Первые божества славян. Верования древних славян (цикл статей посвящённых славянскому язычеству) Продолжение. Часть 6. Первые божества славян

До сих пор на Руси, у белорусов, украинцев и балтов сохранились многие языческие обряды и обычаи, которые мирно уживаются с христианством. Отсюда – двоемирие (двоеверие), в котором жил наш предок, да и сейчас живет современный славянин. Мир славянских языческих богов был величавым - и в то же время простым, естественно слитым с бытом и бытием людей. Может быть, именно поэтому не смогли славяне, пусть и, обратившись к православию (а это часто происходило и вовсе насильственно), отрешиться от древних славянских языческих верований. Произошло так потому, что верования, которыми жили наши предки, наравне обожествлялись, как с человекоподобными властителями громов, ветров и солнца, - так и с самыми малыми, и слабыми, с самыми невинными явлениями природы и натуры человеческой.


Давайте посмотрим, как отличались имена богов в языческом пантеоне у балтов и у славян, в том числе белорусов: бог, который отвечал за небо, у балтов прозывался Диевас, а у русов и белорусов – Сварог. За гром отвечал у балтов бог Пяркунас, а у русичей и белорусов – Перун. Бог войны у балтов – Пяркунас, у русичей – Яровит, а у белорусов – Перун. Мать-Земля у балтов – это Жемина, у русичей – это Мать-Сыра-Земля, а у белорусов – Мать-Земля. Плодородие у балтов олицетворял бог Звайгстикс, Тримпс, у русичей – Яровит, Макошь, а у белорусов – Ярило. За судьбу у балтов был старшим бог Лайма, Декла и Карта, у русичей – Роженицы, у белорусов - Рожаніцы. За брак отвечали богини у балтов – Лайма, у русичей и белорусов – Лада. Мир мёртвых охранял у балтов Велс(Велнис), а у русичей и болорусов – бог Велес. Огонь у балтов – бог Габия, у русичей и белорусов – бог Сварожич. Бог ветра у балтов был Бангпутис, Веяпатис, а у русичей и белорусов – Стрибог. Солнце олицетворял у балтов бог Сауле, у русичей – Хорс, Даждьбог, у белорусов – Дажьбог. У древних белорусов долгое время сохранялся культ Матери-Земли - женского божества плодородия. Это один из наиболее ранних религиозных славянских культов. Символом плодородия сначала были магические изображения женщин-родоначальниц, эти образы позднее стали использоваться в языческих славянских обрядах (например, таких как Масленица, Купалье, Закликание весны).


