Пахомиев день, День Пахомия Теплого, Пахомий Великий, Пахом Бокогрей, Теплый Травник. Названия «Теплый», «Бокогрей» праздник получил за то, что с этого числа начинаются по-летнему теплые дни: «Пришел Пахом - запахло теплом». «На Пахома тепло - все лето теплое». Хозяйки ждали Пахома Теплого, чтобы садить огурцы. Наши предки считали, что Пахом дает отмашку на посадку огурца в землю. По приметам, их нужно было посадить до 5 июня. Чтобы урожай был хорошим, в народе считали, что нельзя поручать сеять овощи хромым и немощным людям, потому что овощи также будут неполноценными. У предков нельзя было семена, перед посевом, перекладывать с одной руки в другую, это также могло плохо отразиться на урожае огурцов, моркови и свеклы. Люди не сажали огурцы по средам и пятницам, так как считали, что будет расти просто пустоцвет. Наши предки скалки клали между грядками, чтобы огурцы были длинными и гладкими. Чтобы была хорошая завязь, восточные славяне, перед посадкой овощей, бросали в погреб старые лапти, чтобы было много плетей. Для привлечения пчел, рядом с грядками всегда ставили медовую воду. Этот день также был началом для посева льна и досева пшеницы: «Пахом Бокогрей – досевай пшеницу скорей». На Пахомия всегда у наших предков приходился поздний посев овса и пшеницы. Овес пускается в рост: «С Пахома сеют поздние овес, пшеницу, ячмень». Ячмень сеют, пока цветет калина. Ещё одна примета наших дедов – это, если можжевельник зацветает - пора ячмень сеять. Остальные культуры не рекомендуется сеять, потому что они пропадут. Также не принято работать на земле в полдень, поскольку никакого проку от этих дел не будет. Ячмень является древнейшей культурой земледелия. Как и всякая зерновая культура, у восточных славян ячмень символизировал плодородие, возрождение к жизни и её обновление.

 

Ячмень нашими предками использовался для приготовления круп, муки, а также как корм для скота. Считается, что одним из первых хмельных, пьянящих напитков, которые научились изготавливать люди, была именно ячменная брага. Наши предки верили в приметы, поэтому в народе считалось, что если затихает пение соловья, когда начинает колоситься ячмень, то добрый хозяин будет с урожаем. «Похом Бокогрей - конец заморозков на почве». Можно еще сажать лук-севок. В это время уже окучивают ранний картофель. В это время из теплых стран возвращались последние ласточки. Их в народе называют Божьими птицами, так как согласно преданиям именно они прилетали к кресту, на котором был распят Иисус, и вырывали колючки из его тернового венца. Именно поэтому в народе считается, что в домах, под крышами которых ласточки решили свить свои гнезда, всегда царит счастье и покой. Разорение гнезда ласточки среди наших предков считалось равносильно смертному греху и каралось, по легенде, слепотой или кончиной кого-либо из домочадцев. По поведению этих птиц славяне всегда предвещали пожары и массовые смерти. Так, например, если ласточка неожиданно покинула свое гнездо и улетела вить его в другое место, то вся семья может умереть. Если, по весне ласточки возвратились в прежнее гнездо, свитое под вашей крышей – возможно, вскоре в доме случиться пожар. По примете, если увидели первую ласточку – следует умыться молоком, чтобы кожа выглядела молодой, и на ней не было веснушек, прыщей, летних солнечных ожогов. Теплая погода на Пахома, значит, можно отправляться на рыбалку и рассчитывать на хороший улов. Если 28 мая на Пахома будет багряный восход солнца, то лето будет жаркое, и с большим количеством пожаров. Если хорошая погода 28 мая, то следует рассчитывать на хорошую погоду и в ближайшие дни. Если в этот день перемерзнут дубовые и березовые листья, а молодые огурцы погибнут, то вторая половина лета будет неблагоприятной для людей, имеющих какие-либо хронические заболевания. Если накануне Пахома, вечером дым клубится от костра и в глаза попадает – примета к тому, что день будет очень влажным, дождливым. Если, по примете, на 28 мая много паутинок летает – это к жаркому лету. Считается, что те, кто родился на Пахома, очень добры к окружающим, поэтому к ним все тянутся. Можно сказать, что эти люди по-настоящему счастливы, так как имеют множество друзей и знакомых. Именинники 28 мая: Дмитрий, Ефросин, Пахом и Серапион.


Как всегда? в конце статьи для моих читателей полезная информация из сундучка народной мудрости. Всегда у народа были актуальны заговоры от пьянства. Их следует читать на любое спиртное и только на убывающую луну, а затем угостить заговоренным спиртным страдающего винопитием человека. Заговорные слова: «Шёл Иисус Христос вдоль реки, глядел на золотые пески. Идёт он против солнца, против месяца. Идёт – воды не всколыхнёт, песка не взобьёт. Как всей Господней Реки не выпить, не вылить, так чтоб и раб Божий (имя) вина не пил, брагу не любил, горилку не лил. Как Иисус воды в реке не всколыхнёт, так и раб Божий (имя) зелена вина, браги, горилки не пьёт с этого часа, с этого слова. Заклинаю, запираю и семь замков замыкаю. Аминь».


Или такие заговорные слова: “Сам Гасподзь на небе, а цар на зямлі, а мядзведзь у лесе, а мяртвец у зямлі. Мёртвыя ляжаць, ляжаць – яны не п’юць, не ядзяць. Няхай мядзведзь гарэлку п’е, а раб Божы (імя) у рот не бярэ. Як сказала – дык раба Божага (імя) ад гарэлкі адказала, адвязала."

Читайте также

Комментарии (0)

+375 29 689 46 47

Нужна помощь?

Оставьте заявку

прямо сейчас!