7 июля – Ивана Купала, Иванов день, Иоанн Креститель. Десятая неделя после Пасхи

Сегодня отмечается рождество славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Слова народной песни: Сёння Купала, заўтра Ян” – как бы расставляют два праздника по местам. За купальской ночью приходит праздник христианский – день рождения Иоанна Крестителя, того, кто крестил Иисуса Христа. Так как основной частью обряда крещения является омовение через погружение в воду, а Иван Креститель покрестил, или «покупал», Сына Божьего, поэтому в народе его и стали называть Иван Купала. Вот сейчас стало понятно, что народный праздник Купалье и христианский праздник Ивана Купала далеко не одно и то же. В православном христианском календаре 65 «Ивановых» дней, из них самым почитаемым среди верующих считается день рождения Иоанна Крестителя. Память о нем в течение года чествуется ещё пять раз, но день рождения 7 июля, стоит особо. Из церковных летописей нам известно, что Иоанн Креститель родился на шесть месяцев раньше Иисуса Христа. Рождество Спасителя приходиться на период зимнего солнцестояния, а рождество Иоанна Крестителя – летнего солнцестояния. После рождении Христа (25 декабря) солнце начинает «возрастать», «расти», «увеличиваться», а после рождения Крестителя (7 июля) солнце начинает «умаляться», «уменьшаться». Сам Иоанн Креститель говорил: «Ему должно расти, а мне умаляться». Я в этой статье не буду писать о жизни Пророка, думаю, что его жизнь достойна отдельного описания, отдельной статьи. Сегодня я хочу поделиться той информацией, которую я знаю, как целитель, как человек, изучающий и любящий наследие предков славян о том, как народ праздновал Иванов день, день Ивана Купалы. Некоторые традиции считают, что даты купальского праздника - 7 июля, 24 июня. Но, у наших предков была принята дата, совпадающая с астрономической - это сутки, когда самая короткая ночь в году.


На рассвете этого дня принято было собирать с травы росу. Ранним утром красивые славянские женщины выходили на поля с чистой скатертью или с рушниками, которые волочили по росистой траве, а потом отжимали их и собирали влагу. Несли эту лечебную влагу домой. Существовало и выражение “купаться в росе” или “валяться в росе”, когда, раздевшись, женщины катались по росистому лугу кубарем, с просьбами и обращениями к утренней росе о даровании им здоровья и красоты. Собранной росой умывались, особенно промывали тщательно ею глаза. Наши предки считали, что купальская роса прогоняет все болезни из тела, а на лице после такого умывания пропадает раздражение, прыщи. Особенно такая роса помогает при болезнях глаз. Так же утром в этот день люди шли к родникам и колодцам, чтобы натощак испить «живительной воды». Вода этого дня считается особенно целебной и полезной, такой же, как и крещенская вода. Купальской водой омывали детей и набирали её впрок. Все знахари, целители и травники знают, что: «Иванов день пришёл – траву собирать пошёл», «Ивана Купала – хорошие травы». В этот день нужно собирать целебные травы, потому что именно на Купалу они получают от Солнца и Земли энергетическую силу. Причём часть трав следует собирать днём, часть только ночью, а некоторые только по утренней росе. Травы, собранные на Иванов день, хранили целый год. Ими отпаивали смертельно больных людей, а во время грозы, для защиты, бросали в печь. Эти травы знахари использовали в обрядах «разжигания» любви или, наоборот, для «остуды». Знахари говорят, что к этому славянскому празднику лучистые травы входят в силу, а лютые еще собирают силы в кореньях.

 


- «Лучистые» травы – безусловно, целебные, чистые травы.


- «Лютые» травы - те, которые заключают в себе и яд, и лекарство, и колдовство.


