Успенский пост. Евдокимиво заговенье

14 августа начинается Успенский пост. Пост ни в коей мере – не диета. Возможно, следует напомнить наставление Иоанна Златоуста: «Ошибается тот, кто считает, что пост – лишь в воздержании от пищи. Истинный пост – есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи, клятвопреступления». Канун Успенчкого поста в народе получил название – Евдакимово заговенье, по имени Евдокима Каппадокского, который почитается по церковному календарю в этот день. Заговеньем называется последний день перед началом поста. Другие названия праздника: «Евдоким», «Заговор бороны». Праведный Евдоким жил в Каппадокии в IX веке. Его родители были христианами и вели благочестивый образ жизни. В юности Евдоким дал целомудренный и безбрачный обет и решил жизнь свою посвятить Господу. Из всех женщин он общался только со своей матерью, которую глубоко почитал, и любил поговорить с ней по душам. За добродетель и беспорочность Евдоким получил назначение править Харсианской областью. Во время своего правления он был справедлив, проявлял заботу о бедных людях, вдовствующих женщинах и сиротах. Именно поэтому, всеми своими жизненными поступками он угодил и Господу. И когда Евдокиму исполнилось 33 года, Господь призвал его к себе. После его смерти, у гроба, стали происходили чудеса - люди исцелялись от недугов. Евдоким считался семейным покровителем, поэтому к нему наши предки обращались с молитвой защитить семью от распада, также молили о здоровье всех домочадцев, сродников, и о верности супругов. Женщины с утра на Евдокимов день обязательно ходили в храмы и ставили свечки за здравие родных и близких, а большую свечу – за упокой умерших родственников. После церкви принято было навещали могилы родителей, дедов, других родственников, чтобы положить на каждую из могилок по куску пирога с репой. Много работы у хозяюшек было в огороде – к этому времени уже созревали огурцы, репа, баклажаны, и кабачки. К 13 августа поспевала репа - крестьянская кормилица, которую наши предки считали «вторым хлебом». Картофель, как овощная культура, появилась у русичей много позже. Репа – крупный круглый плод, богатый витаминами, каротином и минеральными солями. Особенно полезен этот овощ для мужчин – так считали наши предки. И в сказке, помните, дед тянет, потянет именно репку. Считалось в народе, что в тех семьях, где едят много репы - рождаются богатыри-асилки. Как репу наши предки только не употребляли – пареную, вяленую, запеченную, в сыром виде кушали, нарезав на маленькие кусочки и обильно полив растительным маслом. Из репы на Евдокима обязательно варили кашу, пекли пироги с начинкой из репы. Кроме этого, во многих деревнях специально к Евдокимову заговенью ставили из репы квас. Готовый квас затем разводили соком ягод - черники, клюквы, малины, смородины - и только после этого пили. А, народные знахари советовали водой, в которой варили репу, омывать кожные язвы, компрессами лечить кожные болезни (чирья, коросту). Кожа на теле, после таких процедур, скоро станет гладкой и чистой.