Был у славян ещё один бог, о котором обязательно следует знать – это Хорс и Хора, иначе Хърс или Хръс. В виду особого уважения, славяне его ещё называли Великим Хорсом. Хорс (Корша, Коре, Корш) - древнеславянское божество солнца и солнечного диска. Он известен больше всего у юго-восточных славян, где солнце просто владычествует над всем остальным миром. Не случайно в «Слове о полку Игореве» Хоре упоминается именно в связи с югом, с Тмутараканью. Князь Всеслав, пробираясь ночами в Тмутаракань, «великому Хорсови волком путь перерыскаше», то есть успевал до восхода солнца. Историки-исследователи славянской древности предполагают, что южный город Корсунь получил своё название именно от этого слова (изначально Хорсунь). Богу Хорсу посвящены два очень значимых славянских языческих праздника в году - это день летнего солнцестояния, когда в июне (с горы к реке обязательно скатывали тележное колесо – знак солнца, символизирующее откат солнца на зиму) и в декабре, день зимнего солнцестояния (когда чествовали Коляду, Ярилу и других богов славянского пантеона). Некоторые исторические источники утверждают, что бог Хорс был славянским эскулапом, другие – что он был подобен Бахусу. Вместе с тем, согласно другой легенде, Хоре связан не с солнцем, а с месяцем, а доказательством этого приводят мотив оборотничества Всеслава. О нём, как и о Дажьбоге, с эпическим выражением пишет певец в "Слове о полку Игореве". Хорс был богом игр и народных забав. От корня "хор" произошло слово хоровод. В славянских народных поверьях, обрядах, былинах и сказках Хорс являлся также символом обращения солнца вокруг земли. В связи с чередованием букв, корень "хор" мог звучать как "гор" - "кор", хръс -"крес". Это можно видеть из слов гори-цвет, керсница(словенский) - светлячок. Память о Хорсе сохранилась также в лице двух славянских божков: Карочюна (Крачуна) и Курента. В Карачуне содержалась злобная, мрачная сторона. Карачун, по версии некоторых исследователей древней славянской культуры - это второе имя Чернобога. У малороссов и белорусов Карачун – это злой дух (корочун - внезапная смерть в молодом возрасте, судороги; злобный дух, сокращающий жизнь). Карачун – это темный Бог подземного царства, который слывёт у предков славян Повелителем морозов и темноты. Карачун, по поверьям древних предков, не только повелевал морозами, тьмой в зимнюю пору. Прославился дед Карачун и своим злым нравом. Даже слово было встарь (осталось и в нашем современном простонародном лексиконе) подходящее - «окочуриться». Его считали богом убийств, падежа скота. Люди стали замечать, что именно в период правления Карачуна зимой домашний скот особенно погибал от лютых морозов. Древнеславянская мифология приписывает богу Карачуну и умение насылать судороги, которые мучают людей. Если не умилостивить зимнего Бога, то состояние больного от судорог часто переходит в смерть. Так в народе можно услышать и сегодня: «Хватил его карачун», когда человек скоропостижно скончался. А если вы услышите «задать карачуна», то это обозначает – пришибить кого-то, убить или даже – замучить. Словарь Даля показывает взаимосвязь имени Бога с болезненным состоянием человека – «скорячило», что значит, свело ногу, спину, либо скорчило человека. У него же мы находим «карачить», когда пятятся назад. Напротив, а в Куренте хранилась благодетельная сторона личности. Курент - веселый бог. Курент известен только по словенскому фольклору. По легендам и сказаниям, этот веселый бог ходил со скрипкой или дудкой. Его игра может исцелить, а может заставить плясать. Он свистит в уши безнадежно влюбленным парням. Крадет у богачей еду и одежду и отдает беднякам. Одного человека он спас во время Всемирного потопа, протянув тонувшему бедолаге с неба виноградную гроздь. Курент у предков был связан со Святками и Масленицей. Славенцы и хорваты на Масленицу носили, поили, судили и казнили (топили, сжигали, закапывали, расстреливали) чучело. В Далмации такое чучело именовали Карнавал, в Славонии - Покладна баба, в Словении - Пуст, Соломенный муж или Курент. Курентами называли также ряженых на праздник Масленицу. Они ходили в рогатых, усатых и длинноносых масках, с палками, к которым были привешены шкурки ежей. В болгарской легенде еж уговаривает Солнце не жениться, чтобы дети того не сожгли весь мир. Среди курентов были «черт», «тур», «лошадь» и другие маски. Связь Курента со Святками и Масленицей, явная близость его к Маржаку-Масленику заставляет видеть в нем Даждьбога. В то же время веселым и беззаботным нравом он скорее напоминает Ярилу. Возможно, на образ Курента повлиял Дионис - как античный бог, так и средневековый карнавальный Бахус (известный и западным славянам). Одним словом, Курент - это бог веселья и радости, распространяющий повсюду добросердечие, довольство и счастье. О женской половине Хорса славянские легенды ничего не говорят, но у сербов была Хора, которая была богиней весенней и летней теплоты, расцветающей после зимнего сна природы.


Лед - это славянское божество, которому молились воины об успехе в сражениях, он почитался правителем воинских действий и кровопролитий. Этот свирепый бог изображался в виде страшного огромного воина, облачённого в славянскую броню, или во всеоружии. При бедре меч, копье и щит в руке. У Леда были свои храмы с жертвенниками. Собираясь в поход против неприятелей, славяне всегда молились ему, прося помощи и обещая, в случае удачи в воинских действиях, принести богу обильные жертвы. Вероятно, это божество больше, чем другие первостепенные славянские боги, получало кровавых подношений от наших славянских предков – славных воинов. 