Большинство «лютых» трав опасны не всегда, а только в определённые моменты. Вот, на этот день, яд «лютых трав» оставался в корнях, такими растениями считались «водосбор», «ясенец», «вех», «болиголов», «дурман» и «белена». Вот некоторые травы и их свойства:
- «плакун-трава» (луговой зверобой), её особая сила заключается в её корне. Корень сушат, и он имеет свойство защитное от злого духа. «Плакун-траву» собирали с таким наговором: «Плакун, Плакун! Плакал ты долго и много, а выплакал мало, не катитесь твои слёзы по чистому полю, не разносись твой вой по синю морю. Будь ты страшен злым бесам, старым ведьмам и ведьмакам. А не дадут тебе покориться, утопи их в слезах, а убегут от твоего позорища, замкни их в яме преисподней. Будьте мои слова при мне крепко и твердо. Век веков». После того, как траву срывают, обязательно произносят наговор, для чего встают лицом на восток, к солнцу.


- «терлыч-трава» используется для очарования и приманивания девушками парней. Девушки носили траву за пазухой и при виде нравившегося парня приговаривали: «Терлич, терлич, хлопца поклич!»;


- трава «чернобыльник» способна охранить дом и хозяйство от колдовства. Траву эту сушили и хранили затем в доме, наговорив её так: «Мать-земля, отец-небо, дайте рабам вашим от травы защиты и здоровья»;


- траву «пастушья сумка» собирали и использовали как хорошее средство при различных кровотечениях для остановки крови


- при ревматизме хорошо использовать жгучую крапиву;


- для лечения ран, ожогов нужно иметь под рукой траву «заячья капуста»;


- собирали траву мать-и-мачеху, душицу, багульник и использовали их при простуде, кашле лютом;


- на Иванов день рано утром девушки шли искать своё счастье – любовную траву Иван-да-Марья. По легенде: встретились Иван да Марья, брат и сестра, разлучённые с детства. Понравились они друг другу, полюбили друг друга и поженились. Но затем выяснилось, что они брат и сестра. Великий грех. И превратились они в травку с разными цветками на одном стебле: Иван – синенький, а Марья – жёлтенький. По поверью, та девушка, которая сможет отыскать эту траву, навсегда приворожит, присушит к себе любимого человека;


- от пьянства спасались так: чабрец-траву, собранную на Иванов день, нужно бросить в спиртное и заговорить его так: «Богородская трава, Богородицы голова, вразуми раба (имя), чтоб хмельного не пил, рюмки не хватал, браги не глотал. Как слово, так и дело. Аминь». Неделю, с понедельника до воскресенья, пусть спиртное настаивается на чабрец-траве, а потом дать настой выпить человеку, страдающему от пьянства;


- трава «Адамова голова» в старинных травниках прописывается особо. Собирать её нужно: «Рвать её следует с крестом Господним, и говорить молитву «Отче наш» и другие триста молитв, принести её в дом, в котором человек порчен, и дать ему пить, и дать жене чреватой, как её время и скоро родить. А кто дьявола или еретика хочет видеть, корень настоять в освящённой воде и выпить, а потом носить при себе сорок дней, и увидишь в воздушных волнах демонов. А кто хочет строить мельницу водяную, положите эту траву на подушку к запруде, а та запруда вовеки нерушима будет; а кто хочет высоко лазить – с ней ужаса нет, и земля кажется близко. Трава эта к пасеку и ко всякой ране годна». Старинные травники всегда читаю с благоговением, столько в них собранно наблюдательного опыта и мудрости наших предков.


