Магия славянской еды

Чем больше сегодня нам доступно блюд различных кухонь мира, тем важнее сохранить память и практические навыки приготовления национальных блюд по классическим старинным рецептам. Хочу сейчас рассказать вам, мой дорогой читатель, очень интересную, на мой взгляд, информацию о сакральной и любимой еде, о национальных блюдах наших мудрых предков славян. А ведь приготовление пищи сродни священнодействию. Недаром говорят, что повар колдует над плитой. Так давайте колдовать себе и людям по старинке, но на пользу! Славяне много занимались тяжёлым трудом, их жизнь была небезопасна, но в летописях многократно упоминается иноземцами, посещавшими славянские земли, что наши предки были крепки статью, красивы лицом, сильны удивительной силушкой и были они со светлой душой, но крепкие духом! В чём же заключалась сакральная магия того, что ели наши предки и, что предавало им многия силы? Традиции славянской кухни уходят корнями в далекое прошлое, но долгое время она не имела признания, славянская еда считалась варварской и грубой.


Говоря о славянской кухне, чаще всего подразумевается белорусская, украинская, русская, польская и чешская кухни, и это не удивительно, ведь эти народы составляют большую часть из всего семисотмиллионного населения славян. Блюда славянской кухни не требуют каких-то редких ингредиентов или специального оборудования, приготовить их сможет даже дилетант в кулинарном искусстве. Основными продуктами являются: картофель, репа, хлеб, рыба, мясо, яйца, масло, сыр, творог, а также популярные квашенья (капуста, соленые огурцы, помидоры, грибы). В славянских традициях многие из блюд обросли определёнными обрядами. Большинство обрядов, связанных с приготовлением и употреблением пищи, пришли к нам из глубокого язычества, затем прошли коррекцию под влиянием христианства, а некоторые даже возникли под влиянием атеизма XX века, и даже теперь складываются в эру информационных технологий. Обряды на разных территориях, могут видоизменяться, но основа остаётся прежней – люди при помощи еды, трав, специй и ритуалов с ними хотят оградить себя от зла и несчастий и привлечь к себе здоровье, удачу, счастье, радость, достаток, ясномыслие и спокойствие духа. Это ли не магия еды?!


В обрядовой кухне славян нашли отражение славянские языческие культы, которые, к моему сожалению, под влиянием христианства видоизменились. Основными культами славян были культы огня, земли, воды и Рода (родителей, умерших предков). Земля Мать для славян — это воплощение непогрешимой истины. Известно выражение «землю есть» в смысле «давать клятву» — древние славяне при такой клятве землю реально ели (или целовали). Уезжая на чужбину, непременно брали горсть земли в ладанке. В этом было всё: и земля как оберег, и ощущение связи с родными людьми и местами, и гарантия того, что в случае смерти в чужом краю ты все же сумеешь войти в сонм «своих» покойных — ведь на могилу тебе положат горсть родной земли. Столь же благой силой был и хлеб. Он являлся центром дома не только в символическом, но и в буквальном смысле: в красном углу славянского жилища непременно стояла коврига как зримое воплощение благополучия и одновременно могучий оберег, обеспечивающий счастье и достаток Рода. В язычестве (не только славянском) участь-удача мыслится совершенно конкретно и воплощается в предметах, которыми владеет человек. Поэтому, мы и возвращаемся к представлениям о хлебе и другой пище, которой владел славянин.


Большинство славянских обрядов, сопровождалось определённой трапезой. Например, магия куска хлеба — могучая и грозная. Если оставить недоеденный кусок на столе, настигнут бедность или болезнь. Доесть кусок за другим — забрать его счастье и удачу. Но хуже всего — ронять крошки изо рта: это предвещает смерть. По славянским правилам, чтобы избежать безвременной кончины, крошку следует поднять, поцеловать и съесть (либо бросить в огонь). В ритуальной трапезе либо продукты, либо блюдо символизировали стихию или «кормление» родителей, предков. Ритуал приготовления хлеба был подлинным священнодействием: хлеб сажали в печь в полном молчании; пока он пекся, говорить разрешалось только тихо; запрещалось выходить из избы и многое другое. Разумеется, такой сакральный обряд не мог обходиться без содействия иных сил — и на помощь хозяйке приходили покойные, умершие предки ее мужа. Именно им доставался аромат горячей выпечки; иногда для них отламывали первый кусок от буханки и оставляли в особом месте. Обрядовая славянская еда – это важная форма социального общения, любая: праздничная, церемониальная или ритуальная. Для наших предков она представляла собой традиционную общественную ценность и несла на себе символическую нагрузку.