Ещё одно важное славянское божество - Морской Царь (Водяной, Поддонный, Чудо-Юдо) - владыка всех вод на земле. Морской бог всесветного воздушного океана сливается с великими водами, омывающими земную поверхность, а Перун дождящий, переходит во властителя морей, рек, источников. Падая долу, заставляя прибывать воды источников и производя новые ручьи, дождь у наших предков славян стал рассматриваться как тот первоначальный элемент, из которого и создались все земные водохранилища. По славянскому преданию Морской царь властвует над всеми рыбами и животными, какие только водятся в морях. В народных сказках Морского царя называют также Водяным царем или Поддонным, а в одном из вариантов сказки он назван Окиан-морем. «Там трон жемчугами усыпанный янтарь. На нем сидит волнам седым подобный Царь. В заливы, в океан десницу простирает, Сапфирным скипетром водам повелевает. Одежда царская, порфира и виссон, Что сильные моря несут ему пред трон» (М. Ломоносов. «Петриада»).


Вий (Ния, Ний) в славянском пантеоне богов - это божество преисподней, один из главных служителей Чернобога. Воевода Чернобога, царь подземного мира, древнейший бог ураганов. Родословная Вия: брат Дыя, сын Черного Змея и Козы Седунь. Отец Горыни, Дубыни, Усыни, Кощея (Чернобога) и Пана от Матери-Сырой-Земли. Вий - в славянских сказаниях персонаж из преисподней, чей взгляд убивает. Его глаза обычно прикрыты огромными веками и ресницами, которые он не может поднять сам без посторонней помощи. В русских и белорусских сказках веки (ресницы, брови) Вия поднимали вилами его помощники. Этнографы считают, что именно от этого бога пошло поверье о сглазе и порче - о том, что от недоброжелательного взгляда всё умирает и портится. По легенде, виной неподъёмных век Вия - это проклятье Сварога, которое послали на голову побежденного Чернобога, когда длилась Изначальная Битва. Есть так же, и предположение, что имя бога произошло от украинской слова «вії», которое переводиться как - «веки». Некоторые считают, что имя Вия от слова «виться» и сравнивают образ божества с растением: ноги овивают корни, а всё тело в засохших кусках земли. Вий был также судьей над мертвыми: «Навь облюбовал Вий, когда Род поручил Ему важное дело - очищать души, пришедшие в Навь. Чистят души пламенем в особом месте - Пекле. Все мучительное, ненужное, тяжелые воспоминания, привязанности, зависимости от обжигающего огня покидают душу навсегда! Затем душа еще какое-то время пребывает в очищенном состоянии в Нави, но уже в другом месте, где загробный Судья определяет ей срок пребывания и исхода из Нави. И выходила уже душа, целиком очищенная от Кривды и Лжи, только так она может далее двигаться по пути к Прави!». Вий у славян был связан также с сезонной смертью природы во время наступления зимы. Этот бог считался у предков насылателем на людей ночных кошмаров, видений и привидений. Огромный горбатый старик с длинными волосатыми руками-лапами. Вечно злой, потому что работать приходится без отдыха днем и ночью - принимать души умерших людей: «Кто попал в лапы к безобразному Нию - назад возврата нет». Массовую известность Вию принёс именно Гоголь в своей одноимённой повести. Писатель считал, что это мифическое существо - воплощение воображения простого народа и в своём произведении он старался не менять простоту истории о Вие, которую когда-то слышал сам. Древние славяне считали Вия сильнейшим и непобедимым чудовищем. Действительно, в мифологии славян не найти ни одного описания того, что кто-то как-то смог победить Вия. Знак, который олицетворяет Вия - «Всевидящее Око» Посвист (Похвист, Позвизд) - славянский свирепый бог непогод и бурь: «Там Посвист, бурями, как ризой, вкруг увитый...». Имеет вид свирепый, волосы и бороду всклокоченную, епанчу (широкий, безрукавный круглый плащ с капюшоном у мужчин, а у женщин - короткая, безрукавная шубейка (обепанечка), завезена с арабского Востока, впервые в письменных источниках употребляется в Слове о полку Игореве ) долгую и с крыльями нараспашку. Киевляне считали власть его неограниченной, они почитали его не только богом бурь, но еще и всяких воздушных перемен, как добрых, так и худых, полезных и вредных. Почему и просили Посвиста: «о даровании красных дней и об отвращении непогод, которые почитались находящимися под его властью и управлением». Масовяне называли большой ветер Похвисцием. В народных сказках и былинах бога Посвиста иногда заменяет Соловей-разбойник, воплощающий злую и разрушительную силу ветра. «Когда же на берег Посвист Седые волны мчит, В лесу кружится желтый лист, Ярясь, Перун гремит...» (А.К. Толстой. «Князь Ростислав»).
Был у наших предков ещё один очень важный и необычный бог - Числобог - покровитель, указатель времени. Было у Числобога два лица: одно - подобное солнцу, другое - полумесяцу, ибо солнце отмеряет течение дня, а луна - ночи. Два его лика означали солнце - это дневное время, а месяц – это время ночи. Возле идола Числобога жрецы содержали всегда в порядке солнечные и лунные часы. Часы эти представляли из себя клумбу из множества разных цветов, по открытию и закрытию каждого вида цветка и определяли наши предки время суток. Из-за обилия цветов святилище Числобога всегда выглядело красиво и таинственно. Жрецы Числобога обязательно ведали тайные, древние науки счета дней, месяцев, и лет. Особым почетом Числобог пользовался в Новгороде (в Новом городе, который обосновал Рюрик), расположенный у истоков реки Волхов и озера Ильмень. Этот город в стародавние времена был центром всего купечества. К Числобогу славяне обращались в заговорах и при магических обрядах с мольбами о счастье, здоровье и урожае: "И Числобог наши дни здесь считает. Он говорит свои числа богам..." с приходом христианских времён служители храмов стали изображать Числобога ужасным зубастым созданием, съедающим прошлое, отсюда возникло и выражение «всепожирающее время». Мудрые наши предки о времени судили так: «Если постоянно торопиться и необдуманно спешить сделать как можно больше дел за малый промежуток времени, то так можно ускорить ход собственной жизни, и напротив – творя дела неспешно и основательно, можно продлить срок своей жизни». В народных преданиях и ведических писаниях Числобог стоит особняком от всех остальных богов и ни кому из них не подчиняется, что указывает на его величие и особый статус в пантеоне славянских богов. Числобог, по преданиям, является хранителем Вселенских Весов, на которых отмеривается время и мера каждого Сущего, и Чаши Времени, испив из которой можно вернуть прошлое или же попасть в будущее. Символы Числобога - весы, счёты, измерительные приборы, числа и арифметические знаки. Сакральная птица - это кукушка- вещунья, которая в определенные дни и часы вещает людям об отпущенных им сроках, и об их грехах. Числобог покровительствует всем наукам,  использующим математический аппарат. День Числобога отмечают 20 июня  (в день перед Днём Купайло - днём летнего солнцестояния).