Когда собирали целебные травы, всегда читали специальные заговоры: «Земля-мати, благослови меня травы братии, и трава мне мати». Или так: «Отец-небо, земля-мать благослови свою плоду рвать! Твоя плода ко всему пригодна: от скорбей, от болезней и от всех недугов – денных и полуденных, ночных и полуночных, от колдуна и колдуницы, еретика и еретицы. Подите же вы все – колдун и колдуница, еретик и еретица, на синее море. На синем море лежит бел-горюч камень. Кто ж тот камень споднимет, кто океан-море выпьет и кто в море-океане весь песок пересчитает, тот сможет сделать колдовство и художество над всяким рабом и над всякою рабою. Заговариваю и заклинаю всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Или ещё есть такой заговор при сборе трав: «От солнца цветок, от земли корешок. На что ты угодна, на то ты пригодна. Земля-Мати благослови траву брати. Чтобы польза была». Заготавливали волшебные травы на весь год! Обязательно в этот день готовили травы к вечерней бане. Собирали особые веники «лучистых трав» - тимьяна и чабреца, папоротника, иван-да-марьи, лютика-купальницы, мяты, зверобоя, мать-и-мачеху, чистотела, ромашки и полыни. Веник, собранный в этот день - волшебный.


Во многих местах Беларуси, накануне, и на Ивана Купалу, устраивали бани, вязали и заготавливали веники для бани впрок, на целый год. Вениками, связанными из различных веток, трав обряжали недавно отелившихся коров. С помощью банного веника гадали о замужестве: куда упадёт веник комлем, туда и замуж выходить. На Гомельщине в деревнях сохранился обычай на Иванов день обкатывать дом и хозяйственные постройки колесом от телеги, затем прикрепляли его на высокий шест и оставляли так до следующего года. Так хозяева оберегали своё подворье “ад каршака, непрыемных людзей, ад лютых звярэй...”. Чтобы коровы лучше доились, то с Ивана Купалы хозяйки выставляли крынки с молоком “под росы”, то есть на ночь. Предки считали, что на Яна нельзя ничего приносить в дом – ни зерна, ни сена, даже ягод из леса. Иначе молния сожжёт всё хозяйство и посевы. До Иванова дня женщине запрещалось есть любые ягоды, иначе, по поверью, у неё будут умирать дети. А ещё наши предки верили, что если загодать желание и на Ивана Купалу и перелезть 12 огородов, то оно обязательно исполниться. На Иванов день особенно активизируются змеи, поэтому в лесу следует быть очень внимательными. Существовало поверье, что в этот день змея-медянка на сутки обретает зрение и делается крайне опасной. Она может броситься на человека и укусить его. Поверья утверждали, что человек, укушенный змеей в Иванов день, скоро умрет. Народные ведуны и знахари знают, что если человек родился на Ивана купалу, то в третьем поколении у него могут быть утопленики. Поэтому, чтобы никогда не утонуть, один раз в год, именно на Ивана Купалу, следует прочитать такой заговор: “Иисус Христос шёл по воде, выше волн и над волнами. Господь всегда с нами. Возьми, Господь, рабу (имя) под свою опеку: проведи по волне и над волнами, огороди щитом от водной пучины, от зряшного утопа. Слово крепко, вера вечна. Аминь”.


А еще готовили в этот день Мирскую кашу, с помощью которой замирялись поссорившиеся, клялись в дружбе и верности побратимы, кумились девушки чрез венки в берёзовой роще. Ею угощали и кормили с ложки домочадцы друг друга, чтобы не ссорится целый год.


Не выйти на улицу в этот день, как и не попариться в бане в этот день считалось большим позором для девушки или молодой женщины. Про таких в народе сказывали: темно на душе, не ждёт светлой любви – иль на чужого зарится, иль сердце холодное. 7 июля девушки надевали лучшие наряды, ходили по домам и просили: «умойте». По обычаю им должны были дать что-то из девичьих украшений (бусы, серьги, ленточки и т. д.). Парни же 7 июля днем ходили на речку и набирали в вёдра мутную и грязную воду, которой потом обливали прохожих. Больше всего доставалось девушкам, которые старались отомстить молодым людям, и тоже обливали их водой. Вдоволь навеселившись, молодежь отправлялась к реке купаться. Вечером девушки и молодые незамужние женщины гадали на суженого. Находили при дороге подорожник, срывали его со словами: «Подорожник-подорожник, ты растёшь у дороги, видишь старого и малого, покажи мне любимого моего». На ночь, сорванное растение, клали под подушку, а утром следующего дня вспоминали, кто же им привиделся во сне.