Наши предки крестьяне верили в примету, что если сегодня хорошо поработать, то зимой не будешь голодать. . Нежелательно этот день проводить в лени и праздности. 13 августа было принято боронить борону, чтобы во время полевых работ у нее зубья не ломались. День поэтому и прозвали – «Заговор бороны». Вечером мужчины чинили орудия труда, а также занимались очисткой плуга от земли. Его тщательно мыли и прятали до следующего сезона пахоты. По поводу серпа, бороны, пахоты у наших предков было много поговорок и пословиц. Например: «Старый конь борозды не испортит, но и глубоко не вспашет». «Не гони коня кнутом, а гони овсом». «Коню - овёс, а земле - навоз». «Шей шубу летом, точи серп зимой». «Лучше свой серп, чем рукоятка чужой сабли». «Серп под мышкой, а повсюду его ищет». «Спелому колосу - серп удалой, девице красной - жених молодой». «Конь с места не тронется, пока мужик над бороной не наклонится». Заговенье у наших предков всегда проходило шумно, особенно веселилась молодежь - песни пели, танцевали, в игры играли, водили хороводы. А, две недели затем надо будет сдерживать себя в веселии. Незамужние девушки в этот день обязательно надевали свои праздничные наряды, заплетали в волосы яркие шёлковые ленты, чтобы привлечь внимание холостых парней. Через два месяца будет Покров (14 октября),а это свадебный период, и надо было успеть найти себе хорошего жениха. В народе считалось, что самые тяжёлые порчи колдуны делают именно 13 числа, поэтому в Евдокимов день читали защитные заговоры, проводили обереговые ритуалы и обряды. Славяне еще в древности придумали обряд от наведенной порчи, сглаза, притки - это «запекать углы». Это был ритуал на защиту дома. Женщины рано утром должны испечь небольшие блинчики. Первый из них делили на четвертинки и клали по четырем углам главной комнаты в избе. Остальные блины делили также и раскладывали во всех других комнатах и помещениях хозяйского подворья. Предки славяне, после такого ритуала, были уверены, что теперь Домовой будет сыт и спокоен, и никакую нечисть в дом, на хозяйство не пропустит. На следующее утро хозяйки блины собирали и кормили ими домашних питомцев - в основном, собак и кошек. Были у предков и приметы на Евдокимов день: если 13 августа был сильный ветер – это к снежной зиме; если пчелы с утра улетали в поле – это к хорошей погоде; если туман с утра быстро рассеивается – это к ясной погоде. Сегодня ещё можно вступать в брак. Хороший день так же, чтобы браться за дела, требующие новых идей и инициативы. 13 августа - последний день перед Успенским постом. Сегодня разрешена только скоромная пища. Все верующие христиане знают, что во время поста нужно воздержаться от веселья и развлечений. Именно поэтому Евдокимов день или Евдокимово заговенье в народе считалось молодежным праздником. Только девушки и парни могли в этот день вдоволь веселиться, водить хороводы и петь песни.


Напомню, 12 августа, накануне Евдокимова заговенья, православные христиане почитают память святого мученика Иоанна Воина (IV в.). У него просят утешение и заступничества все скорбящие и обиженные, о защите от воров и убийц, об обретении украденных вещей, о защите от неправедного преследования, а также о счастливом супружестве. У наших предков за Иваном Воином закрепилось представление как о защитнике от злодеев. Когда предки хотели наказать врага, недоброжелателя или обидчика, то всегда служили молебен Ивану Воину. К Ивану Воину взывали и тогда, когда просили благословления на долгую и счастливую семейную жизнь. Молится нужно так: “Іван – вялікі воін! Не баішся ты ні ліхадзея, ні супастата, памагі рабу (імя) і рабе (імя), каб яны павянчаліся, ні на муку, ні на гора, ні ў ліхой час, а ў добраю хвіліну, каб на радасць, на вяселле, как не баяліся, яны ні калдуноў, ні калдуніц, ні грома, ні навальніц. Каб тыя навальніцы пажглі калдуноў, пажглі калдуніц вогненнай стралой, пабілі іх громам нябесным, каб яны ні брасаліся, ні кідаліся, ды на свадзбе ні зіраліся. Ты, святы Лука-Дзямян! Атлучы ўсяку нечасць ад света белага, а раба (імя) і рабу (імя) салучы ў вадно месца на радасць, на любоў, на вечны час. Амень”.


Чтобы вылечить боль в суставах или радикулит, ведуньи и знахари собирали по три листа с каждого куста листья лопуха, не больше. Затем листья лопуха сушили на печке. После этого, высушенные листья следовало прикладывать к больному месту три раза на три Спаса (14, 19, 29 августа). У предков наших был обычай на Силуяна (сила святого Яна) – сушить веник из осиновых веток. Знахари славянские, затем правили им «испорченного» человека и гадали на тяжелобольного: умрёт или будет жить. Особенно наши предки в этот день «берегли» коров от ведьм и глазливых людей, корова в хозяйстве – кормилица. В воротах и по углам скотного двора ставили осины или вбивали осиновые колья.