Поэтому, можно условно разделить славянский праздничный обрядовый цикл на две группы – семейные и календарные. Пища для наших предков рассматривалась, как обязательная составляющая обряда или праздника. Наиболее значимые семейные обряды – это свадьба, рождение ребёнка, похороны. На свадьбу и на рождение ребёнка, полагалось нести, хлеб, мёд, фрукты или компот, яйца. На поминки, муку, хлеб, крупу или зёрна. Потому, что славяне издавна верили в их магическую силу. Кстати, в Беларуси считали, что самое лучшее время для свадьбы – окончание сбора урожая. То есть конец августа - сентябрь. Также хорошим периодом был небольшой отрезок времени от Крещения до Масленицы, когда между постами разрешалось есть мясо и в целом не было ограничений на веселье. И наоборот, ни в коем случае нельзя было жениться с 7 по 21 января, это время называлось «крывавыя вечары», а также во время церковных постов. А еще неблагоприятным считался для свадеб високосный год. Кроме того, было не принято проводить торжество в течение года после смерти соРОДича. Свадьбу как правило гуляли три дня. В первый день, на стол ставили рыбные пироги, шаньги с творогом, ягодами, окрошку, компоты и морсы.


На второй день подают блины и пельмени, которые нужно было покупать вместе с посудой (тарелками, стаканами, вилками, ложками). В третий день гостям продавали блины и сладкий пирог, который продавался дороже всего. Невеста обходила с таким свадебным пирогом всех гостей, которые клали сверху на пирог деньги – «покрывали его. И в наше время существует обычай на свадьбе дарить молодожёнам подарки на каравай – обрядовый хлеб. Стоит отметить так же, что главенствующую роль в славянской трапезе всегда занимали (жидкие блюда) щи, «супы», борщи. Кстати, слово «суп» является заимствованным – оно появилось в языке только в конце XVIII века при Петре I, когда в России стали появляться и приживаться западноевропейские блюда – вроде бульонов, супов-пюре. До этого жидкие блюда у славян назвались «хлёбово». О пристрастии наших предков к щам ходят легенды: говорят, что зимой щи замораживали в дорогу путникам, отчего щи, становились еще вкуснее: «Щей поел — словно шубу надел», «Добрая жена да жирные щи — другого добра не ищи». По сей день обед у славян – богатый или бедный – немыслим без щей, борща, солянки, рассольника, грибного да горохового хлёбово.


Так же значимым обрядовым блюдом у славян является каша, недаром про неё сложено много славянских поговорок и пословиц: «Щи да каша – сила наша», «Где щи да каша, там и место наше». В качестве обрядового употребления каши у предков всегда был факт начала какого-то действия или работы. Западные и восточные славяне, проживавшие в Нечерноземье, преимущественно сеяли рожь. Южные славяне рожь и пшеницу. Кроме того, и те, и другие обязательно сеяли ячмень и овёс. Муку (ржаную, гороховую, овсяную) квасили и варили кисели. Зерно мололи на крупу и готовили каши. Подавали каши к горячим щам и ухе. Добавляли крупы в различные похлёбки. Каша с фруктами, была основным поминальным блюдом. По традициям предков наших, умершим подносят горячую пищу, пока от нее идет пар, а когда пар сошел, ее можно есть живым. Таким образом через еду и огонь очага неразрывно связываются миры живых и мертвых, и мертвые участвуют в жизни своих потомков едва ли не повседневно. Подобные обычаи отражают представления, будто мертвые предки находятся рядом с живыми и мира мертвых нет вообще. На поминки обычно готовили много разных блюд, так как по правилам полагается попробовать каждое понемногу. Готовили пироги с маком, картофелем, грибами, рыбой, капустой, морковью, ягодами и вареньем, окрошку, кислую капусту с квасом, шанежки, горошницу. Если день был не постный, то готовили лапшу с курицей или мясными тефтелями. Продолжение следует…

Читайте также

Комментарии (0)

+375 29 689 46 47

Нужна помощь?

Оставьте заявку

прямо сейчас!