На Иванов день всегда эзотериками читаются заговоры и совершаются ритуалы, которые смогут обеспечить человеку безопасность от всех насланных болезней, напастей, неудач, сделанных через колдовство,чародейство и магию. Рекомендую сделать такой ритуал от сглаза и порчи: с вечера налейте воду в любую открытую посуду и оставьте её под открытым небом на ночь. Утром в Иванов день (7 июля) поводя рукою по воде, прочитайте 7 раз заговор: “Стою я, раба Божья (имя), благословясь, пойду, перекрестясь, от часты звезды к красное солнце. Пойду я, раба Божья (имя), на океан-море. В этом море стоит остров, на том острове стоит Святая Моисеева церковь. В этой церкви стоит золотой святой престол. На этом престоле сидит Матушка Богородица, Батюшка Истинный Христос. Пойду я к ним поближе, поклонюсь им пониже. Батюшка Истинный Христос, Матушка Владычица Пресвятая Богородица, Ты пособляешь, помогаешь всем в бедах, напастях, скорбях, болезнях, ненастьях. Слей, сними уроки, переполохи, прощуры, страхи, щепотицу, колотицу, потягалища. Костяной родимец, жилиной родимец, родимец позакожный, родимец ветряной. Скатитесь, свалитесь с раба молодёна (имя) крещённого. И сгиньте с локтей, с ногтей, с ясных очей и со всего остова человеческого. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь”. Затем, следует испить семь глотков, а остальной водой умыться.


Если человек хочет чтобы его почитали, уважали и он достиг высоких должностей и званий, то ему следует на Ивана Купалу пойти в поле и сорвать колос, который будет выше других колосьев. Этот колос следует заговорить: “Как этот колос выше других, так и я, раб Божий (имя), буду выше и лучше других. Аминь”. Заговорённый колос нужно везде и всегда носить с собой, но никому его не показывать.


В среду 7 июля 2021 года в народном календаре – Иванов день, Ивана Купалы (Купала), Иван-травник, купальник, первый покос. С древнейших времен он известен у славян как праздник Солнца, зрелости лета и зеленого покоса. Люди опоясывались перевязями из цветов, на голову надевали венки из трав. Водили хороводы, пели песни. Православная церковь в этот день празднует Рождество Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В народном представлении христианский святой Иоанн Предтеча соединился с языческим божеством плодородия и Летнего Солнца. Иванов день – один из самых древних и почитаемых праздников у славян, в котором всегда участвовало всё население, и мал, и стар. Это праздник почитания воды и солнца. Несмотря на то, что праздник признан народно-христианским, церковь его не признает, и отмечает 7 июля только как Рождество Иоанна Предтечи. Священнослужители осуждают разжигание костров и прыжки через них, а также другие обряды и обычаи, связанные с Ивановым днём. Но именно созданный христианский праздник позволил “спрятать” ведические славянские традиции и позволил им дожить до современности. Народный Иванов день всегда был одним из самых веселых и разгульных праздников. Именно купальские дни отмечаются как самая сердцевина лета, Кологода и час пик Солнцестояния. К солнцу часто обращались наши предки за помощью в беде и болезни. Иисус Христос почитается верующими, как солнце духовной жизни, и основные даты православного календаря также располагаются по основным солнечным фазам. Наши предки были мудры и устраивали веселье, когда уже всё посеяно, что нужно - посажено. Всходы дали свои крепкие ростки и продолжают свой жизненный цикл. Урожай собирать еще рано, поэтому можно в это время отдать дань роду, его продолжению, подумать о любви, создании своей семьи, укрепить уже существующие семейные узы. В такой расцвет природы все живые существа пробуждаются и подвергаются настоящей любви.


Всех поздравляю с Ивана Купалой и всем нам желаю солнечной любви!

Читайте также

Комментарии (0)

+375 29 689 46 47

Нужна помощь?

Оставьте заявку

прямо сейчас!