Итак, 14 августа начало Успенского поста. Успенский пост является третьим по счету из числа многодневных, при этом он неподвижен, то есть его сроки всегда одинаковые – с 14 по 27 августа. Посвящен пост Пресвятой Богородице и завершается праздником Её Успения (28 августа). Священное Писание ничего не говорит нам о жизни Пресвятой Богородицы после Воскресения Христова. Поэтому об Успении Богородицы мы знаем из двух латинских трактатов V века и из послания псевдо-Дионисия Ареопагита. По преданию, которое жило в ранней Церкви, все годы после Распятия, Воскресения и Вознесения Иисуса Христа Пресвятая Дева, Богородица, Мать Спасителя провела большей частью в Иерусалиме, проповедуя учение Господа наравне с апостолами. Однажды во время молитвы Дева Мария увидела Архангела Гавриила, некогда возвестившего Ей великую радость – что именно Ей суждено стать Матерью Спасителя мира. Но, на сей раз, известие было другое: через три дня душа Ее оставит тело. Богородица обрадовалась этой вести. Ведь Ее ожидала встреча с Тем, Кого Она любила гораздо больше, чем свою жизнь. Спустя три дня в доме апостола Иоанна, где жила Мария, собрались и другие апостолы: Господь чудесным образом устроил так, что все они вернулись к этому дню из дальних странствий, где проповедовали учение Христа. Не было только Фомы. Апостолы стали свидетелями блаженной кончины Святой Девы. Сам Христос, окруженный множеством ангелов, явился, чтобы принять душу Своей Пречистой Матери и возвести Ее в рай. Известно, что Дева Мария всю земную жизнь соблюдала строгую умеренность в еде, а за три дня до своего Успения перестала вкушать пищу и лишь пила воду. Таким образом, возлагая на себя ограничения Успенского поста верующие, как бы подражают в аскезе Самой Богородице. У многодневных православных постов есть, как общие черты, так и свои особенности. Успенский пост по строгости сопоставим с Великим постом. Так же, как и Петров пост, он приходится на лето. А сходство с Рождественским постом в том, что его начало и окончание имеют фиксированные календарные даты. На Успенский пост приходятся два праздника, известные по своим “народным” названиям, но имеющих также и церковное значение - это Медовый Спас (в церковном календаре - Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня), и Яблочный Спас (Преображение Господне). Первый из них связан с древним обычаем выносить на улицы и дороги Честного Древа Креста для отвращения от всевозможных болезней и напастей. По традиции в этот день в храмы народ приносит для освящения мед, собранный загодя – свежий. Этот день отмечается 14 августа, то есть с праздника Происхождения Честных Древ Креста Господня и начинается Успенский пост. На Яблочный Спас – 19 августа, традиционно освящают новый урожай яблок, но для Церкви этот день важен как большой праздник относящийся к числу двунадесятых – это праздник Преображение Господне (Двунадеся́тые пра́здники (также дванадесятые праздники) - это двенадцать важнейших после Пасхи праздников в православии. Посвящены они событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы, и входят в число великих праздников). Праздник установлен в память о событии на горе Фавор, куда Спаситель вместе с тремя самыми близкими учениками Петром, Иаковом и Иоанном удалился для молитвы. И там, молясь, Он, по слову евангелиста Матфея: «преобразился пред ними, и просияло лице Его, как солнце, одежды Его сделались белыми, как свет». При этом явились ветхозаветные пророки Моисей и Илия и беседовали с Ним. В этот день, в честь Преображения Господня, как одного из двунадесятых праздников, верующим христианам разрешается употреблять в пищу рыбу. Трапезы Успенского поста исключают мясо и мясные изделия, рыбу, морепродукты, яйца и молочные продукты. Вопрос, что можно есть в Успенский пост, а что нельзя, должен решаться индивидуально – в зависимости от состояния здоровья, возраста, физической нагрузки на работе, для каждого человека. И, конечно, совершенно отдельно нужно отнестись к постному рациону для детей – для них отказ от пищи, содержащей кальций, белок и другие важные для растущего организма вещества, может быть с нежелательными последствиями для здоровья. Благодаря обилию овощей, грибов, фруктов, огородной зелени, ягод и мёда, орехов в августе, пища Успенского поста разнообразна, питательна и не голодная. Недаром Успенский пост в народе издавна называется лакомкой. Следует учитывать, что в вопросе воздержания от той или иной пищи, православные верующие христиане ориентируются на монастырский устав, а это не всем по силам. Пост ни в коей мере – не диета. По воздержанию в пище Успенский пост подобен Великому посту. В понедельник, среду и пятницу монастырский устав предусматривает сухоядение – вкушение невареной еды. По вторникам и четвергам допускается употребление горячих блюд, но без растительного масла. По субботам и воскресеньям – горячая пища с растительным маслом. Всем нам желаю Божьей помощи в посте.

Читайте также

Комментарии (0)

+375 29 689 46 47

Нужна помощь?

Оставьте заявку

прямо сейчас!