КОПША - в Беларуси это маленький бог, охраняющий зарытые в землю сокровища и ценности. Его в молитвах просят указать место кладов и помочь отрыть их, а при удаче благодарят, оставляя богу требу - известную часть добычи.


Есть замечательный славянский бог ЧУР (Цур) - древний бог очага, оберегающий границы земельных владений-межей. Его просили о сохранении межей на полях. Слово «чур» и ныне употребляется в значении запрещения. К нему взывают во время гаданий, игр, когда хотят защитить себя: «Чур меня!». Чур освящает право собственности: «Чур моё!». Он же определяет количество и качество необходимой работы, или меру чего-либо: «Через чур!». Чурка - деревянное изображение чура. Чур - древнее мифическое существо. Чур - одно из древнейших названий, какое давалось домовому Пенату (слово Penates пришло к нам из латинского языка, оно часто пишется с большой буквы - это практически имя собственное, а принадлежало оно домашним божествам, Пенатам), - пылающему на очаге огню, охранителю родового достояния. Белорусы рассказывают, что у каждого хозяина-землевладельца есть свой Чур - бог, оберегающий границы его поземельных владений. Такие хозяева на межах своих участков обычно насыпают земляные бугры, огораживая их частоколом, и такого бугра никто не посмеет разрыть из опасения разгневать бога Чура. Об этом славянском защитнике я уже писала отдельную статью, её можно прочесть, как и другую интересную и полезную информацию об эзотерике, о народных верованиях, обрядах, праздниках, правилах, на моём сайте www.eniopsiholog.net . На сайте можно найти перечень моих услуг и методы моей работы. Если у вас в жизни затяжная чёрная полоса, проблемы в семье, нет гармонии в партнёрских отношениях, проблемы у детей, беспокоит здоровье, или отсутствие удачи в делах – приходите на диагностику-консультацию, буду рада вам помочь.


Читайте скоро продолжение.

Читайте также

Комментарии (0)

+375 29 689 46 47

Нужна помощь?

Оставьте заявку

прямо сейчас!